ОПЛАТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА

23.1. В каком размере учитывается оплата дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (п. 7 ст. 255 НК РФ)?

23.2. Признается ли расходом оплата дополнительного отпуска, не предусмотренного законодательством (п. 7 ст. 255 НК РФ)?

 

23.1. В каком размере учитывается оплата дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (п. 7 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ разрешает учитывать в качестве расходов оплату труда, сохраняемую на время отпуска, предусмотренного законодательством (п. 7 ст. 255).

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам за ненормированный рабочий день положен отпуск, продолжительность которого определяется коллективным или трудовым договором и составляет не менее трех дней.

Согласно официальной позиции оплата дополнительного отпуска признается расходом в размере, установленном трудовым договором.

Есть пример судебного решения, из которого следует, что продолжительность дополнительного отпуска устанавливает работодатель. Оплата этого отпуска признается расходом в полном объеме.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/4/6

Финансовое ведомство разъясняет следующее: оплата дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день признается расходом в фактических размерах при условии, что порядок предоставления такого отпуска определяется трудовым договором.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/2/131

Письмо Минфина России от 13.01.2006 N 03-03-04/2/5

Письмо Минфина России от 28.01.2005 N 03-03-01-04/1/38

Консультация эксперта, 2007

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2006 по делу N А56-28496/2005

Суд пришел к следующему выводу: ст. 119 ТК РФ утвержден только минимальный размер продолжительности дополнительного отпуска (не менее трех календарных дней); работодатель самостоятельно в коллективном договоре устанавливает продолжительность дополнительного отпуска, оплата которого подлежит включению в состав расходов в полном объеме.

 

23.2. Признается ли расходом оплата дополнительного отпуска, не предусмотренного законодательством (п. 7 ст. 255 НК РФ)?

 

В ст. 116 ТК РФ установлено, что дополнительный отпуск предоставляется работникам за вредные и (или) опасные условия труда, особый характер работы, ненормированный рабочий день, работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в случаях, предусмотренных законодательством. В то же время данная статья предоставляет работодателю право самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска. Основания для их предоставления не оговариваются.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно позиции финансового ведомства оплата дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством, не признается расходом. Аналогичное мнение встречается в авторских материалах.

Есть судебный акт, из которого следует, что оплата дополнительного отпуска за непрерывный стаж работы не является расходом, потому что предоставление такого отпуска законодательством не предусмотрено.

Ранее Минфин России придерживался другой позиции: оплата дополнительного отпуска за работу в многосменном режиме признается расходом, если отпуск установлен коллективным договором. Есть авторские консультации со следующим выводом: оплата дополнительного отпуска, продолжительность которого превышает установленный законодательством срок, может быть учтена в расходах, если такой отпуск предусмотрен коллективным или трудовым договором.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Оплата дополнительного отпуска, не предусмотренного законодательством, не признается расходом

 

Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-03-06/1/689

Финансовое ведомство указывает, что Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в многосменном режиме. Поэтому налогоплательщик не сможет признать расходы на оплату таких отпусков, даже если их предоставление предусмотрено в коллективном договоре.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 29.12.2007 N 03-03-06/1/900

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 11.01.2005 N 28-11/230

Разъяснено, что оплата дополнительного отпуска, не предусмотренного законодательством РФ, не признается расходом для целей налога на прибыль.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Социальный пакет компании (Труханова Е.Т.) («Зарплата», 2007, N 3)

Статья: Отпуск можно удлинить (Зеленкова Л.) («Расчет», 2006, N 5)

Статья: Дополнительными днями отпуск не испортишь (Якимович И.) («Учет. Налоги. Право», 2006, N 7)

 

Постановление ФАС Уральского округа от 08.11.2005 N Ф09-4994/05-С7

Суд признал неправомерным отнесение к расходам оплаты дополнительного отпуска, поскольку предоставление такого отпуска за непрерывный трудовой стаж не предусмотрено законодательством.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2011

 

Консультация эксперта, 2006

По мнению автора, оплата дополнительных отпусков для сотрудников, чья работа предполагает частые командировки, расходом не признается, потому что подобные отпуска законодательством не предусмотрены.

 

Позиция 2. Компенсация дополнительного отпуска, установленного коллективным или трудовым договором, признается расходом

 

Письмо Минфина России от 27.02.2006 N 03-03-04/1/143

Финансовое ведомство разъясняет, что если обязанность предоставления дополнительных отпусков в связи с работой в многосменном режиме закреплена в коллективном договоре, то их оплата признается расходом.

 

Консультация эксперта, 2005

По мнению автора, ст. 116 ТК РФ позволяет работодателям самостоятельно устанавливать работникам дополнительные отпуска за особые условия труда. Поэтому, если дополнительный отпуск установлен трудовым договором, его оплата признается расходом.

 

Статья: Учет дополнительных отпусков (Вагапова А.) («Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, N 22)

По мнению автора, чтобы избежать споров с инспекцией, оплату дополнительных дней нужно рассматривать не как затраты на дополнительный отпуск, а как другие виды расходов в пользу работника, предусмотренные трудовым или коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ).

 

  1. КОМПЕНСАЦИЯ ЗА НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ОТПУСК

 

24.1. В каком размере учитывается в расходах компенсация за неиспользованный отпуск (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

24.2. Признается ли расходом денежная компенсация взамен дополнительного отпуска, предоставляемого лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

24.3. В какой части признается расходом денежная компенсация взамен неиспользованного отпуска при переносе отпусков до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

24.4. В какой части признается расходом денежная компенсация взамен неиспользованного отпуска при переносе отпусков после вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

24.5. Включаются ли в расходы суммы компенсаций дополнительных отпусков, предоставление которых не предусмотрено законодательством (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

 

24.1. В каком размере учитывается в расходах компенсация за неиспользованный отпуск (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

 

В п. 8 ст. 255 НК РФ указано, что расходами признаются компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 126 ТК РФ компенсацией может быть заменена часть отпуска, превышающая 28 календарных дней.

По данному вопросу есть две позиции.

Согласно официальной точке зрения Минфина России расходом признается компенсация только части отпуска, превышающей 28 календарных дней. ФНС России и УФНС России по г. Москве подтверждают данный подход. Есть судебные акты с аналогичной точкой зрения.

В то же время есть постановление суда, из которого следует, что компенсация взамен отпуска признается расходом в силу прямого указания в Налоговом кодексе. При этом нарушение порядка, установленного Трудовым кодексом, значения не имеет.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Расходом признается компенсация части отпуска, превышающей 28 календарных дней

 

Письмо Минфина России от 24.01.2014 N 03-03-07/2516

Финансовое ведомство разъяснило, что с учетом трудового законодательства денежная компенсация работнику за неиспользованный отпуск (в том числе за неиспользованный дополнительный отпуск) учитывается в расходах на оплату труда в части, превышающей 28 календарных дней.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 01.11.2013 N 03-03-06/1/46713

Письмо Минфина России от 15.12.2010 N 03-03-06/2/212

 

Письмо Минфина России от 11.10.2007 N 03-03-06/2/189

Разъяснено, что расходом признается денежная компенсация части не использованного работником отпуска, превышающей 28 календарных дней.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо ФНС России от 28.04.2005 N 02-3-08/93

Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2011 N 16-15/049788@

Письмо УФНС России по г. Москве от 06.08.2010 N 16-15/083217@

Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2005 N 20-12/77740

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2006 N Ф04-2108/2006(21481-А27-37) по делу N А27-26560/05-2

Суд признал неправомерным отнесение к расходам денежной компенсации взамен основного отпуска и указал, что расходом может признаваться только компенсация части отпуска, превышающей 28 календарных дней.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2005 N Ф09-2009/05-С2 по делу N А60-36589/04

 

Позиция 2. Расходом признается компенсация всего неиспользованного отпуска

 

Постановление ФАС Уральского округа от 03.08.2006, 27.07.2006 N Ф09-6575/06-С2 по делу N А50-45680/05

Суд указал, что нарушение правила, установленного ст. 126 ТК РФ, является нарушением трудового законодательства и не влияет на порядок налогообложения, поскольку компенсации за неиспользованный отпуск в любом случае подлежат выплате работникам и в силу п. 8 ст. 255 НК РФ безусловно относятся к расходам на оплату труда.

 

24.2. Признается ли расходом денежная компенсация взамен дополнительного отпуска, предоставляемого лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2014.

 

В п. 8 ст. 255 НК РФ указано, что расходами признаются компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 126 ТК РФ не допускается замена отпуска денежной компенсацией работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Официальной позиции по данному вопросу нет.

Есть примеры судебных актов, из которых следует, что денежные выплаты взамен отпуска работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, не уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку противоречат трудовому законодательству.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2006 N Ф04-2720/2005(22307-А27-29) по делу N А27-27385/04-2

Суд указал, что замена отпуска денежной компенсацией лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиям труда, запрещена ст. 126 ТК РФ. Поэтому такие выплаты не признаются расходами по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2006 N Ф04-3463/2006(23416-А27-27) по делу N А27-35090/05-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2006 N Ф04-2819/2006(22643-А27-31) по делу N А27-40794/2005-2

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2006 N Ф04-2364/2006(22214-А27-3) по делу N А27-38057/05-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2006 N Ф04-2433/2006(20470-А27-14) по делу N А27-25789/2005-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2006 N Ф04-2636/2005(19198-А27-14), Ф04-2636/2005(19592-А27-14)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2005 N Ф04-1459/2005(9708-А27-35)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 N Ф04-1442/2005(9592-А27-15)

 

24.3. В какой части признается расходом денежная компенсация взамен неиспользованного отпуска при переносе отпусков до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

 

В п. 8 ст. 255 НК РФ указано, что расходами признаются компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 126 ТК РФ (редакция до 2006 г.) компенсацией может быть заменена часть отпуска, превышающая 28 календарных дней.

В Письме Минтруда России от 25.04.2002 N 966-10 «О применении положений статьи 126 Трудового кодекса РФ по замене части отпуска денежной компенсацией» разъяснено, что при замене части отпуска денежной компенсацией, исходя из ст. 126 ТК РФ, возможны два варианта действий:

1) выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, т.е. при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые годы) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающее основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней;

2) выплата денежной компенсации только взамен части каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно первой позиции, выраженной Минфином России, расходом признается компенсация, выплаченная взамен отпуска, превышающего 28 календарных дней, т.е. при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые года) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающих основной отпуск. Есть судебные акты, подтверждающие данный подход. Аналогичного мнения придерживаются авторы.

Согласно второй точке зрения, также озвученной Минфином России, к расходам можно отнести компенсацию только части каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней. Аналогичного мнения придерживаются авторы.

Финансовое ведомство отмечает, что налогоплательщик может относить к расходам компенсацию за неиспользованный отпуск, выплаченную любым из приведенных способов.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Расходом признается компенсация, выплаченная за все количество дней, превышающих 28 дней

 

Письмо Минфина России от 21.06.2006 N 03-03-04/4/110

Финансовое ведомство разъясняет, что при суммировании отпусков компенсация за неиспользованный отпуск будет признаваться расходом, если выплачена одним из двух способов:

1) взамен всей части отпуска, превышающей 28 календарных дней;

2) взамен части каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/24

Письмо Минфина России от 01.06.2006 N 03-03-04/3/10

Письмо Минфина России от 08.02.2006 N 03-05-02-04/13

Статья: Учитываем компенсацию за неиспользованный отпуск (Газизова А.Р.) («Главбух». Приложение «Учет в сельском хозяйстве», 2006, N 3)

Статья: Налогообложение компенсационных выплат сотрудникам (Холоднова О.А.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 5)

Консультация эксперта, 2006

 

Письмо ФНС России от 28.04.2005 N 02-3-08/93

В Письме разъясняется, что при суммировании отпусков расходом может признаваться часть, превышающая 28 календарных дней.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2005 N 20-12/77740

Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2006

 

Постановление ФАС Московского округа от 22.01.2008 N КА-А40/14328-07 по делу N А40-21297/07-108-91

Суд указал, что при соединении работником нескольких отпусков работодатель вправе учесть в составе расходов компенсацию за все дни неиспользованных отпусков, превышающие количество дней отпуска текущего года.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2007 по делу N А44-1709/2006-7

 

Позиция 2. Расходом признается компенсация части каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней

 

Письмо Минфина России от 21.06.2006 N 03-03-04/4/110

Финансовое ведомство разъясняет, что при суммировании отпусков компенсация за неиспользованный отпуск будет признаваться расходом, если выплачена одним из двух способов:

1) взамен всей части отпуска, превышающей 28 календарных дней;

2) взамен части каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/24

Статья: Учитываем компенсацию за неиспользованный отпуск (Газизова А.Р.) («Главбух». Приложение «Учет в сельском хозяйстве», 2006, N 3)

Статья: Налогообложение компенсационных выплат сотрудникам (Холоднова О.А.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 5)

Консультация эксперта, 2006

 

24.4. В какой части признается расходом денежная компенсация взамен неиспользованного отпуска при переносе отпусков после вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

 

В п. 8 ст. 255 НК РФ указано, что расходами признаются компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Официальной позиции нет.

Есть мнения авторов, согласно которым при суммировании отпусков расходом признается только компенсация части каждого отпуска, превышающей 28 календарных дней.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Консультация эксперта, 2006

Автор указывает, что после вступления в силу новой редакции ст. 126 ТК РФ при суммировании отпусков расходом будет признаваться компенсация части каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Новый порядок расчета и выплат компенсаций за неиспользованные отпуска (Климова М.А.) («Бухгалтерский бюллетень», 2006, N 10)

 

24.5. Включаются ли в расходы суммы компенсаций дополнительных отпусков, предоставление которых не предусмотрено законодательством (п. 8 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Согласно официальной позиции компенсация дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством, расходом не признается. Аналогичное мнение высказано в авторских материалах.

Есть судебный акт, подтверждающий данную точку зрения.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 18.10.2005 N 03-03-04/1/284

Финансовое ведомство разъясняет, что компенсация дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством, а предоставляемых в соответствии с коллективным договором, расходом не признается.

 

Консультация эксперта, 2006

По мнению автора, денежная компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск, установленный коллективным договором, не учитывается в расходах по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Компенсация за неиспользованный отпуск: расчет, учет, налоги (Васильев Ю.А.) («Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2006, N 11)

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2006 N Ф04-4099/2005(21317-А27-29) по делу N А27-4323/05-2

Суд указал, что дополнительный отпуск для работников, проводящих не менее 50 процентов рабочего времени за компьютером, не предусмотрен трудовым законодательством. В связи с этим суммы компенсации за неиспользованный отпуск расходами не признаются.

 

  1. ВЫПЛАТЫ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

 

25.1. Включаются ли в расходы затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленных дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ)?

25.2. Включаются ли в расходы затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленных соглашением о расторжении трудового договора (п. п. 9, 25 ч. 2 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ)?

25.3. Признается ли расходом выплата заработной платы сокращенным работникам-пенсионерам за третий месяц нетрудоустройства (п. 9 ст. 255 НК РФ)?

25.4. Признается ли расходом выплата заработной платы сокращенным пенсионерам — работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, за четвертый — шестой месяцы нетрудоустройства (п. 9 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ)?

 

25.1. Включаются ли в расходы затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленных дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2015. С указанной даты начисления увольняемым работникам, в частности, выплачиваемые работодателем при прекращении трудового договора выходные пособия, которые предусмотрены трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями между их сторонами, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 9 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

 

Согласно ч. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами.

В составе расходов на оплату труда можно учесть и другие виды расходов в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договорами (п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ). Кроме того, в силу п. 21 ст. 270 НК РФ не учитываются в составе расходов любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

В соответствии со ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон.

В ч. 3 ст. 57 ТК РФ указано, что дополнительное соглашение к трудовому договору является его неотъемлемой частью.

В ст. 178 ТК РФ перечислены случаи выплаты работникам выходного пособия. Согласно ч. 4 данной нормы трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться их повышенные размеры.

Возникает вопрос: включаются ли в расходы затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленные дополнительным соглашением к трудовому договору?

По рассматриваемому вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России, выплаты при увольнении работника, предусмотренные дополнительным соглашением к трудовому договору, учитываются в составе расходов. Подобной позиции также придерживается УФНС России по г. Москве. Есть судебный акт, подтверждающий данный подход.

Ранее Минфин России высказывал противоположное мнение, в соответствии с которым установленные дополнительным соглашением компенсации, выплачиваемые при увольнении работника, в расходах не учитываются. Есть Письмо ФНС России, согласно которому спорные выплаты учесть в расходах нельзя.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленные дополнительным соглашением к трудовому договору, можно учесть в расходах

 

Письмо Минфина России от 16.07.2014 N 03-03-06/1/34828

Разъясняется, что при увольнении сотрудника по основаниям, не указанным в ст. 178 ТК РФ, выплата выходного пособия, предусмотренная трудовым или коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, учитывается в расходах.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 16.07.2014 N 03-03-06/1/34831

Письмо Минфина России от 13.05.2014 N 03-03-РЗ/22276

Письмо Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11639

Письмо Минфина России от 29.07.2013 N 03-03-06/1/30009

Письмо Минфина России от 10.06.2013 N 03-03-06/1/21465

Письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/188

Письмо Минфина России от 14.03.2011 N 03-03-06/2/40

Письмо Минфина России от 03.12.2010 N 03-03-06/4/117

Письмо Минфина России от 07.10.2010 N 03-03-06/1/639

Письмо Минфина России от 09.07.2010 N 03-03-06/4/66

Письмо Минфина России от 16.02.2010 N 03-03-06/1/73

 

Письмо Минфина России от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308

Министерство разъясняет, что выплата выходного пособия при расторжении трудового договора (в том числе по соглашению сторон), установленная в соответствии с Трудовым кодексом РФ, учитывается в расходах, если она предусмотрена, в частности, дополнительным соглашением к трудовому договору.

 

Письмо Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/2/47

Финансовое ведомство разъясняет, что компенсации при расторжении трудового договора можно учесть в расходах в случае, если такая выплата предусмотрена трудовым договором, дополнительным соглашением, являющимся его неотъемлемой частью, или коллективным договором. Налогоплательщик вправе учесть полную сумму выплаченных работникам выходных пособий вне зависимости от их величины.

 

Письмо Минфина России от 24.01.2012 N 03-03-06/1/29

Разъясняется, что компенсацию, перечисляемую работникам при увольнении по соглашению сторон, можно учесть в расходах, если такие выплаты предусмотрены дополнительным соглашением к трудовому договору.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 07.04.2011 N 03-03-06/1/224

 

Письмо Минфина России от 17.11.2010 N 03-04-06/6-268

Финансовое ведомство разъяснило, что компенсации, выплачиваемые руководителю организации при прекращении с ним трудового договора, учитываются в расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

 

Письмо Минфина России от 02.12.2009 N 03-03-05/219

Разъяснено, что выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника независимо от оснований расторжения трудового договора и установленное дополнительным соглашением, учитывается в составе расходов.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/1/464

Письмо Минфина России от 08.07.2009 N 03-03-06/1/449

Письмо Минфина России от 30.04.2009 N 03-03-06/1/289

Письмо Минфина России от 19.03.2009 N 03-03-06/2/55

Письмо Минфина России от 17.03.2009 N 03-03-06/1/146

Письма Минфина России от 17.12.2008 N 03-03-06/2/171, N 03-03-06/2/172

Письмо Минфина России от 15.12.2008 N 03-03-06/2/168

Письмо Минфина России от 26.09.2008 N 03-03-06/1/546

Письмо Минфина России от 11.09.2008 N 03-03-06/1/525

Письмо Минфина России от 12.12.2007 N 03-03-06/2/222

Письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.2009 N 16-15/063486

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.04.2009 N 16-15/041186

Письмо УФНС России по г. Москве от 24.03.2009 N 16-12/026609@

Письмо УФНС России по г. Москве от 19.11.2008 N 19-12/107952

 

Письмо Минфина России от 07.12.2009 N 03-03-06/1/789

Разъясняется, что выходное пособие при увольнении сотрудника по основаниям, не предусмотренным ст. 178 ТК РФ, учитывается в расходах, если такая выплата предусмотрена трудовым договором, дополнительным соглашением к нему или коллективным договором.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-06/2/168

 

Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 N Ф05-6899/2014 по делу N А40-149407/13-20-533

Суд пришел к следующему выводу: выплата компенсаций при расторжении трудового договора являлась обязанностью работодателя, поскольку спорные выплаты установлены дополнительными соглашениями, являющимися неотъемлемой частью трудовых договоров (ст. 57 ТК РФ). Суд отклонил довод о том, что выплаты при увольнении не имели стимулирующего характера и не были связаны с производственной деятельностью организации. Суд отметил, что спорные суммы выплачены во исполнение обязанностей, установленных трудовыми договорами с работниками. Квалификация их как затрат, которые произведены в рамках деятельности, направленной на получение дохода, не меняется.

 

Позиция 2. Затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленные дополнительным соглашением к трудовому договору, в расходах не учитываются

 

Письмо Минфина России от 21.02.2007 N 03-03-06/2/38

Финансовое ведомство разъясняет, что дополнительная компенсация, выплачиваемая работнику в соответствии с дополнительным соглашением при прекращении трудового договора по соглашению сторон, не учитывается в составе расходов на оплату труда, как не соответствующая ст. 255 НК РФ.

 

Письмо ФНС России от 28.07.2014 N ГД-4-3/14565@

По мнению налоговой службы, для включения выплат в пользу работника в расходы необходимо соблюдение двух условий:

— отражение данных выплат в коллективном и (или) трудовом договорах либо в дополнительных соглашениях к ним с обязательным указанием на то, что такие соглашения являются неотъемлемой частью соответствующего договора;

— производственный характер выплат и наличие их связи с режимом работ и условиями труда работника.

Примечание. В Письме не содержится прямого вывода о необоснованности учета в расходах выплат работникам при их увольнении по соглашению сторон. Однако подход, отраженный в рассматриваемом Письме, свидетельствует о том, что налогоплательщикам будет отказано в признании спорных выплат. Это следует из приведенного в Письме вывода арбитражных судов о том, что такие выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника. Включение в трудовой договор условия о выплате компенсации при увольнении по соглашению сторон не стимулирует работника к продолжению трудовых обязанностей, а направлено на их прекращение, что противоречит п. 3 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

 

25.2. Включаются ли в расходы затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленных соглашением о расторжении трудового договора (п. п. 9, 25 ч. 2 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2015. С указанной даты начисления увольняемым работникам, в частности, выплачиваемые работодателем при прекращении трудового договора выходные пособия, которые предусмотрены в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 9 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

 

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам относятся выплаты работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

В расходах на оплату труда можно учесть и другие виды произведенных в пользу работника расходов, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами (п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ). Согласно п. 21 ст. 270 НК РФ не учитываются затраты в виде любых вознаграждений, выплачиваемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, установленных на основании трудовых договоров (контрактов).

В силу ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон.

В ст. 178 ТК РФ перечислены случаи выплаты работникам выходного пособия. Согласно ч. 4 данной нормы трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться их повышенные размеры.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ при необходимости можно включить в трудовой договор какие-либо условия после его заключения. Для этого необходимо составить в письменной форме приложение к договору либо отдельное соглашение сторон, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

По данному вопросу существует две точки зрения.

В письмах Минфина России и УФНС России по г. Москве разъясняется, что затраты на выплату выходного пособия, предусмотренного соглашением о прекращении (расторжении) трудового договора, можно учесть в расходах.

Иная позиция выражена в письмах ФНС России и УФНС России по г. Москве, судебных актах: включить такие выплаты в состав расходов нельзя.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленные соглашением о расторжении трудового договора, можно учесть в расходах

 

Письмо Минфина России от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308

Финансовое ведомство разъясняет, что выплата выходного пособия при расторжении трудового договора (в том числе по соглашению сторон), установленная в соответствии с Трудовым кодексом РФ, учитывается в расходах, если она предусмотрена, в частности, соглашением о расторжении трудового договора.

 

Письмо Минфина России от 10.06.2013 N 03-03-06/1/21479

Ведомство разъясняет, что затраты на выплату пособий, размер которых на основании локального нормативного акта установлен в соглашениях о расторжении трудовых договоров, можно учесть в составе расходов.

 

Письмо Минфина России от 16.12.2010 N 03-03-06/1/787

Разъясняется, что в состав расходов включается выходное пособие увольняемого работника, которое выплачивается на основании соглашения о прекращении трудового договора, являющегося его неотъемлемой частью.

 

Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/1/464

Финансовое ведомство разъясняет, что выходное пособие, предусмотренное соглашением о прекращении (расторжении) трудового договора, учитывается в расходах независимо от оснований расторжения договора.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 16.04.2009 N 03-03-06/2/86

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/105705@

Налоговые органы разъясняют, что единовременная выплата, предусмотренная соглашением о прекращении трудового договора, которое является неотъемлемой частью последнего, учитывается в расходах. При этом размер выплаты должен соответствовать пределам, установленным Трудовым кодексом РФ либо трудовым (коллективным) договором.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023309@

 

Позиция 2. Затраты на выплату вознаграждений (выходного пособия) при увольнении работника, установленных соглашением о расторжении трудового договора, в расходах не учитываются

 

Письмо ФНС России от 28.07.2014 N ГД-4-3/14565@

По мнению налоговой службы, выплаты в пользу работника можно включить в состав расходов при соблюдении двух условий:

— отражение данных выплат в коллективном и (или) в трудовом договорах либо в дополнительных соглашениях к ним с обязательным указанием, что такие соглашения являются неотъемлемой частью соответствующего договора;

— производственный характер выплат и наличие их связи с режимом работ и условиями труда работника.

Примечание. В Письме не содержится прямого вывода о необоснованности учета в расходах выплат работникам при их увольнении по соглашению сторон. Однако подход, выраженный налоговой службой в рассматриваемом Письме, свидетельствует о том, что налогоплательщикам будет отказано в признании спорных выплат. Это следует из приведенного в Письме вывода арбитражных судов, согласно которому такие выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника, включение в трудовой договор условия о компенсации при увольнении по соглашению сторон не стимулирует работника к продолжению трудовых обязанностей, а направлено на их прекращение, что противоречит п. 3 ч. 2 ст. 255 НК РФ.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 13.01.2006 N 21-11/1189

Разъясняется, что Трудовым кодексом РФ не предусмотрена выплата компенсации (отступного) в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон. Такие выплаты, не установленные трудовым или коллективным договором, не отвечают требованиям ст. ст. 252, 255 НК РФ и не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 23.03.2005 N 20-12/06564

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2013 по делу N А27-18888/2012

Суд указал, что дополнительная компенсация при увольнении работников, выплачиваемая на основании соглашения о расторжении трудового договора, не признается закрепленной трудовым договором. В связи с этим она не учитывается в составе расходов на оплату труда на основании п. 21 ст. 270 НК РФ.

Как отметил суд, такая выплата не предусмотрена законом, ее размер не определен и она не является обязанностью работодателя. Кроме того, соглашение сторон о расторжении трудового договора служит основанием для прекращения трудового договора, а не дополнением к нему.

 

Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу N А40-51601/11-129-222

Суд указал, что Трудовым кодексом РФ не установлена выплата компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон. Такая компенсация, выплачиваемая на основании соглашения о расторжении трудового договора, не признается закрепленной трудовым договором и в силу п. 21 ст. 270 НК РФ не учитывается в расходах на оплату труда. Она не предусмотрена и коллективным договором. Кроме того, данная выплата не является экономически обоснованной и направленной на получение дохода, а значит, не соответствует критериям ст. 252 НК РФ.

 

25.3. Признается ли расходом выплата заработной платы сокращенным работникам-пенсионерам за третий месяц нетрудоустройства (п. 9 ст. 255 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 255 НК РФ к расходам относятся начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика. Под такими начислениями понимаются, в частности, выходные пособия при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Каких-либо ограничений в отношении пенсионеров Налоговый кодекс РФ не устанавливает.

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Для признания гражданина безработным ему необходимо обратиться в органы службы занятости. При этом граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, не считаются безработными (п. п. 1, 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

Согласно официальной позиции Минфина России выплаты сокращенным работникам-пенсионерам в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения признаются расходами.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234

Финансовое ведомство разъясняет, что выплаты работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения учитываются в составе расходов на оплату труда.

 

25.4. Признается ли расходом выплата заработной платы сокращенным пенсионерам — работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, за четвертый — шестой месяцы нетрудоустройства (п. 9 ст. 255 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 255 НК РФ к расходам относятся начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата. Под такими начислениями понимаются выходные пособия при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 318 ТК РФ за работником, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ее ликвидацией (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением ее численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет его средств.

Для признания гражданина безработным ему необходимо обратиться в органы службы занятости. При этом граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, не считаются безработными (п. п. 1, 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо ограничений в отношении учета в расходах выплат сокращенным работникам-пенсионерам.

Согласно официальной позиции признаются расходами выплаты сокращенным пенсионерам — работникам организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в виде среднего месячного заработка за четвертый — шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо ФНС России от 09.06.2010 N ШС-37-3/3837@

Налоговое ведомство указало, что начисления пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в виде среднего месячного заработка за четвертый — шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, учитываются в расходах на оплату труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ.

 

  1. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

 

26.1. Признаются ли расходами выплаты за выслугу лет, предусмотренные трудовым (коллективным) договором или локальными актами (п. 10 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ позволяет учитывать в качестве расходов вознаграждение за выслугу лет, предусмотренное законодательством (п. 10 ст. 255).

Разъяснений по поводу того, можно ли включать в расходы вознаграждения за выслугу лет, установленные в коллективном (трудовом) договоре или локальных актах организации, Налоговый кодекс РФ не содержит.

Позиция Минфина России, ФНС России и УФНС России по г. Москве заключается в том, что вознаграждения за выслугу лет признаются расходами, если они предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами, а также локальными актами организации. Есть судебные акты, из которых следует, что вознаграждение за выслугу лет, установленное в коллективном (трудовом) договоре или в локальном акте, уменьшает налогооблагаемую прибыль.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо ФНС России от 11.08.2014 N ГД-4-3/15717@

Финансовое ведомство разъясняет следующее: единовременное вознаграждение за выслугу лет признается расходом по налогу на прибыль при условии, что порядок, размер и условия его выплаты предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами, а также локальными нормативными актами.

В документе отмечено, что позиция ФНС России согласована с Минфином России и должна быть доведена до сведения нижестоящих налоговых органов.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 23.01.2008 N 03-03-06/2/5

Письмо УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 N 16-15/062759@

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 по делу N А28-1630/2008-43/29

Суд указал, что вознаграждения за выслугу лет, предусмотренные коллективным и трудовыми договорами, а также положениями о порядке выплат таких вознаграждений, в силу п. п. 2, 3, 25 ст. 255 НК РФ относятся к расходам на оплату труда.

Примечание. В рассматриваемом деле суммы вознаграждений за выслугу лет не учитывались налогоплательщиком в составе расходов согласно п. 1 ст. 270 НК РФ, поскольку источником их выплаты была прибыль текущих отчетных периодов, оставшаяся после перечисления в бюджет налогов.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2006 по делу N А66-14500/2005

Суд указал следующее. Системное толкование п. 10 ст. 255 и п. 21 ст. 270 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что выплачиваемые на основании трудовых договоров вознаграждения за выслугу лет входят в состав расходов на оплату труда. Учитывая, что выплата вознаграждения за выслугу лет предусмотрена коллективным договором, суд признал правомерным отнесение спорных сумм к расходам.

 

  1. РАЙОННЫЕ НАДБАВКИ

 

27.1. Признаются ли расходами районные коэффициенты, начисленные на премии, если локальными актами организации это не предусмотрено (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

27.2. Признаются ли расходами процентные надбавки и районные коэффициенты, начисленные на суммы материальной помощи работникам (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

27.3. Признаются ли расходами надбавки и (или) выплаты по районным коэффициентам, начисленные на заработную плату работникам филиала, находящегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если организация на данной территории не зарегистрирована (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

27.4. Признаются ли расходами надбавки, начисленные на выплаты работникам, командированным в районы, где действует районное регулирование труда (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

27.5. Можно ли учесть в расходах процентные надбавки, выплаченные работникам, предоставленным по договорам предоставления персонала в сторонние организации, которые расположены в районах, где действует районное регулирование труда, если работодатель не находится в указанных районах (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

27.6. В каком размере включаются в расходы надбавки и (или) районные коэффициенты к заработной плате, выплаченные лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, организациями, не относящимися к бюджетной сфере, если они превышают предусмотренный законодательством размер (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

27.7. Можно ли признать расходами надбавки к заработной плате, установленные в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

27.8. В каком размере учитывается в расходах заработная плата женщинам, для которых установлена сокращенная рабочая неделя (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

27.1. Признаются ли расходами районные коэффициенты, начисленные на премии, если локальными актами организации это не предусмотрено (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Есть пример судебного решения, из которого следует, что процентные надбавки и районные коэффициенты, начисленные на премии, признаются расходами, даже если это не предусмотрено приказом о начислении премий. Аналогичного мнения придерживаются авторы.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.10.2006, 04.10.2006 N Ф03-А80/06-2/3215 по делу N А80-22/2006

Суд признал правомерным отнесение к расходам процентных надбавок и районных коэффициентов, начисленных на премии, несмотря на отсутствие в локальном нормативном акте указания на то, что премии выплачиваются с начислением на них этих надбавок и коэффициентов.

Аналогичные выводы содержит:

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 15.12.2006

 

27.2. Признаются ли расходами процентные надбавки и районные коэффициенты, начисленные на суммы материальной помощи работникам (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Существует две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Согласно точке зрения, высказанной в авторских материалах, процентные надбавки и районные коэффициенты, начисленные на материальную помощь, расходами не признаются.

Есть пример судебного решения, из которого следует, что процентные надбавки и районные коэффициенты, начисленные на материальную помощь, признаются расходами.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Процентные надбавки и районные коэффициенты не применяются к материальной помощи

 

Статья: Материальная помощь: бухгалтерский и налоговый учет (Антошина О., Титкова Н.) («Финансовая газета. Региональный выпуск», 2006, N 8)

По мнению автора, к материальной помощи не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это связано с тем, что материальная помощь не является вознаграждением за труд и не относится к выплатам стимулирующего и компенсационного характера.

 

Позиция 2. Процентные надбавки и районные коэффициенты применяются к материальной помощи

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.11.2005 N Ф03-А04/05-1/3174

Суд признал правомерным начисление районного коэффициента и надбавок на материальную помощь работникам.

 

27.3. Признаются ли расходами надбавки и (или) выплаты по районным коэффициентам, начисленные на заработную плату работникам филиала, находящегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если организация на данной территории не зарегистрирована (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

Повышенные размеры районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате работников государственных органов, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений устанавливают соответственно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Данные суммы относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Это установлено ст. ст. 316, 317 ТК РФ, ст. ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, аналогичные положения не предусмотрены. При этом согласно ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно п. п. 11 и 12 ст. 255 НК РФ в расходах по налогу на прибыль можно учесть надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Возникает вопрос: признаются ли расходами надбавки и (или) выплаты по районным коэффициентам, начисленные на заработную плату работникам филиала, находящегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если организация на данной территории не зарегистрирована?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно официальной позиции Минфина России организация, находящаяся на территории, где не действует районное регулирование оплаты труда, вправе учесть расходы на выплату начислений по районным коэффициентам в отношении сотрудников обособленного подразделения, расположенного на территории, где действует районное регулирование оплаты труда.

Вместе с тем согласно позиции УФНС России по г. Москве организация, находящаяся на территории, где не действует районное регулирование оплаты труда, вправе учесть в расходах выплаты по надбавкам и (или) районным коэффициентам сотрудникам филиала, расположенного на территории, где действует районное регулирование оплаты труда, только если они предусмотрены трудовыми договорами.

Также есть мнение автора, согласно которому организация, которая создает обособленное подразделение в районах Крайнего Севера и при этом сама там не находится, может учитывать в расходах надбавки, обусловленные районным регулированием труда, если повышающий коэффициент оплаты труда установлен местными органами власти в соответствии с п. 11 ст. 255 НК РФ.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Организация, находящаяся на территории, на которой не действует районное регулирование оплаты труда, вправе учесть в расходах выплаты по районным коэффициентам сотрудникам филиала, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

 

Письмо Минфина России от 01.03.2013 N 03-03-06/1/6115

Ведомство разъясняет, что организация, находящаяся на территории, на которой не действует районное регулирование оплаты труда, вправе учесть расходы на выплату начислений по районным коэффициентам сотрудникам обособленных подразделений, находящихся в районах Крайнего Севера.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5822

 

Позиция 2. Организация, находящаяся на территории, на которой не действует районное регулирование оплаты труда, вправе учесть в расходах выплаты по надбавкам и (или) районным коэффициентам сотрудникам филиала, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они предусмотрены трудовыми договорами

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121863

Разъясняется, что если районные коэффициенты к заработной плате предусмотрены трудовыми договорами, а работники исполняют свои обязанности в обособленных подразделениях, расположенных в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, то налогоплательщик может учитывать расходы на оплату труда с учетом районных коэффициентов, законодательно установленных для данных местностей.

 

Позиция 3. Организация, находящаяся на территории, на которой не действует районное регулирование оплаты труда, вправе учесть в расходах выплаты по надбавкам и (или) районным коэффициентам сотрудникам филиала, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если повышающий коэффициент установлен местными органами власти

 

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 11.05.2006

По мнению автора, организация, которая создает обособленное подразделение в районах Крайнего Севера (головное подразделение там не находится), может учитывать в расходах надбавки, обусловленные районным регулированием труда, если повышающий коэффициент оплаты труда установлен местными органами власти в соответствии с п. 11 ст. 255 НК РФ.

 

27.4. Признаются ли расходами надбавки, начисленные на выплаты работникам, командированным в районы, где действует районное регулирование труда (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Согласно официальной позиции надбавки, выплаченные работникам, направленным в командировку в местности, где действует районное регулирование труда, признаются расходами, но только если локальными документами организации установлено, что командированным работникам начисляется такая надбавка.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-03-04/1/647

Финансовое ведомство разъясняет, что надбавка к тарифной ставке работникам, командированным в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности, признается расходом, если системой оплаты труда, действующей в организации, предусмотрено, что на время командировки работникам устанавливается указанная надбавка.

 

27.5. Можно ли учесть в расходах процентные надбавки, выплаченные работникам, предоставленным по договорам предоставления персонала в сторонние организации, которые расположены в районах, где действует районное регулирование труда, если работодатель не находится в указанных районах (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Согласно официальной позиции расходы на выплату процентных надбавок работникам, направленным по договору предоставления персонала в местности, где действует районное регулирование труда, не уменьшают прибыль работодателя, который не находится в указанных районах. Аналогичного мнения придерживаются авторы.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/405

Разъясняется, что процентная надбавка к заработной плате, выплачиваемая работникам, предоставленным по договору предоставления персонала, не признается расходом у работодателя, который расположен в ином районе. Это связано с тем, что организация, с которой у работников заключены трудовые договоры, не расположена в районах, где действует районное регулирование труда.

Аналогичные выводы содержит:

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 11.05.2006

 

27.6. В каком размере включаются в расходы надбавки и (или) районные коэффициенты к заработной плате, выплаченные лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, организациями, не относящимися к бюджетной сфере, если они превышают предусмотренный законодательством размер (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

Размер районного коэффициента и процентная надбавка к зарплате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п. п. 11 и 12 ст. 255 НК РФ в расходах по налогу на прибыль можно учесть надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Повышенные размеры районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате работников государственных органов, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений устанавливают соответственно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Данные суммы относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Это установлено ст. ст. 316, 317 ТК РФ, ст. ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, аналогичные положения не предусмотрены. При этом согласно ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Возникает вопрос: в каком размере включаются в расходы надбавки и (или) районные коэффициенты к заработной плате, выплаченные лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, организациями, не относящимися к бюджетной сфере, если они превышают предусмотренный законодательством размер?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции Минфина России и ФНС России организации внебюджетной сферы вправе учесть в расходах начисления по повышающим районным коэффициентам, которые установлены коллективным, трудовым договорами или локальным нормативным актом. Есть работа автора, подтверждающая данный подход.

Ранее Минфин России придерживался точки зрения о том, что районные коэффициенты и надбавки к заработной плате учитываются в размерах, установленных законодательством РФ. Превышение ставок районного коэффициента и надбавок над размером, установленным в соответствии с законодательством РФ, не учитывается в расходах.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Начисления по повышенным районным коэффициентам, установленным в организации, не относящейся к бюджетной сфере, учитываются в расходах в размере, закрепленном коллективным, трудовым договорами или иным локальным актом

 

Письмо Минфина России от 18.04.2013 N 03-03-06/1/13277

Разъясняется, что организации внебюджетной сферы вправе учесть в составе расходов на оплату труда начисления по повышенным коэффициентам, которые устанавливаются коллективным, трудовым договорами или локальным нормативным актом.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-10/5973

 

Письмо ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5169

Налоговая служба, сославшись на Письмо Минтруда России от 26.11.2012 N 11-4/660, дала следующие разъяснения. Организации внебюджетной сферы вправе учесть в составе расходов на оплату труда начисления по повышенным коэффициентам, которые устанавливаются коллективным, трудовым договорами или локальным нормативным актом исходя из финансовых возможностей работодателей.

 

Консультация эксперта, 2013

Автор отметил, что организации, установившие работникам повышенный размер районного коэффициента в коллективном договоре, соглашении либо локальном нормативном акте, вправе учесть его в составе расходов в соответствии с п. 11 ст. 255 НК РФ.

По мнению автора, начисления по указанным районным коэффициентам учитываются в полном размере, предусмотренном данными документами.

 

Позиция 2. Начисления по повышенным районным коэффициентам, установленным в организации, не относящейся к бюджетной сфере, не учитываются в расходах

 

Письмо Минфина России от 24.03.2009 N 03-04-06-02/23

Разъясняется, что если трудовым договором предусмотрена процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере, который превышает сумму, установленную Правительством РФ, то выплата данной суммы осуществляется налогоплательщиком за счет чистой прибыли.

 

Письмо Минфина России от 19.05.2005 N 03-03-01-04/1/269

Финансовое ведомство разъясняет, что превышение ставок районного коэффициента и надбавок к заработной плате над размером, установленным соответствующими нормативно-правовыми актами, не признается расходом по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/225

 

27.7. Можно ли признать расходами надбавки к заработной плате, установленные в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для правоотношений, возникших до 27.06.2011.

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято.

Согласно официальной позиции до принятия соответствующего нормативно-правового акта в расходах можно учитывать районные коэффициенты, установленные в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76. Пункт 13 указанного Постановления предоставляет право определенным органам исполнительной власти устанавливать районные коэффициенты к заработной плате работников в пределах действующих на территории субъектов минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Есть пример судебного решения и работа автора, в которых поддерживается данный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 12.04.2006 N 03-03-04/1/334

Разъясняется, что до принятия нормативно-правового акта, устанавливающего размеры районных коэффициентов к заработной плате, они признаются в расходах в размерах, установленных в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 18.08.2005 N 03-03-04/1/173

Письмо ФНС России от 16.06.2011 N ЕД-4-3/9545@

Письмо УФНС России по г. Москве от 01.09.2008 N 20-12/083100

Статья: Учет и налогообложение выплат, входящих в расходы на оплату труда (Мясников О.А.) («Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2007, N 10)

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2010 по делу N А78-5353/2009

Суд пришел к выводу о том, что надбавки к заработной плате в размере районного коэффициента, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, правомерно учтены в расходах.

 

27.8. В каком размере учитывается в расходах заработная плата женщинам, для которых установлена сокращенная рабочая неделя (п. 11 ст. 255 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Согласно официальной позиции оплата труда женщинам, для которых установлена сокращенная рабочая неделя, учитывается в расходах в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Потому что ст. 320 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя оплатить труд женщин при сокращенной рабочей неделе в том же размере, что и при полной. Авторы также поддерживают данный подход.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 13.04.2005 N 03-03-01-04/4/43

Финансовое ведомство разъясняет, что оплата труда женщинам, для которых установлена сокращенная рабочая неделя, в том же объеме, что и при полной рабочей неделе, признается расходом, поскольку такая обязанность работодателя установлена ст. 320 ТК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 19.05.2005 N 03-03-01-04/1/269

Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/225

Консультация эксперта, 2007

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code