ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ (ПО СТ. 249 НК РФ)

  1. ЦЕННЫЕ БУМАГИ

 

1.1. Включается ли в доходы от реализации выручка от продажи ценных бумаг, если деятельность по их продаже не является основной (п. 1 ст. 249 НК РФ)?

 

В ст. 249 НК РФ указано, что доходом от реализации признается полученная выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права. Никаких исключений для ценных бумаг не делается.

Согласно официальной позиции, выраженной в Письме УФНС России по г. Москве, даже если основная деятельность налогоплательщика не связана с реализацией ценных бумаг, выручка от их продажи признается доходом от реализации. Аналогичное мнение высказано в авторской консультации.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 03.03.2005 N 20-12/14534

Разъяснено, что выручка от реализации векселей третьих лиц включается в состав доходов от реализации, даже если деятельность по продаже ценных бумаг не является основной.

 

Книга: Доверительное управление имуществом. Паевые инвестиционные фонды: практическое руководство (под общ. ред. В.В. Семенихина) («Издательство «Эксмо», 2005)

По мнению автора, к доходам от реализации в целях налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары. Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Ценные бумаги в налоговых целях также отнесены в разряд товаров. Поэтому доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете являются частью выручки организации, даже при условии разового характера таких операций и отсутствии связи с обычной деятельностью.

 

  1. УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ

 

2.1. Включаются ли в доходы денежные суммы, полученные при уступке права требования (п. 1 ст. 249 НК РФ)?

 

В ст. 249 НК РФ указано, что доходом от реализации признается полученная выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права. Однако вопрос о том, является ли уступка права требования реализацией имущественного права, Налоговый кодекс РФ не раскрывает.

Согласно официальной позиции, выраженной УФНС России по г. Москве, право требования — это имущественное право, поэтому при его реализации возникает доход.

Аналогичная точка зрения представлена и в авторской публикации.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.07.2005 N 20-12/53139

Разъяснено, что право требования — это имущественное право, поэтому выручка от его реализации включается в доходы от реализации.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 05.05.2005 N 20-12/32441

Статья: Договор факторинга (Кирюшина И., Суслова Ю.) («Новая бухгалтерия», 2007, N 9)

 

  1. ДОХОДЫ ЛОМБАРДОВ

 

3.1. Относятся ли к доходам от реализации суммы процентов, полученные ломбардами (п. 1 ст. 249 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной в Письме УМНС России по г. Москве, суммы, полученные ломбардами, признаются внереализационными доходами, поскольку являются, по сути, процентами по договорам займа. Такую же точку зрения поддерживает автор.

Некоторые авторы считают, что полученную ломбардами выручку следует относить к доходам от реализации, поскольку выдача займов является основной деятельностью.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Полученные проценты являются внереализационными доходами

 

Письмо УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 N 26-12/33218

Разъяснено, что проценты, полученные ломбардами по договорам займа, являются внереализационными доходами.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2004

 

Позиция 2. Полученные проценты являются доходом от реализации

 

Консультация эксперта, 2006

Выдача кредитов является основной деятельностью ломбардов. Поэтому, по мнению автора, проценты, полученные ломбардами за выданные кредиты, являются доходами от реализации.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2006

 

  1. ПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОРГАНУ

 

4.1. Признается ли доходом от реализации плата, взимаемая по решению государственного органа (п. 1 ст. 249 НК РФ)?

 

В ст. 249 НК РФ указано, что доходом от реализации признаются все поступления, связанные с реализацией товаров (работ, услуг). Специальных правил признания доходом платы, установленной государственным органом, Налоговый кодекс РФ не содержит.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт, в котором суд признал неправомерным включение в состав доходов от реализации компенсационной платы, установленной государственным органом.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.03.2006 по делу N А65-14943/2004-СА2-22

Суд сделал следующий вывод: компенсационная выплата, установленная решением государственного органа, не признается выручкой от реализации услуг и не включается в доходы организации.

 

  1. РАСЧЕТ НОРМАТИВА НА РЕКЛАМУ

 

5.1. Как определяется выручка при расчете норматива на рекламные расходы (ст. 249, п. 4 ст. 264 НК РФ)?

 

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на рекламу признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Включаются ли при этом в выручку НДС и акцизы, НК РФ не говорит.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции при расчете норматива на рекламные расходы выручка определяется без учета НДС и акцизов. Данного подхода придерживаются и некоторые авторы.

В то же время некоторые авторы указывают, что в данном случае выручка от реализации должна определяться в соответствии со ст. 249 НК РФ, т.е. в размер выручки должны входить суммы НДС и акцизов.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Норматив определяется без НДС и акцизов

 

Письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310

Финансовое ведомство разъясняет, что для расчета норматива на рекламные цели применяется выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 249 НК РФ, без учета НДС и акцизов.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Раздача товаров в рекламных целях: налоговый и бухгалтерский учет (Полухина М.Ю.) («Российский налоговый курьер», 2006, N 13-14)

Консультация эксперта, 2006

Статья: Расходы на рекламу — налоговые аспекты. Новое в 2006 г. (Климова М.А.) («Бухгалтерский бюллетень», 2006, N 6)

Статья: Реклама и налоги (Бойко Л.) («Практическая бухгалтерия», 2005, N 10)

Статья: Расходы на рекламу в целях налогообложения (Мошкович М.) («Новая бухгалтерия», 2006, N 6)

 

Консультация эксперта, 2006

Автор отмечает, что понятие «выручка» применяется для того, чтобы рассчитать размер дохода фирмы, а по ст. 248 НК РФ при определении дохода суммы налогов, которые продавец предъявляет покупателю (т.е. НДС и акцизы), не учитываются.

 

Позиция 2. Норматив определяется с учетом НДС и акцизов

 

Книга: Постатейный комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ (под ред. Ф.Н. Филиной) («ГроссМедиа», 2007)

Автор отмечает, что порядок расчета норматива по рекламным расходам увязан не с доходами, а именно с выручкой. Значит, в расчет ее надо брать полностью — с учетом НДС и акцизов.

Аналогичные выводы содержит:

Книга: Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации (под ред. И.А. Феоктистова) («ГроссМедиа», 2006)

Книга: Все новое о налоге на прибыль (Волошин Д.А.) («Главбух», 2006)

Статья: Рекламные расходы: проблемы учета и перспективы их решения (Азымова Т.И.) («Главбух», 2005, N 20)

 

Статья: Решаем налоговые проблемы с рекламными расходами (Волошин Д.А.) («Главбух», 2006, N 16)

Автор отмечает, что выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары. Понятно, что такие поступления включают и НДС, и акцизы. Пункт 4 ст. 264 НК РФ для расчета норматива исключать из выручки НДС и акцизы не требует.

 

Статья: Расходы на рекламу: острые углы (Шеменев В.А.) («Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 8)

Автор ставит под сомнение утверждение Минфина России по вопросу исключения НДС и акцизов из выручки при расчете норматива на рекламные цели. Финансисты отождествляют понятия «выручка» и «доходы», тогда как в ст. 249 НК РФ они разделены.

 

  1. ДОХОДЫ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (ФСИН РОССИИ)

 

6.1. Включается ли в доходы казенных учреждений ФСИН России выручка от реализации продукции, произведенной в результате привлечения осужденных к труду (ст. 249, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2015, в связи с вступлением в силу п. 31 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ. С указанной даты пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ будет изложен в новой редакции, согласно которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

 

В ст. 249 НК РФ указано, что доходом от реализации признается в том числе выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).

Подпунктом 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Согласно уголовно-исполнительному законодательству учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать привлечение осужденных к труду (п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

По данному вопросу есть две точки зрения.

Позиция Минфина России состоит в том, что реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не является государственной функцией. Выручка от такой реализации учитывается ими в доходах.

В то же время есть судебные акты, согласно которым подобные доходы не учитываются при определении налогооблагаемой базы учреждений ФСИН России.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Выручка от реализации продукции, произведенной в результате привлечения осужденных к труду, включается в доходы казенных учреждений ФСИН России

 

Письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18 (направлено ФНС России для сведения и использования в работе Письмом от 27.03.2012 N ЕД-4-3/5100@)

Финансовое ведомство разъясняет, что реализация продукции, выпускаемой учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией. В этой связи пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, связанным с реализацией такой продукции, не применяется. Указанные доходы учитываются в общеустановленном порядке.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-05/21

 

Позиция 2. Выручка от реализации продукции, произведенной в результате привлечения осужденных к труду, не включается в доходы казенных учреждений ФСИН России

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2014 по делу N А39-2230/2013

Суд указал, что доход от реализации произведенных осужденными товаров (работ, услуг) следует рассматривать не как выручку от реализации, а как доход от привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Их привлечение к труду является одной из государственных функций ФСИН России. Спорные средства, полученные в рамках исполнения государственной функции, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Суд также отметил, что указанные суммы в полном объеме поступают в федеральный бюджет. Эти суммы относятся к бюджетному финансовому обеспечению деятельности казенного учреждения. А лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2014 по делу N А79-234/2013 (Определением ВАС РФ от 09.06.2014 N ВАС-6290/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.01.2014 по делу N А05-7068/2013

Суд установил, что обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду установлена в п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 и Положении о ФСИН (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314). Следовательно, доход от реализации продукции, произведенной в результате привлечения осужденных к труду, которое является государственной функцией данных учреждений, не облагается налогом в силу пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ.

При этом суд при формировании своей позиции учитывал нормы бюджетного законодательства, в т.ч. п. 10 ст. 241 БК РФ, согласно которому рассматриваемые доходы в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций данных казенных учреждений.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code