Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2 ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

  1. Как следует из названия статьи, в ней определен понятийный аппарат, который применяется для целей комментируемого Закона.
  2. Предваряя рассмотрение основных понятий, которые используются в Законе N 224-ФЗ, необходимо отметить, что по общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих двух случаях:

1) юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов;

2) правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

По этим двум основаниям в текст комментируемого Закона и была включена статья, определяющая его понятийный аппарат. Так, с одной стороны, Закон N 224-ФЗ оперирует понятием «инсайдерская информация», которое заимствовано из иностранной лексики и ранее не было представлено в российском законодательстве, а с другой стороны, в нем используются понятия «организатор торговли» и «товар», которые представлены в гражданском законодательстве.

  1. Одним из ключевых терминов, представленных в ст. 2 Закона, является «инсайдерская информация».

Закон N 224-ФЗ впервые дал легитимное определение термину «инсайдерская информация». В его отсутствие с 1995 г. к нему фактически был приравнен термин «служебная информация», режим которой регулировала ст. 139 ГК РФ, утратившая силу с 1 января 1998 г.

Закон «О рынке ценных бумаг» применительно к фондовому рынку в ст. 31 в качестве служебной информации признавал:

любую не являющуюся общедоступной информацию об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах;

информацию, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

Именно на это определение опирались суды, когда перед ними вставала необходимость определения инсайдерской информации. В частности, такая позиция имеет место в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2009 г. N 18АП-4063/2009 по делу N А07-20018/2008 <1>. Схожее понимание имело место и в целом ряде нормативно-правовых актов ФСФР России, например в п. 6.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н. Да и в юридической литературе существовала точка зрения об отсутствии каких-либо существенных различий между понятием «служебная информация» в понимании Закона «О рынке ценных бумаг» и «инсайдерская информация», определение которой представлено в законодательстве развитых стран мира.

———————————

<1> Документ опубликован не был.

 

Однако вывод об идентичности служебной и инсайдерской информации автору настоящего Комментария, как и многим другим специалистам, всегда представлялся недостаточно обоснованным.

В поддержку этой позиции прежде всего надо отметить, что термин «инсайдерская информация» (жарг. — инсайд) заимствован из иностранной нормативной лексики. В экономическом англо-русском словаре термин «инсайдерская информация» (англ. — inside information) на русский язык переводится как внутренняя информация (компании, банка и т.д.), недоступная широкой общественности. В законодательстве зарубежных стран можно найти следующие определения этого термина:

инсайдерская информация — не раскрытая публично информация, обладающая известной ценностью, относящаяся к одному или нескольким эмитентам финансовых инструментов либо к одному или нескольким таким инструментам, которая в случае раскрытия непременно окажет значительное влияние на котировки финансовых инструментов или соответствующих деривативов (п. 1 ст. 1 Директивы 2003/6/ЕС «Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании, злоупотреблениях на рынке»);

инсайдерская информация — это информация, которая не является общедоступной для участников рынка и которую участники, если бы она была им доступна, вероятно, посчитали бы значимой для принятия решения о том, на каких именно условиях следует осуществлять сделки с соответствующим финансовым инструментом (ст. 118(2)(a) Закона Великобритании «О финансовых услугах» 2001 г.);

инсайдерская информация — привилегированная не известная общественности информация о перспективах или положении эмитента, ценные бумаги которого обращаются на организованном рынке, или о перспективах эволюции финансового инструмента, допущенного к обращению на организованном рынке (ст. 10.1 Ордонанса Франции от 28 сентября 1967 г. N 67-833 (в ред. Ордонанса от 2 июля 1996 г. N 96-597));

инсайдерская информация — это точная и конфиденциальная информация о финансовых инструментах, эмитенте этих финансовых инструментов или других факторах, которые могут иметь существенное влияние на цену этих финансовых инструментов (ст. 2.1 Закона Норвегии «О торговле ценными бумагами» 1997 г.);

инсайдерская информация — информация, которая обычно недоступна, но если бы была доступна, то оказала бы существенное влияние на цену ценных бумаг компании (ст. 103 Закона Сингапура «О рынке ценных бумаг»);

инсайдерская информация — все факты об эмитенте (эмитентах) ценных бумаг или о ценных бумагах, к которым нет публичного доступа, а в случае их разглашения они могут повлиять на цену ценных бумаг (ст. 62 Закона Хорватии «Об эмиссии и продаже ценных бумаг»);

инсайдерская информация — факты, которые не являются публично известными, относятся к одному или нескольким эмитентам ценных бумаг и могут существенно повлиять на цену ценных бумаг в случае их раскрытия (ст. 13 Закона Германии «О торговле ценными бумагами» 1994 г.).

Во многом аналогичный правовой подход к определению понятия «инсайдерская информация» использован и в законодательстве других стран, в том числе США, Канады, Словении, Дании и др.

Таким образом, иностранное законодательство прямо закрепляет следующие основополагающие признаки инсайдерской информации. Она обладает определенной ценностью, является важной и существенной. При этом она не является общедоступной, а ее раскрытие, т.е. доведение до неограниченного круга заинтересованных лиц, способно оказать существенное влияние на цены биржевых активов, а соответственно и на принятие инвесторами решений в отношении тех или иных биржевых активов. Обладание такой информацией ставит ее владельцев в преимущественное положение по сравнению с другими участниками организованных рынков, поскольку позволяет на ее основе получить прибыль или избежать убытков.

Закон «О рынке ценных бумаг», определяя понятие «служебная информация», считавшееся в России идентичным понятию «инсайдерская информация», не раскрывал, в чем именно заключается преимущественное положение лиц, обладающих служебной информацией, и как это преимущество отражается на рыночной стоимости ценных бумаг. Также в нем не был представлен и основной признак инсайдерской информации, который является главной причиной введения государством запрета на совершение сделок с ее использованием: информация должна быть важной, существенной, а в случае ее раскрытия — оказывающей влияние на принятие инвесторами решения в отношении ценных бумаг эмитента и, соответственно, на их цену. И наконец, понятие «служебная информация» могло быть применимо только к эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, российским депозитарным распискам, опционам эмитента). Применительно к иным финансовым инструментам, например паям паевых инвестиционных фондов, фьючерсным и форвардным контрактам, инструментам денежного рынка и прочим финансовым инструментам, это понятие не могло быть применено.

По сравнению с Законом «О рынке ценных бумаг» Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению российскими акционерными обществами распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р <1>, оперировал уже не только понятием «служебная информация», но и понятием «инсайдерская информация». В нем под инсайдерской информацией понимается существенная информация о деятельности акционерного общества, акциях и других ценных бумагах акционерного общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг акционерного общества. При этом установлено, что незаконное использование инсайдерской информации способно нанести существенный ущерб акционерам и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового состояния акционерного общества и его деловой репутации, а также нанести вред российскому фондовому рынку в целом. Таким образом, данное определение лишено упоминавшихся выше недостатков определения служебной информации, которое содержится в Законе «О рынке ценных бумаг».

———————————

<1> Вестник ФКЦБ России. 2002. 30 апреля (распоряжение). N 4. Документ фактически утратил силу в связи с изданием письма Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463, которым рекомендован Кодекс корпоративного управления.

 

Однако следует отметить, что Кодекс корпоративного поведения не являлся нормативно-правовым актом, а его положения были всего лишь рекомендованы к применению. Соответственно, и определение понятия «инсайдерская информация» нельзя было назвать в полной мере легитимным, хотя его появление в российской юридической практике уже можно было считать большим шагом вперед. Тем более что следовать положениям Кодекса корпоративного поведения было рекомендовано российским акционерным обществам и организаторам торговли, а фактически его рекомендации оказались обязательными для эмитентов, чьи ценные бумаги обращались на организованных рынках.

Как уже было отмечено, на законодательном уровне понятие «инсайдерская информация» впервые закрепил Закон N 224-ФЗ, т.е. комментируемый Закон.

Как справедливо отмечает С.В. Пыхтин, определение понятия «инсайдерская информация», представленное в ст. 2 Закона N 224-ФЗ, — достаточно объемное и неудобочитаемое, с большим количеством скобок и уточняющих оборотов, а потому понять его смысл сложно не только с первого прочтения, но и со второго <1>. Поэтому в целях выяснения сущностной составляющей понятия «инсайдерская информация» рассмотрим основные признаки такой информации.

———————————

<1> Пыхтин С.В. Инсайдерская информация: раскрытие и защита конфиденциальности // Юридическая работа в кредитной организации. 2012. N 3.

 

Из п. 1 ст. 2 Закона N 224-ФЗ следует, что инсайдерская информация характеризуется следующими признаками:

1) является точной и конкретной;

2) касается:

одного или нескольких эмитентов;

одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в п. 2 ст. 4 комментируемого Закона;

одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;

3) не является распространенной или предоставленной, т.е. в отношении информации не были совершены действия:

направленные на ее получение определенным кругом лиц в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах (предоставление информации);

направленные на ее получение неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах (распространение информации);

связанные с опубликованием информации в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет (распространение информации);

4) ее распространение или предоставление способно оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. Под информацией, способной оказать влияние на цены финансовых инструментов или товаров, следует понимать информацию, которую действующие разумно и добросовестно лицо или инвестор использовали бы для принятия решений об осуществлении операций с такими финансовыми инструментами или товарами. Существенным является влияние на цены, которое влечет значительное отклонение цен финансовых инструментов или товаров. Критерии значительного отклонения цен устанавливаются ФСФР России;

5) входит в перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 Закона N 224-ФЗ, а также в нормативно-правовых актах Банка России.

Можно выделить еще один признак инсайдерской информации, имеющий факультативный характер: такая информация может составлять коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну.

Таким образом, немного упрощая определение понятия «инсайдерская информация», представленное в ст. 2 комментируемого Закона, можно прийти к выводу, что инсайдерская информация — это достоверные сведения конфиденциального характера, распространение или предоставление <1> которых может оказать существенное влияние на цены одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

———————————

<1> По смыслу пунктов 4 и 5 ст. 2 Закона N 224-ФЗ предоставление — это доведение информации до сведения определенного круга лиц, а распространение — доведение до сведения неопределенного круга лиц.

 

Отметим, что понятие инсайдерской информации отличается от этих смежных понятий. Отличие инсайдерской информации, например, от банковской тайны, от коммерческой тайны состоит в том, что и банковская, и коммерческая, и иная тайна подлежит именно сохранению. Должны быть проведены все допускаемые законом действия для того, чтобы эта информация осталась тайной, чтобы она не стала достоянием неограниченного круга лиц. Инсайдерская же информация на финансовом и товарном рынках, напротив, — это та информация, которая должна сохраняться недоступной для третьих лиц достаточно короткое время, но затем она подлежит обязательному раскрытию.

При этом в отношении тайны связи представляется необходимым обратить внимание на следующее. Комментируемый Закон осуществляет правовое регулирование тайны связи только в части информации о почтовых переводах денежных средств. Поскольку расширительное толкование норм публичного права недопустимо, то понимать под тайной связи иную охраняемую законом тайну, отличную от информации о почтовых переводах денежных средств, также недопустимо (см. комментарий к ст. 16 Закона).

Как видно, российский законодатель при определении в Законе N 224-ФЗ понятия «инсайдерская информация» использовал тот же правовой подход, который ранее использовали для определения этого понятия законодатели других стран. Он даже заимствовал для целей комментируемого Закона слово из иностранной лексики. Это на всех этапах обсуждения законопроекта вызывало дискуссию о необходимости замены термина «инсайдерская информация» на русский аналог, например «внутренние служебные сведения». Более того, авторы законопроекта многократно пытались найти адекватную замену этому термину. Тем не менее в русском языке найти удачный эквивалент иностранному термину «инсайдерская информация», который устроил бы все заинтересованные стороны, все же не удалось. Поэтому для целей Закона N 224-ФЗ законодатель решил использовать именно иностранный термин «инсайдерская информация», тем более что именно этот термин является общепризнанным во всем мире применительно к отношениям, регулируемым комментируемым Законом. Однако в отличие от законодательства других стран, где понятие «инсайдерская информация» определяется применительно к финансовым рынкам, главным образом к фондовому, российское определение данного понятия, представленное в Законе N 224-ФЗ, как и сам этот законодательный акт, является универсальным, поскольку применимо как для финансового (фондового, валютного, деривативов), так и для товарного рынков.

  1. В пункте 2 ст. 2 комментируемого Закона приводится определение понятия «операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами» (далее — операции).

Для целей Закона N 224-ФЗ под операциями следует понимать:

совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары;

действия, связанные с принятием обязательств совершить действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, в том числе выставление заявок (дача поручений).

  1. Пункт 3 ст. 2 Закона N 224-ФЗ, определяя понятие «организатор торговли», фактически содержит отсылочную норму, согласно которой организатор торговли — лицо, являющееся организатором торговли в значении, определенном Законом «Об организованных торгах».

Как следует из части 1 ст. 2 Закона «Об организованных торгах», организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Рассматривая приведенное выше определение, прежде всего необходимо отметить, что организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 5 Закона «Об организованных торгах»).

Организованные торги, услуги по проведению которых предоставляет организатор торговли, представляют собой торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (часть 1 ст. 2 Закона «Об организованных торгах»).

Кроме того, необходимо отметить, что из смысла определения «организатор торговли» следует, что в качестве организатора торговли могут выступать биржи и торговые системы.

В соответствии со ст. 9 Закона «Об организованных торгах» биржа — организатор торговли, имеющий лицензию биржи. Биржей может являться только акционерное общество. Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания «биржа труда», а также иных случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 12 Закона «Об организованных торгах» торговая система — организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы. Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже. Использование словосочетаний «торговая система» или «организатор торговли», производных от них слов и сочетаний с ними в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается. Указанный запрет не распространяется на коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности, определяемого в соответствии с Законом «Об электроэнергетике».

Отметим, что согласно части 2 ст. 5 Закона «Об организованных торгах» лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги. По данным Банка России, на сегодняшний день в России действуют 8 бирж:

1) открытое акционерное общество «Московская биржа ММВБ-РТС». Российская Федерация, г. Москва, Большой Кисловский переулок, дом 13. Тел.: (495) 363-32-32, (495) 705-96-22. Лицензия N 077-001 от 29.08.2013 (бессрочная действующая). http://rts.micex.ru/.

2) открытое акционерное общество «Санкт-Петербургская биржа». 127006, Российская Федерация, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1. Тел.: (495) 705-90-31, (495) 733-95-19. Лицензия N 077-002 от 29.08.2013 (бессрочная действующая). http://spbexchange.ru/;

3) открытое акционерное общество «Московская энергетическая биржа». 127006, Российская Федерация, город Москва, улица Долгоруковская, дом 38, строение 1. Тел.: (495) 733-92-45. Лицензия N 077-003 от 14.11.2013 (бессрочная действующая). http://www.mosenex.ru/;

4) закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа». Российская Федерация, 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 69-71, лит. А. Тел.: (495) 380-04-24, (495) 380-04-23. Лицензия N 077-004 от 22.11.2013 (бессрочная действующая). http://www.spimex.com;

5) закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургская валютная биржа». Российская Федерация, Санкт-Петербург, улица Садовая, 12/23. Тел.: (812) 324-38-02, (812) 310-26-47. Лицензия N 078-005 от 06.12.2013 (бессрочная действующая). http://www.spcex.ru/;

6) закрытое акционерное общество «Биржа «Санкт-Петербург». Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, В.О., 26 линия, д. 15, корпус 2, литер А. Тел.: (812) 322-44-11, (812) 322-73-90. Лицензия N 078-006 от 13.12.2013 (бессрочная действующая). http://www.spbex.ru/;

7) закрытое акционерное общество «Фондовая биржа ММВБ». Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большой Кисловский переулок, дом 13. Тел.: (495) 363-32-32, (495) 234-48-40. Лицензия N 077-007 от 20.12.2013 (бессрочная действующая). http://micex.ru/;

8) закрытое акционерное общество «Национальная товарная биржа». Российская Федерация, г. Москва, Средний Кисловский переулок, дом 1/13, строение 4, офис 516. Тел.: (495) 705-96-76, (495) 695-75-04. Лицензия N 077-008 от 25.12.2013 (бессрочная действующая). http://www.namex.org/.

  1. Еще одним понятием, определенным в п. 4 ст. 2 Закона N 224-ФЗ, является понятие «предоставление информации». Законодатель определяет его как действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

В этой связи следует отметить, что Закон «Об акционерных обществах», Закон «О рынке ценных бумаг», Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и другие обязывают эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других предоставлять заинтересованным лицам определенную информацию.

Соответствующая обязанность предусматривается также и нормативно-правовыми актами ФСФР России. Так, например, п. 1.11 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее — Положение о раскрытии информации) <1>, устанавливает, что эмитент ценных бумаг обязан предоставлять владельцам его ценных бумаг и иным заинтересованным лицам по их требованию:

———————————

<1> БНА. 20.02.2012. N 8 (прил. 1 — 4 к Порядку не приводятся).

 

копию каждого публикуемого им сообщения (сообщение о существенном факте и др.);

копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и (или) дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

копию ежеквартального отчета;

копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено гл. VIII и X названного Положения о раскрытии информации.

Указанная выше информация предоставляется эмитентом ценных бумаг в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии.

  1. Пункт 5 ст. 2 Закона N 224-ФЗ определяет понятие «распространение информации», согласно которому в него включаются:

действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

действия, связанные с опубликованием информации в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет);

действия, связанные с распространением информации через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет).

  1. Пункт 6 ст. 2 Закона определяет понятие «товары», которое следует применять для целей комментируемого законодательного акта.

Так, товарами признаются вещи, за исключением ценных бумаг, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории РФ или в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

Рассматривая это определение, прежде всего следует отметить, что товары являются вещами. Такой подход к определению понятия «товары» в целом соответствует тому, который использован в ч. 1 ст. 455 ГК РФ, где под товаром подразумеваются любые вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Однако из числа вещей, признаваемых товарами, ст. 2 комментируемого Закона прямо исключены ценные бумаги. Таким образом, в целях Закона N 224-ФЗ под товаром следует понимать только вещи, являющиеся физическим товаром (нефть, зерно, валюту и т.д.). Это позволяет говорить о том, что определение понятия «товары», используемое в Законе N 224-ФЗ, несколько уже того, которое содержится в ГК РФ.

Из определения понятия «товары», представленного в п. 6 ст. 2 комментируемого Закона, следует, что товары в смысле комментируемого законодательного акта — это вещи, являющиеся предметом сделок, заключаемых на организованных рынках, в качестве которых прежде всего выступают биржи. Таким образом, фактически речь идет о биржевом товаре. Определение понятия «биржевой товар» представлено в Законе «О товарных биржах и биржевой торговле». В статье 6 этого Закона под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, допущенный в установленном товарной биржей порядке к биржевой торговле, за исключением недвижимого имущества и объектов интеллектуальной собственности.

В качестве примеров типичного биржевого товара можно назвать:

мясо и мясопродукты;

зерно;

сахар;

нефть и нефтепродукты;

лес и лесоматериалы;

хлопок;

шерсть;

черные и цветные металлы и др. (в мировой практике биржевой торговли насчитывается сейчас около 65 наименований биржевых товаров).

Отметим, что понятие «товары» в смысле Закона N 224-ФЗ охватывает не только товары, являющиеся товаром организованных рынков, но и те товары, в отношении которых еще только подана заявка о допуске к торговле на организованном рынке.

  1. В статье 2 комментируемого Закона, определяющей основные понятия, используемые в комментируемом законодательном акте, отсутствует дефиниция такого важного для этого законодательного акта понятия, каким является понятие «инсайдер».

Отсутствует определение понятие «инсайдер» и в других статьях Закона N 224-ФЗ, в том числе и в ст. 4, которая именуется «Инсайдеры», где законодатель лишь определяет круг лиц, являющихся инсайдерами.

Логика дальнейшего изложения материала, по мнению автора Комментария, диктует необходимость рассмотреть понятие «инсайдер» уже на данном этапе рассмотрения положений Закона N 224-ФЗ.

Термин «инсайдер» (англ. — insider) заимствован из иностранной нормативной лексики. В Словаре общей лексики даны следующие его переводы с английского языка на русский язык:

1) свой человек; член общества или организации;

2) хорошо осведомленный человек. В Экономическом словаре термин «инсайдер» переводится на русский язык как лицо, в силу служебного положения располагающее конфиденциальной информацией о делах фирмы.

В Оксфордском словаре (Oxford dictionary) под инсайдером понимается человек, входящий в группу или организацию, посвященный в информацию, не доступную другим.

Таким образом, инсайдер — это лицо, которое в силу своего служебного положения имеет доступ к инсайдерской информации, образующейся в деятельности компании, государственного органа, информационного агентства и т.д. При этом обычно в мировой практике к инсайдерам относят:

руководителей компании;

крупных акционеров, владеющих 10% и более акций эмитента (США, Япония);

членов органов управления компании, осуществляющей поглощение другой компании (Япония);

близких родственников всех перечисленных лиц (Великобритания);

служащих компании, имеющих доступ к служебной информации;

государственных служащих;

лиц, получающих информацию от всех вышеперечисленных лиц (Япония, Великобритания, Франция) и др.

Континентальное право обычно выделяет два уровня инсайдеров. Первый уровень — это так называемые первичные (правовые) инсайдеры. К их числу относятся лица, непосредственно имеющие доступ к внутренней информации о делах компании вследствие занимаемой в ней руководящей должности. К ним же относятся и члены семьи руководителей компании. Второй уровень — это так называемые вторичные инсайдеры. В их число входят лица, располагающие служебной информацией в связи с их профессиональной деятельностью или выполнением ими иных функций. Таким образом, вторичными инсайдерами являются чиновники, консультанты, архитекторы, журналисты, работники бирж, банков, организаций страхования и т.п., которым служебная информация стала известна при осуществлении ими профессиональных функций. Также инсайдерами второго уровня могут считаться, например, таксисты или официанты, подслушавшие разговор, содержащий важные сведения, находясь на работе. В случае использования такой информации при инвестировании или даже даче рекомендаций заинтересованным лицам по покупке или продаже их деятельность будет признана инсайдерской.

В нашей стране в отсутствие законодательного определения понятия «инсайдер» ФСФР России (ФКЦБ России) в качестве инсайдеров применительно к рынку ценных бумаг рассматривала лиц, которые ст. 32 были отнесены к лицам, располагающим служебной информацией, в том числе:

членов органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

аудиторов эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

служащих государственных органов, имеющих в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.

В свою очередь, Банк России путем собственного нормотворчества установил перечень инсайдеров применительно к вопросам выдачи банковских кредитов. Согласно разъяснению ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 31-ОР «О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков» <1> инсайдеры банка — физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредитов банком, в том числе:

———————————

<1> Вестник Банка России. 2004. 23 декабря. N 73.

 

члены совета директоров (наблюдательного совета) банка;

единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, члены кредитного совета (комитета);

главный бухгалтер банка (филиала), руководитель филиала банка, лица, их замещающие;

единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) управляющей компании банковского холдинга, а также организаций банковского холдинга, банковской группы, консолидированной группы, в которые входит банк, а также зависимых от банка организаций и дочерних организаций банка либо лица, их замещающие;

члены советов директоров (наблюдательных советов) участников финансово-промышленной группы; члены коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы; физические лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа участников финансово-промышленной группы, если банк является участником финансово-промышленной группы, зарегистрированной в соответствии с Законом «О финансово-промышленных группах» <1>;

———————————

<1> Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 115-ФЗ.

 

сотрудники банка, а также иные физические лица, которые обладают возможностями воздействовать на характер принимаемого решения о выдаче кредита банком (в том числе сотрудники кредитной организации, имеющие в силу своего служебного положения доступ к конфиденциальной информации, позволяющей воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком), и др.

Сегодня перечень инсайдеров закреплен в комментируемом Законе, который хотя и не дает точного определения понятия «инсайдер», но достаточно четко определяет круг лиц, являющихся инсайдерами.

При этом, несмотря на мировой опыт, российский законодатель отказался от деления инсайдеров на первичных и вторичных, хотя в ст. 2 проекта Закона N 224-ФЗ, подготовленного к первому чтению в ГД РФ, такое деление имело место.

Для удобства изложения материала автор провел такое деление, разбив всю совокупность лиц, признаваемых инсайдерами, на три группы.

Первая группа — первичные инсайдеры, в том числе:

1) эмитенты эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитенты).

В общем виде эмитента можно определить как организацию, которая осуществила в законодательно установленном порядке выпуск в обращение (эмиссию) денег или ценных бумаг.

Таким образом, эмитентов можно объединить в две группы:

эмитенты денег;

эмитенты ценных бумаг.

В статье 4 Закона N 224-ФЗ прямо не оговорено, какие эмитенты попадают в сферу его регулирования. Однако из смысла определения понятия «инсайдерская информация», рассмотренного выше, следует, что под эмитентом для целей комментируемого Закона необходимо понимать исключительно эмитентов ценных бумаг.

Из ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» следует, что в качестве эмитента могут выступать юридические лица или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных выпущенными ими ценными бумагами.

Эмитенты являются одним из наиболее важных участников рынка ценных бумаг. При этом их значение трудно переоценить. Эмитенты крайне важны для нормального функционирования данного сектора рыночной экономики. Их роль на рынке ценных бумаг определяется тем, что именно они выпускают на рынок тот самый товар (ценную бумагу), вокруг которого складываются все отношения на фондовом рынке. Основная цель эмитента, выходящего на фондовый рынок, состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на основе эмиссии различных видов ценных бумаг.

Выпускать ценные бумаги, т.е. выступать в качестве эмитента, могут различные типы хозяйствующих субъектов. Акционерные общества вправе выпускать акции, облигации, опционы эмитента. Облигации могут выпускать и юридические лица, созданные и в других организационно-правовых формах, в том числе производственные кооперативы, ООО, некоммерческие организации и др. Также выпускать облигации могут органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления. Однако основным эмитентом ценных бумаг, представляющим интерес для фондового рынка, бесспорно, являются акционерные общества. Это связано с тем, что именно они вправе выпускать акции, имеющие способность к свободному обращению на рынке ценных бумаг, т.е. число их потенциальных владельцев ничем не ограничено.

Также эмитентами могут выступать исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые от имени публично-правового образования выпускают государственные и муниципальные ценные бумаги (облигации). Так, в частности, эмитентами выступают:

государственных ценных бумаг РФ — Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Отметим, что до вступления в силу Закона N 79-ФЗ не указывалось, что Правительство РФ может выполнять функции эмитента. При этом устанавливалось, что им принимается решение об эмитенте ценных бумаг РФ. А в качестве эмитента назывался федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета. Согласно п. 5.3.16 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ, такие функции должен выполнять Минфин России;

государственных ценных бумаг субъекта РФ — высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо его финансовый орган, наделенные законом субъекта РФ правом на осуществление его государственных заимствований. Отметим, что до вступления в силу Закона N 79-ФЗ Закон N 136-ФЗ указывал, что эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган его исполнительной власти, осуществляющий функции по составлению и/или исполнению бюджета субъекта РФ;

муниципальных ценных бумаг — местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований (до вступления в силу Закона N 79-ФЗ эмитентом ценных бумаг признавался исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий функции по составлению и/или исполнению бюджета муниципального образования);

2) управляющие компании.

Как и в ситуации, рассмотренной выше, в ст. 4 комментируемого Закона не раскрывается понятие управляющих компаний, на которые распространяется действие Закона N 224-ФЗ.

Однако из смысла определения «инсайдерская информация», представленного в ст. 2 Закона, следует, что для целей комментируемого Закона под управляющей компанией следует понимать те управляющие компании, которые осуществляют управление (доверительное управление) инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

В соответствии с законодательством РФ, в том числе с Законами «Об инвестиционных фондах» и «О негосударственных пенсионных фондах», управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством РФ акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью;

3) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Закона «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ.

Как следует из указанной статьи, в такой реестр включаются хозяйствующие субъекты (за исключением финансовых организаций), имеющие долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

При этом установлено, что ведение реестра осуществляет антимонопольный орган, в качестве которого выступает ФАС РФ и ее территориальные органы, а порядок его формирования и ведения устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время данный вопрос регулируют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 24.12.2007. N 52. Ст. 6480.

 

Формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.

Антимонопольный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на официальном сайте ФАС РФ в сети Интернет в разделе «Открытые данные» по адресу http://fas.gov.ru/opendata/7703516539-pasportreestr.

Обновление указанных сведений на официальном сайте ФАС РФ в сети Интернет осуществляется не позднее 10 дней с даты принятия антимонопольным органом соответствующего решения;

4) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли.

Организаторы торговли. Понятие «организатор торговли» было подробно изложено в п. 5 комментария к ст. 2 Закона N 224-ФЗ.

Клиринговые организации. В соответствии со ст. 2 Закона «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринговая организация — юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности. При этом под клиринговой деятельностью понимается деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке Банком России. Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 миллионов рублей.

Депозитарии, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли. В соответствии со ст. 7 Закона «О рынке ценных бумаг» депозитарием именуется профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарий, осуществляющий расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок, именуется расчетным депозитарием. Таким образом, депозитарии, признаваемые инсайдерами подп. 3 ст. 4 Закона N 224-ФЗ, являются расчетными депозитариями. Так, например, расчетным депозитарием организованных торгов, проводимых ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» и ЗАО «Санкт-Петербургская валютная биржа», является небанковская кредитная организация «Закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (НКО ЗАО НРД), входящий в группу «Московская биржа».

Кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли. Основная задача таких кредитных организаций состоит в осуществлении бесперебойных денежных расчетов по сделкам с ценными бумагами, осуществляемых на торгах, проводимых организатором торговли, а также предоставлении комплекса расчетно-кассовых услуг. Так, например, денежные расчеты в российских рублях по сделкам участников торгов на всех биржевых рынках группы «Московская биржа» осуществляет НКО ЗАО НРД, которая оказывает клиентам следующие услуги:

зачисление денежных средств на банковские счета клиента с других счетов в НКО ЗАО НРД;

зачисление денежных средств на банковские счета клиента на основании информации, полученной НКО ЗАО НРД из расчетного подразделения Банка России по системе БЭСП;

зачисление денежных средств на банковские счета клиента на основании реестров проведенных платежей, полученных НКО ЗАО НРД из расчетного подразделения Банка России в режиме многорейсовой обработки платежей;

списание денежных средств с банковских счетов клиента на другие счета в НКО ЗАО НРД на основании: расчетных документов, переданных по СЭД НРД, по системе S.W.I.F.T. и телексу; расчетных документов, предоставленных на бумажном носителе;

списание денежных средств с банковских счетов клиента для погашения обязательств клиента по кредитам без обеспечения, предоставленным Банком России в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок предоставления российским кредитным организациям кредитов без обеспечения;

списание денежных средств с банковских счетов клиента для перечисления по системе БЭСП;

получение клиентом по запросу выписок из его банковских счетов, открытых в НКО ЗАО НРД по СЭД НРД, системе S.W.I.F.T. и телексу и др.;

5) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов.

Рассматривая профессиональных участников рынка ценных в качестве инсайдеров, получивших инсайдерскую информацию от клиентов, прежде всего необходимо отметить, что согласно ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в ст. 3 — 5, 7 и 8 Закона «О рынке ценных бумаг», а именно:

брокерскую деятельность — совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером;

дилерскую деятельность — совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером;

деятельность по управлению ценными бумагами — доверительное управление ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим;

депозитарную деятельность — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием;

деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Таким образом, к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, о которых идет речь в подп. 4 ст. 4 комментируемого Закона, могут быть отнесены только брокеры и управляющие, поскольку только эта группа профессиональных участников рынка ценных бумаг совершает в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами.

Отметим, что в п. 1.2 Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н установлено, что профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, получившими инсайдерскую информацию от клиентов, являются брокеры и управляющие.

Что касается иных лиц, осуществляющих в интересах клиентов операции с иностранной валютой и (или) товарами, получивших инсайдерскую информацию от клиентов, то п. 1.3 Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н, определяя круг таких лиц, опирается на Закон «О товарных биржах и биржевой торговле, который утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах».

В связи с тем что в настоящее время отношения, возникающие на организованных торгах, регулирует Закон «Об организованных торгах», определим круг иных лиц, осуществляющих в интересах клиентов операции с иностранной валютой и (или) товарами, получивших инсайдерскую информацию от клиентов, учитывая положения ст. 16 Закона «Об организованных торгах».

К ним, в частности, относятся:

брокеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, центральный контрагент или лицо, включенное организатором торговли в список участников торгов товаром, действующих в интересах и за счет других лиц (организованные торги товаром);

кредитные организации и (или) иные участники организованных торгов, проводимых валютной биржей (организованные торги иностранной валютой):

осуществляющие в интересах клиентов операции с иностранной валютой на организованных торгах, проводимых валютной биржей;

заключающие в интересах клиентов на организованных торгах, проводимых валютной биржей, договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является иностранная валюта;

6) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов <1>, Банк России.

———————————

<1> Органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты.

 

Вторая группа инсайдеров (вторичные инсайдеры) — это лица, которые имеют доступ к инсайдерской информации первичных инсайдеров в силу того, что входят в их органы управления, являются их крупными собственниками, действуют на основании договора с ними. К ним относятся:

1) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации первичных инсайдеров (1), (2), (3), (4), (5) на основании договоров, заключенных с ними, в том числе:

аудиторы (аудиторские организации);

оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

кредитные организации;

страховые организации;

2) лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления первичных инсайдеров (1), (2), (3), (4), (5), а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

3) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с Законом «Об акционерных обществах», в том числе:

лица, направившие в акционерное общество соответствующее предложение о приобретении акций;

кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию;

оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

4) имеющие доступ к инсайдерской информации:

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

выборные должностные лица местного самоуправления;

государственные служащие и муниципальные служащие федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

работники органов и организаций, осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

работники органов управления государственных внебюджетных фондов;

служащие (работники) Банка России;

члены Национального банковского совета (Национального финансового совета);

5) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации первичных инсайдеров (1), (2), (3), (4), (5), (6) (далее — информационные агентства).

Информационное агентство — специализированное информационное предприятие (организация, служба, центр), обслуживающее СМИ. Его основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей.

В России в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Информационные агентства могут охватывать весьма обширный спектр услуг по сбору, созданию, предоставлению и обработке информации. Виды и сфера предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства (количество корреспондентов, редакций, представительств) и политикой руководства. Чаще всего агентство состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции могут работать как независимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т.д.), так и при помощи партнеров. В структуру агентства могут входить фотостудии, архивы, отделы по созданию веб- и аудиовизуальной продукции, аналитические отделы, PR-отделы и др., услугами которых также могут пользоваться клиенты информационного агентства.

В Российской Федерации на опубликование информации первичных инсайдеров (1) уполномочены пять информационных агентств, в том числе:

 

N п/п Наименование агентства Сайт в сети Интернет
1 ЗАО «AK&M» http://www.disclosure.ru
2 ИА «АЗИПИ — Информ» http://e-disclosure.azipi.ru
3 ИА «Интерфакс» http://www.e-disclosure.ru
4 ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ» http://disclosure.1prime.ru
5 ЗАО «СКРИН» http://disclosure.skrin.ru

 

6) лица, осуществляющие присвоение рейтингов первичным инсайдерам (1), (2), (3), (4), (5), а также ценным бумагам (далее — рейтинговые агентства).

Закон «О рынке ценных бумаг» (ст. 2) устанавливает, что рейтинговое агентство — коммерческая организация, которая на основании договора может присваивать юридическим лицам и иным образованиям индивидуальные рейтинги кредитоспособности (оценка способности выполнять свои кредитные обязательства), рейтинги надежности и финансовой устойчивости (оценка способности и готовности выполнять финансовые обязательства и сохранять финансовую стабильность) и другие рейтинги, базирующиеся на финансовом и качественном анализе и представляющие собой комплексную оценку вероятности реализации риска или качественную характеристику объекта, в отношении которого производится оценка, или другим образом высказать мнение об указанных объектах.

Таким образом, рейтинговые агентства (РА) — организации, специализирующиеся на оценке кредитоспособности эмитентов и инвестиционном качестве эмитируемых ценных бумаг. По результатам своих исследований агентства присваивают кредитные рейтинги.

Для того чтобы правильно использовать рейтинги, необходимо понимать, что агентства оценивают при их выставлении прежде всего вероятность неуплаты долга. При этом рейтинги не отражают ряд других факторов, которые могут иметь значение для заемщика в будущем, таких, как изменение экономической конъюнктуры или проблемы с текущей ликвидностью.

РА не предоставляют гарантий за результат своих исследований и не разглашают используемую методологию в полном объеме.

Присвоение рейтинга — коммерческая услуга. Ее заказчиками являются государства, компании, финансовые организации. Наличие рейтинга дает эмитентам возможность предлагать свои ценные бумаги более широкому кругу инвесторов, снижает процентные ставки, а также делает заемщика известным и влияет на его репутацию.

Благодаря рейтингам инвесторы могут получить независимое мнение о возможности вложения денежных средств, снизить риски, сравнить ценные бумаги по соотношению «риск — доходность». При этом агентства отслеживают платежеспособность заемщиков не только в момент присвоения рейтинга, но и в течение всего периода сотрудничества, поэтому инвесторы имеют доступ к информации о надежности своих вложений фактически в реальном времени.

Недостаток РА заключается в том, что их данные часто опаздывают. Так, их безусловной неудачей стало то, что они не смогли вовремя предупредить инвесторов о проблемах в таких компаниях, как AIG, Enron, Lehman Bros., Parmalat и др. Особой критике агентства подверглись в результате кризиса 2008 года, когда инвестиционные рейтинги присваивались компаниям, испытывавшим серьезные финансовые трудности и даже ставшим причиной кризиса на рынке американской недвижимости. Именно тогда впервые у ряда ведущих инвесторов появились сомнения в профессиональной компетентности РА.

Считается, что основными причинами сбоев в работе агентств были: медленная скорость реакции на события, допущения, используемые в методологии, конкуренция между самими агентствами, а также конфликт интересов, когда присвоение рейтинга оплачивает государство или компания-заказчик, заинтересованные в положительной оценке.

В мире существует около 100 рейтинговых агентств. Их принято делить на международные и национальные. Исторически сложилось, что международные агентства зарегистрированы в США. Это связано с тем, что американские инвестиционные фонды считаются самыми крупными участниками рынка капиталов. Наиболее влиятельные международные рейтинговые агентства — Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings. Что касается национальных РА, то считается, что они могут лучше учитывать местную специфику. Самые известные российские агентства — это «Эксперт РА», Moody’s Interfax Rating Agency, Национальное рейтинговое агентство, AK&M, RusRating.

С целью обеспечения повышения доверия к деятельности рейтинговых агентств и подтверждения их компетентности в присвоении кредитных рейтингов в РФ осуществляется аккредитация рейтинговых агентств в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.05.2010 N 37н <1>.

———————————

<1> РГ. N 163. 26.07.2010.

 

Аккредитация проводится в добровольном порядке и осуществляется Минфином РФ. Аккредитованными могут быть российские и иностранные юридические лица — рейтинговые агентства, выражающие с использованием определенной системы ранжирования (рейтинговой шкалы) мнение относительно способности и готовности юридических лиц и публично-правовых образований (объекты рейтингования) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства (кредитный рейтинг).

Минфин РФ ведет реестр аккредитованных рейтинговых агентств. Данный реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде путем внесения в него записей на основании приказов Минфина РФ. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и подлежат обязательному размещению на официальном сайте Минфина РФ в сети Интернет (http://minfin.ru/ru/regulation/akkrreitagenstv/akkrreitagenstv_reestr/).

По состоянию на 01.10.2014 Минфином РФ аккредитованы 9 рейтинговых агентств, в том числе:

 

N п/п Наименование агентства Место нахождения
1 Филиал компании «Фитч рейтингз СНГ ЛТД» Москва
2 Филиал частной компании с ограниченной ответственностью «Стэндард энд Пурс Кредит Маркет Сервисез Юроп Лимитед» Москва
3 ООО «Мудис Восточная Европа» Москва
4 ООО «Национальное Рейтинговое Агентство» Москва
5 ЗАО «Рейтинговое агентство «Анализ, Консультации и Маркетинг» Москва
6 ЗАО «Рус-Рейтинг» Москва
7 ЗАО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» Москва
8 ЗАО «Рейтинговое агентство Мудис Интерфакс» Москва
9 ООО «Группа рейтинговых агентств «Эксперт РА» Москва

 

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, являющихся:

первичными инсайдерами 1 — 5;

вторичными инсайдерами 1 — 3, 5, 6;

третья группа инсайдеров — физические лица, которые на основании заключенных трудовых и (или) гражданско-правовых договоров имеют доступ к инсайдерской информации:

первичных инсайдеров 1 — 9;

вторичных инсайдеров 1 — 3, 5 — 7.

 

Комментарий к ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Сведения, относящиеся к инсайдерской информации

Статья 4. Инсайдеры

Статья 5. Действия, относящиеся к манипулированию рынком

Глава 2. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И (ИЛИ) МАНИПУЛИРОВАНИЯ РЫНКОМ. РАСКРЫТИЕ ИЛИ  ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Глава 3. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ

Глава 4. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code