Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения

Содержание:

 Глава 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1. Право собственности: основы регулирования и пределы реализации

1.1. Общие конституционно-правовые положения о праве собственности

1.2. Право частной собственности: конституционные характеристики

1.3. Право публичной собственности: понятие, конституционные характеристики

1.4. Взаимосвязь регулирования институтов публичной и частной собственности

2. Особенности ограничений права собственности

Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1. Конституционно-правовые категории, принципы Европейского суда по правам человека, правовые позиции Конституционного Суда РФ, иных высших судебных органов Российской Федерации, определяющие пределы реализации права собственности

2. Общее благо, публичный интерес и общественный интерес как основания ограничения права собственности

3. Индивидуальные интересы как основа ограничения права собственности

Глава 3. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА ЧАСТНОЙ И ИНЫХ (НЕПУБЛИЧНЫХ) ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

1. Конституционно-правовые основания ограничения права частной собственности

2. Конституционно-правовые формы защиты права частной собственности от противоправных ограничений

3. Конституционно-правовые процедуры ограничения права собственности в отношении иных (непубличных) форм собственности

Глава 4. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Конституционно-правовой механизм ограничения права государственной собственности

2. Конституционно-правовой механизм ограничения права муниципальной собственности

Заключение

 

Введение

Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей системы норм, определяющих границы реализации права собственности, в настоящее время стала весьма значимой. Начиная с конца 90-х гг. XX в. органы государственной власти Российской Федерации проводят коренную реорганизацию управления на местах, создавая при этом, по сути, новую систему институтов власти в Российской Федерации. Эти преобразования проводятся в том числе на основе статей Конституции РФ, гарантирующих признание и равную защиту всех форм собственности. Нормы, содержащиеся в ст. 8 Конституции РФ, означают, что государство принимает на себя обязательства по обеспечению всех необходимых условий для развития в Российской Федерации как частной, так и публичной собственности. Обязанность государства создать условия нормального развития этих институтов должна обусловить единственный способ влияния государства на деятельность как частных, так и публичных собственников — с помощью правового регулирования. Используя его, государство в настоящее время регламентирует отношения с собственниками, системно устанавливая пределы реализации права собственности и его ограничения. При этом делается попытка установления баланса между публичной и частной собственностью, и вместе с тем существенно повышается степень влияния органов и должностных лиц государственной власти — представителей публичного собственника — на организацию и функционирование указанных институтов. Уяснение возможностей (пределов) этого регулирования, его особенностей, тенденций развития нуждается во всестороннем изучении на уровне правового сознания и практики осуществления государственной деятельности. Необходима также правовая оценка тех инструментов, посредством которых это регулирование вводится, установление степени их соответствия нормам Конституции РФ. Необходимо решить вопрос о том, позволяет ли такое регулирование обеспечить развитие, в том числе экономическое, Российской Федерации, создает ли, например, для публичного собственника эффективные возможности продолжать решать вопросы государственного и местного значения, и не приведет ли к искажению единого механизма управления в масштабе государства.

Изучение пределов реализации права собственности представляет актуальную задачу для правовой науки. Исследование комплекса вопросов, связанных с правовым регулированием ограничений прав частных и публичных собственников, также является важной научной задачей, имеющей большое значение для гармонизации отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, субъектами частного права.

Естественно, в определенных обстоятельствах нельзя исключать того, что частные собственники могут выступать как «оппоненты» власти: интересы отдельных лиц и государства могут расходиться. В этом контексте особый случай представляет изучение вопроса о понятиях общего блага, публичного, общественного и индивидуального (частного) интереса, об их соотношении, взаимосвязи и влиянии на определение пределов реализации права собственности.

Актуальность работы определена также необходимостью анализа общих положений о праве собственности, выявления конституционных характеристик права публичной и частной собственности, установления взаимосвязи прав публичной и частной собственности. Особого внимания требует исследование вопроса об особенностях ограничений права собственности, прежде всего в контексте правовых позиций Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, иных высших судебных органов Российской Федерации.

Отдельно в работе изучаются конституционно-правовые пределы реализации права собственности, в качестве которых рассматриваются общее благо, публичный интерес, общественный интерес и индивидуальные интересы.

В целом на уровне теории необходимо решить вопрос о том, устанавливаются ли государством пределы реализации права собственности, должны ли они закрепляться конституционно и (или) федеральным законом. В науке конституционного права не выявлено, с какой степенью детализации должен регулировать ограничения права собственности федеральный закон. Помимо этого, правовые проблемы, связанные с ограничениями права собственности, часто возникают из-за отсутствия системности, согласованности, непротиворечивости в нормативно-правовом регулировании этой сферы.

Ряд проблем, несомненно, связан с несовпадением понимания Конституционным Судом РФ прав отдельных субъектов права в соответствующей сфере регулирования и подходами федерального законодательства. Все названные противоречия должны быть выявлены, а их причины проанализированы. В целом изучение влияния права на формирование пределов реализации права собственности, на особенности развития института собственности в Российской Федерации, как представляется, является необходимым для отечественной науки. Исследование всех перечисленных и ряда других актуальных проблем конституционного и муниципального права осуществлено в данной работе.

Саурин А.А.

Рецензент — Авакьян С.А. доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code