Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Комментарий к статье 18.15 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Оно осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ (ст. 17 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 N 800 утверждены Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации на 2014 год. В частности, допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, установлена в размере 15% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами (в 2013 году такая доля устанавливалась в размере 25%, в 2012 году — 0%).

Работодатель и заказчик работ (услуг) согласно общему правилу имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в том случае, если иностранные граждане:

— прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

— являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации;

— являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Под иностранным гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно Закону о правовом положении иностранных граждан, понимается иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Иностранный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (ст. 11 НК РФ).

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), В соответствии с указанным Законом Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 157н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.

Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность подтверждается согласно п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешением на работу.

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

На основании п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7197/11 разъяснено, что законодательство, устанавливающее обязанность уведомления миграционного органа в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, и законодательство, предусматривающее ответственность за неуведомление миграционного органа, связывают уведомление прежде всего с фактом привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности. Заключение трудового договора само по себе не означает привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности, поэтому отсутствие действий со стороны работодателя по допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности исключает обязанность уведомления миграционного органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2013 N А63-1367/2013 также указывается, что заключение трудового договора само по себе не означает привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности.

Объектом правонарушений являются правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

  1. Объективная сторона состоит в действии или бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица, а также юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов ФМС России и ее территориальных органов, а по ч. ч. 1 — 4 ст. 18.15 КоАП РФ — также судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.
  5. Должностные лица налоговых органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

 

Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

 

Комментарий к статье 18.16

 

  1. Статья 13 Закона о правовом положении иностранных граждан посвящена трудовым правам иностранных граждан в Российской Федерации и определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. При этом необходимо учитывать двусторонние международные договоры, заключенные Россией с государствами — участниками СНГ, а также международные договоры, заключенные вне его рамок.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 11 ТК РФ).

Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Основные трудовые права и обязанности работников предусмотрены ст. 21 ТК РФ. Эти статутные права и обязанности относятся абсолютно ко всем работникам и устанавливают границы возможного (права) и должного (обязанности) поведения в их трудовых отношениях с работодателем.

Работодателем признается физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившее в трудовые отношения с работником либо вступающее в трудовые отношения с работником в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (принимает на работу домашнюю работницу, гувернантку, секретаря и т.д.).

Кроме этого, ч. 1 ст. 34 Конституции РФ закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства иностранный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (ст. 11 НК РФ).

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя (ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В соответствии с указанным Законом Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 157н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.

Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность подтверждается согласно п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешением на работу.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации не только на основании трудового договора, но и на основании гражданско-правовых соглашений (договора подряда, оказания услуг). Для определения правил осуществления такой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в Законе о правовом положении иностранных граждан уточняется понятие заказчика работ (услуг) по такому гражданско-правовому договору. Им являются физические или юридические лица, получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Как мы видим, главным отличием от работодателей, влекущим иной правовой статус и иные права и обязанности, является заключение между заказчиком и иностранным работником гражданско-правового договора, а не трудового договора. Отношения, вытекающие из осуществления работы по таким договорам, регулируются гражданским правом.

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, которое вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Работодатель и заказчик работ (услуг) согласно общему правилу имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в том случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы; являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации, являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Однако в соответствии со ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утвержден Приказом Минтруда России от 23.09.2013 N 475н «Об утверждении Перечня профессий (должностей, специальностей) иностранных работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационных требований к таким работникам».

В Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» закреплены понятия торгового объекта — здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; стационарного торгового объекта — торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения; нестационарного торгового объекта — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 N 15АП-6017/2012 дано следующее разъяснение. Диспозиция ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ не содержит исчерпывающего перечня нарушений, которые могут быть квалифицированы в соответствии с указанной статьей. При этом указанная норма содержит указание на незаконное предоставление торгового места иностранному гражданину.

Одновременно необходимым условием для привлечения владельца торгового объекта по ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ является наличие договорных отношений между ним и непосредственным работодателем иностранного работника.

Объектом правонарушений являются правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

  1. Объективная сторона состоит в действии или бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.16 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами органов ФМС России и ее территориальных органов, а также судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

 

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

 

Комментарий к статье 18.17

 

  1. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 18.17 КоАП РФ, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.

В ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан закрепляется основной перечень ограничений в реализации иностранными гражданами права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Сформулированный перечень видов деятельности, которыми не вправе заниматься иностранные граждане, является открытым, одновременно согласно подп. 6 п. 1 ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане не вправе заниматься деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В основном все ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации перечислены как в данном Законе, так и в законах, связанных с прохождением государственной службы.

Кроме этого, п. 2 указанной статьи предполагает возможность установления ограничений для замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций и долей принадлежит Российской Федерации.

Замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, может иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий в Российской Федерации и соответствующий требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Объектом правонарушений являются правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

  1. Объективная сторона состоит в действии или бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица, юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, их филиалы и представительства.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.17 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами органов ФМС России и ее территориальных органов, а также судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.
  5. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица Роспотребнадзора (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.17 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов.

 

Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок

 

Комментарий к статье 18.18

 

  1. С 1 января 2014 г. в ведении ФМС России находятся специальные учреждения для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

Иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, могут быть размещены в специальных учреждениях ФМС России. При этом в случае необходимости сотрудники территориальных органов ФМС России осуществляют их доставку в медицинские организации, а также в такие специальные учреждения, в дипломатические представительства, к пункту пропуска через Государственную границу. Иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность в случае самовольного оставления ими названных специальных учреждений и транспортных средств при их доставке в эти учреждения.

Одним из оснований прекращения процедуры реадмиссии, начатой в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, является добровольный выезд иностранного гражданина из Российской Федерации в соответствии со ст. 32.5 Закона о правовом положении иностранных граждан.

Добровольный выезд из Российской Федерации возможен только за счет собственных средств иностранного гражданина или лица без гражданства, средств приглашающей стороны или принимающей стороны либо средств иных источников (за исключением средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). Кроме этого, лицо должно содействовать установлению своей личности.

При этом лицо, размещенное в специальном учреждении, продолжает содержаться в таком учреждении до его добровольного выезда из России.

Должностные лица ФМС России или ее территориальных органов осуществляют контроль за пребыванием в Российской Федерации и выездом из Российской Федерации таких лиц.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, не выехавшего из Российской Федерации в соответствии с решением о прекращении процедуры реадмиссии, начинается новая процедура реадмиссии. Кроме этого, такое лицо подлежит привлечению к административной ответственности.

Статья 18.18 КоАП РФ дополнена новыми ч. ч. 3 и 4, согласно которым иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за несоблюдение условий и порядка их содержания (пребывания) в специальных учреждениях. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии. Несоблюдение указанных условий и порядка, сопряженное с невыполнением законных требований работников специальных учреждений, должностных лиц территориальных органов ФМС России, а также должностных лиц или лиц, исполняющих обязанности по охране общественного порядка или пресекающими нарушение общественного порядка, влечет также административную ответственность.

При этом согласно Правилам осуществления охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 N 250, охрана специальных учреждений осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции совместно с ФГУП «Охрана» МВД России или частными охранными организациями на основании договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Объектом правонарушений выступает режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические лица, а именно иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.18 КоАП РФ, рассматривают должностные лица ФМС России.
  5. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 18.18 КоАП РФ, имеют право составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а ч. ч. 1 и 2 — пограничных органов.

 

Статья 18.19. Нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях

 

Комментарий к статье 18.19

 

  1. Статья 17 Закона о правовом положении иностранных граждан определяет специфику оформления приглашений для иностранных граждан, прибывающих в Россию для обучения в образовательной организации. Такое приглашение оформляется территориальным органом ФМС России. Его характерные особенности предопределены характером возникающих правоотношений. В частности, иностранец, желающий обучаться в российских образовательных организациях, должен обладать правом на поступление в них, длительность нахождения его в Российской Федерации следует соотносить с продолжением обучения. Соответственно, прекращение образовательных отношений изменяет условия пребывания, а значит, может прервать и миграционные правоотношения.

По общему правилу приглашающей стороной в данном случае признается образовательная организация. Она же ходатайствует о выдаче приглашения иностранному гражданину.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Законом о правовом положении иностранных граждан или международным договором РФ, за исключением в том числе случая, когда на день истечения указанных сроков ФМС России принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Образовательная организация — это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательные организации создаются в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Такие организации могут быть государственными, муниципальными или частными.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Российской Федерацией устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

— дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

— общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

— профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

— образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

— организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

— организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.

Среднее специальное учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством РФ. Оно получает право на ведение образовательной деятельности с даты выдачи ему лицензии. Порядок выдачи лицензии регулирует ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования могут осваиваться в различных формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством РФ, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации.

В случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, срок его временного пребывания в Российской Федерации продлевается до окончания срока обучения в указанной образовательной организации.

В случае перевода данного иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, срок его временного пребывания в Российской Федерации продлевается до окончания срока обучения по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации, в которую он переводится для продолжения обучения.

Если иностранный гражданин, завершивший обучение по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, решит поступать для обучения в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию, срок его временного пребывания в Российской Федерации может быть продлен на срок до 30 календарных дней с даты отчисления из образовательной организации в связи с завершением им обучения.

Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, обязана уведомлять территориальный орган ФМС России о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.

Приказом ФМС России от 30.12.2013 N 707 утверждены форма и Порядок представления образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, с целью сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации.

Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Законом о правовом положении иностранных граждан.

Объектом правонарушений являются правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

  1. Объективная сторона состоит в действии или бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — должностные лица, юридические лица (в частности, образовательные организации).
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ, рассматриваются ФМС России и ее территориальными органами.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, рассматриваются судьями.

6. Протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ч. ч. 2, 3 ст. 18.19 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица ФМС России, а в ч. 3 — также должностные лица ФСБ России или ее территориальных органов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code