Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Комментарий к статье 18.9 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Статьей 16 Закона о правовом положении иностранных граждан определены правовые основы оформления въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации на основании приглашения на въезд. Приглашение на въезд — это документ, предоставляющий право иностранному гражданину въехать на территорию Российской Федерации. При этом лицо, приглашающее к себе иностранного гражданина, является приглашающей стороной.

Так как российская виза выдается на основании приглашения, в нем указываются сведения, позволяющие оформить въезд на территорию России иностранному гражданину, о приглашаемом лице (фамилия, имя; дата и место рождения; пол; гражданство; государство фактического проживания; реквизиты документа, удостоверяющего личность) и информация о приглашающей стороне (наименование приглашающей организации; ее место нахождения; фамилия, имя приглашающего лица и адрес его места жительства). Кроме этого, в приглашении указываются сведения о предполагаемой поездке (цель поездки; ее продолжительность; предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации).

Приглашение оформляется МИД России, ФМС России или ее территориальными органами.

Положение о порядке оформления Министерством иностранных дел Российской Федерации приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принятия решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства утверждено Приказом МИД России от 17.07.2012 N 12077. Приглашения выдаются Консульским департаментом МИД России по ходатайству заявителей. Решение о выдаче визы принимается Консульским департаментом Министерства по ходатайствам заявителей. В процессе выдачи приглашений, а также принятия решений о выдаче визы МИД России взаимодействует с ФСБ России.

Территориальные органы ФМС России выдают приглашения на основании ходатайства органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан РФ и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Оформление приглашений по ходатайствам органов местного самоуправления и юридических лиц производится по месту их нахождения (месту государственной регистрации), иностранных юридических лиц — по месту их постановки на учет в налоговом органе РФ, граждан РФ и иностранных граждан — по месту жительства или по месту пребывания.

К ходатайству о выдаче приглашения прилагаются документы, подтверждающие условия въезда иностранного гражданина на российскую территорию. Приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя ряда обязательств.

Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение обязательств, связанных с финансированием нахождения иностранца на российской территории и выезда за ее пределы.

Кроме этого, законодательством определена специфика оформления приглашений для иностранных граждан, прибывающих в Россию для обучения в образовательной организации. По общему правилу приглашающей стороной в данном случае признается образовательная организация. Подача ходатайства о выдаче приглашения для иностранных граждан, предполагающих обучаться в российских образовательных организациях, а также процедура оформления приглашения регламентируются общими правилами с учетом определенных особенностей.

В частности, образовательная организация гарантирует иностранцу возможность получить в нем образование, содействует его регистрации по месту пребывания, обеспечивает его выезд из России после прекращения обучения. Содействие в постановке на миграционный учет, а также выезду фактически сводится к двум обязанностям: во-первых, образовательная организация в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направляет информацию об этом в территориальный орган ФМС России; во-вторых, в случае самовольного убытия иностранца в тот же срок сообщает об этом в территориальные органы ФМС России, ФСБ России, а также орган управления в сфере образования субъекта РФ. Исполнением этих обязанностей организация исчерпывает те возможности, которые предоставлены ей действующим законодательством. Это означает, что после уведомления организация, ее должностные лица уже не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение обязанностей принимающей стороны. Объем обязанностей ограничивается понятием «самовольное убытие иностранного гражданина». Представляется, что для образовательной организации оно определяется отчислением из нее или самовольным оставлением. При этом самовольным убытием нельзя считать, например, ситуацию, когда иностранный гражданин перестал проживать в общежитии, но не был отчислен из вуза и продолжает посещать занятия. В этом случае он обязан встать на учет по новому месту пребывания, а образовательная организация — сообщить в территориальный орган ФМС России об убытии из места пребывания.

Закреплены также правовые особенности приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Пребывание таких иностранных граждан на территории Российской Федерации подлежит квотированию. Квота не распространяется на въезд в безвизовом порядке.

Под квотой следует понимать максимально допустимое количество иностранных граждан, которые могут осуществлять трудовую деятельность. Квота устанавливается в целях обеспечения приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда и ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

К числу субъектов, признаваемых в качестве принимающей стороны, Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» относит:

— гражданина РФ, который может одновременно являться приглашающей стороной. В связи с чем гражданин РФ должен иметь жилое помещение на основании права собственности, договора найма (поднайма), договора аренды либо на иных основаниях, предусмотренных гражданским законодательством РФ в целях предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации;

— иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, который на основании ходатайства может получить приглашение на въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации в территориальном органе ФМС России при условии, если он проживает в Российской Федерации на основании вида на жительство, выданного в соответствии со ст. 8 Закона о правовом положении иностранных граждан;

— юридическое лицо, его филиал или представительство — для приобретения статуса принимающей стороны юридическое лицо (его филиал или представительство) должно быть поставлено на учет в территориальном органе ФМС России в соответствии с требованиями Приказа ФМС России от 30.11.2012 N 390 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства». Для получения приглашения на въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации представитель юридического лица (его филиала или представительства) должен обратиться в территориальный орган ФМС России по месту нахождения юридического лица (его филиала или представительства). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ);

— федеральный орган государственной власти и орган государственной власти субъекта РФ, которые для приобретения статуса принимающей стороны должны обратиться с ходатайством в МИД России за получением приглашения на въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации.

Под местом пребывания иностранного гражданина следует понимать жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организацию, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Правовые отношения по осуществлению учета перемещений иностранных граждан, связанных с передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации, возникают между иностранным гражданином и должностным лицом территориального органа ФМС России по поводу постановки мигранта на миграционный учет, который включает в себя: миграционный учет мигрантов по месту пребывания на территории Российской Федерации и по месту жительства на территории Российской Федерации.

Правовые отношения по осуществлению учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с транзитным проездом через территорию Российской Федерации, по общему правилу не предусматривают осуществления миграционного учета (ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Вместе с тем миграционный учет при транзитном следовании иностранных граждан должен быть осуществлен в случае вынужденной остановки мигранта на территории Российской Федерации и необходимости продления срока действия транзитной российской визы.

Вынужденной остановкой следует признать стихийное бедствие, задерживающее движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; необходимость ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; болезнь, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; непредусмотренную задержку при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

По мнению Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 N А63-4970/2013, под предоставлением жилого помещения или транспортного средства следует понимать передачу прав владения, пользования или распоряжения жилым помещением или транспортным средством на любых условиях (по договору аренды, найма, безвозмездного пользования). Услугой является любая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей иностранного гражданина.

Объектом правонарушений выступают правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии.
  2. Субъектами данного правонарушения являются физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства), должностные лица, а также юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.9 КоАП РФ, рассматриваются ФМС России и ее территориальными органами.
  5. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

 

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.10

 

  1. Согласно ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, определяющей общие условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений (ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ч. 5 ст. 11 ТК РФ).

Трудовая деятельность иностранного гражданина — это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) — это договор гражданско-правового характера, при котором стороны определяют результат труда, имущественные взаимоотношения и другие гражданские проблемы взаимодействия, а не вступают в трудовые отношения.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

При выдаче разрешения на работу иностранный гражданин подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, с последующим внесением полученных сведений в банк.

Правила получения разрешения на работу для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлены Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11.01.2008 N 1/4/1/2 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину:

— на срок временного пребывания;

— на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Разрешение на работу иностранному гражданину выдается ФМС России или ее территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Одновременно с заявлением иностранный гражданин представляет:

— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

— миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче этому гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного документа федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяют на основании имеющихся в таких органах сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

— квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяют факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

— трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ (при наличии).

Федеральная миграционная служба или ее территориальный орган не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу обязаны выдать этому гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Решение об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в ФМС России или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения иностранным гражданином указанного уведомления.

Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано по основаниям, предусмотренным п. п. 9 — 9.2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан.

Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются ст. 13.1 «Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы», ст. 13.2 «Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами» и ст. 13.3 «Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц» Закона о правовом положении иностранных граждан.

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра «Сколково» предусматриваются Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Законодательством устанавливаются определенные требования к осуществлению трудовой деятельности иностранными гражданами:

— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание;

— если новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) предусматривает осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то данный иностранный гражданин должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком;

— иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан, исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности (ст. 227.1 НК РФ).

По общему правилу срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии обыкновенной рабочей визы, которая оформляется на срок до трех месяцев (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335). Указанный срок впоследствии может быть продлен.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке, продлевается на срок действия заключенного с ним трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)), но не более чем на один год. Данный срок исчисляется со дня въезда иностранца в Российскую Федерацию (абз. 2 п. 5 ст. 5, п. 1.3 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан). Решение о продлении срока принимает территориальный орган ФМС России (п. 4 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Объектом правонарушений выступает режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии.
  2. Субъекты данного правонарушения — иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, рассматриваются должностными органами ФМС России и ее территориальных органов, а также судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 18.10 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица ФМС России и ее территориальных органов.

 

Статья 18.11. Нарушение иммиграционных правил

 

Комментарий к статье 18.11

 

  1. Иммиграционный контроль осуществляется в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации или следующих транзитом через ее территорию. Спонтанный характер перемещения мигрантов требует мобильности контроля за их пребыванием, а именно осуществления на всей территории Российской Федерации, немедленного реагирования на изменение иммиграционных потоков.

На основании Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 77 «Об утверждении Правил учета в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), следующих транзитом через территорию Российской Федерации, и взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля при его осуществлении» территориальные органы ФМС России осуществляют учет пересечения Государственной границы иностранными гражданами по сведениям, предоставляемым в течение суток пограничной службой ФСБ России.

В 2009 году был успешно завершен эксперимент по оформлению и выдаче миграционных карт в кабине паспортного контроля с использованием печатающих устройств, а также по передаче в автоматизированном режиме в Государственную информационную систему миграционного учета информации о въезде, выезде и следовании транзитом через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в международном аэропорту Внуково, по итогам которого опыт автоматизированного заполнения миграционной карты в кабине паспортного контроля распространяется на ключевые пункты пропуска через Государственную границу.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранный гражданин обязан пройти медицинское освидетельствование с выдачей документа, подтверждающего отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, в том числе сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188.

Медицинское освидетельствование иностранного гражданина может проводиться в учреждении здравоохранения как по его собственной инициативе, так и в силу обязательного требования нормативных правовых актов. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 N 1017 утверждены Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), которые устанавливают единый порядок обязательного медицинского освидетельствования граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях предупреждения распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата. В соответствии с Приказом ФМС России от 19.08.2013 N 352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» обязательное медицинское освидетельствование с выдачей медицинского сертификата является услугой, необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

На случай, если лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, и прибывшие с ним члены его семьи отказываются проходить обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, рассматриваемая норма закрепляет, что правовое положение данных лиц и правоотношения с ними определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 27.02.2014 N 01/2159-14-32 «О проводимой субъектами Российской Федерации работе по профилактике инфекционных болезней среди трудовых мигрантов и повышении ее эффективности» руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ поручено обеспечить контроль за выполнением алгоритма медицинского освидетельствования иностранных граждан, исключающим возможность уклонения лиц с подозрением на инфекционные болезни, от прохождения установленных нормативными документами обследований с целью установления диагноза.

Кроме этого, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.05.2014 N 484 «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» осуществляется контроль за лицами, на которых суд при назначении административного наказания возложил обязанность, в частности, пройти лечение от наркомании либо медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

В целях контроля должностные лица ФСКН России могут запрашивать в медицинских организациях и (или) учреждениях социальной реабилитации информацию об исполнении указанными лицами своей обязанности. В свою очередь, медицинские организации и учреждения социальной реабилитации обязаны сообщать ФСКН России о завершении лечения данных лиц или об их уклонении от лечения.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 679 утверждено Общее положение о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами. Как предусмотрено п. 11 указанного Положения, размещенные лица должны быть ознакомлены с правилами внутреннего распорядка учреждения и принять на себя обязательства по их соблюдению.

Объектом правонарушений выступает режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица, а также юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.11 КоАП РФ, рассматривают судьи.
  5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), ФМС России и ее территориальных органов.

 

Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.12

 

  1. Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах», помимо прав, за беженцами закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые из них распространяются на беженцев в силу их пребывания на территории России, пользования ее защитой и покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ распространяется не только на граждан РФ, но и на беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц. В частности, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в соответствующем территориальном органе ФМС России, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту пребывания.

В настоящее время вопросы, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанные с их въездом в Российскую Федерацию, передвижением по ее территории при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из нее, регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Миграционный учет осуществляется в целях систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и об их перемещениях, при этом имеет уведомительный характер.

Переучет проводится в целях контроля за реализацией лицом, признанным беженцем, и прибывшими с ним членами его семьи прав и исполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О беженцах», а также уточнения правового положения данных лиц на день переучета.

Переучет производится в отношении беженца и членов его семьи, имеющих удостоверения беженцев.

Должностные лица территориального органа ФМС России, проводящие переучет, обязаны:

— проверить действительность удостоверения беженцев;

— проверить соответствие занесенных в удостоверение беженцев записей правовому положению беженца на день переучета и их соответствие сведениям, содержащимся в личном деле беженца;

— принимать, при необходимости, меры по реализации прав беженца, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ФМС России ежеквартально информирует ФМС России о беженцах, не прошедших переучет, и принятых мерах.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 8 Федерального закона «О беженцах» лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи обязаны сообщить в течение семи дней в территориальный орган ФМС России сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Объектом правонарушений выступает режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

  1. Объективная сторона состоит в бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.12 КоАП РФ, рассматривают судьи.
  5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), ФМС России и ее территориальных органов.

 

Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей

 

Комментарий к статье 18.13

 

  1. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2012 N 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется ФМС России.

Деятельность по трудоустройству за границей включает в себя трудоустройство за границей граждан РФ, за исключением трудоустройства граждан РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее — трудоустройство за границей граждан), а также трудоустройство за границей граждан РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее — трудоустройство за границей моряков).

Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К грубым нарушениям лицензионных требований, предусмотренных п. 4 (лицензионные требования при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей граждан) и п. 5 (лицензионные требования при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей моряков) Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2012 N 1022, относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

— возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

— человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Объектом правонарушений является трудоустройство граждан РФ за границей.

  1. Объективная сторона состоит в действии или бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — граждане России, должностные и юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.13 КоАП РФ, рассматривают судьи.
  5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица ФМС России и ее территориальных органов.

 

Статья 18.14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.14

 

  1. Согласно ст. 1 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, названным Законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным Законом, действуют правила международного договора.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» порядок пересечения Государственной границы при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется названным Законом и Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

В силу ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено указанным Законом, международным договором РФ или указами Президента РФ.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии с п. 3.33 гл. 3 приложения N 9 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедиться в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения.

Объектом правонарушений является режим Государственной границы.

  1. Объективная сторона состоит в действии или бездействии.
  2. Субъекты данного правонарушения — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.14 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.

6. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), ФМС России и ее территориальных органов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code