Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.1

 

  1. Правила пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами установлены Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Государственной границей является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах. Заключен целый ряд соглашений с сопредельными государствами, закрепляющих перечень пунктов пропуска и порядок следования. Кроме этого, аналогичные вопросы решены Правительством РФ.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с российским законодательством осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

При следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Правительством РФ установлены требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного и автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу.

Международными договорами РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ закреплен порядок пересечения Государственной границы воздушными судами, иностранными судами, иностранными военными кораблями и другими государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях, российскими судами при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов без захода в российские порты (на рейды).

Однако в ряде случаев, закрепленных названным Законом, не является нарушением правил пересечения Государственной границы ее вынужденное пересечение лицами и транспортными средствами.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), должна осуществляться в соответствии с международными договорами РФ или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

Установлена административная ответственность за неуведомление пограничных органов об осуществлении хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ее ведения на Государственной границе либо вблизи нее.

Объектом правонарушений выступают отношения в сфере защиты Государственной границы.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), должностные лица и юридические лица.

При этом в гл. 18 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, рассматриваются как юридические лица, если в соответствующих статьях указанной главы не установлены специальные правила.

  1. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.1 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.

По ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи (в части нарушения воздушного пространства РФ) дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства.

При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 18.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

  1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне

 

Комментарий к статье 18.2

 

  1. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает следующие правила в пограничной зоне:

— въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

— хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья России, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

При этом пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу могут быть запрещены или ограничены содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части — с уведомлением пограничных органов.

Разрешение на проведение работы, мероприятия или уведомление о проведении работы, мероприятия, кроме вопросов, связанных с въездом (проходом), временным пребыванием, передвижением лиц и транспортных средств в пограничной зоне, включает определение места, времени проведения, количества участников лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.

Нарушение таких правил влечет административную ответственность.

Объектом правонарушений рассматриваемой статьи выступают отношения в сфере защиты Государственной границы.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), должностные лица и юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.2 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.
  5. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе составлять сотрудники органов внутренних дел (полиции).

 

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.3

 

  1. Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов.

Предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил учета, хранения, а также нарушение правил выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах.

В целях охраны Государственной границы промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в российском территориальном море — с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

Административная ответственность установлена за ведение такой деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления).

Объектом правонарушений выступают отношения в сфере защиты Государственной границы.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические, должностные и юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.3 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.

При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

  1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.3 КоАП РФ, вправе составлять сотрудники органов внутренних дел (полиции).

 

Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.4

 

  1. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, и иных видов контроля.

В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» и в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 963 «О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» Приказом Росграницы от 27.12.2010 N 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Нарушение данных Правил влечет привлечение к административной ответственности.

Объектом правонарушений выступают отношения в сфере защиты Государственной границы.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.4 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.

При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

  1. Протоколы об административном правонарушении, предусмотренных ст. 18.4 КоАП РФ, вправе составлять сотрудники органов внутренних дел (полиции).

 

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.5

 

  1. Согласно Правилам плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.1999 N 1102, под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод, а также с целью пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения.

При этом проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием, либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, либо осуществлены в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность России.

Административная ответственность установлена за нарушение правил, относящихся к мирному проходу через российское территориальное море. При этом проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет ряд видов деятельности, например таких, как любые маневры или учения с оружием любого вида либо подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, должны соблюдать законодательство РФ и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении, например, безопасности судоходства и регулирования движения судов, включая пользование морскими коридорами и схемами разделения движения, защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок, защиты подводных кабелей и трубопроводов, сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, морских научных исследований и гидрографических съемок, предотвращения нарушения пограничных, таможенных, налоговых (фискальных), санитарных, иммиграционных, ветеринарных, фитосанитарных, навигационных и других правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Одновременно в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида Минобороны России или ФСБ России могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета Государственной границы с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. В связи с чем Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

Так, пересечение Государственной границы воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета Государственной границы.

Воздушным судам при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации запрещается ряд действий, в том числе посадка в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Нарушение данных Правил влечет привлечение к административной ответственности.

Вместе с тем не является нарушением установленных правил совершение описанных деяний в случае аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности воздушного судна, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам и в других исключительных случаях.

Объектом правонарушений выступают отношения в сфере защиты Государственной границы.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.5 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.

 

Статья 18.6. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)

 

Комментарий к статье 18.6

 

  1. Приказом ФСБ России и Росрыболовства от 15.02.2010 N 56/91 утверждены Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и Система контрольных пунктов (точек).

Контрольные пункты (точки) устанавливаются в исключительной экономической зоне России в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в отношении российских и иностранных судов, осуществляющих рыболовство и (или) морские ресурсные исследования, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, при входе этих судов в исключительную экономическую зону РФ с целью осуществления рыболовства и при выходе из нее.

Контрольные пункты представляют собой морские районы, ограниченные окружностью радиусом две или три морские мили. Координаты центров указанных районов, их радиусы и наименования контрольных пунктов, позывные, радиочастоты (каналы) вызова пограничных сторожевых кораблей, пограничных патрульных судов устанавливаются Системой контрольных пунктов (точек).

Прохождение судами контрольных пунктов включает проход судов через контрольные пункты и проведение на судах контрольно-проверочных мероприятий.

Судно считается прошедшим контрольный пункт с момента завершения проведения на судне контрольно-проверочных мероприятий и получения разрешения на проход через контрольный пункт (или при наличии разрешения на свободный проход через контрольный пункт без проведения контрольно-проверочных мероприятий) с момента завершения прохода через контрольный пункт.

Нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны РФ влечет привлечение к административной ответственности.

Объектом правонарушений выступают отношения в сфере защиты Государственной границы РФ.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические, должностные и юридические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.6 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.

 

Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.7

 

  1. Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством РФ.

При этом охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в Федеральном законе «О Государственной границе Российской Федерации» как пограничные меры.

Федеральная служба безопасности осуществляет государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, входящие в состав ФСБ России, осуществляют защиту и охрану Государственной границы.

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они осуществляют целый ряд мероприятий, в том числе контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; в пределах своей компетенции осуществляют производство по делам об административных правонарушениях; осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу.

При этом пограничные органы в пределах приграничной территории наделены рядом прав, а неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы влечет привлечение к административной ответственности.

Объектом правонарушений выступают отношения в сфере защиты Государственной границы.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии либо бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические лица.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.7 КоАП РФ, рассматривают пограничные органы.

При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

 

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18.8

 

  1. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ свобода передвижения относится к числу основных прав и свобод человека, принадлежит ему от рождения и является неотчуждаемой.

Однако, как и многие другие конституционные права, свобода передвижения не носит абсолютного характера, и ее осуществление может быть ограничено с учетом положений ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ с целью защиты прав и свобод других лиц.

В ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» содержатся положения, направленные на пресечение незаконного пребывания иностранных граждан на территории России. В связи с этим в данной статье указаны основания для признания иностранных граждан незаконно находящимися на территории Российской Федерации, например, нарушение установленных правил при въезде на территорию Российской Федерации или отсутствие либо утрата документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Главой IV указанного Закона установлен порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено названным Законом, международными договорами РФ или указами Президента РФ.

Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ или указами Президента РФ.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

— разрешение на временное проживание (документ установленной формы, выдаваемый в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность, подтверждающий права лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство);

— вид на жительство (документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию);

— иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Отсылка к международным договорам РФ расширяет данный перечень. Так, например, в соответствии с приложениями к Соглашению о взаимных безвизовых поездках граждан, заключенному между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан 30 ноября 2000 г., определяется перечень действующих документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации.

Аналогичные перечни документов, удостоверяющих личность, предусмотрены Соглашениями о взаимных безвизовых поездках между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения (от 25 сентября 2000 г.), Правительством Республики Молдова (от 30 ноября 2000 г.), Правительством Республики Узбекистан (от 30 ноября 2000 г.), Правительством Республики Абхазия (от 2 октября 2009 г.), Правительством Республики Южная Осетия (от 1 февраля 2010 г.).

К иным документам, удостоверяющим личность лица без гражданства, можно отнести документы, предусмотренные в том числе Указом Президента РФ от 17.06.2008 N 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике». Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан, поэтому в дальнейшем все, что касается иностранных граждан, будет относиться и к лицам без гражданства, за указанными исключениями.

Иностранные граждане могут въезжать на территорию Российской Федерации по визе либо в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.

Виза является разрешением на въезд, пребывание и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством РФ.

В ст. 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» прописаны основания для выдачи иностранному гражданину визы, а именно приглашения на въезд в Российскую Федерацию.

В зависимости от цели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранным гражданам выдаются различные категории виз: дипломатическая (ДП); служебная (СЛ); обыкновенная (О); транзитная (ТР1 или ТР2); виза временно проживающего лица (ВП), срок действия которых различен.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 утверждено Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы.

Гражданам ряда стран не требуется виза для въезда в Российскую Федерацию, но при этом в большинстве случаев срок их пребывания на территории Российской Федерации ограничен. Так, например, граждане Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Украины, Узбекистана могут осуществить безвизовый въезд на территорию Российской Федерации.

В частности, Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республика Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства» обеспечиваются равные права граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства без заполнения миграционной карты.

Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде с территории страны.

Миграционная карта представляет собой документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине и о сроке его временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина.

Форма миграционной карты и порядок ее использования установлены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте».

Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания.

На иностранного гражданина возлагается обязанность предъявления миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через Государственную границу должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию.

При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

Факт въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации является основанием для постановки на миграционный учет. Органы пограничного контроля в пунктах пропуска через границу РФ в течение суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина.

Категории иностранных граждан, освобождаемых от заполнения миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию и предъявления ее при выезде из Российской Федерации, установлены нормами п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 05.10.2004 «Об использовании миграционной карты единого образца».

Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок постановки на миграционный учет, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

— в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, — равен сроку действия выданной ему визы;

— в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток;

— в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высоко квалифицированным специалистом, и членов его семьи — определяется сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

По истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

Срок временного пребывания может быть сокращен по ряду причин. Например, это может произойти в том случае, когда иностранному гражданину предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, но в государстве гражданства данного лица произошло изменение политического строя, вследствие чего угроза его жизни перестала существовать.

Основанием выезда иностранного гражданина из Российской Федерации является аннулирование визы.

По общему правилу временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ.

Если срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин также обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Исключение могут составлять случаи продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина.

Например, иностранные граждане имеют право заключать контракт о прохождении военной службы, что вытекает из положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта РФ с заявлением о желании проходить военную службу по контракту (см. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 N 101 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту»).

Если с иностранным гражданином прекращен (в том числе досрочно) или не продлен трудовой договор (гражданско-правовой договор) на выполнение работ (оказание услуг) и не заключен новый указанный договор, то иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении установленного срока действия разрешения на работу.

В соответствии со ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан высококвалифицированный специалист может осуществлять поиск новой работы в течение 30 рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового договора (гражданско-правового договора). В течение указанного срока разрешение на работу, выданное такому специалисту, а также виза и вид на жительство, выданные ему и членам его семьи, считаются действительными. Если новый трудовой договор не будет заключен, специалист и члены его семьи должны будут покинуть территорию России. На это отводится еще 30 рабочих дней (т.е. всего 60 рабочих дней).

Если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении 15 дней со дня истечения срока действия патента.

Иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров на борту круизных судов, имеющих разрешения на пассажирские перевозки и прибывающих в Российскую Федерацию через морские и речные порты, открытые для международного пассажирского сообщения, могут находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз.

В случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации МИД России либо территориальный орган ФМС России проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Иностранные граждане обязаны встать на учет по месту пребывания в порядке и при условиях, которые определены Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» или международным договором РФ.

Иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия подлежит постановке на учет по месту пребывания. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении территориальным органом ФМС России уведомлений об их прибытии в место пребывания. Для этого иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления. Принимающая сторона с соблюдением семидневного срока представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления.

Миграционный учет включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных названным Законом.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган ФМС России в месте нахождения жилого помещения заявление установленной формы о регистрации по месту жительства.

По истечении года со дня получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание он обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган ФМС России по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего места проживания в Российской Федерации с приложением документа, который сможет подтвердить доходы иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание (к таковым относятся справка о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина). Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. Уважительной причиной, названной в качестве отсрочки, для подачи данных сведений может служить болезнь (подтвержденная документально), командировка (подтверждается работодателем) и проч. Законодательство не содержит какого-либо перечня причин, которые признаются уважительными в случае просрочки представления необходимой документации. В связи с этим признание фактических обстоятельств, в силу которых иностранный гражданин нарушил установленные сроки, уважительной причиной относится к исключительной компетенции ФМС России как уполномоченного органа государственной власти. Однако такая отсрочка может предоставляться на срок не более чем шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов.

Свобода выбора места жительства, которой обладают иностранные граждане, также ограничена Законом о правовом положении иностранных граждан. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания или избирать место проживания вне пределов субъекта РФ, в котором ему разрешено проживание.

При выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание ему разъясняются основные требования федерального законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, правовой статус лица, получившего разрешение, основания аннулирования разрешения, а также обязанность ежегодной подачи уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением необходимых документов в территориальный орган ФМС России. Иностранный гражданин предупреждается, что он не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ. Об этом у иностранного гражданина берется расписка.

При этом иностранный гражданин может получить разрешение на изменение места проживания, подав заявление в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания об изменении места жительства вне пределов субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание, и таким образом реализовать свое право на свободу выбора места проживания.

Заявление составляется в произвольной форме с указанием мотивов и предполагаемого места проживания. К заявлению прилагаются документы или их заверенные копии, подтверждающие наличие оснований для изменения места проживания (например, документ, подтверждающий право пользования жилым помещением в предполагаемом месте проживания; паспорт члена семьи, постоянно проживающего в указанном субъекте РФ). Решение об изменении места проживания вне пределов субъекта РФ принимается только при условии согласия территориального органа ФМС России по предполагаемому месту проживания. О принятом решении территориальный орган ФМС России сообщает иностранному гражданину, направляя ему уведомление.

В случае положительного решения иностранный гражданин информируется о необходимости его обращения в территориальный орган ФМС России для снятия с регистрации по месту жительства. Иностранный гражданин также предупреждается об обязанности обращения в территориальный орган ФМС России по новому месту проживания для регистрации по месту жительства под расписку. Срок действия нового разрешения на временное проживание должен соответствовать сроку действия первичного разрешения.

Лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в виде документа, территориальным органом ФМС России по новому месту временного проживания оформляется и выдается новый документ. Ранее выданное в виде документа разрешение подлежит изъятию.

Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях транзитного проезда через ее территорию определяется в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Разрешением на транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина является транзитная виза. Указанная виза выдается на основании действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения на территории Российской Федерации при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство, либо визы государства назначения, либо паспорта этого государства, либо мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Последнее основание может быть использовано при выдаче транзитной визы, дающей право на остановку либо на эвакуацию иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Наличие транзитной визы не требуется, если иностранный гражданин осуществляет транзитный проезд через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках установленных транспортных магистралей.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении:

— российской транзитной визы (либо визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство, либо визы государства назначения);

— действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов (либо подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации).

Основанием осуществления транзитного проезда через территорию Российской Федерации в безвизовом режиме является, например, перелет на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий: оформлены документы на право въезда в государство назначения, имеется авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия.

Транзитная виза выдается на срок до 10 дней, а для граждан, следующих в государство назначения воздушным транспортом, — на срок не более трех дней.

Транзитная виза иностранному гражданину, следующему через территорию Российской Федерации в государство назначения на легковом автотранспортном средстве, выдается на срок, необходимый для транзитного проезда по кратчайшему маршруту. Указанный срок рассчитывается исходя из суточного пробега транспортного средства, равного 500 км.

Статья 30 названного Закона предусматривает визу с правом на остановку на территории Российской Федерации, которая может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки.

Объектом правонарушений выступают общественные отношения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

  1. Объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии.
  2. Субъектами правонарушения выступают физические лица, а именно иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1.1, 3, 4 ст. 18.8 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции), ФМС России и ее территориальных органов, а также судьи, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

6. Протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 1.1, 3, 4 комментируемой статьи составляют должностные лица ФМС России и ее территориальных органов, а также органов внутренних дел (полиции).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code