Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Комментарий к статье 17.9 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Объект: общественные отношения, охраняющие установленный порядок правосудия и деятельность органов и должностных лиц, также уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
  2. К ответственности за заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключения эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении могут быть привлечены только те лица, которые имеют специальный статус в рамках производства по делу об административном правонарушении либо исполнительного производства (свидетель, специалист, эксперт или переводчик).

В рамках производства по делу об административном правонарушении статус указанных лиц определяется КоАП РФ.

В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому, по мнению судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Кроме этого, священнослужитель не обязан давать показания об обстоятельствах, ставших известными ему во время исповеди, и адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Перед дачей показаний свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Ответственность наступает при искажении любых обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Статусом специалиста лицо может обладать лишь в рамках определенного промежутка времени, в течение которого осуществляется судопроизводство по делу.

В силу ст. 25.9 КоАП РФ экспертом является такой участник производства по делам об административных правонарушениях, который обладает специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, необходимыми для того, чтобы дать заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения. Эксперт обязан: явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заведомо ложное заключение эксперта может выражаться в следующем: неиспользовании части информации, предоставленной для подготовки заключения, искажении полученных данных, заведомо ложных выводах, использовании неподходящей методики и т.п.

Одним из основных прав участников производства по делам об административных правонарушениях является право говорить на родном языке. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Это важная гарантия прав участников производства по делам об административных правонарушениях. В ст. 25.10 КоАП РФ сказано, что в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Субъект, назначивший переводчика, обязан до начала выполнения своих функций в производстве разъяснить переводчику его права и обязанности. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

В исполнительном производстве статус субъектов правонарушения регламентируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.

В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.

Понятие специалиста в вышеназванном Законе шире, чем в КоАП РФ, так как в него, помимо специалистов, законодателем включены и эксперты.

Так, например, если в рамках исполнительного производства оценщиком предоставлены заведомо ложные сведения, судебный пристав-исполнитель привлекает его к административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в комментируемой статье, состоит в том, что субъекты правонарушения, вопреки возложенным на них обязанностям, предоставили заведомо ложную информацию по делу.

  1. Субъекты: граждане, привлекаемые в качестве свидетеля, специалиста, эксперта или переводчика.
  2. Субъективная сторона: умышленная форма вины.

 

Статья 17.10. Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации

 

Комментарий к статье 17.10

 

  1. Объект: общественные отношения, возникающие в процессе использования государственной символики.
  2. Согласно ст. 70 Конституции РФ государственными символами РФ являются государственные флаг, герб и гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Порядок официального использования Государственного герба РФ определятся Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Государственный герб РФ является официальным государственным символом РФ. Государственный герб РФ воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами. Государственный герб РФ помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Перечень зданий, на которых разрешено помещать Государственный герб РФ, приводится в ст. 5 указанного Закона. Государственный герб РФ помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Государственный герб РФ помещается на: штандарте (флаге) Президента РФ; боевых знаменах воинских частей; знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом РФ; военных кораблях 1 и 2 ранга — в порядке, установленном Президентом РФ. Кроме этого, Государственный герб РФ может помещаться на: денежных знаках; государственных наградах РФ и документах к ним; знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования. Допускается размещение Государственного герба РФ на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков — эмблем федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов. Гербы (геральдические знаки) субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу РФ. Использование Государственного герба РФ с нарушением приведенного порядка влечет за собой ответственность.

Правила использования Государственного флага РФ установлены Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». Государственный флаг РФ является официальным государственным символом РФ. Государственный флаг РФ поднят постоянно на зданиях: Администрации Президента РФ; Совета Федерации; Государственной Думы; Правительства РФ; Конституционного Суда РФ; Верховного Суда РФ; Генеральной прокуратуры РФ; Следственного комитета РФ; Банка России; Счетной палаты РФ; резиденции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; Центральной избирательной комиссии РФ. Государственный флаг РФ поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Над резиденцией Президента РФ в столице Российской Федерации — городе Москве поднимается дубликат штандарта (флага) Президента РФ. Государственный флаг РФ вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.

Государственный флаг РФ поднимается на:

— зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав дипломатических представительств и консульских учреждений, когда это связано с исполнением указанными лицами служебных обязанностей, а также на зданиях иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств РФ при международных организациях, — в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания;

— судах, внесенных в один из реестров судов РФ, — в соответствии с уставом службы на судах;

— судах, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства и предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), которым в соответствии с законодательством РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, — в соответствии с уставом службы на судах;

— военных кораблях и вспомогательных судах — в соответствии с Корабельным уставом и уставом службы на судах соответственно;

— вспомогательных судах Военно-Морского Флота, используемых как российские суда загранплавания для выполнения работ за пределами Российской Федерации, — в соответствии с уставом службы на судах.

Судно под флагом иностранного государства во время плавания и стоянки в территориальном море, во внутренних водах РФ и во время стоянки в порту РФ должно в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг РФ. Государственный флаг РФ установлен постоянно в помещениях и на транспортных средствах, перечисленных в ст. ст. 4, 5 названного Закона. Государственный флаг РФ поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств. Государственный флаг РФ ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Ритуал подъема Государственного флага РФ в воинских частях и отдельных подразделениях устанавливается Президентом РФ. Во всех случаях, предусмотренных общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ для выноса Боевого Знамени воинской части, одновременно выносится прикрепленный к древку Государственный флаг РФ. Порядок совместного выноса и размещения Государственного флага РФ и Боевого Знамени воинской части определяется Президентом РФ. В дни траура в верхней части древка Государственного флага РФ крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг РФ, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока). Во время траурных церемоний, предусматривающих отдание воинских почестей умершему (погибшему) гражданину РФ, гроб с телом покойного накрывается полотнищем Государственного флага РФ. Перед погребением полотнище Государственного флага РФ сворачивается и передается родным (близким) покойного. Флаги субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу РФ. Допускается использование Государственного флага РФ, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом РФ. Использование Государственного флага РФ с нарушением приведенного порядка влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Государственный гимн РФ является официальным государственным символом РФ. Государственный гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, которое должно исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом. Государственный гимн РФ исполняется в следующих случаях:

— при вступлении в должность Президента РФ — после принесения им присяги;

— при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления;

— при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы;

— во время официальной церемонии подъема Государственного флага РФ и других официальных церемоний;

— во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций — в соответствии с дипломатическим протоколом;

— во время проведения воинских ритуалов — в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Государственный гимн РФ может исполняться в случаях, перечисленных в ст. 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

Государственный гимн РФ транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:

— ежедневно — перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 06:00 и в 24:00 по местному времени;

— в новогоднюю ночь — после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24:00 по местному времени.

Государственный гимн РФ исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами — в соответствии с правилами проведения этих соревнований. Исполнение и использование Государственного гимна РФ с нарушением приведенных правил влечет за собой ответственность.

  1. Субъекты: граждане и должностные лица.
  2. Субъективная сторона: вина в форме умысла или неосторожности.

 

Статья 17.11. Незаконное ношение государственных наград

 

Комментарий к статье 17.11

 

  1. Объект: общественные отношения, охраняющие статус государственных наград.
  2. Государственные награды РФ (государственные награды) являются высшей формой поощрения граждан РФ за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

Виды государственных наград устанавливаются Указом Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Решение о награждении государственной наградой принимается Президентом РФ на основании представления, внесенного Президенту РФ, и предложения Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам.

Порядок вручения и ношения государственных наград также устанавливается вышеуказанным Положением. По общему правилу государственные награды вручаются Президентом РФ.

Награжденный может быть лишен государственной награды только вступившим в законную силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

В случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению государственной наградой, Президент РФ издает указ об отмене указа Президента РФ о награждении государственными наградами в отношении названного лица, а врученная лицу государственная награда и документы к ней подлежат возврату в Администрацию Президента РФ.

Ордена РФ, знаки отличия РФ и медали РФ учреждаются Президентом РФ.

Почетные звания РФ устанавливаются Президентом РФ.

Предложения об учреждении государственных наград до их внесения Президенту РФ рассматриваются комиссией.

В случае принятия комиссией решения об учреждении государственной награды соответствующее предложение вносится Президенту РФ председателем комиссии.

Порядок учреждения, а также перечень и внешний вид государственных наград предусмотрен Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Учреждение знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (издание документа об изготовлении знаков, сходных по названию или внешнему виду с государственными наградами), является административным правонарушением. Как правило, граждане и должностные лица используют награды, сходные по виду с государственными, с целью получения материальной выгоды.

  1. Субъекты: гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо.
  2. Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.

 

Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

 

Комментарий к статье 17.12

 

  1. Объект: правоотношения, охраняющие право ношения форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Предметом правонарушения является форменная одежда со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

  1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Как правило, форма одежды и знаки различия устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами РФ, которые регламентируют порядок прохождения службы в различных органах и организациях.

Так, в силу ст. 39 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом РФ.

Приложением N 1 к Указу Президента РФ от 11.03.2010 N 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» установлено, что военная форма одежды — это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими.

К существенным внешним признакам военной формы одежды относятся в совокупности:

— конструкция и цвет обмундирования и военного снаряжения;

— декоративно-различительные элементы установленных цветов — канты, лампасы, околыши фуражек, поля и просветы на погонах;

— фурнитура установленных образцов;

— погоны (погончики) установленных видов.

Погоны (погончики) — специальные элементы военной одежды, предназначенные для размещения знаков различия по воинским званиям и знаков различия по функциональному предназначению.

Существенными признаками знаков различия и ведомственных знаков отличия являются: сочетание расцветки и конфигурации, наличие официальных эмблем и геральдических элементов, утвержденных в установленном порядке руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О судебных приставах» судебные приставы и иные должностные лица ФССП России при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством РФ. Порядок ношения форменной одежды утверждается главным судебным приставом РФ.

В силу Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 540 «О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов» форменной одеждой судебных приставов и иных должностных лиц ФССП России является комплект предметов одежды и обуви, предназначенный для ношения судебными приставами и иными должностными лицами ФССП России, имеющими классные чины.

На форменной одежде носятся государственные награды, ведомственные знаки отличия и другие геральдические знаки, учрежденные в установленном порядке.

В силу ст. 24 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» сотрудники Следственного комитета РФ обеспечиваются форменной одеждой в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, форменная одежда и знаки различия военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов подробно регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами.

Как правило, ношение форменной одежды и знаков различия лицами, не имеющими на это права, осуществляется с целю получения материальной или иной личной выгоды.

Так, например, согласно Постановлению о назначении административного наказания по делу 5-23/2013, вынесенному мировым судьей судебного участка N 2 в Моркинском районе, К. 17 января 2013 г. около 13:20 в форменной одежде сотрудника органа внутренних дел, в зимней куртке ДПС ГИБДД со знаками различия, с символикой государственной военизированной организации правоохранительных органов ДПС ГИБДД, погонами в звании капитана, меховой шапке (ушанке) с кокардой, управлял транспортным средством, не имея права ношения форменной одежды.

В судебном заседании К. пояснил, что с протоколом ознакомлен, согласен, вину признает, в 2012 году в Нижегородской области купил форменную одежду сотрудника ГИБДД в звании капитана полиции, 17 января 2013 г. одел на себя форменную одежду и поехал домой, ранее в органах полиции никогда не работал, одел форму, чтобы в пути его не остановили сотрудники полиции.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, совершенное лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности.

Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

В частности, согласно ст. 7 указанного Закона частным детективам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, на охранную деятельность распространяются аналогичные ограничения.

Данный состав выделен законодателем, поскольку существует прямой запрет для частных детективов и охранников выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.

При квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ следует помнить, что ношение частным детективом или охранником формы со знаками различия и соответствующей символикой должно быть связано с осуществлением им частной детективной или охранной деятельности, в противном случае следует привлекать к административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

  1. Субъекты: физические лица, достигшие 16 лет.
  2. Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.

 

Статья 17.13. Разглашение сведений о мерах безопасности

 

Комментарий к статье 17.13

 

  1. Объект: институты государственной власти, жизнь, здоровье, имущество защищаемых лиц, а также нормальное функционирование судов, правоохранительных и контролирующих государственных органов.
  2. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

В соответствии с указанным Законом государственной защите подлежат:

1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

6) сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

7) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

8) военнослужащие внутренних войск МВД России, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

9) сотрудники органов Федеральной службы безопасности;

10) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

11) сотрудники Следственного комитета РФ;

12) судебные исполнители;

13) работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

14) сотрудники органов государственной охраны;

15) работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Росфинмониторинга, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;

16) близкие лиц, перечисленных в п. п. 1 — 13.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья перечисленных лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться следующие меры безопасности:

— личная охрана, охрана жилища и имущества;

— выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

— временное помещение в безопасное место;

— обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

— перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

— переселение на другое место жительства;

— замена документов, изменение внешности.

Применение мер безопасности осуществляется органами внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности, таможенными органами, органами государственной охраны, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органами уголовно-исполнительной системы, военной полицией Вооруженных Сил РФ.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица и наличие соответствующего заявления, обращения или наличие угрозы безопасности защищаемого лица.

Решение о применении мер безопасности принимается соответствующим органом в срок, установленный законом, и оформляется мотивированным постановлением с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления.

Указанные решения обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых они направлены.

Защищаемое лицо, должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, реализующих принятые по этому поводу решения, обязаны не разглашать сведения о принимаемых в отношении защищаемого лица мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

Разглашение информации может быть совершено в форме действия: в беседе, путем передачи документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, сообщении в печати, иных СМИ, по телефону, по электронной почте и т.п. Меры безопасности могут быть разглашены и путем бездействия: оставление документов со сведениями о мерах безопасности на столе и т.п.

Разглашением следует признавать доведение до сведения хотя бы одного постороннего лица информации о мерах безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц. Посторонним считается любое лицо, не допущенное к информации о соответствующих мерах безопасности.

  1. Субъекты: граждане и должностные лица.
  2. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

 

Статья 17.14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

 

Комментарий к статье 17.14

 

  1. Объект: общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве.
  2. Федеральным законом «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается законом на ФССП России и ее территориальные органы.

В процессе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— совершать иные действия, предусмотренные названным Законом.

Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

  1. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

В силу Закона должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Как правило, должников — физических лиц привлекают к административной ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ за неявку в установленный срок к судебному приставу, непредставление сведений о своих правах на имущество, несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, месте жительства.

Так, 25 мая 2009 г. судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП УФССП России по Оренбургской области за нарушение должником — физическим лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, данный должник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 тыс. руб.

  1. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, в случае неисполнения ими в установленный срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании с должника денежных средств.

Особенности привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа содержатся в ст. 114 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В силу указанной статьи ответственность наступает при неисполнении в установленный Законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, при наличии денежных средств на счетах должника.

Таким образом, деяние банка или иной кредитной организации является административным правонарушением только в том случае, когда на счетах должника имеются денежные средства.

При этом неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, может выражаться как в бездействии (отсутствие кого-либо ответа), так и в действии (например, направление письменного отказа).

Ответственность банка или иной кредитной организации за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в наложении административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн. руб.

При наличии в действиях банка или иной кредитной организации состава административного правонарушения судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, который направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации.

  1. Частью 2.1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику.

Данная норма введена в КоАП РФ в 2009 году. Однако, дополнив ст. 17.14 КоАП РФ новой частью, законодатель не внес изменения в ст. 114 Федерального закона «Об исполнительном производстве», соответственно, порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за нарушение исполнительного документа не распространяется на нарушения, предусмотренные ч. 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ.

  1. Частью 3 ст. 17.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве. Как правило, это главные бухгалтера организаций, привлекаемые к ответственности за несвоевременное возвращение исполнительных документов, либо за утерю исполнительных документов, а также руководители организаций — работодатели должника за невыполнение в установленный срок законных требований судебного пристава о предоставлении необходимой информации.
  2. 7. Необходимым условием для привлечения к административной ответственности должностного лица по ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 КоАП РФ является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, т.е. административно-хозяйственных, организационно-распорядительных и иных функций, которые данное должностное лицо уполномочено осуществлять.

При квалификации правонарушения в соответствии с ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи возникают проблемы при решении вопроса о законности требования судебного пристава-исполнителя. Вопрос о законности требований в этом случае решается судом в процессе обжалования постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности. Для признания законным требование должно соответствовать нормам законодательства об исполнительном производстве и не противоречить иным нормативным актам.

Так, например, до внесения в Федеральный закон «О судебных приставах» изменений, позволяющих судебным приставам-исполнителям обрабатывать персональные данные, требования к операторам сотовой связи о предоставлении номеров телефонов должников и иной информации являлись незаконными.

  1. Субъекты: физические лица, юридические лица, должностные лица.
  2. Субъективная сторона: вина как в форме умысла, так и неосторожности.

 

Статья 17.15. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера

 

Комментарий к статье 17.15

 

  1. Объект: общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения актов неимущественного характера судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве.
  2. В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Таким образом, в случае неисполнения должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, должник привлекается к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. В дальнейшем должник привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за каждый последующий случай неисполнения требования в установленный срок.

Как следует из Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 N А08-5218/2008-17, существенными условиями для привлечения к ответственности за неисполнение исполнительного документа в соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ являются нарушение должником установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения, а также отсутствие уважительных причин неисполнения.

  1. Субъекты: физические, юридические и должностные лица.
  2. Субъективная сторона: вина как в форме умысла, так и неосторожности.

 

Статья 17.16. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 141-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code