Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

 

Комментарий к статье 17.1

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией властных полномочий представителями законодательной ветви государственной власти РФ: членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы.

В данном случае имеются в виду полномочия, заключающиеся, в частности, в обязанности данных должностных лиц принимать меры в случае обнаружения ими нарушения закона, такие как направление запроса соответствующему должностному лицу, право на прием соответствующими должностными лицами в первоочередном порядке, право на получение и распространение информации.

  1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 1 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Названным Законом члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставлены следующие полномочия.

В силу ст. 14 этого Закона член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе направить запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, Председателю Банка России, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС России, ФФОМС по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

В силу ст. 16 данного Закона члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставлено право на прием в первоочередном порядке должностными лицами. По вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

В силу ст. 17 указанного Закона члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставлено право на получение и распространение информации. Должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания обеспечивают в установленном регламентами палат Федерального Собрания порядке члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы документами, принятыми палатами Федерального Собрания, печатными изданиями палат Федерального Собрания, другими документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами. При обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов — не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения. При этом сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном Федеральным законом о государственной тайне. Если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов, должностные лица обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных СМИ в порядке, предусмотренном Федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Таким образом, наличие указанных прав, а также своевременное и надлежащим образом выполнение должностными лицами корреспондирующих указанным правам обязанностей позволяет членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы осуществлять возложенные на них полномочия.

Как следует из диспозиции ст. 17.1 КоАП РФ, правонарушение может быть совершено путем одного из следующих деяний:

— невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы;

— создание препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы;

— несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы.

  1. Субъектами данного правонарушения являются должностные лица.
  2. Субъективная сторона: невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы и несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы предполагает вину как в форме умысла, так и неосторожности.

Создание препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы предполагает вину в форме умысла.

 

Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 17.2

 

  1. Объектом данного правонарушения являются правоотношения, связанные с осуществлением полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности регламентируются Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее в комментарии к ст. 17.2 КоАП РФ — Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

  1. Объективная сторона характеризуется деянием в виде воспрепятствования законной деятельности Уполномоченного по правам человека в следующих формах.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения. Под вмешательством в деятельность следует понимать какое-либо незаконное воздействие на Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение. Гарантией невмешательства в деятельность Уполномоченного является его независимость, установленная Законом. В силу Закона Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, обладает неприкосновенностью.

Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме этого, Уполномоченный в случае наличия у него информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, принимает меры по защите нарушенных прав и свобод. Для осуществления указанной выше деятельности Уполномоченный наделен следующими правомочиями:

— он вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

— при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

— беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

— запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

— получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

— проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

— поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

— знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

— по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Вышеперечисленным правам Уполномоченного корреспондируют обязанности должностных лиц, закрепленные в ст. ст. 34, 35 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»:

— должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок;

— государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Таким образом, невыполнение вышеперечисленных требований Уполномоченного или неисполнение обязанности должностным лицом является административным правонарушением.

Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме. Под воспрепятствованием в иной форме следует понимать незаконные действия, не перечисленные в комментируемой статье, целью которых является воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного.

  1. Субъектами правонарушения могут являться государственные и муниципальные служащие, а также должностные лица.
  2. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 17.2.1. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

 

Комментарий к статье 17.2.1

 

  1. Объектом данного правонарушения являются правоотношения, связанные с осуществлением полномочий Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, его компетенция и условия его деятельности регламентируются Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Целью деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка является обеспечение эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

  1. Объективная сторона характеризуется деянием в виде воспрепятствования законной деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, выраженным в следующих формах.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка с целью повлиять на его решения. Под вмешательством в деятельность следует понимать какое-либо незаконное воздействие на Уполномоченного по правам ребенка с целью повлиять на его решение.

Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Для выполнения возложенных на него обязанностей Уполномоченному по правам ребенка предоставлены следующие права:

— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

— беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;

— проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

— направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

— привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Невыполнение государственными и муниципальными служащими, а также должностными лицам требований Уполномоченного, основанных на перечисленных выше правах, является административным правонарушением.

Воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в иной форме. Под воспрепятствованием в иной форм следует понимать незаконные действия, не перечисленные в комментируемой статье, целью которых является воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

  1. Субъектами могут являться государственные и муниципальные служащие, а также должностные лица.
  2. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 17.2.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

 

Комментарий к статье 17.2.2

 

  1. Объектом данного правонарушения являются правоотношения, связанные с осуществлением полномочий Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности регламентируются Федеральным законом от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее в комментарии к ст. 17.2.2 КоАП РФ — Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основными задачами Уполномоченного являются:

— защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

— осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

— содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

— взаимодействие с предпринимательским сообществом;

— участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

  1. Объективная сторона характеризуется деянием в виде воспрепятствования законной деятельности Уполномоченного в следующих формах.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения. Под вмешательством в деятельность следует понимать какое-либо незаконное воздействие на Уполномоченного с целью повлиять на его решение. Гарантией невмешательства в деятельность Уполномоченного является его независимость, установленная Законом. В силу Закона Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, обладает неприкосновенностью.

Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного либо воспрепятствование его деятельности в иной форме. Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

— запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

— беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;

— в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 — 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ст. ст. 171 — 172, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185, 185.2 — 185.4, 190 — 199.2 УК РФ без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

— принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

— одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.

Под воспрепятствованием в иной форме следует понимать незаконные действия, целью которых является воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного.

Таким образом, невыполнение вышеперечисленных требований Уполномоченного или неисполнение обязанности должностным лицом является административным правонарушением.

Несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано. Нарушение установленного законом срока предоставление информации является основанием для привлечения к административной ответственности.

  1. Субъектами могут являться государственные и муниципальные служащие, а также должностные лица.
  2. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

 

Комментарий к статье 17.3

 

  1. Объектом данного правонарушения является установленный порядок деятельности судов. Нормы комментируемой статьи распространяются на все виды судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, а также конституционное судопроизводство.
  2. В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и названным Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения.

В силу Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Одной из задач, возложенных на судебных приставов, является обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Согласно п. 1 ст. 11 названного Закона судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

— обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

— поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

— выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи, по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда.

Таким образом, требования и распоряжения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов основываются на содержании их прав и обязанностей.

Судья и судебный пристав вправе требовать от участников процесса и иных лиц, находящихся в зале судебного заседания или помещениях суда, соблюдения установленного порядка.

При квалификации правонарушения по комментируемой статье следует отличать нарушение порядка (правил поведения в суде) и нарушение процессуального порядка, установленного нормами процессуального законодательства, в частности ст. 257 УПК РФ, ст. 158 ГПК РФ, ст. 154 АПК РФ и др.

Так, диспозиция ст. 17.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.

Нарушение порядка и неисполнение распоряжения судьи, связанные с нарушением процессуального порядка, действующего в судебном заседании, регламентируется процессуальными нормами.

Процессуальные нормы, регулирующие порядок в судебном заседании, предусматривают меры воздействия за нарушение указанного порядка, а также условия и процедуру их применения. Меры воздействия за нарушения регламентированного процессуальными нормами порядка в судебном заседании применяются к нарушителю судом, рассматривающим дело, в том судебном заседании, где это нарушение было установлено. Поскольку основания и условия привлечения к ответственности за нарушение установленного процессуальными нормами порядка в судебном заседании специально урегулированы процессуальными нормами, оснований для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 17.3 КоАП РФ в таких случаях не имеется.

Данный факт можно проиллюстрировать следующими примерами.

Признавая неправомерным привлечение физического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ за то, что последнее, являясь ответчиком по гражданскому делу и участвуя в гражданском процессе, нарушало регламент судебного заседания, не исполнило распоряжение председательствующего судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в судебном процессе правила, а также препятствовало рассмотрению дела, суд указал, что нарушение порядка и неисполнение распоряжения судьи допущены лицом в суде в ходе рассмотрения гражданского дела и связаны с нарушением процессуального порядка, действующего в судебном заседании, поэтому они не влекут наступления административной ответственности.

См.: Постановление Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N 38-АД07-1.

Решением суда первой инстанции защитник по уголовному делу был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ за нарушение порядка в судебном заседании. Суд надзорной инстанции счел действия суда первой инстанции необоснованными, отметив при этом, что, поскольку основания и процедура привлечения к ответственности за нарушение порядка в судебном заседании или неподчинение распоряжениям председательствующего в рамках уголовного судопроизводства специально урегулированы нормами УПК РФ, оснований для привлечения указанного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ не имелось.

См.: Постановление Верховного Суда РФ от 31.01.2006 N 41-АД05-5.

Анализ судебной практики показал, что, как правило, состав данного правонарушения образует следующие деяния: отказ по требованию судебного пристава прекратить неуважительные высказывания о сотрудниках суда, нецензурные выражения, осуществление фотокопирования материалов дела без разрешения председателя суда и другие действия, нарушающие установленные правила поведения в суде.

Обязательным признаком состава данного правонарушения является наличие продолжающегося противоправного поведения лица после сделанного ему судьей или судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов однократного замечания (требования) о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.

Также при квалификации правонарушения по ст. 17.3 КоАП РФ следует отграничивать деяния, являющиеся преступлениями, предусмотренными ст. 297 УК РФ и ст. 298.1 УК РФ «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава».

  1. Субъектами являются участники судебного процесса и иные лица, присутствующие в здании суда.
  2. Субъективная сторона может быть только умышленной и характеризуется сознательным противоправным действием лица. Умысел, как правило, является прямым.

 

Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи

 

Комментарий к статье 17.4

 

  1. Объект: надлежащее исполнение частного определения или представления судьи.
  2. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Частные определения суда или представления судей направляются соответствующим должностным лицам для устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений закона.

Срок рассмотрения и исполнения вышеуказанных определений и представлений составляет один месяц и исчисляется со дня их получения должностным лицом.

Таким образом, с объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в бездействии должностного лица, которое заключается в оставлении им без рассмотрения частного определения (постановления) суда или представления судьи, в непринятии мер к устранению указанных в них нарушений закона, а также в даче несвоевременного ответа на частное определение (постановление) суда или представление судьи, т.е. в нарушении сроков, установленных для этих видов судебных актов.

Следует отграничивать административное правонарушение от преступления, квалифицируемого по ст. 315 УК РФ, предусматривающей злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу судебных актов либо воспрепятствование их исполнению.

  1. Субъектами являются должностные лица.
  2. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 17.5. Воспрепятствование явке в суд присяжного заседателя

 

Комментарий к статье 17.5

 

  1. Объект: нормальное отправление деятельности судов с участием присяжных заседателей.
  2. В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» конкретизирует вышеуказанное конституционное право.

Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Исходя из ст. 5 УПК РФ, присяжный заседатель — это лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном УПК РФ, один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы в силу закона сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускается.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Статья 170 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в неисполнении этой обязанности путем совершения действий, препятствующих явке в суд присяжных заседателей.

По смыслу Закона понятие «воспрепятствование» предполагает активные действия со стороны работодателя или лица, его представляющего, по неявке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

  1. Субъект: работодатель или лицо, его представляющее.
  2. Субъективная сторона: прямой умысел.

 

Статья 17.6. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей

 

Комментарий к статье 17.6

 

  1. Объект: установленный порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели.
  2. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели регламентируются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 названного Закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляется печатью.

Согласно ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Право запрашивать информацию корреспондирует с административной ответственностью должностных лиц организаций, проигнорировавших запрос или предоставивших заведомо неверную информацию.

Правонарушение выражается как в форме бездействия (непредоставление информации), так и в форме действия (предоставление заведомо неверной информации).

  1. Субъектами являются должностные лица.
  2. Субъективная сторона: как умысел, так и неосторожность, а в случае предоставления заведомо неверной информации — только умысел.

 

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 17.7

 

  1. Объект: институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующих от имени государства и представляющих его интересы, вытекающие из норм закона.
  2. Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.06.2003 N 86-В03-9 указал, что административная ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, налагается за умышленное неисполнение законных требований прокурора, т.е. требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Данное разъяснение верно и для других должностных лиц, указанных в комментируемой статье.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Полномочия следователя и дознавателя установлены УПК РФ.

Как следует из норм УПК РФ, следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

По смыслу ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Перечень органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, определен гл. 23 КоАП РФ. Законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, обусловлены его процессуальными полномочиями, установленными разд. IV КоАП РФ.

Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ прокурор, следователь, дознаватель или должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, обязаны доказать законность своих требований.

  1. Субъектами являются граждане и должностные лица (в том числе индивидуальные предприниматели).
  2. Субъективная сторона: умышленная форма вины.

 

Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава

 

Комментарий к статье 17.8

 

  1. Объект: институт государственной власти в виде реализации полномочий судебного пристава, вытекающих из закона.
  2. Деятельность судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов регламентируется Федеральными законами от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316.

Судебный пристав — это должностное лицо, состоящее на государственной службе.

К задачам судебного пристава относятся:

— обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

— осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;

— исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством РФ к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

До внесения в комментируемую статью изменений в 2006 году в ней говорилось только о воспрепятствовании законной деятельности судебного пристава-исполнителя. После внесения изменений действие статьи распространилось и на случаи воспрепятствования законной деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Существует мнение, что внесенные изменения привели к конкуренции норм ст. ст. 17.3 и 17.8 КоАП РФ, однако следует не согласиться с этим, так как нормы ст. 17.3 рассматривают случаи неисполнения законных требований судебного пристава в помещении суда, в то время как нормы ст. 17.8 распространяются на иную деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в том числе в исполнительном производстве.

Так, в обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов входят:

— на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

— по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей;

— по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Кроме этого, квалификация административных правонарушений осложняется возможным неоднозначным определением признаков объективной стороны состава правонарушения.

Так, в случае воспрепятствования деятельности должностных лиц ФССП России могут быть применены нормы ст. 17.8 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, или ст. 19.4, предусматривающие ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а также нормы ст. 17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Следует учитывать, что в качестве обязательного признака состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.8 КоАП РФ, необходимо рассматривать воспрепятствование деятельности судебных приставов, находящихся при исполнении служебных обязанностей, т.е. при осуществлении полномочий, предоставленных ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах». При этом под воспрепятствованием понимаются активные действия виновного лица, направленные на создание препятствий законной деятельности судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со ст. 12 названного Закона судебный пристав-исполнитель имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

— совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Например, руководитель организации, в отношении которой ведется исполнительное производство о взыскании денежных средств, не предоставивший имущество первой очереди для проведения ареста и составления акта описи, подлежит привлечению к ответственности по ст. 17.8 КоАП РФ.

См.: Постановление ФАС Центрального округа от 22.02.2006 N А48-4515/05-1.

  1. Субъекты: граждане и должностные лица.

4. Субъективная сторона: умышленная форма вины.

 

Статья 17.8.1. Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

 

Комментарий к статье 17.8.1

 

  1. Объект: институт государственной власти в виде реализации полномочий судебного пристава, вытекающих из закона.
  2. В соответствии с требованиями ст. 2.1 Федерального закона «О судебных приставах» использование слов «пристав», «судебный пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях ФССП России, ее структурных подразделений и должностных лиц ФССП России, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность этой службы, профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц.

В случае использования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний данные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 17.8.1 КоАП РФ.

  1. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются юридические лица (в том числе индивидуальные предприниматели).

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code