Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры

Комментарий к статье 16.19 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Объектом нарушения таможенных правил, предусмотренных ст. 16.19 КоАП РФ, является порядок применения таможенных процедур.

Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

— выпуск для внутреннего потребления;

— экспорт;

— таможенный транзит;

— таможенный склад;

— переработка на таможенной территории;

— переработка вне таможенной территории;

— переработка для внутреннего потребления;

— временный ввоз (допуск);

— временный вывоз;

— реимпорт;

— реэкспорт;

— беспошлинная торговля;

— уничтожение;

— отказ в пользу государства;

— свободная таможенная зона;

— свободный склад;

— специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

Приведенный перечень является исчерпывающим. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства — члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза.

  1. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, образует несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования (запретов или ограничений экономического характера), установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза, совершенного путем:

— заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах;

— представления недействительных документов.

  1. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи, образуют:

— пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены;

— передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.

Противоправность указанных деяний обусловлена положениями ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза, по смыслу которой перемещение товаров через таможенную границу влечет за собой обязанность лиц поместить их под определенную таможенную процедуру и соблюдать эту процедуру. Под соблюдением таможенной процедуры следует понимать пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру, с учетом запретов и ограничений, установленных ее правовой регламентацией, а также завершение действия таможенной процедуры предусмотренным способом.

Так, например, ст. ст. 232, 241, 254, 266, 279 Таможенного кодекса Таможенного союза определены операции и установлены ограничения, которые могут применяться к товарам, помещенным под определенную таможенную процедуру. Пользование или распоряжение такими товарами в нарушение установленных правил применения избранной таможенной процедуры подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

В других случаях передача в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения допускается в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, например, временного ввоза (п. 4 ст. 279 Таможенного кодекса Таможенного союза) и таможенного склада (п. 4 ст. 232 Таможенного кодекса Таможенного союза), передача прав другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа также образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, выражается в незавершении в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении.

Основным требованием таможенной процедуры является ее завершение определенным способом (ст. ст. 225, 236, 249, 281, 289, 305 Таможенного кодекса Таможенного союза и др.). Невыполнение лицом установленного требования о завершении таможенной процедуры или выполнение такого требования с нарушением установленного срока влечет ответственность по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ.

Следует отметить, что деяния, выразившиеся в невывозе либо неосуществлении обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза временно ввезенных (вывезенных) товаров по истечении срока временного ввоза, подпадают под признаки ч. 3 ст. 16.19 и ст. 16.18 КоАП РФ. При этом ст. 16.18 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, поэтому квалификация данного деяния должна проводиться по ст. 16.18 КоАП РФ.

В свою очередь, невывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (так называемый псевдоэкспорт), не образует состав рассматриваемого нарушения таможенных правил. Это обусловлено положениями п. 3 ст. 164 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которому товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. Представляется, что указанное положение распространяется как на случаи невывоза части российских товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, так и невывоза таких товаров в полном объеме.

  1. Субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 16.19 КоАП РФ, является лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенной процедуры и завершению ее действия в соответствии с требованиями законодательства, т.е. лицо, поместившее товары под таможенную процедуру. Таким лицом может быть декларант, так как в соответствии со ст. 205 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.19 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами

 

Комментарий к статье 16.20

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является порядок помещения товаров под определенную таможенную процедуру

Непосредственным объектом данного правонарушения могут быть выпускаемые для внутреннего потребления товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, в качестве гуманитарной помощи, транспортные средства, временно ввозимые физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации. Пользование такими товарами допускается только в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы. Это могут быть также товары, запрещенные к передаче третьим лицам любым способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой их качества и безопасности, — к использованию таких товаров (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Пользование или распоряжение товарами, для оформления которых в льготном порядке не имелось достаточных оснований, не влечет наступление ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Как правило, этому деянию предшествует заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре (его наименовании, статусе, характеристиках, в связи с которыми предоставляются льготы), что образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Субъектами нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, являются лица, которым были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, выпущенных с несоблюдением ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

  1. Частью 2 комментируемой статьи установлена ответственность за пользование без разрешения таможенного органа товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест.

Объектом данного правонарушения является таможенный контроль в отношении арестованных товаров.

В соответствии с ч. 3 ст. 183 Закона о таможенном регулировании пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа по заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении таких товаров.

Указанное положение в силу ст. 168 Закона о таможенном регулировании распространяется и на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу и обнаруженные таможенными органами у лиц, приобретших их на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ, являются лица (должностные или юридические), которым были переданы на хранение арестованные товары.

  1. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.21. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка

 

Комментарий к статье 16.21

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок пользования и распоряжения товарами, перемещенными через таможенную границу Таможенного союза.

Установление ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ связано с необходимостью обеспечения соблюдения статуса товаров, выпущенных в свободное обращение, который подразумевает снятие каких-либо ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами. Такой статус товары приобретают только после того, как в отношении их выполнены все требования таможенного законодательства (уплачены таможенные пошлины и налоги, соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Таможенного союза). Приобретение товарами такого статуса возможно при помещении их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза), реимпорта товаров (ст. 292 Таможенного кодекса Таможенного союза), отказа в пользу государства (ст. 310 Таможенного кодекса Таможенного союза), а также в некоторых иных случаях, прямо предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза.

  1. Правонарушение выражается в следующих противоправных действиях:

— приобретение, пользование, хранение, транспортировка товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, если это повлекло неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством;

— приобретение, пользование, хранение либо транспортировка условно выпущенных товаров, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами, которые допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.

Юридический анализ содержания ст. 16.21 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что для привлечения лица к ответственности по указанной статье необходимо установить факт совершения иного предшествующего противоправного деяния, а именно — незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (например, ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товаров помимо таможенного контроля, с сокрытием от такого контроля, с обманным использованием документов или средств идентификации; недекларирования товаров или их недостоверного декларирования; незавершения оформления товаров; предоставления в отношении товаров и транспортных средств льгот по таможенным платежам; установления ограничений распоряжения и пользования товарами в соответствии с условиями ввоза или заявленной таможенной процедуры).

Следовательно, совершению противоправных деяний, перечисленных в диспозиции ст. 16.21 КоАП РФ, предшествует совершение в отношении этих же товаров нарушений таможенных правил, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17 КоАП РФ. Однако это не означает, что привлечение лица к ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ возможно только после привлечения иного лица к ответственности по указанным статьям. Для квалификации деяний по рассматриваемой статье, помимо установления совершения привлекаемым к ответственности лицом конкретного действия, указанного в диспозиции статьи, достаточно установить факт ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товаров с нарушением таможенных правил. Вместе с тем, если факт незаконного перемещения товара через таможенную границу или его недекларирования не доказан, а только предполагается, достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 16.21 КоАП РФ отсутствуют. В свою очередь, в случае установления факта незаконного перемещения товара через таможенную границу или его недекларирования одним и тем же лицом не исключается возможность привлечения по обеим статьям КоАП РФ одного и того же лица.

Например, распоряжение товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза помимо таможенного контроля, тем же лицом, которое их ввезло, влечет ответственность для этого лица как по ст. 16.1, так и по ст. 16.21 КоАП РФ, поскольку первая распространяется на перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, а вторая охватывает совершение с ними действий на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

— предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

— ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, после выпуска товаров;

— государством — членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

В отношении таких товаров установлены ограничения пользования и распоряжения. Ответственность за нарушение этих ограничений предусмотрена в ст. ст. 16.19 и 16.20 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 16.19, 16.20 КоАП РФ), а ст. 16.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за приобретение, пользование, хранение либо транспортировку условно выпущенных товаров, в отношении которых уже совершены правонарушения, предусмотренные указанными статьями Кодекса.

Например, в случае выявления факта отчуждения товара, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза, лицо, распорядившееся товаром, должно нести ответственность по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, а лицо, приобретшее данный товар, — по ст. 16.21 КоАП РФ.

  1. Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции рассматриваемой статьи.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

 

Комментарий к статье 16.22

 

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, выражается в нарушении сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные платежи — это платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров.

К числу таможенных платежей, согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть изменены посредством предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов при наличии соответствующих оснований. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств — членов Таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

— при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза — в момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза;

— при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается:

1) при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа — день передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

2) при утрате временно ввезенных транспортных средств в период срока их временного ввоза, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день утраты товаров, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

3) при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза — день истечения срока их временного ввоза.

При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

1) если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа — день такой передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

2) если недоставка товаров для личного пользования произошла по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день такой утраты, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

3) если недоставка товаров для личного пользования произошла по иным причинам — день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Вместе с тем содержание процедуры временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение всего периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой либо помещения их под иную таможенную процедуру. В связи с этим неуплата в установленный срок таможенных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении (например, в случае продления срока подачи таможенной декларации либо его несоблюдения), не влечет наступление административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока временного хранения товаров и таможенные платежи в установленный срок не уплачены, лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ за непринятие мер по выпуску товаров, и дополнительной квалификации указанного деяния по ст. 16.22 КоАП РФ не требуется.

Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, влечет ответственность по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ. Нарушение лицом требований и условий таможенных процедур таможенного транзита, временного хранения товаров, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них, квалифицируется по ст. 16.9 КоАП РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. При этом принудительному взысканию предшествует направление лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об их уплате. По своей сути требование представляет собой уведомление плательщика об имеющейся у него задолженности по таможенным платежам с предложением уплатить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в определенный срок в добровольном порядке. В связи с этим неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ.

В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 1 или 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по комментируемой статье.

  1. Субъектами административного правонарушения, выражающегося в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, выступают лица, на которых возложена обязанность по их уплате. В соответствии с п. 5 ст. 65, ст. ст. 188 — 190 Таможенного кодекса Таможенного союза лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). В связи с этим статус декларанта как участника таможенных правоотношений и лица, ответственного за уплату таможенных платежей, возникает только после подачи таможенной декларации.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела

 

Комментарий к статье 16.23

 

  1. Статья 16.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного таможенным законодательством порядка осуществления деятельности в области таможенного дела и направлена на обеспечение соблюдения законности в этой сфере деятельности.

Субъектами ответственности по ч. 1 комментируемой статьи являются лица, выступающие от имени декларанта или других заинтересованных лиц, не включенные в реестр таможенных представителей, либо включенные в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенные из него, за исключением случаев, указанных в диспозиции данной нормы, осуществляющие деятельность в области таможенного дела.

Деятельность юридических лиц в качестве таможенных представителей допускается при условии их включения в реестр таможенных представителей. Исключение лица из реестра влечет утрату им права осуществлять соответствующую деятельность.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц таможенных операций лицом: не включенным в реестр таможенных представителей; включенным в указанный реестр на основании недействительных документов; исключенным из такого реестра.

Согласно ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные операции — это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Диспозиция ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ признает противоправными деяния, выражающиеся в совершении любых таможенных операций, возникновение права на совершение которых от имени декларанта и других лиц связано с включением юридического лица в реестр таможенных представителей. Примерами таких операций могут быть процедуры, осуществляемые при декларировании товаров.

  1. Часть 2 ст. 16.23 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения или таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из такого реестра, за исключением случаев, указанных в диспозиции данной нормы. Вместе с тем ч. 2 не предусматривает ответственности за действия лиц, которые не были включены в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в незаконном осуществлении указанными лицами перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, либо хранения товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении или помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, или магазина беспошлинной торговли.

Понятие недействительных документов для целей применения ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи раскрывается в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП РФ. К ним относятся поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Условия включения юридического лица в соответствующий реестр установлены ст. ст. 19, 24, 29, 34, 39 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Необходимо отметить, что в случае совершения лицами, исключенными из соответствующих реестров, таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до их исключения из реестров, ответственность по ч. ч. 1 и 2 ст. 16.23 КоАП РФ не наступает. Прямое указание на это в диспозициях указанных норм корреспондирует с положением ч. 9 ст. 57 Закона о таможенном регулировании о том, что исключение юридического лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра.

  1. Часть 3 ст. 16.23 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение лицом, включенным в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, либо его правопреемником предусмотренной в ч. 1 ст. 55 Закона о таможенном регулировании обязанности сообщить таможенному органу в письменной форме об изменениях и представить документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений. Сообщить о таких изменениях лицо обязано в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении.
  2. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи, могут быть граждане, должностные и юридические лица, а ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи — только юридические и должностные лица.
  3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.23 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.24. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами

 

Комментарий к статье 16.24

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок пользования и распоряжения временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза.

Установление ответственности по ст. 16.24 КоАП РФ связано с необходимостью обеспечения соблюдения статуса временно ввезенных транспортных средств международной перевозки. Транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров, они перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования и подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенные процедуры.

Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки допускается без уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом и используется иностранным лицом.

Правонарушение в отношении временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза выражается в следующих противоправных действиях: использование; передача во владение или в пользование (за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки); продажа; распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений.

Предметом данного правонарушения являются транспортные средства международной перевозки. К ним относятся транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подп. 40 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

  1. Ответственность по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ наступает за передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

Порядок и условия личного пользования транспортных средств на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз, установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

Так, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами, могут временно пребывать на этой территории на срок временного пребывания физического лица, но не более чем на один год. Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами государств — членов Таможенного союза, могут временно пребывать на этой территории на срок временного пребывания физического лица, не превышающий шести месяцев. Временный ввоз таких транспортных средств допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается:

— при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов;

— для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, являются граждане государств — членов Таможенного союза, совершившие действия, перечисленные в диспозиции рассматриваемой статьи.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code