Статья 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций

Комментарий к статье 16.7 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшем за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Состав правонарушения охватывает практически все стадии перемещения товаров: прибытие товаров на таможенную территорию, помещение товаров под процедуру таможенного транзита, декларирование, т.е. на всех стадиях таможенного оформления, когда в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

Под лицом, которому передаются документы, следует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган и тем самым заявляет или сообщает таможенному органу недостоверные сведения. При этом возможность участия такого лица в процессе перемещения товаров должна вытекать непосредственно из положений международных договоров государств — членов Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза и нормативных правовых актов РФ. Действия указанного лица могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 16.1, ч. ч. 2, 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.

Правонарушение, предусмотренное ст. 16.7 КоАП РФ, обнаруживается таможенным органом в ходе административного производства в отношении лица, заявившего или сообщившего таможенному органу недостоверные сведения. После этого, в зависимости от характера недостоверных сведений, обстоятельств их заявления, вида представленного документа, наличия либо отсутствия причинно-следственной связи между представлением документа и заявлением (сообщением) недостоверных сведений и т.д., таможенный орган принимает одно из следующих решений:

— возбуждает административное дело в отношении лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, по ч. 3 ст. 16.1, либо по ч. ч. 2, 3 ст. 16.2, либо по ст. 16.17 КоАП РФ;

— возбуждает административное дело в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таможенному органу недостоверных сведений, по ст. 16.7 КоАП РФ.

Для целей применения комментируемой статьи под документами понимаются только недействительные документы. Это следует из формулировки названия этой статьи.

Об определении недействительных документов см. комментарий к ст. 16.1 КоАП РФ.

Следует отметить, что при представлении таможенному представителю или иному лицу недействительных документов, которые не повлекли за собой сообщение таможенному органу недостоверных сведений и (или) несоблюдение запретов и ограничений, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ, отсутствует.

Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена ч. ч. 3, 4 ст. 16.1, ч. ч. 2, 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.

  1. Субъектами ответственности (лицами, передавшими документы) могут выступать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров (на этапе до декларирования), а также декларанты.

К ответственности по рассматриваемой статье не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами таможенной территории Таможенного союза.

  1. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам

 

Комментарий к статье 16.8

 

  1. Объективная сторона указанного нарушения таможенных правил выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем водному судну либо другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.

Объектом данного правонарушения является порядок таможенного контроля в отношении морских (речных) судов и плавучих средств. Обязательным условием привлечения лица к ответственности является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание под таможенным контролем.

Под судном в ст. 7 КТМ РФ понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, в частности, для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; рыболовства; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей.

К плавучим средствам относятся суда, паромы, буксиры, лихтеры, надувные плоты, гребные лодки, а также те, для которых судоходные качества являются второстепенными: плавучие крапы, земснаряды, плавучие и работающие под водой доки, буровые и др.

Ограничение доступа (только с разрешения пограничных и таможенных органов) лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Такие же правила содержатся в Положении о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденном Приказом ГТК России от 12.09.2001 N 892. Согласно п. 10 указанного Положения все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.

Разрешение таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после начала проведения этой операции.

  1. Субъектами правонарушения являются лица, которые причаливают к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них

 

Комментарий к статье 16.9

 

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, выражается в недоставке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, в место доставки либо в выдаче (передаче) без разрешения таможенного органа, либо утрате товаров.

Применяется комментируемая статья только в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

Диспозиция ч. 1 рассматриваемой статьи содержит три возможных варианта неправомерного распоряжения: их выдача (передача), утрата либо недоставка находящихся под таможенным контролем товаров.

Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенного транзита. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (ст. 220 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).

При привлечении к ответственности перевозчика по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ необходимо учитывать, что перевозчик обязан доставить товары в место доставки, которое определяется в соответствии со ст. 220 Таможенного кодекса Таможенного союза и п. 9 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973.

Действие, выразившееся в доставлении товара перевозчиком в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки товара, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. Такое действие квалифицируется как несоблюдение маршрута перевозки по ст. 16.10 КоАП РФ. В случае доставки товара на склад третьих лиц, если при этом третьему лицу товары не выданы (фактически не переданы и юридически не оформлен факт передачи) либо срок их доставки не истек (у перевозчика существует возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в место доставки), тогда возможна квалификация действий перевозчика по ст. 16.10 КоАП РФ — если не был соблюден маршрут доставки; по ст. 16.11 КоАП РФ — при уничтожении, удалении, изменении либо замене средств идентификации, примененных таможенным органом; по ст. 16.13 КоАП РФ — при проведении операций с товарами без разрешения или уведомления таможенного органа.

Субъектами правонарушения, выразившегося в недоставке товаров, являются перевозчики, в том числе таможенные. Согласно п. 1 ст. 18 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным перевозчиком является юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, включенное в реестр таможенных перевозчиков.

Перевозчик является субъектом ответственности и в том случае, когда разрешение на внутренний таможенный транзит выдано экспедитору или иному лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций.

По ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ квалифицируется выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата следующих товаров:

— имеющих статус находящихся на временном хранении (товары приобретают такой статус с момента их предъявления в месте прибытия на таможенную территорию и сохраняют его до выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов, либо до истечения предельного срока временного хранения);

— помещенных под таможенный транзит;

— хранящихся на таможенном складе или свободном складе.

Обязанность по обеспечению сохранности перечисленных товаров возложена, в частности, на:

— перевозчика при доставке товаров в места прибытия или иные места (в случаях и порядке, которые определены законодательством государств — членов Таможенного союза) (п. 2 ст. 156 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— лицо, выступающее от имени перевозчика (таможенный представитель либо иные лица, действующие по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза) (ст. 158 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— владельца склада временного хранения (ст. 26 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— владельца таможенного склада (ст. 31 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— владельца свободного склада (ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»);

— владельца магазина беспошлинной торговли (ст. 36 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Выдача (передача) товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового.

Под утратой следует понимать выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.

В практике нередки случаи, когда выбытие товаров из владения таких лиц (особенно это актуально для перевозчиков) происходит вследствие противоправных действий третьих лиц (кражи, грабежа, разбойного нападения).

В указанных случаях данные об обстоятельствах такого происшествия, полученные из объяснений перевозчика, органов внутренних дел и иных источников, в том числе данные о наличии подобных фактов в прежней деятельности этого перевозчика и принятых в связи с этим мерах, должны быть тщательно исследованы при установлении вины перевозчика в невыполнении им предусмотренной законом обязанности по обеспечению сохранности товаров. И если, например, утрата товаров в результате кражи стала возможной ввиду явной небрежности перевозчика в выполнении этой обязанности (оставление водителем транспортного средства с товарами без присмотра на неохраняемой территории; остановка в пути для ночевки вдали от оживленных магистралей, населенных пунктов, постов дорожно-патрульной службы; непринятие перевозчиком каких-либо дополнительных мер по обеспечению сохранности товаров, несмотря на неоднократные случаи утраты товаров при перевозке, и т.п.), освобождение его от ответственности необоснованно. В случае же установления надлежащих действий перевозчика в ходе доставки товаров и отсутствия у него возможности предотвратить или воспрепятствовать их утрате (например, когда это сопряжено с риском для жизни и здоровья водителя) он не должен привлекаться к ответственности по комментируемой статье.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ (в зависимости от варианта неправомерного распоряжения), являются таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, т.е. лица, на которых в соответствии с требованиями таможенного законодательства возлагались соответствующие обязанности в отношении находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств.

  1. По ч. 2 комментируемой статьи наказывается деяние, выражающееся в недоставке документов на товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом либо перемещаемые в место доставки.

Объектом правонарушения является порядок доставки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также документов на них.

Субъектами данного правонарушения являются лица, на которых возлагались обязанности по обеспечению сохранности и доставке таможенных и иных документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита. Этими лицами могут быть перевозчики (в том числе таможенные перевозчики). Их обязанности по доставке в соответствии с процедурой таможенного транзита товаров и документов на них вытекают из положений ст. ст. 21, 22 Таможенного кодекса Таможенного союза.

  1. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.9 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.10. Несоблюдение порядка таможенного транзита

 

Комментарий к статье 16.10

 

  1. Статья 16.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение таможенных правил, выражающееся в несоблюдении перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а также доставки товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.

Объектом данного правонарушения является порядок осуществления оформления таможенного транзита, а именно — несоблюдение сроков и маршрута доставки находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств.

Согласно ст. 21 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный перевозчик при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные Кодексом в том числе, следуя по определенным маршрутам и в определенные сроки, если они установлены или заявлены.

Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тыс. км за один месяц. В каждом конкретном случае перевозки товаров срок доставки устанавливается таможенным органом отправления исходя из заявления перевозчика или декларанта, с учетом обычного срока перевозки товаров, вида транспорта и возможностей транспортного средства, его маршрута и других условий перевозки.

Место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

  1. Объективная сторона правонарушения заключается в действии, выражающемся в доставке находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств в место доставки, но с несоблюдением установленного срока и (или) маршрута доставки.
  2. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 16.10 КоАП РФ, являются таможенные перевозчики.
  3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.11. Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации

 

Комментарий к статье 16.11

 

  1. Статья 16.11 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение таможенных правил, выражающееся в уничтожении, удалении, изменении либо замене средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а также в повреждении либо утрате таких средств идентификации.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок таможенного контроля, осуществляемый таможенными органами посредством идентификации товаров, транспортных средств и документов на них.

Для целей идентификации товаров и транспортных средств таможенный орган отправления вправе применять следующие действия: наложение таможенных пломб и печатей на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов; нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков; проставление штампов; отбор проб и образцов; описание товаров; составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций; использование товаросопроводительной и иной документации; другие способы, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.

В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

В соответствии с п. 4 ст. 109 Таможенного кодекса Таможенного союза средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. В таких случаях таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

  1. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в уничтожении, повреждении, утрате, изменении либо замене средств идентификации.

При разграничении составов правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.11 и 16.1 КоАП РФ, необходимо учитывать следующее. Если в ст. 16.11 КоАП РФ речь идет об изменении средств идентификации, применяемых таможенными органами, то в случае использования фальшивых (замененных) средств идентификации для сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товарах при перемещении их через таможенную границу деяние следует квалифицировать по ст. 16.1 КоАП РФ.

  1. Субъектами данного правонарушения могут быть как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств таможенной идентификации.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.11 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

 

Комментарий к статье 16.12

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.12 КоАП РФ, является установленный порядок помещения товаров под определенную таможенную процедуру и таможенного контроля в части, касающейся стадии декларирования товаров либо при выпуске товаров до подачи таможенной декларации.

Сроки подачи таможенной декларации установлены ст. 185 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено Кодексом. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза, если иное не установлено Кодексом.

Таможенное законодательство устанавливает и другие случаи и сроки подачи таможенной декларации. В связи с этим по рассматриваемой статье противоправным признается деяние, выразившееся в нарушении сроков подачи таможенной декларации только в тех случаях, когда это имеет самостоятельное юридическое значение, например, нарушение установленного таможенным органом срока подачи:

— полной таможенной декларации при применении процедуры временного периодического декларирования товаров (ст. 214 Закона о таможенном регулировании);

— итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемых в течение установленного периода времени (ст. 215 Закона о таможенном регулировании);

— таможенной декларации, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Например, ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускается до подачи таможенной декларации таможенному органу. Декларирование осуществляется с последующей подачей таможенной декларации на помещение электрической энергии под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта соответственно не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки.

Следует обратить внимание на различие формулировок, используемых в ч. ч. 1 и 2 ст. 16.12 КоАП РФ. Если ч. 1 указанной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных сроков подачи таможенной декларации, то ч. 2 — за подачу таможенной декларации с нарушением установленных сроков.

Сам факт неподачи таможенной декларации на товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, и подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Одновременно с подачей таможенной декларации таможенному органу должны быть представлены документы, необходимые для таможенных целей. Перечень таких документов и сведений установлен ст. ст. 183 и 184 Таможенного кодекса Таможенного союза и зависит от условий заявленных таможенных процедур.

Ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, содержащих недостающие сведения, а также документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, установлена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. Однако несоблюдение установленных сроков подачи необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации квалифицируется по ч. 1 рассматриваемой статьи.

Не всякие документы, а точнее, их непредставление признается правонарушением. Так, не является противоправным с точки зрения ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ деяние, выразившееся в непредставлении в установленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, поскольку последствием такого непредставления документов и сведений является самостоятельное определение таможенным органом таможенной стоимости товаров (п. 4 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Ответственность по ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ наступает за несоблюдение срока подачи таможенной декларации в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в течение 30 дней со дня вступления в законную силу:

— решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

— решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

— решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

— решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 16.12 КоАП РФ, могут быть должностные лица таможенных органов, не обеспечившие сохранность полученных и составленных при проведении таможенных проверок документов (подп. 6 п. 2 ст. 134 Таможенного кодекса Таможенного союза), хранение которых является обязательным, а также лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (например, таможенные представители или таможенные перевозчики, которые несут ответственность как юридические лица).

  1. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.12 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.13. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа

 

Комментарий к статье 16.13

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.13 КоАП РФ, является порядок таможенного контроля в отношении товаров, находящихся под таким контролем.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает ответственность за нарушение таможенных правил, выражающихся в проведении грузовых операций, которые могут повлечь изменение состояния товаров, нарушение их упаковки или повреждение наложенных средств идентификации без соответствующего разрешения таможенного органа.

Так, с разрешения таможенного органа допускается:

— разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, вне места прибытия или вне установленного рабочего времени таможенного органа (п. 2 ст. 175 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенным транзитом (ст. 222 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— перегрузка транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, т.е. замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары (ст. 222 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— взятие проб и образцов товаров, проведение их исследования, а также осмотр, фотографирование или иное фиксирование таких товаров (ст. 333 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Заметим, что перечень конкретных действий, образующих объективную сторону ч. 1 рассматриваемой статьи, является открытым и предусматривает возможность наступления ответственности за совершение без разрешения таможенных органов любых иных грузовых операций, на совершение которых требуется такое разрешение.

Привлечение лиц к ответственности по комментируемой статье может применяться в совокупности со ст. 16.11 КоАП РФ.

Согласно положениям таможенного законодательства в отдельных случаях, когда операции по разгрузке, перегрузке (перевалке) или иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, либо замена транспортного средства международной перевозки не влекут повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, они допускаются не с разрешения таможенного органа, а при условии его предварительного уведомления в письменной и (или) электронной форме (ст. 222 Таможенного кодекса Таможенного союза). Неуведомление таможенного органа о совершении операций в отношении товаров в таких случаях влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.13 КоАП РФ.

  1. Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие в отношении находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств противоправные действия, перечисленные в диспозиции ст. 16.13 КоАП РФ. Это может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, грузополучатель и др.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций

 

Комментарий к статье 16.14

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок помещения товаров на хранение.

Временное хранение товаров — процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

На временном хранении под таможенным контролем товары находятся с момента представления таможенному органу и до их выпуска в соответствии с определенной таможенной процедурой. Порядок временного хранения товаров и транспортных средств определен гл. 25 Таможенного кодекса Таможенного союза. Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ, выражается:

— в нарушении установленных требований и условий помещения товаров на:

таможенный склад (порядок хранения товаров на таможенных складах определен гл. 33 Таможенного кодекса Таможенного союза);

свободный склад (порядок функционирования свободных складов регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»);

склад временного хранения;

склад получателя товаров, не являющийся складом временного хранения (ст. 200 Закона о таможенном регулировании);

— в нарушении порядка хранения товаров на указанных складах (например, хранение на таможенном складе товаров, в отношении которых была заявлена иная таможенная процедура и которые не были вывезены с таможенного склада; хранение на складе временного хранения или таможенном складе товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, на складах или в отдельных помещениях складов, не приспособленных для хранения таких товаров, или без соблюдения требований, установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании (ст. 234 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— в совершении с товарами, хранящимися на указанных складах, а также с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

В соответствии с таможенным законодательством без разрешения таможенного органа допускаются, например:

— операции с хранящимися на складах временного хранения и таможенных складах товарами, необходимые для обеспечения их сохранности; осмотр и измерение товаров, перемещение их в пределах склада, если такие действия не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки или изменение наложенных средств идентификации (ст. 232 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— изменение, удаление или уничтожение средств идентификации, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. При этом таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы (п. 4 ст. 109 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Статья 16.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение таможенных правил, выражающихся в нарушении установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями гл. 16 КоАП РФ. К таким случаям, например, относятся:

— выдача без разрешения таможенного органа или утрата находящихся на хранении товаров (ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ);

— совершение правонарушений с товарами, помещенными под таможенные процедуры таможенного склада и свободного склада, выразившихся в нарушении условий, ограничений и требований непосредственно таможенной процедуры как совокупности положений, определяющих статус товаров для таможенных целей (ч. ч. 2 и 3 ст. 16.19 КоАП РФ). Например, при нарушении требования о заявлении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, к иной таможенной процедуре по истечении установленных ст. 231 Таможенного кодекса Таможенного союза сроков хранения.

Статья 16.14 КоАП РФ может применяться в совокупности со ст. 16.5 КоАП РФ (поскольку в соответствии со ст. 97 Таможенного кодекса Таможенного союза склады временного хранения и таможенные склады являются зонами таможенного контроля) и со ст. 16.11 КоАП РФ (в случае уничтожения, повреждения, утраты средств идентификации).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц таможенного органа к товарам, находящимся на хранении на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах, лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

  1. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ, являются лица, обладающие полномочиями в отношении помещенных на хранение товаров. Это могут быть лица, помещающие товары на хранение, владельцы складов, лица, производящие операции с товарами, совершившие деяния, предусмотренные комментируемой статьей.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности

 

Комментарий к статье 16.15

 

  1. Статья 16.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ, а также за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Обязанность представления отчетности в таможенные органы установлена таможенным законодательством для:

— таможенных перевозчиков — о перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 21 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— владельцев складов временного хранения — о хранении товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 26 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— владельцев таможенных складов — о хранимых товарах (ст. 31 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— таможенных представителей (ст. 16 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— владельцев магазинов беспошлинной торговли — о поступлении товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в указанном магазине (ст. 36 Таможенного кодекса Таможенного союза);

— лиц, осуществляющих операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцев свободных складов — о ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых в свободных таможенных зонах и на свободных складах товаров (ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»);

— лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами (ст. 39 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Сроки представления отчетности и ее формы в настоящее время установлены нормативными актами ФТС России, регламентирующими порядок применения соответствующих таможенных процедур (см. Приказ ФТС России от 29.12.2012 N 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах»).

  1. Субъектами данного правонарушения являются лица (должностные или юридические), на которых таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представления таможенному органу отчетности. Это могут быть владельцы таможенных складов, складов временного хранения и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли и др.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров

 

Комментарий к статье 16.16

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ, является порядок процедуры временного хранения товаров, срок которых нарушен.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца. По мотивированному письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган вправе продлить указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четыре месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, — шесть месяцев.

Для отдельных товаров установлены специальные сроки хранения. Так, товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более предельного срока хранения. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, могут быть помещены на склад временного хранения до их вывоза с таможенной территории. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток.

В соответствии с п. 3 ст. 170 Таможенного кодекса Таможенного союза срок временного хранения исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

До истечения срока временного хранения товары должны быть выпущены в соответствии с определенной таможенной процедурой.

Нарушение срока временного хранения выражается в непринятии мер по выпуску товаров, например, таких, как:

— подача таможенной декларации, а также действия, которые необходимо выполнить для соблюдения условий выпуска товаров, установленных ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза;

— уплата таможенных пошлин, налогов или обеспечение их уплаты, соблюдение запретов, ограничений, предусмотренных законодательством РФ.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения или в иных местах, определенных гл. 23 Закона о таможенном регулировании.

Товары могут помещаться на склад временного хранения:

— для осуществления выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой (как в месте прибытия на таможенную территорию, так и внутри таможенной территории). В этом случае временное хранение товаров допускается также в иных местах — на складе получателя, в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях;

— если ввезенные товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (в соответствии со ст. 183 Закона о таможенном регулировании товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации, подлежат помещению на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля);

— в случаях изъятия товаров таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии (ст. 134 Таможенного кодекса Таможенного союза), а также у лиц, приобретших незаконно перемещенные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 168 Закона о таможенном регулировании).

Состав рассматриваемого правонарушения необходимо отграничивать от других составов, закрепленных в гл. 16 КоАП РФ. Согласно ст. 189 Закона о таможенном регулировании срок временного хранения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы этой территории, составляет трое суток с момента задержания. Вместе с тем в случае нарушения данного срока хранения ст. 16.16 КоАП РФ не может быть применена, так как выпуск таких товаров невозможен. В то же время невывоз таких товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации образует состав таможенного правонарушения, предусмотренного ст. 16.18 КоАП РФ.

Применение ст. 16.16 КоАП РФ в отношении товаров, которые уже оформлены в соответствии с таможенной процедурой экспорта и по каким-либо причинам не вывезены за пределы таможенной территории, не представляется возможным, так как эти товары уже выпущены и не имеют статуса находящихся на временном хранении. По этой же причине необоснованно применение рассматриваемой статьи в отношении товаров, изъятых таможенными органами на основании ч. 4 ст. 183 Закона о таможенном регулировании.

  1. Субъектами ответственности по комментируемой статье являются лица, на которых возложена обязанность совершить таможенные операции, необходимые для выпуска товаров.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации

 

Комментарий к статье 16.17

 

  1. Статья 16.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение таможенных правил, выразившееся в представлении недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, которые содержат сведения, влияющие на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации.

В соответствии со ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии представления декларантом коммерческих или иных документов, содержащих сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров. А также должны быть представлены: обязательство в письменной форме о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары; документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок таможенного декларирования.

Квалификация по ст. 16.17 КоАП РФ осуществляется за наличие в представленных документах именно тех недостоверных сведений, которые в соответствии со ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза влияют на выпуск товаров до подачи таможенной декларации (например, недостоверных сведений о коде товара, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей).

Правонарушение, предусмотренное ст. 16.17 КоАП РФ, схоже с правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и является специальной нормой по отношению к ним. В связи с этим при привлечении лиц к ответственности по рассматриваемой статье следует использовать общие подходы, применяемые к ст. 16.2 КоАП РФ.

В случае представления для выпуска товаров до подачи таможенной декларации недействительных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза (например, поддельного сертификата соответствия), действия лица подлежат квалификации по ст. 16.17 КоАП РФ. Дополнительной квалификации по ст. 16.3 КоАП РФ не требуется.

В случае представления недействительных документов при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, влекущих несоблюдение лицом условий помещения товаров под определенную таможенную процедуру, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

  1. Специальным субъектом ответственности по ст. 16.17 КоАП РФ выступает должностное лицо, представившее таможенному органу недействительные документы.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

 

Комментарий к статье 16.18

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает ответственность за нарушение таможенных правил, выражающееся в невывозе с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров или транспортных средств в установленные сроки временного ввоза.

В соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории Таможенного союза.

Например, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Следует учитывать, что в случае принятия таможенным органом решения о продлении срока временного ввоза таких товаров и транспортных средств, в том числе если такое продление состоялось по истечении установленного срока, признаки состава рассматриваемого правонарушения отсутствуют.

  1. Часть 2 ст. 16.18 КоАП РФ устанавливает ответственность за неосуществление физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному обратному ввозу. Таким образом, предметом правонарушения являются не любые временно вывезенные товары, а только те, в отношении которых законодательством РФ установлено требование об обязательном обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации российских товаров и транспортных средств, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством РФ.
  2. Субъектами данного правонарушения являются физические лица, ответственные за соблюдение требований таможенной процедуры временного ввоза (вывоза) товаров.

4. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.18 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code