Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)

 

Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

 

Комментарий к статье 16.1

 

  1. Правильное понимание объективной стороны состава нарушения таможенных правил невозможно без определений, которые используются в Таможенном кодексе Таможенного союза. В связи с этим при решении вопроса о квалификации административных правонарушений, содержащихся в гл. 16 КоАП РФ, необходимо учитывать нормы и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, раскрывающие смысл и содержание соответствующих понятий и элементов таможенно-правовых отношений.
  2. Диспозиция комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения товаров и транспортных средств, позволяющим вывести их из-под контроля таможенных органов. В связи с этим объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, является одновременно порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и порядок проведения в отношении их таможенного контроля.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

Под ввозом понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (подп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Под вывозом понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы (подп. 4 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Таможенного союза.

В контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из способов, указанных в ст. 16.1 КоАП РФ.

  1. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза и их убытия с этой территории. Согласно ст. 156 Таможенного кодекса Таможенного союза прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза. Однако действие, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза.

В иных местах, не являющихся местами прибытия, товары могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза в случаях и порядке, которые определены законодательством государств — членов Таможенного союза.

Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза также допускается только в пунктах пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются: таможенная декларация либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Кроме этого, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в совершении следующих противоправных действий:

— нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза, или вне времени работы таможенных органов;

— совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иных мест, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза, или вне времени работы таможенных органов.

Субъектами данного правонарушения могут быть любые лица (физические, юридические либо должностные), осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза с нарушением порядка прибытия и убытия.

Предметом рассматриваемого правонарушения выступают как товары, так и транспортные средства.

С субъективной стороны совершение правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности.

  1. Часть 2 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:

— путем использования тайников;

— путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;

— путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу); специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). Конструктивные емкости в транспортных средствах и товарах, использованные для сокрытия товаров от таможенного контроля, но не подвергшиеся для этих целей конструктивным изменениям, разборке и монтажу, не являются тайниками.

К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие, например, как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах транспортного средства). То есть место помещения товаров не является общепринятым и разумным, либо характер размещения товаров явно свидетельствует о намерении скрыть их от таможенного контроля.

Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. При этом придание одним товарам вида других должно выражаться именно в физическом изменении товаров, а не в документальном недостоверном заявлении сведений.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако факт сокрытия таможенным органом может быть обнаружен на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории Таможенного союза.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров (например, отправитель придал одним товарам вид других).

Предметом рассматриваемого правонарушения могут быть товары и транспортные средства. Транспортные средства, при перемещении товаров в которых использовались тайники либо иные способы, затрудняющие обнаружение товаров, признаются орудиями правонарушения и могут быть конфискованы лицом, рассматривающим это правонарушение.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем представления недействительных документов; использования для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Квалификации по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ подлежат представление недействительных документов и использование средств идентификации только в целях сообщения недостоверных сведений, конкретно перечисленных в диспозиции, а именно:

— о количестве грузовых мест;

— об их маркировке;

— о наименовании;

— о весе брутто и (или) об объеме товаров.

При указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве ввозимых товаров необходимо иметь в виду, что прибытие на таможенную территорию Таможенного союза товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, поскольку отсутствует предмет правонарушения. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

Кроме этого, такие недостоверные сведения должны быть сообщены таможенному органу в следующих случаях:

— при прибытии или убытии с таможенной территории Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств;

— при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

— при помещении товаров на склад временного хранения.

В других случаях, не указанных в диспозиции ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, сообщение таможенному органу недостоверных сведений не образует состав рассматриваемого правонарушения. Заявление недостоверных сведений или представление недействительных документов, например, при декларировании товаров подлежит квалификации по ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ, представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации — по ст. 16.17 КоАП РФ.

При доказывании вины перевозчика (юридического лица) в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, следует оценить, насколько положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 года и др.) предоставляют перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и какие меры были приняты перевозчиком по их соблюдению.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных грузов, количество которых определяется весовым параметром, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемых товаров и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а именно поддельного средства идентификации, т.е. полностью изготовленного фиктивного средства идентификации; подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, т.е. соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.

  1. Ответственность по ч. 4 комментируемой статьи наступает за представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, помещении товаров на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

Согласно подп. 17 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза мерами нетарифного регулирования признается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Недействительными документами являются:

— поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);

— документы, полученные незаконным путем, т.е. выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

— документы, содержащие недостоверные сведения (документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными);

— документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам (документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств);

— иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

За сообщение таможенному органу недостоверных сведений подлежит ответственности лицо, фактически представившее недействительные документы.

С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

 

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

 

Комментарий к статье 16.2

 

  1. Часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование товаров, подлежащих декларированию, а ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ — за их недостоверное декларирование.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует противоправное бездействие, выражающееся в невыполнении лицом возложенной на него в соответствии с таможенным законодательством обязанности декларировать товары.

Декларированию подлежат товары при помещении под таможенную процедуру, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения (ст. ст. 179, 246, 247, 271, 272, 309 Таможенного кодекса Таможенного союза). Обязанность по декларированию отходов не наступает только в случае, когда отходы переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Таможенного союза, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст. ст. 246, 272, 309 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Правительство РФ вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства — члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в следующих случаях:

— если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства — члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации;

— если на территории государства — члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин;

— если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В качестве основания для возникновения обязанности по декларированию товаров Таможенный кодекс Таможенного союза называет также обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 81). Однако из самой статьи следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц. Кроме этого, обязанность по декларированию не может возникать дважды — сначала в силу перемещения таких товаров через таможенную границу, а потом в связи с их приобретением. Изложенное не позволяет привлекать лиц, приобретших товары на территории Российской Федерации, к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за их недекларирование. Вместе с тем в действиях таких (должностных либо юридических) лиц может усматриваться состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.

При разграничении составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.16 КоАП РФ, следует исходить из того, что рассматриваемое правонарушение сопряжено с нарушением таможенных правил, предшествующих этапу декларирования, выведением товаров из-под таможенного контроля либо несанкционированным получением его в пользование либо распоряжение до выпуска. Так, объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, охватываются деяния, выразившиеся в недекларировании товара: не доставленного в место доставки в соответствии с процедурой таможенного транзита; выданного без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция). За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ. При этом деяние, выразившееся в недекларировании товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (например, если при декларировании партии товаров, хранящейся на складе временного хранения и состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), квалифицируется по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

  1. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

— декларация на товары;

— транзитная декларация;

— пассажирская таможенная декларация;

— декларация на транспортное средство.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств — членов Таможенного союза. Такой перечень приведен в ст. ст. 181, 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.

  1. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает ответственность за заявление при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Согласно ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом или декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров (в том числе если неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров), которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов либо на применение к товарам запретов или ограничений, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров. Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров.

В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку.

Без проведения дополнительной проверки решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и в следующих случаях:

1) выявления повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля;

2) выявления несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;

3) выявления технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости.

Проведение корректировки и осуществление соответствующих действий является обязательным условием выпуска товаров. Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 2 или 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в данном случае может быть осуществлено, если недостоверные сведения будут обнаружены таможенным органом после выпуска товаров.

Вместе с тем в случае, если представленные при декларировании недостоверные сведения либо недействительные документы влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров под определенную таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) ограничений экономического характера, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Следует отметить, что заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, поскольку такое заявление посягает на установленный порядок помещения товаров под таможенные процедуры, но не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа.

По ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ квалифицируется представление недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

  1. Субъектами ответственности при недекларировании (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ) являются физические или юридические лица, на которые в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары, а при недостоверном декларировании (ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ) — декларанты либо таможенные представители.
  2. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

 

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации

 

Комментарий к статье 16.3

 

  1. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, выражается в несоблюдении установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации. При этом ч. 1 указанной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, ч. 2 — носящих экономический характер.

Ввоз и вывоз отдельных товаров могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды, защиты прав собственности и других интересов Российской Федерации. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. А товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств — членов Таможенного союза. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, где могут храниться в течение трех суток.

К товарам, ограниченным к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза либо ограниченным к вывозу с этой территории, если на них не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются аналогичные условия.

Как следует из диспозиции рассматриваемой статьи, ответственность в данном случае наступает за несоблюдение запретов и ограничений, введенных как российским законодательством, так и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения — комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно- эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза или в соответствии с международными договорами РФ, является обязательным условием выпуска товаров для внутреннего потребления наряду с отсутствием нарушений таможенного законодательства, выполнением условий помещения товаров под избранную таможенную процедуру, уплатой таможенных пошлин, налогов или обеспечением их уплаты. Соблюдение указанных ограничений является необходимым условием для выпуска товаров и до подачи таможенной декларации (ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Отличие запретов от ограничений видится также в последствиях, которые предусмотрены в случае их несоблюдения. Так, если товары, запрещенные к ввозу, не могут быть допущены к дальнейшему перемещению по таможенной территории Российской Федерации и подлежат немедленному вывозу, то товары, ввоз которых ограничен, могут быть допущены к ввозу, но в случае непредставления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, их нельзя поместить под избранную таможенную процедуру.

Таможенное законодательство различает запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. Соблюдение экономических запретов и ограничений требуется при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

К ограничениям экономического характера относятся такие, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина) (см. ст. ст. 21, 23, 24, 26, 27 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, должны применяться независимо от заявленной таможенной процедуры.

В соответствии со ст. 32 названного Закона к запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, относятся меры:

— необходимые для соблюдения общественной морали или правопорядка;

— необходимые для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— относящиеся к импорту или экспорту золота или серебра;

— применяемые для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

— необходимые для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводящиеся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

— необходимые для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

— необходимые для выполнения международных обязательств РФ;

— необходимые для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— необходимые для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:

применения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле;

представления таможенным органам РФ одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

охраны окружающей среды;

обязательства в соответствии с законодательством РФ вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

защиты интеллектуальной собственности;

предоставления исключительного права.

Непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, в случае, когда декларантом не получено разрешение таможенного органа о представлении таких документов в более поздний срок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Уведомление таможенным органом декларанта о том, какое именно условие выпуска не соблюдено и какие именно действия декларант должен совершить для выпуска товаров, не исключает привлечение лица к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.

Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), с учетом оговорок, содержащихся в ч. ч. 1 и 2 ст. 16.3 КоАП РФ, подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

  1. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выступают лица, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Такими лицами являются перевозчики (при несоблюдении запретов) либо декларанты, уполномоченные экономические операторы (при несоблюдении ограничений, например, в случае непредставления лицензии).
  2. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

 

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

 

Комментарий к статье 16.4

 

  1. Наличные денежные средства — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки.

Денежные инструменты — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

В настоящее время установлен следующий порядок перемещения через таможенную границу наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза с территории третьих стран осуществляется без ограничений в следующем порядке:

— при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

— при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории Таможенного союза на территорию третьих стран осуществляется без ограничений в следующем порядке:

— при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

— при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз и вывоз физическим лицом денежных инструментов в любом размере, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Единовременный вывоз или вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз и вывоз физическими лицами наличных денег и денежных инструментов с территории или на территорию государств Таможенного союза осуществляется без ограничений и таможенного декларирования.

  1. Субъектами административной ответственности за рассматриваемое правонарушение являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста.
  2. С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.
  3. Административная ответственность по комментируемой статье за недекларирование наступает в случае, если не задекларирована сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх установленных в эквиваленте 10 тыс. долл., но не более двукратного размера суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

Административная ответственность по ст. 16.4 КоАП РФ за недостоверное декларирование наступает в случае, если внесены недостоверные сведения о размере наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков сверх установленных в эквиваленте 10 тыс. долл., но не более двукратного размера суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования в размере, превышающем двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме, физическое лицо подлежит уголовной ответственности по ст. 200.1 УК РФ.

 

Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля

 

Комментарий к статье 16.5

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, является порядок таможенного контроля в части соблюдения установленного режима зоны таможенного контроля. Ответственность предусматривается за следующие действия, совершаемые без разрешения таможенного органа:

— перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля;

— перемещение товаров, транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля;

— ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными и создаются вдоль Государственной границы РФ, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

Основное требование режима зоны таможенного контроля предусмотрено ст. 163 Закона о таможенном регулировании, согласно которой осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных указанным Законом и иными федеральными законами, когда доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.

В связи с этим следует подчеркнуть, что ответственность по комментируемой статье наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.

  1. Субъектами данного правонарушения могут быть любые лица (в том числе должностные лица государственных органов), совершившие действия, перечисленные в диспозиции анализируемой статьи.
  2. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы

 

Комментарий к статье 16.6

 

  1. Объектом данного правонарушения является установленный порядок доставки находящихся под таможенным контролем товаров в место прибытия либо перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
  2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих:

— доставке товаров в место прибытия после пересечения таможенной границы;

— осуществлению вынужденной остановки или посадки на таможенной территории Таможенного союза;

— перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Статья, в отличие от прежней ее редакции, не предусматривает ответственность за допущение неразрешенного использования товаров и транспортных средств при применении процедуры таможенного транзита и при международном таможенном транзите. При выявлении таких фактов необходимо рассматривать вопрос о наличии признаков других нарушений таможенных правил, например, предусмотренных ст. 16.9 КоАП РФ.

Пункт 1 ст. 157 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает обязанность перевозчика принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

Общепринятого нормативного определения аварии не существует. В таможенном законодательстве понятие «авария» также не определено. Представляется, что для целей применения комментируемой статьи к аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или дорожно-транспортное происшествие, вследствие которых у перевозчика возникают реальные препятствия к выполнению требований, предусмотренных ст. 157 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно Закону о безопасности дорожного движения и Правилам дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 год), утвержденное Приказом ГТК России от 18.05.1994 N 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (п. 13.1).

В соответствии со ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам, например, относятся природные и общественные события (стихийные бедствия, военные действия, эмбарго и т.п.).

Таможенное законодательство, обязывая перевозчика в случае аварии или действия непреодолимой силы принять все меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств, тем не менее не содержит указаний о том, какие именно меры должны предприниматься. Представляется, что такие меры должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение указанных требований.

Диспозиция статьи содержит уточнение о том, что безвозвратная утрата товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, исключает наступление ответственности по данной статье.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в противоправном бездействии, проявляющемся в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии или о действии непреодолимой силы и о месте нахождения товаров и транспортных средств либо необеспечении их перевозки в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.
  2. Субъектами правонарушений являются перевозчики.

Согласно подп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.6 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code