Статья 15.30. Манипулирование рынком

Комментарий к статье 15.30 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Объективная сторона состава административных правонарушений по комментируемой статье заключается в манипулировании рынком, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а именно признаков преступления, предусмотренного ст. 185.3 УК РФ.

Манипулированием рынком, согласно ст. 5 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», признаются следующие действия:

1) умышленное распространение через СМИ, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Этот пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Этот пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Этот пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

Не являются манипулированием рынком действия, перечисленные в п. п. 2 — 6, которые направлены:

— на поддержание цен на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом или лицом, обязанным по ценным бумагам;

— на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;

— на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

  1. Физические лица за нарушения, квалифицируемые как манипулирование рынком, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 185.3 УК РФ, а не к административно-правовой ответственности. В случае если такое манипулирование рынком заключалось в умышленном распространении через СМИ, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая сеть Интернет, заведомо ложных сведений или в совершении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо в иных умышленных действиях, запрещенных законодательством РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный (превышающий 2,5 млн. руб.) или особо крупный (превышающий 10 млн. руб.) ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном (превышающем 2,5 млн. руб.) или особо крупном (превышающем 10 млн. руб.) размере.

 

Статья 15.31. Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний

 

Комментарий к статье 15.31

 

Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за незаконное использование слов «акционерный инвестиционный фонд», «инвестиционный фонд» или «паевой инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний.

Общественные отношения, связанные с деятельностью субъектов, имеющих статус инвестиционных фондов, урегулированы Законом об инвестиционных фондах.

В соответствии с указанным Законом под инвестиционным фондом понимается находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

Акционерным инвестиционным фондом является открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом об инвестиционных фондах, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд».

Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).

Паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова «паевой инвестиционный фонд» в любом сочетании.

Только специализированный депозитарий может использовать в своем фирменном наименовании слова «инвестиционный фонд», «акционерный инвестиционный фонд» или «паевой инвестиционный фонд» в сочетании со словами «специализированный депозитарий» или «депозитарий» (п. 3 ст. 44 Закона об инвестиционных фондах).

Субъект, у которого аннулирована лицензия, обязан исключить в течение трех месяцев с даты аннулирования (прекращения действия) лицензии из фирменного наименования слова «специализированный депозитарий», «акционерный инвестиционный фонд» («инвестиционный фонд») и «паевой инвестиционный фонд» в любых сочетаниях и представить в Банк России копии документов, подтверждающих государственную регистрацию указанных изменений в учредительные документы (подп. 2 п. 15 ст. 61.2 Закона об инвестиционных фондах).

 

Статья 15.32. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации

 

Комментарий к статье 15.32

 

  1. Законодательство РФ об обязательном социальном страховании состоит из Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Отдельные виды обязательного социального страхования регулируют Федеральные законы от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

— у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

— у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;

— у страховщика — с момента регистрации страхователя;

— у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

— у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

Регистрация страхователя осуществляется в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Сроки регистрации страхователей в территориальных органах ПФР определены ст. 11 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Сроки регистрации страхователей в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены ст. 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены ст. 2.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

  1. Субъектами правонарушения являются должностные лица страхователей, а также индивидуальные предприниматели как страхователи только в случаях, когда законодательством на них возложена обязанность по самостоятельной регистрации в территориальных органах государственных внебюджетных фондов.

 

Статья 15.33. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов

 

Комментарий к статье 15.33

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение установленного Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» срока представления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Согласно ч. 1 ст. 24 названного Закона банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета в течение пяти дней со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за нарушение установленных Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов.

Согласно ч. 9 ст. 15 названного Закона плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

— не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС;

— не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Часть 5 ст. 16 указанного Закона определяет сроки уплаты страховых взносов главами крестьянских (фермерских) хозяйств — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

  1. Объективная сторона состава правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи состоит в непредставлении в установленный срок, отказе от представления в органы государственных внебюджетных фондов оформленных в установленном порядке документов и (или) сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Согласно ст. 37 вышеупомянутого Закона при проведении проверок должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение.

  1. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Фонд социального страхования и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

 

Статья 15.33.1. Невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании о размещении в сети «Интернет» информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования

 

Комментарий к статье 15.33.1

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неразмещение или несвоевременное размещение в сети Интернет утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования и установленных тарифов на оплату медицинской помощи.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и подлежит обязательному размещению в сети Интернет. Согласно ч. 12 ст. 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет утвержденные территориальные программы обязательного медицинского страхования в срок не позднее 14 календарных дней со дня их утверждения.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 названного Закона уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет установленные тарифы на оплату медицинской помощи в срок не позднее 14 календарных дней со дня их установления. При этом тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между субъектами, определенными ч. 2 ст. 30 указанного Закона.

Субъектами правонарушения являются должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

  1. Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в неразмещении в сети Интернет информации о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Часть 2 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает, что медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте РФ могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями.

Субъектами правонарушения являются должностные лица территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

 

Статья 15.34. Сокрытие страхового случая

 

Комментарий к статье 15.34

 

  1. В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователь обязан в течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику.

Обязанности работодателя при несчастном случае закреплены в ст. 228 ТК РФ. Порядок извещения о несчастных случаях определен в ст. 228.1 ТК РФ. Рассматриваемая обязанность закреплена и в Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967.

  1. Субъектами указанных правонарушений являются страхователи — юридические лица любой организационно-правовой формы, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Наряду с юридическим лицом к административной ответственности привлекаются его руководители и другие должностные лица, виновные в сокрытии страхового случая. Индивидуальные предприниматели, нанимающие на работу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также выступают субъектами данных правонарушений.

 

Статья 15.34.1. Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования

 

Комментарий к статье 15.34.1

 

Комментируемая статья предусматривает ответственность страховой организации за:

— необоснованный отказ от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (например, страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств);

— навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями закона.

Детальные требования, предъявляемые к действиям страховой организации, определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

 

Статья 15.35. Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

 

Комментарий к статье 15.35

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом, обязанным раскрыть инсайдерскую информацию, обязанности по раскрытию инсайдерской информации. При этом административная ответственность по ч. 1 ст. 15.35 КоАП РФ не применяется в случаях, подпадающих под признаки состава административного правонарушения по ст. 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках» КоАП РФ.

Обязанность раскрытия и предоставления инсайдерской информации установлена ст. 8 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации устанавливаются нормативными актами Банка России.

Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.

В случае если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения, входящие в состав указанной информации, изменяются, информация об этом должна быть в том же порядке раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как о таких изменениях стало или должно было стать известно.

Административная ответственность по ч. 1 комментируемой статьи не применяется в случаях, касающихся предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, когда за административные правонарушения предусмотрена ответственность по ст. 15.19 КоАП РФ.

  1. Объективная сторона состава правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицами, обязанными вести список инсайдеров, обязанностей по ведению списка инсайдеров и уведомлению лиц, включенных в указанный список.

Требования по ведению и передаче списка инсайдеров установлены ст. 9 вышеназванного Закона.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение инсайдерами обязанности по уведомлению Банка России об осуществленных ими операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

Указанная обязанность установлена ст. 10 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  1. Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей по принятию установленных законодательством мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение злоупотреблений на финансовых и товарных рынках.

К таким мерам ст. 11 названного Закона относит: разработку и утверждение порядка доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований этого Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов; создание (определение, назначение) структурного подразделения (должностного лица), в обязанности которого будет входить осуществление контроля за соблюдением требований указанного Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов и которое будет подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствия высшему органу управления юридического лица; обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления структурным подразделением (должностным лицом) возложенных на него функций.

 

Статья 15.36. Неисполнение оператором платежной системы требований законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе

 

Комментарий к статье 15.36

 

  1. Правовой механизм функционирования национальной платежной системы определен Федеральным законом N 161-ФЗ.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает ответственность за неисполнение оператором платежной системы требований законодательства РФ о национальной платежной системе, выразившееся в приостановлении (прекращении) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участнику (участникам) платежной системы и его (их) клиентам.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 161-ФЗ оператором платежной системы может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством РФ, Банк России или Внешэкономбанк. Требования, предъявляемые к оператору платежной системы, также определены ст. 15 этого Закона.

Организация, желающая стать оператором платежной системы, направляет заявление в Банк России. В срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения регистрационного заявления от организации, намеревающейся стать оператором платежной системы, Банк России принимает решение о регистрации указанной организации в качестве оператора платежной системы или решение об отказе в такой регистрации.

Организация, направившая в Банк России регистрационное заявление, вправе стать оператором платежной системы со дня получения регистрационного свидетельства Банка России.

  1. Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в повторном в течение года неисполнении оператором платежной системы, операционным центром, платежным клиринговым центром предписания Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе.

Операционным центром является организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями.

Платежный клиринговый центр — это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ.

 

Статья 15.37. Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности

 

Комментарий к статье 15.37

 

  1. Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» определены понятия головного исполнителя или исполнителя государственного оборонного заказа.

Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу — это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Исполнитель государственного оборонного заказа — это лицо, заключившее с головным исполнителем, исполнителем контракт.

  1. Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение сумм понесенных расходов не менее чем на 10%.
  2. Объект рассматриваемого правонарушения характеризуется посягательством на правопорядок в сфере учета результатов хозяйственной деятельности экономических субъектов.
  3. Объективная сторона правонарушения характеризуется грубым нарушением головным исполнителем или исполнителем государственного оборонного заказа правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умыслом к его совершению.
  5. Субъекты данного правонарушения — юридические и должностные лица.
  6. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа.

 

Статья 15.38. Нарушение законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации

 

Комментарий к статье 15.38

 

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив обязан соблюдать следующие финансовые нормативы:

— величина резервного фонда должна составлять не менее 5% (не менее 2% — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) и отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец предыдущего отчетного периода;

— максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного члена кредитного кооператива (пайщика) или от нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, должна составлять не более 20% (не более 30% — для крапиною кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) на момент принятия решения о привлечении средств;

— максимальная сумма займа, предоставляемого одному члену кредитного кооператива (пайщику), должна составлять не более 10% (не более 20% — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент принятия решения о предоставлении займа;

— максимальная сумма займа, предоставляемого нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, не может превышать 20% (30% — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент принятия решения о предоставлении займа;

— минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива должна составлять не менее 8% суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) и отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец предыдущего отчетного года;

— максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), должна составлять не более 50% общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков);

— максимальная сумма денежных средств, направляемых в кредитные кооперативы второго уровня, кредитным кооперативом, являющимся их членом, в том числе сумма внесенных паевых и иных взносов и сумма предоставленных кредитному кооперативу второго уровня займов, должна составлять не более 10% суммы паевого фонда и привлеченных средств кредитного кооператива на момент принятия решения о направлении средств в кредитный кооператив второго уровня;

— общая сумма денежных средств, направляемых кредитным кооперативом в течение отчетного периода на цели, не связанные с выдачей займов членам кредитного кооператива (пайщикам), не может составлять более 50% общей суммы средств, привлеченных кредитным кооперативом от его членов в течение соответствующего отчетного периода.

Помимо перечисленных нормативов, Банк России вправе устанавливать дополнительные финансовые нормативы, обязательные для соблюдения кредитными кооперативами.

Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрены финансовые нормативы, обязательные для сельскохозяйственных кооперативов. В частности, в соответствии с ч. 11 ст. 40.1 этого Закона уставом кредитного кооператива или решениями общего собрания членов кредитного кооператива устанавливаются нормативы его финансовой деятельности и ограничения соотношений:

— размера паевого фонда и размера резервного фонда;

— собственного капитала кредитного кооператива и активов его баланса;

— активов баланса кредитного кооператива и его текущих обязательств;

— максимального размера займа, выдаваемого одному заемщику, и активов кредитного кооператива;

— величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, которая не может составлять более чем 50% средств этого фонда.

Порядок расчета финансовых нормативов устанавливается Минфином России.

  1. Объектом правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи является установленный российским законодательством о кредитных и сельскохозяйственных кооперативах правопорядок в области финансов.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении кредитным кооперативом финансовых нормативов, предусмотренных законодательством РФ о кредитной кооперации, или нормативов финансовой деятельности, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации.

Субъектами правонарушения являются должностные лица кредитных и сельскохозяйственных кооперативов, а также юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в наличии вины в форме умысла или неосторожности.

  1. Объектом правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи является установленный российским законодательством о кредитных и сельскохозяйственных кооперативах правопорядок в области финансов.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении кредитным кооперативом порядка размещения средств резервного фонда. Порядок размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов утвержден Приказом Минфина России от 22.07.2010 N 78н.

Субъектами правонарушения являются должностные лица кредитных и сельскохозяйственных кооперативов; юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в наличии вины в форме умысла или неосторожности.

  1. Объектом правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи является установленный законодательством о кредитной кооперации и сельскохозяйственной кооперации правовой порядок в отношении соблюдения прав членов кредитных и сельскохозяйственных кооперативов.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении прав члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренных законодательством РФ о кредитной кооперации, и прав члена сельскохозяйственного кооператива, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации.

Субъектами правонарушения являются должностные лица кредитных и сельскохозяйственных кооперативов, а также юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в наличии вины в форме умысла или неосторожности.

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, является установленный российским законодательством о кредитных и сельскохозяйственных кооперативах правопорядок в области финансов.

Объективная сторона правонарушения связана с нарушением требований законодательства РФ о кредитной кооперации и требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13.25 и ч. ч. 1 — 3 ст. 15.38 КоАП РФ.

Субъектами правонарушения являются должностные лица кредитных и сельскохозяйственных кооперативов, а также юридические лица.

  1. При характеристике ч. 5 комментируемой статьи следует исходить из того, что правовой порядок совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского договора (займа), установлен в ст. 15 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Объектом правонарушения является установленный российским законодательством о кредитных и сельскохозяйственных кооперативах правопорядок в области финансов.

Объективная сторона правонарушения характеризуется осуществлением действий кредитным кооперативом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством РФ о потребительском кредите (займе).

Субъектами правонарушения являются должностные лица кредитных кооперативов, а также юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в наличии вины в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 3 — 5 ст. 15.38 КоАП РФ составляет руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, его заместители, начальники управлений, их заместители, начальники отделов, их заместители, начальники секторами и консультанты (см. указание Банка России от 04.03.2014 N 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»).

 

Статья 15.39. Нарушение требований законодательства Российской Федерации в части обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации

 

Комментарий к статье 15.39

 

  1. Комментируемая статья ужесточает правовой порядок в области финансовой дисциплины для хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ (далее — стратегические общества), и устанавливает ответственность как для кредитных организаций, которые не относятся к стратегическим обществам, так и для стратегических обществ.

Кредитные организации отвечают за совершение контролируемых сделок со стратегическими обществами, кроме приобретения ценных бумаг кредитных организаций.

Стратегические общества отвечают за совершение контролируемых сделок с неуполномоченными кредитными организациями.

Следует отметить, что 22 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий открытие счетов и совершение некоторых других финансовых операций стратегическими обществами. Стратегическими обществами в соответствии с названным Законом являются следующие:

— стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, включенные в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;

— открытые акционерные общества, в отношении которых определение позиции акционера — Российской Федерации — и согласование директив осуществляются Правительством РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению заместителем Председателя Правительства РФ, включенные в один из двух специальных перечней, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 N 91-р;

— хозяйственные общества, подпадающие под регулирование Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и определенные отдельными решениями Президента РФ или Правительства РФ;

— общества, которые находятся под прямым или косвенным контролем указанных выше обществ и которые включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» кредитные организации не должны признаваться стратегическими обществами. Согласно этому Закону стратегические общества ограничены в совершении следующих сделок («Контролируемые сделки»): открытие счетов, открытие покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета, заключение договоров банковского вклада и приобретение ценных бумаг кредитных организаций.

Контролируемые сделки могут совершаться стратегическими обществами, если валютой соответствующего договора или ценной бумаги является рубль, но только с кредитными организациями, отвечающими ряду установленных требований. Законодатель обособил их в группу специальных кредитных организаций.

Специальные кредитные организации должны отвечать одному из двух критериев:

1) собственные средства такой организации должны соответствовать величине, установленной Правительством РФ и согласованной с Банком России;

2) указанной организации должно быть предоставлено право выступать контрагентом стратегических обществ по контролируемым сделкам.

К числу специальных кредитных организаций относится также Внешэкономбанк при реализации его проектов.

Названным Законом установлен правовой порядок совершения сделок стратегическими обществами в иностранной валюте, в том числе с ценными бумагами; с иностранными банками, действующими по праву страны своего местонахождения.

Банк России должен ежеквартально составлять и размещать перечень специальных кредитных организаций. Если кредитная организация не является частью этого перечня при его составлении либо исключается из него позже, то для стратегического общества наступает ряд правовых последствий:

— в течение года стратегическое общество должно будет расторгнуть с такой кредитной организацией все договоры банковского счета;

— продление уже открытых банковских счетов и договоров об открытии покрытого (депонированного) аккредитива запрещается;

— на банковские счета, открытые в таких кредитных организациях, не могут быть зачислены никакие денежные средства, кроме процентов по действующим договорам.

Специальные кредитные организации обязательно уведомляют о совершенных сделках со стратегическими обществами Росфинмониторинг.

  1. Объектом правонарушения является правовой порядок в области финансовой дисциплины для хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, и для кредитных организаций, которые не относятся к стратегическим обществам, но вступают в правоотношения со стратегическими обществами.

Объективная сторона правонарушения состоит в открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, или обществам, находящимся под их прямым или косвенным контролем, либо в заключении с указанными обществами договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) кредитными организациями, не соответствующими установленным для этого требованиям законодательства РФ.

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица кредитных организаций и соответствующие юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла.

  1. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует административную ответственность в связи с открытием счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключением договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) стратегическими обществами в ненадлежащих кредитных организациях либо приобретением указанными обществами ценных бумаг кредитных организаций, не соответствующих установленным для этого требованиям законодательства РФ.

Объектом данного правонарушения является правовой порядок в области финансовой дисциплины для стратегических обществ и для кредитных организаций, которые не входят в перечень специальных кредитных организаций, утвержденный Правительством РФ.

Объективная сторона правонарушения характеризуется открытием счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключением договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) либо приобретением стратегическими обществами ценных бумаг кредитных организаций, не соответствующих установленным для этого требованиям законодательства РФ.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Субъектами правонарушений являются должностные лица стратегических обществ и юридические лица.

Протоколы об административных правонарушениях в отношении кредитных организаций составляют должностные лица Банка России; в отношении стратегических обществ — должностные лица Росфинмониторинга.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code