Статья 15.26. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

Комментарий к статье 15.26 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Законодательной основой функционирования банковской системы являются Федеральные законы от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются кредитные организации.

Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Кредитной организацией может быть банк и небанковская кредитная организация.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные виды банковских операций и сделок, определенных названным Законом.

К банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций, кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки: выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять и иные сделки в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Таким образом, за нарушение этого запрета установлена административная ответственность ч. 1 ст. 15.26 КоАП РФ.

  1. Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

Обязательные нормативы банков устанавливаются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», инструкцией Банка России от 03.12.2012 N 139-И «Об обязательных нормативах банков» и иными нормативными актами Банка России.

Обязательными нормативами банков являются: нормативы достаточности капитала; ликвидности; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); совокупной величины риска по инсайдерам банка; использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц; предельного размера имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации; минимального размера резервов, создаваемых под риски; размеров валютного и процентного рисков и иные.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за действия, состоящие в нарушении кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

 

Статья 15.26.1. Нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности

 

Комментарий к статье 15.26.1

 

  1. С 22 июня 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступила в силу новая редакция ст. 15.26.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения законодательства о микрофинансовой деятельности.

Правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами.

Микрофинансовая деятельность — это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансированию).

Субъектами указанных в комментируемой статье правонарушений являются микрофинансовые организации.

Микрофинансовой организацией признается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра. При этом внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, и юридических лиц, создаваемых для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса микрофинансовой организации, не может использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация». Юридическое лицо, создаваемое для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса микрофинансовой организации, вправе использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация» в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В случае утраты юридическим лицом, в наименовании которого содержится словосочетание «микрофинансовая организация», статуса микрофинансовой организации данное лицо обязано исключить из своего наименования словосочетание «микрофинансовая организация» в течение 30 рабочих дней со дня исключения данного юридического лица из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Нарушение этого запрета создает объективную сторону административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.26.1 КоАП РФ.

  1. Статья 8 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает, что правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов. В обязательном порядке должны обнародоваться следующие сведения: порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения; порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей; иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

Обязанностью микрофинансовой организации является размещение копии правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, а также в сети Интернет (п. 2 ч. 2 ст. 9 указанного Закона).

Непредставление микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, в том числе в сети Интернет, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 2 комментируемой статьи.

  1. В отношении микрофинансовых организаций в настоящее время установлены два норматива деятельности: норматив достаточности собственных средств и норматив ликвидности. При этом указанные нормативы распространяются только на микрофинансовые организации, осуществляющие привлечение денежных средств физических и юридических лиц в виде займов.

Расчет обоих нормативов осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2012 N 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов». Расчет нормативов производится на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности микрофинансовой организации.

Нарушение микрофинансовой организацией обязательных требований влечет ответственность по ч. 3 комментируемой статьи.

  1. Статья 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривает ограничения деятельности микрофинансовой организации. Так, микрофинансовая организация не вправе:

— привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним заимодавцем с микрофинансовой организацией договора займа на сумму 1500 тыс. руб. и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой организации перед таким заимодавцем не должна составлять менее 1500 тыс. руб. в течение всего срока действия указанного договора;

приобретающих облигации микрофинансовой организации номинальной стоимостью более 1500 тыс. руб. каждая, а также физических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и приобретающих облигации микрофинансовой организации, предназначенные для квалифицированных инвесторов;

— выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

— без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10 и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);

— выдавать займы в иностранной валюте;

— в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;

— применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

— осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

— выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит 1 млн. руб.

В случае несоблюдения микрофинансовой организацией установленных ограничений предусмотрена административная ответственность ч. 4 комментируемой статьи.

  1. Действия микрофинансовой организации, направленные на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренные законодательством РФ о потребительском кредите (займе), создают объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.26.1 КоАП РФ.

 

Статья 15.26.2. Нарушение ломбардом законодательства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 15.26.2

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает ответственность за нарушение ломбардом законодательства о ломбардах.

Ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Деятельность ломбардов регулируется Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах».

  1. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение действий ломбардом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством о потребительском кредите (займе).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Потребительским кредитом (займом) являются денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 15 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» определяет особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа).

 

Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 

Комментарий к статье 15.27

 

  1. Правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлен Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ст. 3 указанного Закона доходами, полученными преступным путем, признаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривают административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

Внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

  1. Квалификация по ч. 1 комментируемой статьи осуществляется в случае совершения действия (бездействия), не повлекшего непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных операциях (операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма), но повлекли представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
  2. Квалификация по ч. 2 комментируемой статьи осуществляется за действия (бездействия), которые повлекли непредставление сведений и (или) представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных операциях (операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Обязательным контролем является совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, определены ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  1. Объективная сторона состава правонарушения по ч. 2.1 комментируемой статьи состоит в неисполнении законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом.

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг представляет собой адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Блокирование (замораживание) имущества — это адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

  1. Часть 2.2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за непредставление сведений о случаях отказа от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций.

Статья 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относит к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отказ от заключения договора банковского счета (вклада) и отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операций.

Кредитные организации имеют право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Кредитные организации также вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п. 5.2 ст. 7 названного Закона).

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 названного Закона).

  1. Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 2.3 комментируемой статьи состоит в непредставлении в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов.

Закон признает клиентами физических и юридических лиц, находящихся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами.

Бенефициарным владельцем является физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

  1. В случае воспрепятствования организацией проведению уполномоченным или надзорным органом проверок либо неисполнения предписаний этих органов установлена ответственность ч. 3 комментируемой статьи.
  2. Объективную сторону состава правонарушения по ч. 4 анализируемой статьи составляют действия по неисполнению организацией или ее должностным лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые повлекли установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма. При этом эти деяния не должны содержать признаки состава уголовного преступления.
  3. Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

Статья 5 названного Закона к таким организациям относит кредитные организации; профессиональных участников рынка ценных бумаг; страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения); организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторов по приему платежей; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды; операторов связи.

 

Статья 15.27.1. Оказание финансовой поддержки терроризму

 

Комментарий к статье 15.27.1

 

Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за действия, совершаемые в целях финансирования терроризма.

Статья 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и комментируемая статья аналогичны по содержанию в части определения финансирования терроризма.

Финансированием терроризма признаются действия по предоставлению средств, сбору средств либо оказанию финансовых услуг в целях финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из нижеперечисленных преступлений; финансового обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.

В комментируемой статье перечислены преступления, предусмотренные УК РФ, а именно: ст. 205 «Террористический акт»; ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности»; ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»; ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»; ст. 205.4 «Организация террористического сообщества и участие в нем»; ст. 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»; ст. 206 «Захват заложника»; ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»; ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»; ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»; ст. 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»; ст. 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»; ст. 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»; ст. 279 «Вооруженный мятеж»; ст. 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».

 

Статья 15.27.2. Неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов

 

Комментарий к статье 15.27.2

 

  1. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривают административную ответственность организаций финансового рынка, которыми признаются: кредитная организация; страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни; профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность; управляющий по договору доверительного управления имуществом; негосударственный пенсионный фонд; акционерный инвестиционный фонд; управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; клиринговая организация.

Анализируемая статья устанавливает ответственность за ненаправление организацией финансового рынка в уполномоченные органы или направление с нарушением установленных порядка и сроков следующей информации:

— о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (ч. 1);

— о поступлении запроса иностранного налогового органа о предоставлении информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (ч. 1);

— о регистрации такой организации финансового рынка в иностранном налоговом органе, совершенной в целях предоставления информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (ч. 2).

  1. Часть 3 ст. 15.27.2 КоАП РФ определяет в качестве административного правонарушения направление в иностранный налоговый орган информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, при наличии решения о запрете на направление такой информации либо в иных случаях, когда предоставление такой информации запрещено федеральным законом.

 

Статья 15.28. Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества

 

Комментарий к статье 15.28

 

  1. Закон об акционерных обществах установил порядок обращения акций открытых акционерных обществ. Этот порядок гарантирует соблюдение интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и стабильность одного из наиболее динамичных сегментов рыночной экономики — фондового рынка.

Приобретение более 30% акций открытого акционерного общества (с учетом имеющихся акций до покупки) осуществляется путем направления акционерам, у которых приобретаются указанные акции, добровольных (о приобретении более 30% акций) и обязательных (о приобретении остальных акций) предложений, уведомлений о праве требовать выкупа (при приобретении акционером более 95% акций).

Применяется также инструмент направления миноритарными акционерами требований о выкупе (при приобретении другим акционером более 95% акций).

Обязательным условием покупки пакета акций является представление банковской гарантии получения продавцами оплаты за реализуемые ими акции открытых акционерных обществ по цене, объявленной в предложении, уведомлении и требовании.

Приобретение акционерами более 30% акций открытого акционерного общества с нарушением вышеуказанных правил (порядка и формы) образует объективную сторону административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в комментируемой статье.

  1. Субъектами административных правонарушений по анализируемой статье являются как физические, так и юридические лица, которые приобрели в совокупности с имеющимися у них на дату приобретения акциями более 30% акций с нарушением правил такого приобретения.

Субъектами административных правонарушений являются также должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в открытых акционерных обществах, которые приобрели с нарушением установленных правил более 30% акций открытого акционерного общества.

  1. Рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, что и является характеристикой субъективной стороны этого правонарушения.
  2. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Банка России, осуществляющими регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.29. Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов

 

Комментарий к статье 15.29

 

  1. Комментируемая статья содержит 14 частей, устанавливающих административную ответственность за нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов.

Административные правонарушения, предусмотренные анализируемой статьей, нарушают правовой порядок в области общественных отношений:

— возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, при создании и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— связанных с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с Законом об инвестиционных фондах, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом;

— возникающих при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов.

Указанные общественные отношения урегулированы соответственно Законом о рынке ценных бумаг; Законом об инвестиционных фондах и Законом о негосударственных пенсионных фондах.

  1. Часть 1 комментируемой статьи регламентирует административную ответственность за нарушение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований к обособленному учету собственных средств (имущества) и средств (имущества) клиентов в целях обеспечения контроля за достаточностью собственных средств (капитала) относительно объема обслуживаемых активов.

Статья 3 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает такое требование в отношении брокеров.

В соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, обозначенные в ст. ст. 3 — 5, 7 и 8 данного Закона: брокерскую деятельность (брокеры), дилерскую деятельность (дилеры), деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

В соответствии со ст. 2 Закона об инвестиционных фондах акционерным инвестиционным фондом является открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные указанным Законом, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд».

Согласно ст. 10 Закона об инвестиционных фондах паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Понятие «негосударственный пенсионный фонд» и содержание его деятельности определены в ст. 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах.

Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Под управляющей компанией в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона понимается акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие соответствующую лицензию.

Специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по оказанию услуг по хранению сертификата ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги (депозитарную деятельность).

Перечень обязанностей специализированного депозитария содержится в ст. 45 Закона об инвестиционных фондах. Специализированный депозитарий — это лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.

Содержание понятия «специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда» раскрыто в ст. ст. 3 и 26 Закона о негосударственных пенсионных фондах. В данном качестве может выступать открытое акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, имеющее лицензию на право осуществления депозитарной деятельности и депозитарной деятельности паевых инвестиционных фондов, инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют нарушения правил ведения обособленного учета.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, а также их должностные лица.

Совершаются указанные административные правонарушения умышленно.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, за нарушение установленных нормативными правовыми актами РФ правил ведения учета и составления отчетности.

Под брокерской деятельностью в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг понимается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Дилерской деятельностью в соответствии со ст. 4 указанного Закона признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг).

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образует нарушение установленных требований, за исключением нарушения требования об осуществлении обособленного учета денежных средств и ценных бумаг, фьючерсных контрактов и опционов, принадлежащих клиентам. В этих случаях ответственность наступает в соответствии с ч. 1 ст. 15.29 КоАП РФ.

Совершаются административные правонарушения умышленно.

Субъектами административных правонарушений являются юридические лица, осуществляющие брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также должностные лица таких юридических лиц.

  1. В диспозиции ч. 3 комментируемой статьи содержится три объединенных родовым объектом посягательства состава административного правонарушения. Таким объектом являются права лиц, не отнесенных к числу квалифицированных инвесторов.

Содержание понятия квалифицированных инвесторов раскрыто в ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг. К ним относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, Банк России, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, международные финансовые организации, иные лица, отнесенные федеральным законодательством к квалифицированным инвесторам.

В соответствии со ст. 4.1 Закона об инвестиционных фондах устав акционерного инвестиционного фонда может предусматривать, а в случаях, установленных нормативными правовыми актами регулятора — Банка России, должен предусматривать, что акции этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов.

Статья 14.1 указанного Закона устанавливает аналогичное требование в отношении инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.

Только для квалифицированных инвесторов предназначены акции (инвестиционные паи) инвестиционных фондов, относящихся к категориям фондов прямых инвестиций, фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, кредитных фондов, хедж-фондов и фондов долгосрочных прямых инвестиций.

Требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, признаваемым квалифицированными инвесторами, содержатся соответственно в п. п. 3, 4 и 5 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, образуют совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок по приобретению ценных бумаг и имущественных прав за счет лица, не являющегося квалифицированным инвестором, либо выдача управляющей компанией паевого инвестиционного фонда инвестиционных паев лицу, не являющемуся квалифицированным инвестором, или признание квалифицированным инвестором лица, не отвечающего установленным законом требованиям.

Субъектами административных правонарушений являются юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность либо деятельность по управлению ценными бумагами, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, а также должностные лица указанных юридических лиц.

Административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи, совершаются умышленно.

Наряду с административной ответственностью законодательство предусматривает и иные негативные правовые последствия неправомерного совершения сделок с активами, предназначенными для квалифицированных инвесторов (см. п. 6 ст. 3 Закона об инвестиционных фондах).

  1. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение брокером предусмотренных законодательством требований к совершению маржинальных сделок, т.е. сделок купли-продажи ценных бумаг, совершенных участником рынка ценных бумаг с использованием денежных средств и (или) ценных бумаг, переданных ему в заем брокером.

Указанием Банка России от 18.04.2014 N 3234-У «О единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов» установлены единые требования к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов, регулирующие брокерскую деятельность в части совершения сделок с денежными средствами и (или) ценными бумагами, которые находятся в распоряжении брокера или должны поступить в его распоряжение, и предназначены для совершения указанных сделок в соответствии с договором о брокерском обслуживании. Нарушение этих требований образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность (брокеры), а также должностные лица таких юридических лиц.

Административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 комментируемой статьи, совершаются умышленно.

  1. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами РФ и инвестиционной декларацией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда требований к составу активов акционерных инвестиционных фондов или паевых инвестиционных фондов либо неустранение нарушений в структуре указанных активов.

Требования к составу активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов установлены гл. VI Закона об инвестиционных фондах. Предусматривается ряд требований и ограничений к инвестиционным фондам, относящимся к той или иной категории. Для каждой категории фондов установлены специфические требования к составу и структуре активов.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, образует приобретение активов, не соответствующих установленным требованиям, превышение допустимой доли того или иного имущества в структуре активов, непринятие мер к устранению допущенных нарушений, касающихся состава и структуры активов.

Совершаются такие административные правонарушения умышленно.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица — акционерные инвестиционные фонды и паевые инвестиционные фонды и должностные лица указанных фондов.

Следует иметь в виду, что рассматриваемое деяние наряду с административной ответственностью влечет и иные негативные правовые последствия. Так, в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 61.2 Закона об инвестиционных фондах совершение сделки, в результате которой были нарушены установленные требования к составу активов, является основанием для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария.

  1. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ ограничений ее деятельности. Такие ограничения устанавливаются в целях снижения рисков в деятельности управляющих компаний и защиты прав и интересов акционеров акционерных инвестиционных фондов и владельцев паев паевых инвестиционных фондов. Объектом правонарушения являются права указанных лиц.

Перечень ограничений деятельности управляющей компании содержится в ст. 40 Закона об инвестиционных фондах.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, образует нарушение управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда установленных законом ограничений.

Совершаются такие административные правонарушения умышленно.

Субъектами являются юридические лица — управляющие компании акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов и должностные лица указанных управляющих компаний.

  1. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанностей по учету и хранению имущества, а также по осуществлению контроля за распоряжением имуществом.

Данная обязанность установлена в целях защиты интересов акционеров акционерных инвестиционных фондов, владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, клиентов негосударственных пенсионных фондов, а также в целях осуществления контроля за деятельностью указанных фондов.

Перечень обязанностей специального депозитария акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда установлен ст. 45 Закона об инвестиционных фондах, ст. ст. 26 и 36.18 Закона о негосударственных пенсионных фондах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных законом обязанностей образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 комментируемой статьи.

Совершается такое административное правонарушение умышленно.

Субъектами являются юридические лица — специализированные депозитарии акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, а также должностные лица указанных юридических лиц.

  1. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за ненаправление либо несвоевременное направление специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда уведомления в Банк России о нарушениях, выявленных в ходе осуществления контроля.

Специализированный депозитарий должен осуществлять контроль за соблюдением Закона об инвестиционных фондах, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, положений инвестиционной декларации акционерного инвестиционного фонда, договора доверительного управления акционерного инвестиционного фонда с управляющей компанией. В частности, специализированный депозитарий осуществляет контроль за определением стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов и чистых активов паевых инвестиционных фондов, а также расчетной стоимости инвестиционного пая, количества выдаваемых инвестиционных паев и размеров денежной компенсации в связи с погашением инвестиционных паев.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о негосударственных пенсионных фондах специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда обязан осуществлять ежедневный контроль за соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил их размещения, требований по инвестированию указанных средств, их состава и структуры, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами, а также инвестиционными декларациями управляющих компаний.

О нарушениях, выявленных при осуществлении указанного контроля, специализированный депозитарий фонда обязан сообщать в Банк России, в фонд и соответствующую управляющую компанию не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 комментируемой статьи, образует ненаправление или несвоевременное направление специализированным депозитарием уведомления в Банк России о нарушениях, выявленных в ходе осуществления контроля.

Субъектами такого административного правонарушения являются юридические лица — специализированные депозитарии акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, а также должностные лица указанных юридических лиц.

Совершается данное административное правонарушение умышленно.

  1. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 комментируемой статьи, образует воспрепятствование проведению регулятором в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение его предписаний в области финансовых рынков.

Объектом административного правонарушения является установленный порядок осуществления контроля.

Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных указанным выше органом.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 комментируемой статьи, являются юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, а также должностные лица указанных юридических лиц.

Совершается такое административное правонарушение умышленно.

Наряду с административной ответственностью рассматриваемые действия могут привести к правовым последствиям в виде аннулирования лицензии в соответствии с Законом о негосударственных пенсионных фондах.

  1. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 комментируемой статьи, образует нарушение негосударственным пенсионным фондом состава, структуры активов, в которые размещены пенсионные резервы, нормативных требований к формированию и использованию страхового резерва негосударственного пенсионного фонда, несоблюдение норматива страхового резерва, нецелевое использование средств пенсионных резервов либо просрочка выплат пенсий или выплат правопреемникам, в том числе неправильное исчисление выплат.

Рассматриваемый деликт посягает на интересы клиентов фондов и их правопреемников.

Понятие пенсионного резерва, состав и порядок формирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений урегулированы ст. ст. 3, 18, 20 и 24 Закона о негосударственных пенсионных фондах.

Перечень ограничений при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений установлен ст. 25.1 указанного Закона.

Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 N 63.

Субъектами таких административных правонарушений являются юридические лица — негосударственные пенсионные фонды, должностные лица указанных фондов.

Совершаются указанные административные правонарушения умышленно.

Рассматриваемый деликт в соответствии с Законом о негосударственных пенсионных фондах может повлечь аннулирование лицензии.

  1. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение ограничений на совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда с иными видам деятельности.

В соответствии со ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг не допускается совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг деятельности по ведению реестра.

Согласно ст. 38 Закона об инвестиционных фондах деятельность по управлению (доверительному управлению) активами акционерного инвестиционного фонда и доверительному управлению паевым инвестиционным фондом может совмещаться только с деятельностью по управлению ценными бумагами и (или) с деятельностью в качестве управляющей компании специализируемого общества, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг.

Нарушение установленных запретов и ограничений образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Субъектами указанного административного правонарушения являются юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии указанных фондов, должностные лица перечисленных организаций.

Совершаются такие административные правонарушения умышленно.

  1. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 12 комментируемой статьи, составляет нарушение требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 — 11 ст. 15.29, ст. ст. 13.25, 15.18 — 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 комментируемой статьи, являются юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, лица, осуществляющие функции центрального контрагента, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, их должностные лица.

Совершаются указанные правонарушения умышленно.

Санкции ч. ч. 1 — 7, 9 — 11 комментируемой статьи предусматривают применение в отношении должностных лиц административного наказания в виде дисквалификации на различные сроки.

Следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 10.1 Закона о рынке ценных бумаг членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не могут являться:

— лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей названного Закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;

— лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Сходные положения содержатся в ст. ст. 8 и 38 Закона об инвестиционных фондах.

В соответствии со ст. 6.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах лицо, осуществляющее (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа фонда, главного бухгалтера фонда, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда, должно соответствовать требованиям к деловой репутации.

Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается:

— наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;

— признание судом лица виновным в банкротстве юридического лица, если судебный акт о таком признании был принят судом в течение пяти лет, предшествовавших дате избрания (назначения) лица на указанную должность или дате подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

— осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера в некредитной финансовой или кредитной организации в момент совершения этой организацией нарушения, за которое у нее была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

— осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа фонда, члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера фонда в финансовой организации, которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом), если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

— неисполнение лицом, являющимся или являвшимся руководителем финансовой организации либо членом ее совета директоров (наблюдательного совета), обязанностей по предупреждению банкротства, установленных законами о банкротстве, при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства финансовой организации, если с даты такого нарушения прошло менее трех лет;

— привлечение лица в соответствии с законами о банкротстве к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам финансовой организации и (или) привлечение к исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей, если с даты принятия арбитражным судом решения о признании финансовой организации банкротом прошло менее трех лет;

— совершение лицом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

— дисквалификация лица, срок которой не истек на день избрания (назначения) на должность или на день, предшествовавший дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

— расторжение с лицом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если со дня расторжения такого трудового договора прошло менее трех лет;

— осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа (в том числе временно), члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (аудитора), ревизора или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню введения администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к введению временной администрации), если со дня введения такой администрации прошло менее трех лет;

— осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, в том числе временно, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню отзыва (аннулирования) лицензии у финансовой организации либо дню ее исключения из соответствующего реестра (списка) за нарушение законодательства (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии), если со дня отзыва (аннулирования) лицензии либо исключения финансовой организации из соответствующего реестра (списка) прошло менее трех лет;

— представление лицом один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню его назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, недостоверных сведений, касающихся квалификационных требований и требований к деловой репутации;

— применение один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, к финансовой организации, в которой лицо осуществляло подготовку и представление отчетности (функции руководителя, главного бухгалтера), мер в соответствии с федеральными законами за представление существенно недостоверной отчетности.

  1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица Банка России. В случае если указанные лица передают дело в суд, оно подлежит судебному рассмотрению (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Необходимость такой передачи может быть связана с применением меры административного наказания в виде дисквалификации должностного лица.
  2. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. В связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности» расширен перечень субъектов составов административных правонарушений по ч. ч. 1, 9, 11, 12 комментируемой статьи за счет включения в него клиринговых организаций.

Под клиринговой деятельностью понимается оказание клиринговых услуг, т.е. услуг, связанных с определением и исполнением договорных обязательств и направленных на прекращение обязательств различными способами, в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке регулятором в области финансовых рынков.

По ч. ч. 9, 11, 12 комментируемой статьи в перечень субъектов составов административных правонарушений дополнительно включены лица, осуществляющие функции центрального контрагента.

Центральным контрагентом признается юридическое лицо, являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, т.е. в совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью к прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением.

Центральный контрагент должен соответствовать требованиям Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code