Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

Комментарий к статье 15.15.10 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Состав данного правонарушения включает объект правонарушения, связанный с посягательством на нормальный порядок принятия бюджетных обязательств, в размерах, не превышающих бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.
  2. Объективная сторона деликта выражена в ненадлежащем принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
  3. Субъекты рассматриваемого правонарушения — должностные лица.
  4. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств

 

Комментарий к статье 15.15.11

 

  1. Комментируемая статья направлена на создание нормальной системы бюджетных отношений с отлаженными прямыми и обратными связями всех участников бюджетных отношений.

Объект анализируемого правонарушения — это правопорядок в сфере бюджетных правоотношений.

  1. Объективная сторона деликта состоит в несвоевременном доведении до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
  2. Субъекты данного правонарушения — должностные лица главного распорядителя бюджетных средств.
  3. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.12. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств

 

Комментарий к статье 15.15.12

 

  1. Объект комментируемой статьи — установленный законодательством РФ правопорядок в сере бюджетных отношений.
  2. Объективная сторона данного правонарушения — это нарушение установленного в бюджетном законодательстве запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.
  3. Субъекты правонарушения — должностные лица.
  4. Правонарушение совершается исключительно с умыслом.
  5. Дела об административных правонарушениях по анализируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

В случае, связанном с применением дисквалификации, дела рассматриваются судом.

 

Статья 15.15.13. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга

 

Комментарий к статье 15.15.13

 

  1. Комментируемая статья корреспондирует со ст. 112.1 «Просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования» БК РФ.

Объект правонарушения — общественные отношения в сфере образования, распределения и использования публичных финансов.

  1. Объективная сторона данного административного деликта связана с нарушением сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга.
  2. Субъекты правонарушения — должностные лица.
  3. Субъективная сторона правонарушения связана как с умыслом, так и с возможностью совершения правонарушения по неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

В случае, связанном с применением дисквалификации, дела рассматриваются судом.

 

Статья 15.15.14. Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде

 

Комментарий к статье 15.15.14

 

  1. Объект комментируемого правонарушения — правопорядок в сфере общественных бюджетных отношений.
  2. Объективная сторона правонарушения характеризуется несоблюдением главным распорядителем бюджетных средств, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, срока направления в соответствующий финансовый орган информации о результатах рассмотрения дела, о наличии оснований и результатах обжалования судебного акта.
  3. Субъекты правонарушения — должностные лица главного распорядителя бюджетных средств.
  4. Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
  5. Дела об административных правонарушениях по анализируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания

 

Комментарий к статье 15.15.15

 

  1. Комментируемая статья направлена на обеспечение надлежащих бюджетных отношений, формирование финансовых основ выполнения государственного (муниципального) задания.

Объект правонарушения — правопорядок в сфере бюджетных отношений.

  1. Объективная сторона выражается в нарушении порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
  2. Субъекты правонарушения — должностные лица.
  3. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.16. Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства

 

Комментарий к статье 15.15.16

 

  1. Комментируемая статья направлена на укрепление финансовой дисциплины участников бюджетных отношений.

Объектом рассматриваемого правонарушения является правовой порядок в сфере исполнения поручений органов государственного бюджетного контроля.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется неисполнением или несвоевременным исполнением банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы РФ.
  2. В ч. 2 анализируемой статьи объективная сторона правонарушения характеризуется неисполнением банком или иной кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства.
  3. Субъекты правонарушения — должностные и юридические лица.
  4. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.16. Утратила силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ.

 

Статья 15.17. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг

 

Комментарий к статье 15.17

 

  1. Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» ст. 15.17 КоАП РФ была изложена в новой редакции. Целью данной статьи является обеспечение соблюдения процедуры эмиссии ценных бумаг.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).

Закон о рынке ценных бумаг содержит определение эмиссионных ценных бумаг. Это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

К эмиссионным ценным бумагам относится акция, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

К этой категории ценных бумаг относится облигация, т.е. эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок либо номинальной стоимости, либо иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

К эмиссионным ценным бумагам относится третий вид ценной бумаги — опцион эмитента, который закрепляет право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.

Итак, эмиссионными ценными бумагами, обращающимися на рынке ценных бумаг, являются только акция, облигация, а также опцион эмитента.

Эмитентами ценных бумаг являются юридические лица, исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, которые несут от своего имени либо от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

Глава 5 Закона о рынке ценных бумаг регламентирует порядок эмиссии ценных бумаг.

Нарушение эмитентом указанного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг составляет объективную сторону комментируемого административного правонарушения.

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу эмиссии ценных бумаг.
  2. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется недобросовестностью эмитента, нарушением им правового порядка в области рынка ценных бумаг в таком его сегменте, как процедура эмиссии ценных бумаг.
  3. Субъектами комментируемого правонарушения могут быть как должностные, так и юридические лица.

Наиболее распространенной группой эмитентов являются акционерные общества.

Эмитентом государственных ценных бумаг выступает Минфин России, его генеральным агентом по размещению и обслуживанию выпусков — Банк России.

  1. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умыслом, так и совершением данного правонарушения по неосторожности.
  2. Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают должностные лица Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).

По данной категории дел предусмотрена возможность проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

  1. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.18. Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами

 

Комментарий к статье 15.18

 

  1. Законом о рынке ценных бумаг определен круг профессиональных участников рынка ценных бумаг и их правовой статус. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, осуществляющие брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами (доверительное управление ценными бумагами), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Объектом рассматриваемого состава правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее функционирование рынка ценных бумаг, последовательность процедур, обеспечивающих переход прав на ценные бумаги и реализацию прав, закрепленных ценными бумагами.

  1. Объективная сторона данного правонарушения связана с нарушением эмитентом последовательности внутренних элементов процедуры эмиссии ценных бумаг, определенной законодателем в Законе о рынке ценных бумаг.

Данная процедура включает обязательность государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг. Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг) возложена Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» на Банк России.

Государственная регистрация ценных бумаг основана на присвоении им при выпуске индивидуального государственного регистрационного номера. Только после данной процедуры возможно размещение ценных бумаг.

Размещение осуществляется в течение сроков, установленных в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг. После завершения размещения ценных бумаг эмитент должен не позднее 30 дней представить в регистрирующий орган для регистрации отчет об итогах выпуска ценных бумаг или уведомление об итогах выпуска ценных бумаг.

  1. Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  2. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.
  3. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица Банка России.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках

 

Комментарий к статье 15.19

 

  1. Становление и развитие рынка ценных бумаг в России демонстрирует тенденцию, состоящую в том, что государственный контроль в сфере представления и раскрытия информации эмитентами и иными участниками рынка ценных бумаг эволюционирует от квалификационной системы к либеральной. Суть первой модели состоит в оценке финансовых инструментов по существу, на основе критериев целесообразности, перспективности, надежности выпуска. Либеральная модель предполагает государственный контроль лишь за соблюдением сроков, порядка и полноты раскрываемой и предоставляемой информации. Ключевой точкой данного процесса является изменение предмета контрольной деятельности и, соответственно, перераспределение ответственности за последствия решений, принятых на основе предоставленной эмитентом информации, между государством, эмитентом и инвестором. Аналогичная логика присутствует в отношении других участников рынка ценных бумаг.

Вместе с тем концепция гл. 15 КоАП РФ такова, что механизм, регламентирующий порядок представления и раскрытия информации, закономерно дополняется положениями, определяющими специальный режим неопубликованных и нераскрытых сведений, способных оказать влияние на стоимость финансовых инструментов — инсайдерской информации, что свидетельствует о расширении сферы государственного контроля в сфере информационных правоотношений.

Комментируемая статья направлена на обеспечение исполнения требований законодательства РФ о представлении и раскрытии информации на рынке ценных бумаг.

Порядок представления и раскрытия указанной информации определяется ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, Законом об акционерных обществах.

Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение (ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

Предоставление информации — это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации характеризуется действиями, направленными на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Комментируемая ст. 15.19 КоАП РФ содержит четыре состава, объектом которых являются общественные отношения в сфере предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

  1. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за непредставление либо нарушение порядка и сроков представления информации, а также представление информации не в полном объеме либо недостоверной информации перечисленными в этой части статьи субъектами: эмитентом, профессиональными участники рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов либо специализированными депозитариями акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», что послужило основанием для внесения в комментируемую статью изменений, направленных на реализацию названного Закона. Как следствие, расширен перечень субъектов составов административных правонарушений по данной статье за счет включения в него клиринговых организаций, т.е. юридических лиц, имеющих право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление такой деятельности.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, а также раскрытие информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации перечисленными в этой части статьи субъектами. Следует отметить, что в этом случае круг институциональных участников рынка ценных бумаг расширяется; предыдущий перечень участников дополняется лицами, оказывающими услуги по публичному представлению раскрываемой информации.
  2. В ч. 3 ст. 15.19 КоАП РФ также речь идет о нарушениях, связанных с непредставлением (нераскрытием) информации, но в отношении совершенно нового круга лиц.

Речь идет о четырех группах лиц: лицах, предоставивших обеспечение эмитенту, т.е. об участниках (акционерах) эмитента, владеющих пятью или более процентами его голосующих акций; лицах, которые получили право по различным основаниям распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента; об организациях, подконтрольных эмитенту, и лицах, получивших право для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента (п. п. 19 — 22 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг). В соответствии с п. 23 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг лица, указанные в п. п. 19 — 22 этой статьи, предоставляют релевантную информацию путем направления уведомления эмитенту и в Банк России.

  1. В ч. 4 комментируемой статьи речь идет о нарушении порядка и (или) сроков предоставления информации о договоре, заключенном сторонами не на организованных торгах. Данная часть корреспондирует со ст. 51.5 Закона о рынке ценных бумаг «Примерные условия договоров и генеральное соглашение (единый договор) на финансовом рынке».

Согласно п. 6 этой статьи указанная в нормативном акте Банка России сторона заключенного не на организованных торгах на условиях генерального соглашения (единого договора) договора репо, договора, являющегося производным финансовым инструментом, договора иного вида должна представить информацию о таких договорах, определенных нормативным актом Банка России, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговой организации либо бирже. Сторона договора, заключенного на условиях генерального соглашения (единого договора), не указанная в нормативном акте Банка России, а также сторона договора, не определенного нормативным актом Банка России, вправе представить информацию об этих договорах саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговой организации либо бирже.

  1. Объективную сторону правонарушений, объединенных в данной статье, составляет непредставление либо нарушение порядка и сроков представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, либо представление и раскрытие такой информации не в полном объеме и (или) в недостоверном виде.
  2. Субъектами правонарушений по ч. ч. 1, 2, 4 комментируемой статьи являются юридические лица, которые перечислены в соответствующих частях статьи, и должностные лица, а по ч. ч. 3 и 4 — также и граждане.
  3. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.
  4. Административная ответственность по комментируемой статье применяется к физическим лицам только в случае, если соответствующее нарушение не образует состава преступления, уголовная ответственность за которое предусмотрена УК РФ. Объективная сторона такого преступления заключается в злостном уклонении от раскрытия или представления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах, либо в представлении заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб в размере, превышающем 1 млн. руб., гражданам, организациям или государству. Указанное преступление может быть совершено исключительно с прямым умыслом.
  5. Дела об анализируемых правонарушениях в случаях, когда возникает необходимость применения дисквалификации по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают должностные лица Банка России (см. распоряжение Банка России от 05.03.2014 N Р-151 «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях»).

  1. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.20. Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами

 

Комментарий к статье 15.20

 

  1. Цель данной статьи состоит в обеспечении правовых основ защиты прав и законных интересов инвесторов, предусмотренных Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Последние изменения в данный Закон были внесены в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Речь идет о принятии Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

Объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие гарантии прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

  1. Объективная сторона правонарушения по данной статье заключается в действиях (бездействии), препятствующих осуществлению инвестором его прав, удостоверенных ценными бумагами. Исключения составляют неправомерные действия (бездействие), ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 2, 4, 5, 8 и 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 15.23.1 КоАП РФ).
  2. Субъектами рассматриваемого правонарушения выступают юридические лица, должностные лица и граждане.
  3. Субъективная сторона характеризуется исключительно умыслом к совершению данного правонарушения.
  4. Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают должностные лица Банка России (см. распоряжение Банка России «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях»).
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица Банка России.

 

Статья 15.21. Неправомерное использование инсайдерской информации

 

Комментарий к статье 15.21

 

  1. В российском законодательстве решение вопроса об ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации базируется на специализированных нормах, прямо запрещающих его, тогда как в американском праве применяются общие положения против мошенничества, конкретизируемые правоприменительной практикой с помощью специальных правил и тестов.

Специфической чертой российского законодательства является то, что при определении оснований для признания информации инсайдерской используются не только качественные критерии (такие как точность, конкретность и способность в случае опубликования оказать влияние на стоимость финансовых инструментов) и субъектный признак (нормативная фиксация перечня лиц, признающихся инсайдерами). Применение указанных критериев конкретизируется и ограничивается исчерпывающим перечнем сведений, признающихся инсайдерской информацией по российскому законодательству. Конкретные сведения, способные оказать существенное влияние на цену финансовых инструментов, не распространенные и не предоставленные, но ставшие доступными их носителям в силу доступа к одному из видов тайн, не просто не подлежат распространению или использованию, но и должны быть раскрыты в соответствии с порядком, установленным гл. 7 Закона о рынке ценных бумаг.

Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правовой порядок использования инсайдерской информации, регламентированный Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Во-первых, исчерпывающий перечень инсайдерской информации устанавливает Банк России.

Во-вторых, ст. 6 названного Закона предусматривает следующие запреты на использование инсайдерской информации:

— для операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательств по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

— путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора, а также за исключением передачи информации для ее опубликования редакции СМИ, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, ее опубликования в СМИ;

— путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Речь идет также о запрете по манипулированию рынком, признаки которого предусмотрены ст. 5 указанного Закона.

Введение запретов направлено на обеспечение справедливого ценообразования в части установления цен на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары. Данные правовые средства используются для обеспечения равенства инвесторов и укрепления доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Запреты на использование инсайдерской информации применяются в отношениях, связанных с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

  1. Объективная сторона состава административных правонарушений по комментируемой статье состоит в нарушении вышеуказанных запретов на использование инсайдерской информации и на манипулирование рынком. Разграничение преступлений и административных правонарушений в указанной области проводится по объективной стороне. Объективная сторона преступлений характеризуется причинением крупного ущерба, получением доходов (в отношении манипулирования — излишних доходов) и убытками в сумме, превышающей 2,5 млн. руб. (ст. ст. 185.3, 185.6 УК РФ).
  2. Субъектами указанных правонарушений являются юридические лица, должностные лица, а также граждане.
  3. Субъективная сторона правонарушений связана как с наличием умысла, так и с совершением правонарушения по неосторожности. Преступления в данной области, напротив, могут быть совершены только умышленно.
  4. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица Банка России, которые могут передать указанные дела на рассмотрение судье при необходимости назначения административного наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица Банка России.

 

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

 

Комментарий к статье 15.22

 

  1. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, которые обеспечивают идентификацию зарегистрированных в этой системе номинальных держателей и владельцев ценных бумаг, а также учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя. Эта система позволяет получать и передавать информацию указанным лицам, т.е. номинальным держателям и владельцам ценных бумаг, и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг держателем реестра может быть регистратор на основании договора с эмитентом или иное лицо, если это предусмотрено федеральными законами. Держателем реестра владельцев акций акционерных обществ, которые в связи с размещением и (или) обращением акций обязаны раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 названного Закона, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, может быть только регистратор.

В случае если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а в акционерных обществах — 50 (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах), держателем реестра должен быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра (регистратор). Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг эмитентов в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Держатели реестра осуществляют деятельность по ведению реестра ценных бумаг эмитентов, в частности, сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи, являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее функционирование рынка ценных бумаг, гарантии прав участников рынка ценных бумаг.

  1. Объективную сторону административных правонарушений по ч. 1 комментируемой статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в незаконном отказе или уклонении от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; во внесении таких записей без надлежащих правовых оснований; во внесении в реестр недостоверных сведений; в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки по лицевому счету из системы ведения реестра.
  2. Объективную сторону правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в незаконном ведении реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом; в уклонении лица, на которое было возложено ведение реестра и который был заменен другим лицом, от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра, либо в нарушении порядка и сроков их передачи.
  3. Объективную сторону правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи составляют действия (бездействие), заключающиеся в нарушении иных требований законодательства, предъявляемых к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг.
  4. Субъектами указанных правонарушений могут быть юридические лица — держатели реестра ценных бумаг — эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг и их должностные лица.
  5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется возможностью совершения данного правонарушения как умышленно, так и по неосторожности.
  6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица Банка России, а в случаях необходимости применения дисквалификации к должностному лицу (см. ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи) — судьи (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
  7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица Банка России.

 

Статья 15.23. Утратила силу. — Федеральный закон от 09.02.2009 N 9-ФЗ.

 

Статья 15.23.1. Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов

 

Комментарий к статье 15.23.1

 

  1. Комментируемая статья направлена на обеспечение правопорядка в области подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.

Порядок подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов установлен Законом об акционерных обществах, Законом об инвестиционных фондах, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения в сфере организации управления деятельностью акционерных обществ, обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и закрытых паевых инвестиционных фондов.

  1. Объективную сторону правонарушений по анализируемой статье составляют:

— незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) о внесении в повестку дня общего собрания акционеров вопросов и (или) предложений по выдвижению кандидатов в органы управления, ревизионную и счетную комиссии акционерного общества (ч. 1 комментируемой статьи);

— нарушение порядка или срока сообщения о проведении общего собрания акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда); непредоставление или нарушение срока предоставления информации при подготовке к проведению общего собрания акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) (ч. 2 комментируемой статьи);

— нарушение предусмотренных законодательством требований к составлению списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) (ч. 3 комментируемой статьи);

— ненаправление или нарушение срока направления бюллетеня для голосования лицу из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) (ч. 4 комментируемой статьи);

— нарушение предусмотренных законодательством требований к форме, сроку или месту проведения общего собрания акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), проведение общего собрания с нарушением формы, даты, времени или места его проведения, определенных при его созыве (ч. 5 комментируемой статьи);

— проведение общего собрания акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) или голосования по вопросам, решение которых требует голосования квалифицированным большинством голосов, при отсутствии кворума, изменение повестки дня общего собрания после сообщения о его проведении (ч. 6 комментируемой статьи);

— выполнение функции счетной комиссии акционерного общества без надлежащих полномочий (ч. 7 комментируемой статьи);

— незаконный отказ члена счетной комиссии акционерного общества, лица, осуществляющего ее функции, или лица, созывающего общее собрание владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в регистрации для участия в общем собрании акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), нарушение указанными лицами требований к подсчету голосов при голосовании на общем собрании, к составлению протокола об итогах голосования, а также нарушение порядка определения кворума общего собрания акционеров (ч. 8 комментируемой статьи);

— нарушение председателем или секретарем общего собрания акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) требований к составлению протокола общего собрания (ч. 9 комментируемой статьи);

— нарушение требований законодательства об оглашении или доведении до сведения акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) решений общего собрания или результатов голосования (ч. 10 комментируемой статьи);

— незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, нарушение требований закона к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью (ч. 11 комментируемой статьи).

  1. Субъектами правонарушений являются юридические лица (ч. ч. 1 — 8, 10, 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ), должностные лица и граждане (ч. ч. 1 — 7, 9, 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

В примечании к комментируемой статье подчеркивается, что член совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной, счетной или ликвидационной комиссий акционерного общества и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, голосовавший против решения, приведшего к нарушению законодательства, не привлекается к ответственности, предусмотренной данной статьей.

  1. Субъективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в комментируемой статье, связана как с умыслом, так и с возможностью совершения деликта по неосторожности.
  2. Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1 — 10 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами Банка России и могут быть переданы на рассмотрение судье в случае необходимости назначения дисквалификации.

 

Статья 15.24. Утратила силу. — Федеральный закон от 09.02.2009 N 9-ФЗ.

 

Статья 15.24.1. Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства

 

Комментарий к статье 15.24.1

 

  1. Комментируемая статья направлена на обеспечение правопорядка в сфере обращения ценных бумаг и иных документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства.

Гражданским кодексом РФ, Законом о рынке ценных бумаг, Законом об акционерных обществах, Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами установлен порядок обращения ценных бумаг и иных документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся ценными бумагами.

Объективную сторону правонарушений по комментируемой статье составляют действия, связанные с незаконной выдачей либо обращением ценных бумаг и иных документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся ценными бумагами, если эти действия не влекут уголовную ответственность по ст. ст. 185, 186, 187 УК РФ.

Административная ответственность за недобросовестную эмиссию ценных бумаг и незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами предусмотрена ст. ст. 15.17 и 15.18 КоАП РФ.

  1. Субъектами правонарушений по комментируемой статье являются должностные и юридические лица.
  2. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться наличием умысла либо совершением правонарушения по неосторожности.
  3. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Банка России.

В случаях, когда возникает необходимость применения дисквалификации, — судьями (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

  1. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица Банка России.

 

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

 

Комментарий к статье 15.25

 

  1. Валютное законодательство РФ состоит из Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Актами органов валютного регулирования являются акты Правительства РФ и Банка России.
  2. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за осуществление незаконных валютных операций, к которым относит:

— валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ;

— осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства РФ.

Последняя группа, в частности, включает: куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки; осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ; осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

Субъектами административных правонарушений по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ признаются граждане, должностные и юридические лица. Размер санкции определяется в зависимости от суммы незаконной валютной операции, поскольку установлен административный штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

  1. Одной из обязанностей резидентов, предусмотренных валютным законодательством, является обязанность представлять в налоговый орган уведомление об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Ответственность за нарушение срока представления уведомления и (или) его представление не по установленной форме предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи, а за непредставление уведомления — ч. 2.1.

Определяя уведомительный порядок открытия (закрытия) счетов за пределами территории Российской Федерации, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) (ч. 2 ст. 12). Формы уведомлений утверждены Приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457 «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

При этом согласно ч. 1 ст. 12 названного Закона «резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

Субъектами административных правонарушений, заключающихся в нарушении срока и (или) формы уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ), или в непредставлении такого уведомления (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ), являются граждане, должностные и юридические лица.

  1. Статья 15.25 КоАП РФ признает административными правонарушениями невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 4); невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 5). Таким образом, ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение правил репатриации, установленных ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Вопросы, связанные с необходимыми и достаточными мерами обеспечения получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, разрешены в настоящее время судебно-арбитражной практикой. Особое значение имеет правовая позиция, сформулированная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 15714/08, где указывается, что «получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ».

Субъектами административных правонарушений за нарушение правил репатриации являются резиденты — должностные лица и резиденты — юридические лица.

Санкции за нарушение правил репатриации экспортной выручки рассчитываются дифференцированно, в зависимости от длительности просрочки либо полного неполучения средств (ч. 4): в части просрочки нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств; в части неполучения средств налагается штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

За нарушение правил репатриации импортерами ч. 5 комментируемой статьи подобной дифференциации не устанавливает. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

  1. Части 6 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за однородные правонарушения:

— несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ч. 6) и (или) сроков (не более чем на 10 дней — ч. 6.1; более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней — ч. 6.2; более чем на 30 дней — ч. 6.3);

— несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (ч. 6) и (или) сроков (не более чем на 10 дней — ч. 6.1; более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней — ч. 6.2; более чем на 30 дней — ч. 6.3);

— нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (ч. 6) и (или) сроков (не более чем на 10 дней — ч. 6.1; более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней — ч. 6.2; более чем на 30 дней — ч. 6.3);

— нарушение установленных правил оформления паспортов сделок (ч. 6);

— нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок (ч. 6).

Субъектами административных правонарушений по ч. ч. 6 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ названы должностные и юридические лица.

Санкции дифференцированы в зависимости от субъекта административного правонарушения и характера нарушения.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code