Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

 

Комментарий к статье 15.11 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Согласно ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами учета являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы, расходы, а также иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 5 названного Закона).

Объектом данного правонарушения является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующих учетную политику организации.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. Эти документы должны быть составлены по форме на бумажном и (или) электронном носителе. Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью.

Хозяйственные операции, имущество и обязательства своевременно регистрируются и накапливаются в регистрах бухгалтерского учета.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены в ст. 13 названного Закона. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату; финансовом результате его деятельности; движении денежных средств за отчетный период. Вся эта информация необходима пользователям отчетности для принятия экономических решений (внутренние, внешние пользователи; заинтересованные пользователи). Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решение заинтересованных пользователей.

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Годовая отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Наряду с бухгалтерской отчетностью некоторые организации, перечисленные в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Последние изменения в данный Закон внесены Федеральным законом от 05.05.2014 N 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности».

В соответствии с указанными новеллами консолидированную финансовую отчетность должны представлять кредитные организации, страховые организации, иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Формы бухгалтерской отчетности государственного сектора, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

Согласно ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономические субъекты обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Пятилетний срок начинает течь по окончании отчетного года.

Объектом правонарушения в комментируемой статье является порядок формирования документированной, систематизированной информации об объектах экономической деятельности и составленной на этой основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  1. Объективную сторону данного правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, а также нарушение порядка и срока хранения учетных документов.

Следует иметь в виду, что обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. В примечаниях к комментируемой статье законодатель раскрывает понятие «грубое нарушение».

Под грубым нарушением понимается нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

  1. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть руководитель экономического субъекта как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности и являющееся единоличным исполнительным органом, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции исполнительного единоличного органа.
  2. На руководителя экономического субъекта возлагаются следующие функции:

— организовать ведение бухгалтерского учета и хранение соответствующих документов;

— возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо, заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера; руководитель субъекта малого предпринимательства может возложить эту функцию на себя);

— утвердить формы первичных учетных документов, регистра бухгалтерского учета по представлению должностного лица, на которое возложена обязанность вести бухгалтерский учет (исключение составляют формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством).

В случае невыполнения перечисленных обязанностей руководитель экономического субъекта несет налоговую (ст. 120 НК РФ), административную (ст. 15.11 КоАП РФ), в случае фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов при наличии признаков банкротства — уголовную (ст. 195 УК РФ) ответственность.

Организация как юридическое лицо несет ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. 120 НК РФ.

  1. Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.
  2. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации

 

Комментарий к статье 15.12

 

  1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является установленный порядок осуществления налогового контроля в сфере оборота отдельных видов товаров (продукции), в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации. Данный правовой порядок включает в себя также общественные отношения, связанные с осуществлением контроля за законностью оборота подлежащей маркировке продукции; юридические мероприятия по охране прав потребителей такой продукции.

Перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ.

Маркировка алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно ст. 12 названного Закона обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При этом алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции, в таможенных органах. Маркировка алкогольной продукции иными марками, не указанными в данном Законе, запрещается.

Статьей 26 этого Закона запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции без сопроводительных документов; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации подлежащей обязательной маркировке алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

В соответствии с п. 3.1 ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:

1) наименование алкогольной продукции;

2) вид алкогольной продукции;

3) содержание этилового спирта;

4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;

5) наименование производителя алкогольной продукции;

6) местонахождение производителя алкогольной продукции;

7) страна происхождения алкогольной продукции;

8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;

9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

10) иные определяемые Правительством РФ сведения.

Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками и Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785, Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 786, Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 N 775.

Порядок хранения федеральных специальных марок регламентируется Приказом Росалкогольрегулирования от 30.04.2010 N 31н «О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях».

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2014 N 202 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» внесены изменения в требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации. Уточнены также правила нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и правила маркировки алкогольной продукции акцизными марками.

До 1 сентября 2015 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» допускается реализация алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, изготовленными в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Реализация на территории Российской Федерации указанных продукции и изделий, не маркированных акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка, запрещена. Запрет установлен также на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством.

Правила маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, утверждаются Минфином России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 N 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции». Марки приобретаются в органах ФНС России.

Маркировка табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт, в том числе в страны СНГ, не производится.

  1. Объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, могут образовать производство или продажа товаров и продукции без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка маркировки и (или) нанесения информации.

Производством немаркированных товаров (продукции) является изготовление организацией-производителем немаркированных требуемым образом либо маркированных поддельными марками товаров (продукции).

Продажей немаркированных товаров (продукции) является возмездная передача организацией-производителем немаркированных требуемым образом либо маркированных поддельными марками товаров (продукции).

  1. Объективную сторону правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи составляет производство алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации.
  2. Объективную сторону правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи составляет ненадлежащий оборот алкогольной продукции без необходимой маркировки и (или) нанесения информации, обусловленного нормативными требованиями.
  3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются организация — производитель подлежащих маркировке товаров, а также ее руководители и иные работники, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, могут являться любая организация, ее руководитель или иной работник, индивидуальный предприниматель или гражданин.

Субъектами административного нарушения по ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи могут являться должностные лица и юридические лица.

  1. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.
  2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  3. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ): по ч. ч. 3, 4 ст. 15.12 КоАП РФ — также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по ч. ч. 1, 3 ст. 15.12 КоАП РФ — также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор (п. 66 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.13. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей

 

Комментарий к статье 15.13

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с информационным обеспечением производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных площадей для целей надлежащего налогообложения в Российской Федерации.
  2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных площадей.

Представление деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, об объеме использования этилового спирта, об объеме производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции, об объеме использования алкогольной и спиртсодержащей продукции, об объеме оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции, об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, об объеме закупки этилового спирта, об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, о перевозке этилового спирта и спиртсодержащей продукции, об использовании производственных мощностей; об объеме розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции производится на основании Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ декларации обязаны представлять в органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации, имеющие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата. К ним также относятся организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. В этот перечень входят организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных продуктов. Сюда же отнесены организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной продукции, спиртсодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртсодержащей либо иной продукции, либо в технических целях, либо иных целях, не связанных с производством указанной продукции.

Наименование видов алкогольной продукции в представляемых декларациях указывается в соответствии с положениями гл. 22 НК РФ.

Формы деклараций по видам операций представлены в приложениях к Постановлению Правительства РФ «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных площадей».

По каждому виду продукции представляются отдельные декларации.

  1. Субъектами административного правонарушения являются юридические и должностные лица. В связи с тем, что промышленное производство, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются исключительно организациями, к субъектам данного правонарушения не относятся индивидуальные предприниматели.
  2. Субъективная сторона комментируемого правонарушения характеризуется прямым умыслом.
  3. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50 КоАП РФ).
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств

 

Комментарий к статье 15.14

 

  1. Данная статья корреспондирует со ст. 306.4 БК РФ «Нецелевое использование бюджетных средств».

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Пункт 3 данной статьи БК РФ устанавливает, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и плату за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Наиболее часто встречающимся нарушением бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Это влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

  1. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью.

Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (см. гл. 24 БК РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

  1. Субъектами указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации — получатели бюджетных средств.
  2. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.
  3. Дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7 КоАП РФ), и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1 КоАП РФ).
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) и инспекторы Счетной палаты РФ (п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита

 

Комментарий к статье 15.15

 

  1. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит — это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Правовой режим бюджетного кредитования установлен ст. ст. 93.2, 93.3, 93.4, 93.5, 93.6 БК РФ.

В ст. ст. 306.5 — 306.7 гл. 30 БК РФ «Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение» установлены составы бюджетных правонарушений, связанных с невозвратом либо с несвоевременным возвратом бюджетных кредитов, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, а также нарушением условий предоставления бюджетного кредита.

Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного кредитования.

  1. Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение принципа платности, возвратности и срочности предоставления бюджетного кредита.
  2. Субъектами комментируемого правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных кредитов на возвратной основе, так и российские и иностранные юридические лица — получатели бюджетных кредитов.
  3. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как наличием умысла, так и совершением правонарушения по неосторожности.
  4. Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также инспекторы Счетной палаты РФ (п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.1. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом

 

Комментарий к статье 15.15.1

 

  1. Цель введения комментируемой статьи — создание надлежащего правопорядка в области бюджетного кредитования.

Объект правонарушения составляют общественные отношения, связанные с бюджетным кредитованием.

  1. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется в действиях либо бездействии по поводу перечисления платы за бюджетный кредит надлежащей стороной бюджетного кредитного отношения.
  2. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умыслом, так и совершением правонарушений по неосторожности.
  3. Субъектами правонарушения выступают по всем частям комментируемой статьи должностные и юридические лица.
  4. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.2. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита

 

Комментарий к статье 15.15.2

 

  1. Комментируемая статья корреспондирует со ст. 306.7 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита» БК РФ.

В Бюджетном кодексе РФ устанавливается правило, в соответствии с которым нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления бюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Объект данного правонарушения связан с посягательством на нормальный порядок бюджетного кредитования в Российской Федерации.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, связана с нарушением кредитором условий предоставления бюджетного кредита.
  2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ.
  3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу.
  4. Субъекты правонарушения по данной статье — должностные лица и юридические лица.
  5. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.3. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов

 

Комментарий к статье 15.15.3

 

  1. Комментируемая статья введена в действие Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим же нормативным правовым актом Бюджетный кодекс РФ был дополнен гл. 30 «Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение», в том числе ст. 306.8 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов». Санкция названной статьи влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Из этого правила есть исключение: «если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств». Такое законодательное решение обусловлено введением в БК РФ специальной ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств».

Условия предоставления межбюджетных трансфертов установлены в ст. ст. 130, 136, 142 БК РФ. Такая триада условий обусловлена трехуровневой структурой бюджетной системы РФ. Законодатель установил условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального, регионального и местного бюджета соответственно в ст. ст. 130, 136 и 142 БК РФ. Логика законодателя состоит в том, чтобы строго обусловить предоставление межбюджетных трансфертов соблюдением бюджетного законодательства.

  1. Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
  2. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
  3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.
  4. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
  5. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Росфиннадзора и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.7 КоАП РФ. Это руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители.

 

Статья 15.15.4. Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций

 

Комментарий к статье 15.15.4

 

  1. Комментируемая статья корреспондирует со ст. 80 «Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями» БК РФ. Решения о предоставлении бюджетных инвестиций принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

Объект данного правонарушения связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений.

  1. Объективная сторона данного правонарушения сформулирована в диспозициях ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи. Это нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные инвестиции, условий их предоставления (за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14, т.е. нецелевого использования бюджетных средств) и нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления. Исключение составляет, как и в первом случае, нецелевое использование бюджетных средств.
  2. Субъекты данного правонарушения — должностные лица и юридические лица.
  3. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.5. Нарушение условий предоставления субсидий

 

Комментарий к статье 15.15.5

 

  1. Комментируемая статья корреспондирует со ст. ст. 78 — 78.2 БК РФ. Решения о предоставлении бюджетных инвестиций принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

Объект данного правонарушения связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений.

  1. Объективная сторона данного правонарушения сформулирована в диспозициях ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи. Это нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные субсидии, условий их предоставления, и нарушение юридическим и физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым предоставлены бюджетные субсидии, условий их предоставления.
  2. Субъекты данного правонарушения — должностные и юридические лица; физические лица и индивидуальные предприниматели.
  3. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.6. Нарушение порядка представления бюджетной отчетности

 

Комментарий к статье 15.15.6

 

  1. Комментируемая статья корреспондирует с положениями гл. 25.1 БК РФ. Единая методология представления бюджетной отчетности устанавливается Минфином России.

Объект данного правонарушения связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетной отчетности.

  1. Объективная сторона правонарушения сформулирована в диспозиции комментируемой статьи. Это непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.
  2. Субъекты рассматриваемого правонарушения — должностные лица.
  3. Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.
  4. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.7. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет

 

Комментарий к статье 15.15.7

 

  1. Общий порядок составления и ведения бюджетных смет казенных учреждений регламентируется Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений».
  2. Объект данного деликта — это правопорядок в области системы бюджетных отношений.
  3. Объективная сторона правонарушения — это нарушение казенным учреждением порядка составления, ведения и представления бюджетных смет.
  4. Субъекты данного правонарушения — должностные лица казенных учреждений.
  5. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.8. Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий

 

Комментарий к статье 15.15.8

 

  1. Комментируемая статья корреспондирует с п. 10 ст. 161 БК РФ, содержащим прямой запрет на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий казенному учреждению.

Объект данного правонарушения — это правопорядок в сфере бюджетных отношений, в части нормального функционирования отношений, связанных с бюджетным кредитованием и (или) субсидированием.

  1. Объективная сторона правонарушения — это нарушение главным распорядителем бюджетных средств запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий.
  2. Субъекты рассматриваемого правонарушения — должностные лица главного распорядителя бюджетных средств.
  3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом в совершении данного правонарушения.
  4. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

 

Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи

 

Комментарий к статье 15.15.9

 

  1. Понятие бюджетной росписи раскрывается в ст. 6 БК РФ.

Комментируемая статья корреспондирует со ст. 217 БК РФ, определяющей порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи.

Объект данного правонарушения — это правопорядок в сфере юридической техники ведения бюджетной росписи для обеспечения единства всех звеньев бюджетной системы.

  1. Объективная сторона правонарушения — это нарушение распорядителями бюджетных средств правил составления бюджетной росписи в части достижения ее соответствия сводной бюджетной росписи.
  2. Субъекты рассматриваемого правонарушения — должностные лица распорядителя бюджетных средств, бюджетополучателя.
  3. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code