Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

 

Комментарий к статье 15.1

 

  1. Часть 1 устанавливает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которые выражаются в следующем:

— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

— неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

— накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Правила обращения с наличными деньгами определяет указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Этот акт определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Банка России, кредитных организаций), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

В целях названного указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются этим указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

Для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к данному указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

В соответствии с указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Без учета предельного размера наличных расчетов осуществляется расходование в соответствии с п. 2 названного указания поступивших в кассы участников наличных расчетов наличных денег в валюте РФ на следующие цели:

— выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

— на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

— выдачу работникам под отчет.

Субъектами административных правонарушений по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ признаются должностные лица и юридические лица. Размер санкции дифференцирован в зависимости от субъекта административного правонарушения. Так, размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, установлен в размере от 4 до 5 тыс. руб., а на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. руб.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность платежных агентов, банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов за нарушение ими обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет (счета). Кроме этого, предусматривается ответственность за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Понятия платежных агентов и поставщиков даны в Федеральном законе N 103-ФЗ.

Платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. При этом оператор по приему платежей — это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а платежный субагент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые также заключили с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Поставщиком, с которым заключают договоры платежные агенты, признается юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), либо которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Понятия банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов раскрыты в Федеральном законе N 161-ФЗ.

Банковским платежным агентом признается юридическое лицо (не являющееся кредитной организацией) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.

Банковский платежный субагент — это юридическое лицо (не являющееся кредитной организацией) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления отдельных банковских операций.

Административная ответственность платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) и поставщиков связана с использованием специального банковского счета (счетов).

Федеральным законом N 161-ФЗ и Федеральным законом N 103-ФЗ установлена обязанность банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, а также платежных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, использовать специальный банковский счет.

Специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком — для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

Законодатель связывает использование специального банковского счета для платежных агентов и поставщиков только при условии осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, а для банковских платежных агентов (субагентов) — при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. руб.

В случае, когда платежный агент или банковский платежный агент (субагент) осуществил прием денежных средств от плательщика (физического лица), такие наличные денежные средства должны быть сданы платежным агентом, банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Обязанность осуществления таких действий закреплена для платежного агента ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ, для банковского платежного агента — п. 3 ч. 3, ч. 7 ст. 14 и ч. 8 ст. 38 Федерального закона N 161-ФЗ, для банковского платежного субагента — п. 4 ч. 4, ч. 7 ст. 14 и ч. 8 ст. 38 Федерального закона N 161-ФЗ.

Таким образом, в случае отсутствия (в том числе по причине неоткрытия) у платежного агента, банковского платежного агента (субагента) специального банковского счета при получении от физических лиц денежных средств такие денежные средства не могут быть зачислены на специальный банковский счет (счета), в результате чего платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) не будет исполнена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Ответственность за неисполнение такой обязанности установлена в ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

Обязанность поставщика использовать специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей установлена ч. 18 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ. При этом в соответствии с ч. ч. 19 и 20 ст. 4 этого Закона по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Таким образом, осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона N 103-ФЗ.

 

Статья 15.2. Утратила силу. — Федеральный закон от 02.04.2012 N 30-ФЗ.

 

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

 

Комментарий к статье 15.3

 

  1. В комментируемой статье, а также в ст. ст. 15.4 — 15.11 устанавливается административная ответственность должностных лиц организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Тем самым сохраняется уже сложившийся дуализм норм налогового и административного законодательства, коллизии в соотношении норм НК РФ и КоАП РФ, на которые указывали специалисты в предыдущих комментариях к КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения в области налогового контроля, так как постановка на налоговый учет в налоговом законодательстве является необходимым условием осуществления юридических мероприятий по налоговому контролю.

Этот вывод вытекает из комплексного анализа ст. ст. 23 и 83 НК РФ.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.

Пункт 1 ст. 83 НК РФ детализирует данную обязанность для целей налогового контроля для различных категорий налогоплательщиков.

Организации и физические лица обязаны встать на налоговый учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных организаций, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на налоговый учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет организаций осуществляется по месту регистрации организации в течение 10 дней с даты государственной регистрации.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней с даты государственной регистрации.

Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.

Организации и физические лица без образования юридического лица подают заявления по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Организации, имеющие обособленные подразделения, недвижимое имущество и (или) транспортные средства, обязаны встать на учет в налоговых органах как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого подразделения и местонахождению имущества.

Минфином России установлены особенности налогового учета иностранных организаций и граждан, а также крупнейших налогоплательщиков. Кроме этого, Минфин России вправе установить особенности налогового учета организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», а также организаций, владеющих лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое месторождение углеводородного сырья (см. п. 1 ст. 275.2 НК РФ).

Каждому налогоплательщику при постановке на налоговый учет присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (п. 7 ст. 84 НК РФ). Этот номер указывается во всех уведомлениях, направляемых налогоплательщику налоговыми органами; в декларациях и документах, подаваемых налогоплательщиком в налоговые органы (исключение сделано только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, которые могут указывать свои персональные данные вместо идентификационного номера налогоплательщика).

При этом необходимо учитывать, что заявительный порядок постановки на учет в налоговых органах сохранился в НК РФ в случаях создания обособленных подразделений иностранных организаций. В остальных случаях постановка на учет осуществляется по общему правилу на основании сведений уполномоченных регистрирующих органов о государственной регистрации юридических фактов, которые являются основаниями для постановки на учет в налоговых органах.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговом органе.

Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения филиала, представительства осуществляется на основании сведений о государственной регистрации юридических лиц, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет может быть осуществлена в одном налоговом органе. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения; иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган. Данный порядок установлен Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488-@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со ст. 24.1 НК РФ.

В тот же срок организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Административная ответственность по комментируемой статье наступает только в случае, когда обязанность по самостоятельной постановке на учет в налоговых органах возложена на налогоплательщика и предусмотрена процедура ее реализации путем подачи заявления налогоплательщика о постановке на учет в налоговый орган.

Постановка на учет в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации. Исключение составляет иностранная некоммерческая организация. В этом случае постановка на налоговый учет осуществляется на основе сообщений, представляемых (направляемых) данной организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (Приказ ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах»).

  1. Объективную сторону анализируемого правонарушения составляет непостановка на учет в налоговых органах, ответственность за данное правонарушение предусмотрена рассматриваемой статьей.

В ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ содержится простой формальный состав административного правонарушения, влекущий соответствующую санкцию в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц иностранной организации в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб. за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет. В ч. 2 комментируемой статьи содержится квалифицирующий признак: нарушение установленного срока подачи заявления связано с ведением деятельности без постановки на налоговый учет.

  1. Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются руководители иностранных организаций — налогоплательщиков, их обособленных подразделений.
  2. Субъективная сторона данного состава — это совершение рассматриваемого правонарушения умышленно или по неосторожности.
  3. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

 

Комментарий к статье 15.4

 

  1. Комментируемая статья направлена на укрепление правопорядка в области финансов и налогов.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с надлежащим налоговым контролем операций налогоплательщиков на счетах в кредитных организациях.

В соответствии со ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде установлен в Положении о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), утвержденном Банком России 7 сентября 2007 г. N 311-П.

Формы документов, направляемых банками в налоговые органы, установлены Приказом ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@ «Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа».

  1. Объективную сторону правонарушений по комментируемой статье составляет неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 86 НК РФ, о представлении банками в налоговый орган в установленный НК РФ срок сообщений об открытии и закрытии счетов в кредитных организациях по установленной форме.
  2. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются руководитель банка; иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в указанной организации.
  3. Субъективная сторона состава правонарушений по комментируемой статье может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.
  4. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 15.4 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации

 

Комментарий к статье 15.5

 

  1. Объектом правонарушения по комментируемой статье является порядок уплаты налогов на основании налоговой декларации.

Налогоплательщик обязан представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет налоговую декларацию как письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью о вложении или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Форма и порядок заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций определяются ФНС России.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах сроки. Обязанность представления налоговой декларации и конкретные сроки ее представления определяются отдельно по каждому налогу.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Не подлежат представлению налоговые декларации, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты налога в связи с применением специальных налоговых режимов.

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

  1. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение установленных сроков представления декларации.
  2. Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера).

При наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности по комментируемой статье привлекается, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуются руководителем экономического субъекта. Индивидуальный предприниматель, а также руководитель субъекта среднего и малого предпринимательства могут возложить ведение бухгалтерского учета на себя.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 7 названного Закона.

Руководитель кредитной организации обязан возложить функции по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

  1. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.
  2. Дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Обзор судебной практики по данному составу позволяет сделать вывод, что формальные административные правонарушения, совершенные повторно, не являются основаниями для аннулирования лицензии при последующем надлежащем исполнении добровольно не исполненной обязанности (см. Постановление ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08).

 

Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

 

Комментарий к статье 15.6

 

  1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере организации налогового контроля.

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов регламентируются ст. 34 НК РФ.

  1. Объективная сторона правонарушения по комментируемой статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Налоговым кодексом РФ установлена обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговый орган, в частности, следующих документов и (или) сведений:

— о ликвидации или реорганизации;

— копии заявлений налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), поданных уполномоченному органу;

— копии решения уполномоченного органа о временном приостановлении уплаты суммы задолженности;

— копии договора об инвестиционном налоговом кредите;

— необходимых для налоговой проверки документов в виде заверенных должным образом копий по перечню, указанному в требовании налогового органа (должностного лица налогового органа), выставленном в ходе выездной налоговой проверки, а в случаях, специально предусмотренных в ст. 88 НК РФ, — в ходе камеральной налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме этого, налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

— обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

— обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи. Неисполнение незаконных требований налоговых органов, а также требований налоговых органов о представлении сведений (документов и информации), необходимых для иных видов государственного контроля, осуществление которого возлагается на налоговые органы, например контроля за ведением бухгалтерского учета и представлением достоверной и полной бухгалтерской отчетности в установленный срок, не образует объективную сторону состава административных правонарушений и не влечет административную ответственность по комментируемой статье.

Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 комментируемой статьи, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их представления прямо предусмотрены в НК РФ.

Так, в соответствии со ст. 85 НК РФ органы юстиции, адвокатские палаты субъектов РФ, органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц, органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, дипломатические представительства или консульские учреждения РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, органы опеки и попечительства, нотариусы обязаны сообщать релевантные сведения в налоговые органы в соответствии с п. п. 1 — 6 ст. 85 НК РФ.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, осуществляющие выдачу и (или) замену документа, удостоверяющего личность российского гражданина, органы, уполномоченные вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющие государственный технический учет; органы местного самоуправления также входят в данный перечень и обязаны представлять (направлять) сведения налоговым органам в соответствии со ст. 85 НК РФ.

  1. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется неисполнением обязанностей должностных лиц уполномоченных органов по своевременному и полному представлению в налоговые органы достоверной информации, необходимой для постановки на учет физических лиц и организаций с целью налогового контроля, в случаях, в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 85 НК РФ.
  2. Субъектами правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате — руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).

Субъектами правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи выступают должностные лица государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусы, в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с НК РФ сообщать такие сведения в налоговый орган для целей полного учета налогоплательщиков.

  1. Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.
  2. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, а по ч. 1 комментируемой статьи — также должностные лица таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

 

Комментарий к статье 15.7

 

  1. Объектом правонарушения является порядок реализации банками публично-правовых обязанностей как расчетно-кассовых центров в налоговых правоотношениях в связи с открытием счетов налогоплательщикам — организациям и индивидуальным предпринимателям.
  2. В соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.7 КоАП РФ, состоит в нарушении банком обязанности по проверке наличия свидетельств о постановке на учет в налоговом органе при открытии счета организации и индивидуальному предпринимателю.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.7 КоАП РФ, состоит в открытии банком счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения уполномоченного органа о приостановлении операций по счетам этого лица. Как известно, приостановление операций по счетам налогоплательщика рассматривается налоговым законодательством в качестве одного из способов обеспечения исполнения налоговых и таможенных обязательств.

В соответствии со ст. ст. 34 и 76 НК РФ налоговые и таможенные органы вправе для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, пени и штрафа, а также обеспечения переводов электронных денежных средств приостановить операции по счетам налогоплательщика — организации и индивидуального предпринимателя.

При решении вопроса о привлечении лиц к ответственности по комментируемой статье необходимо учитывать, что согласно ст. 11 НК РФ счетами признаются все без исключения счета во всех банках, открытые на основании договора банковского счета. Договор банковского счета регулируется гл. 45 ГК РФ. Поэтому открытие банком ссудных и депозитных счетов даже при наличии решения о приостановлении операций влечет ответственность по комментируемой статье. С 1 января 2014 г. в случае приостановки операций по счету налогоплательщика в одном банке другим банкам запрещено открывать новые счета данному налогоплательщику (п. 12 ст. 76 НК РФ). До этого времени подобный порядок распространялся только на банк, в котором был открыт заблокированный счет.

  1. Субъектами данного правонарушения выступают должностные лица банка или иной кредитной организации, уполномоченные заключать договор банковского счета.
  2. Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.
  3. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, а по ч. 2 ст. 15.7 КоАП РФ — также должностные лица таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)

 

Комментарий к статье 15.8

 

  1. Объектом правонарушения по комментируемой статье является правовой порядок, установленный налоговым законодательством, в связи с перечислением налоговых доходов и санкций в бюджеты бюджетной системы РФ банками и иными кредитными организациями (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, п. 2 ст. 40 БК РФ).
  2. Объективная сторона данного правонарушения связана с нарушением банком установленных ст. 60 НК РФ, ст. 159 Закона о таможенном регулировании сроков исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) о перечислении налога или сбора. Объективную сторону данного правонарушения характеризует также неисполнение банком в установленный срок решения налогового или таможенного органа о взыскании налога или сбора (взноса), пени и штрафа путем исполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о перечислении указанных платежей в бюджет.
  3. Субъектами данного правонарушения являются уполномоченные должностные лица соответствующих банков или иных кредитных организаций. Привлечение должностного лица к ответственности не освобождает указанные организации от обязанности исполнить поручение налогоплательщика, налогового агента или иное решение в форме инкассового поручения (распоряжения) налогового или таможенного органа. Банки как юридические лица несут за такое правонарушение налоговую ответственность в соответствии со ст. ст. 133 и 135 НК РФ.
  4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной как в форме умысла, так и по неосторожности.
  5. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых и таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

 

Комментарий к статье 15.9

 

  1. Объектом комментируемого правонарушения выступает правовой порядок, связанный с формированием доходной части бюджета путем обеспечения поступления налоговых доходов в бюджет.
  2. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется неисполнением банком или иной кредитной организацией решения налогового, таможенного органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, налогового агента или иных лиц.

Как уже отмечалось ранее, приостановление операций по счетам в банке является одним из инструментов обеспечения исполнения налогового или таможенного обязательства, включая выполнение обязательств в связи с налоговыми или таможенными санкциями. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету либо прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке. При этом открывать счета в других банках налогоплательщику в таком случае запрещается.

Разумеется, приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Данный порядок не распространяется также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов установлены ст. 34 НК РФ.

  1. Субъектами данного правонарушения являются руководители банка или иной кредитной организации. Банки как юридические лица несут за это правонарушение ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.
  2. Субъективная сторона состава рассматриваемой статьи подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и по неосторожности.
  3. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых и таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда

 

Комментарий к статье 15.10

 

  1. Объектом административного правонарушения является порядок, направленный на обеспечение пенсионных прав граждан путем соблюдения срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов; поручения органа государственного внебюджетного фонда по перечислению страховых взносов, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет внебюджетного фонда.

Статьи 863 — 866 ГК РФ определяют общие правила расчетов платежными поручениями, устанавливают обязанность банка, принявшего платежное поручение, в установленный срок перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя для зачисления данной суммы на счет лица, указанного в поручении.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность банка или иной кредитной организации за нарушение срока исполнения поручения плательщика страховых взносов.

С 1 января 2010 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена обязанность по уплате страховых взносов в три различных внебюджетных фонда.

Страховые взносы уплачиваются в ПФР, ФСС России и в ФФОМС.

Согласно ч. 7 ст. 19, ч. 2 ст. 24, ст. ст. 50, 51 указанного Федерального закона банк обязан выполнить поручение плательщика страховых взносов в соответствующий фонд. Одновременно банк обязан исполнить поручение органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании страховых взносов в очередности, установленной ГК РФ.

  1. Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в неисполнении банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о перечислении сумм пенсий и иных выплат гражданам.
  2. Объективная сторона по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении срока исполнения поручений плательщика страховых взносов о перечислении взносов, а также пеней и штрафов в соответствующий фонд.
  3. Субъектами правонарушения являются должностные лица банков и иных кредитных организаций. Речь идет о руководителе банка или иной кредитной организации, если уставами этих организаций не определены конкретные должностные лица, ответственные за осуществление соответствующих операций. Субъектами правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи являются также юридические лица, т.е. банк или кредитная организация.
  4. Субъективная сторона правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.
  5. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи в отношении юридических лиц рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ); в отношении должностных лиц дела по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  6. Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 комментируемой статьи составляют должностные лица государственных внебюджетных фондов (п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи возбуждает прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code