Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

Комментарий к статье 14.20 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области экспортного контроля.

Данные административные правонарушения посягают на интересы Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, безопасность государства, а также международный режим нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.

Права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль, утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Например, в настоящее время действуют:

— Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.02.1996 N 202;

— Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.01.2003 N 36;

— Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661;

— Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный Указом Президента РФ от 20.08.2007 N 1083;

— Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 08.08.2001 N 1005.

  1. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.3, 16.19 КоАП РФ.
  2. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов.
  3. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи могут являться российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — участник внешнеэкономической деятельности, их работники — должностные лица или граждане, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности, по ч. 2 — должностные и юридические лица.
  4. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. 1 — также должностные лица органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (п. 74 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности РФ, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов экспортного контроля (ст. 23.9 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, могут быть переданы судье в случае, если должностное лицо органа экспортного контроля придет к выводу о необходимости применения административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
  6. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, влечет уголовную ответственность (ст. 189 УК РФ). При этом привлечение виновного физического лица к уголовной ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 

Статья 14.21. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 139-ФЗ.

 

Статья 14.22. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 139-ФЗ.

 

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом

 

Комментарий к статье 14.23

 

  1. Объектом правонарушения по комментируемой статье являются общественные отношения по управлению юридическим лицом.

Дисквалификация является административным наказанием, применяемым к должностным лицам, в том числе к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица и ряд других должностей.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в осуществлении дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом.
  2. Объективная сторона по ч. 2 комментируемой статьи выражается в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия.
  3. Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, не выполнившие постановление судьи о дисквалификации нарушителя либо принявшие дисквалифицированное лицо на новую работу, сопряженную с исполнением функций по управлению юридическим лицом, либо заключившие с таким лицом гражданско-правовой договор на управление юридическим лицом. Следует отметить, что к административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи может быть привлечено лишь лицо, являющееся руководителем юридического лица, в отличие от других дисквалифицированных лиц, перечень которых ныне значительно расширен.
  4. Правонарушения, предусмотренные анализируемой статьей, являются длящимися. Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к ответственности должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
  5. С субъективной стороны правонарушения характеризуются как умыслом, так и неосторожностью.
  6. Если предусмотренные комментируемой статьей действия (бездействие) носили злостный характер, т.е. сопровождались систематическим отказом от исполнения постановления судьи о дисквалификации правонарушителя, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 315 УК РФ.
  7. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а в отношении арбитражных управляющих — должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. п. 1, 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  8. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции, а по ч. 2 — судьи арбитражных судов (ч. ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах

 

Комментарий к статье 14.24

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области биржевой торговли.

Административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах» порядок на организованных торгах в целях обеспечения свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.

  1. Объективная сторона по ч. 1 комментируемой статьи выражается в нарушении лицом, являющимся участником (учредителем), членом органа управления организатора торговли, требований и ограничений, установленных в отношении указанных лиц законодательством об организованных торгах.
  2. Объективная сторона по ч. 2 комментируемой статьи выражается в незаконном использовании юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов «биржа», «торговая система» или «организатор торговли», а также производных от них слов и сочетаний с ними.
  3. Объективная сторона по ч. 3 комментируемой статьи выражается в нарушении организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах.
  4. Объективная сторона по ч. 4 комментируемой статьи выражается в воспрепятствовании организатором торговли проведению Банком России проверок или уклонении от таких проверок.
  5. Объективная сторона по ч. 5 комментируемой статьи выражается в нарушении установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности.
  6. Объективная сторона по ч. 6 комментируемой статьи выражается в нарушении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства РФ порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставлении неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставлении такой информации.
  7. Объективная сторона по ч. 7 комментируемой статьи выражается в нарушении организатором торговли правил организованных торгов, зарегистрированных в установленном законодательством об организованных торгах порядке.
  8. Объективная сторона по ч. 8 комментируемой статьи выражается в нарушении биржей установленного законодательством об организованных торгах порядка формирования биржевого совета (биржевой секции).
  9. Объективная сторона по ч. 9 комментируемой статьи выражается в неисполнении организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, допущенными к организованным торгам, товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах.
  10. Субъектами административного правонарушения по ч. ч. 1, 6 комментируемой статьи являются граждане (служащие биржи), должностные лица (руководители бирж и другие служащие, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции), юридические лица, по ч. 2 — юридические лица, не являющиеся товарными биржами, но использующие в наименовании или рекламе слова «биржа» или «товарная биржа», по ч. ч. 3, 4, 5, 7, 8, 9 — должностные лица и юридические лица (биржи).
  11. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  12. Дела об административных правонарушениях рассматривают руководители структурных подразделений Банка России, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности) (ст. 23.74 КоАП РФ), дела по ч. ч. 3 — 5 комментируемой статьи — рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

Комментарий к статье 14.25

 

  1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Отдельные нормы содержатся в ст. ст. 23, 51 ГК РФ, иных нормативных правовых актах РФ. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц определяются соответствующими федеральными законами. Порядок ведения государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпринимателей определяется Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

  1. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в несвоевременном или неточном внесении записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
  2. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи выражается в незаконном отказе в предоставлении или несвоевременном предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 5.63 КоАП РФ.
  3. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи выражается в непредставлении, или несвоевременном представлении, или представлении недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
  4. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи выражается в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
  5. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом или неосторожностью.
  6. Субъектами правонарушений являются должностные лица, а также индивидуальные предприниматели.

К административной ответственности привлекаются также должностные лица лицензирующих органов, органов государственных внебюджетных фондов, банков, ответственные за представление сведений, предусмотренных законом о государственной регистрации.

  1. Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

  1. Дела о правонарушениях по ч. ч. 1, 2 и 4 комментируемой статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а по ч. 3 — должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 23.61 КоАП РФ).

 

Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения

 

Комментарий к статье 14.26

 

  1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370.

  1. Объективную сторону рассматриваемых административных правонарушений образует нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также их отчуждения. Следует иметь в виду, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с ломом и отходами цветных и черных металлов, уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также загрязнение лесов ломом и отходами цветных и черных металлов административная ответственность наступает по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
  2. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения может повлечь уголовную ответственность, в частности в соответствии со ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство — например, осуществление деятельности в области оборота лома и отходов цветных и черных металлов без регистрации или с нарушением правил регистрации либо осуществление такой деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением лицензионных требований и условий, если эти деяния причинили существенный ущерб гражданам, организациям или государству) либо со ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт лома и отходов цветных и черных металлов, заведомо добытых преступным путем), а также некоторыми другими статьями УК РФ.
  3. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом или неосторожностью.
  4. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные лица, а также индивидуальные предприниматели.
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных правонарушениях, а также должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ч. 1, п. п. 19 и 37 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. ст. 23.3 и 23.31 КоАП РФ). В случае если возникает вопрос о необходимости применить конфискацию предмета административного правонарушения, дело подлежит рассмотрению в судебном порядке (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях

 

Комментарий к статье 14.27

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения в области проведения лотерей. Порядок проведения лотерей регламентирован Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях», Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях».
  2. Объективную сторону административного правонарушения (ч. 1) образует проведение лотереи без решения Правительства РФ о ее проведении.
  3. Объективную сторону административного правонарушения (ч. 2) образует несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи.
  4. Объективную сторону административного правонарушения (ч. 3) образует отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи.
  5. Объективную сторону административного правонарушения (ч. 4) образует неопубликование годового отчета о проведении лотереи, несоблюдение требований, предъявляемых к лотерейным билетам.
  6. Субъектами административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи являются организаторы лотерей — граждане, юридические лица, а также должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Субъектами административных правонарушений по ч. ч. 2, 3, 4 комментируемой статьи являются юридические лица и их должностные лица.

  1. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
  2. Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей (п. 84 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Если эти правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, то дела о них рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.28. Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

 

Комментарий к статье 14.28

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Комментируемые административные правонарушения посягают на установленный Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» порядок организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

  1. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1) выражается в привлечении денежных средств гражданина, связанном с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством.
  2. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в опубликовании в СМИ и (или) размещении в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставлении застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в нарушении сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
  3. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 3) выражается в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.
  4. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 4) выражается в непредставлении лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов РФ, а равно представлении таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений.
  5. Субъектами административных правонарушений являются юридические лица — застройщики, имеющие на праве собственности, аренды либо субаренды земельные участки и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» для строительства (создания) на таких земельных участках многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство, а также их руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
  6. С субъективной стороны административное правонарушение по ч. 1 может быть совершено только умышленно, а по ч. ч. 2 — 4 — как умышленно, так и по неосторожности.
  7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 23.64 КоАП РФ).

 

Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

 

Комментарий к статье 14.29

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения в области кредитных историй.

Административные правонарушения посягают на установленный Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» порядок раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита). Соблюдение установленного порядка получения и предоставления информации, составляющей кредитные истории, направлено на повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

  1. Объективная сторона административного правонарушения выражается в незаконных действиях по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
  2. Субъектами административных правонарушений по данной статье являются граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также должностные лица, осуществляющие как функции представителя власти, так и организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах — бюро кредитных историй, субъектах кредитных историй и пользователях кредитных историй.
  3. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
  4. Одним из условий привлечения лиц к административной ответственности по комментируемой статье является отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовного преступления.
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются Банком России (ст. 23.74 КоАП РФ) и могут быть переданы на рассмотрение судье в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ в случае необходимости применения дисквалификации.

 

Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю

 

Комментарий к статье 14.30

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения в области кредитных историй.

Административные правонарушения посягают на установленный Федеральным законом «О кредитных историях» порядок сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

  1. Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении бюро кредитных историй установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.
  2. Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица — бюро кредитных историй и кредитные организации — источники формирования кредитной истории, а также должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях.
  3. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются Банком России (ст. 23.74 КоАП РФ).

 

Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

 

Комментарий к статье 14.31

 

  1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения на товарном рынке. Административные правонарушения посягают на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Поддержка конкуренции закреплена в Конституции РФ в качестве одной из основных задач государства. Обеспечение эффективного функционирования товарных рынков на основе свободной добросовестной конкуренции является основной целью антимонопольного законодательства РФ.

Законодатель рассматривает добросовестную конкуренцию в неразрывном единстве с такими категориями, как единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в Российской Федерации.

На их защиту направлены все установленные Федеральным законом «О защите конкуренции» требования, запреты и ограничения на монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничение или устранение конкуренции, в том числе и на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 КоАП РФ.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
  3. Административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке наступает в случаях, если нарушение не содержит признаков уголовно наказуемого деяния. Уголовная ответственность в соответствии со ст. 178 УК РФ наступает за установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, повлекшие причинение ущерба, сумма которого превышает 1 млн. руб., либо получение дохода, сумма которого превышает 5 млн. руб. Уголовная ответственность может применяться только в случае неоднократного (в течение трех лет более двух раз) злоупотребления доминирующим положением, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.
  4. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, если эти лица занимают доминирующее положение на товарном рынке в качестве хозяйствующих субъектов, а также руководители и иные работники такого юридического лица.
  5. Административное правонарушение совершается умышленно.
  6. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48 КоАП РФ). В случае если возникает необходимость применения к должностному лицу дисквалификации, дело передается на рассмотрение в суд общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Предусмотрена также возможность передачи дела в отношении юридического лица на рассмотрение в арбитражный суд (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
  8. Примечания к комментируемой статье устанавливают порядок определения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления размера административного штрафа, предусмотренного ст. ст. 14.31, 14.32 и 14.33 КоАП РФ, в соответствии со ст. ст. 248 и 249 НК РФ.
  9. При рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях по данной статье следует иметь в виду Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

 

Статья 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов

 

Комментарий к статье 14.31.1

 

  1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения на товарном рынке.

Комментируемая статья, так же как и ст. 14.31 КоАП РФ, устанавливает административную ответственность за одно из грубейших, представляющих наибольшую опасность нарушений законодательства о защите конкуренции — злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

  1. Объективная сторона административных правонарушений выражается в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
  2. Комментируемая статья предусматривает наличие специального субъекта указанного правонарушения. В отличие от ст. 14.31 КоАП РФ административная ответственность по данной статье может применяться только к хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на товарном рынке, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%.

Федеральным законом «О защите конкуренции» определены критерии и условия признания названных выше хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут быть хозяйствующие субъекты — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, доля которых на рынке определенного товара составляет менее 35%, и они занимают доминирующее положение на этом рынке, а также должностные лица соответствующей коммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход. При этом индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица.

  1. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, совершается умышленно.
  2. Поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.31.1 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ (ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ).
  3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48 КоАП РФ). В случаях, если должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, дело может быть рассмотрено судьей арбитражного суда (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
  5. При рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях по анализируемой статье следует иметь в виду Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

 

Статья 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)

 

Комментарий к статье 14.31.2

 

  1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения на товарном рынке электрической энергии (мощности). Порядок ценообразования регламентирован Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»; Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)», Приказом ФАС России от 26.06.2012 N 413 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)».
  2. Объективная сторона административных правонарушений (ч. 1) выражается в манипулировании ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) участниками оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающими доминирующего положения на соответствующих рынках электрической энергии (мощности).
  3. Объективная сторона административных правонарушений (ч. 2) выражается в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
  4. Субъектами административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.31.2 КоАП РФ являются должностные и юридические лица, по ч. 2 — только должностные лица.
  5. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умыслом.
  6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа, его территориальных органов и судом (ст. 23.48, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), по ч. 2 — рассматриваются судьей арбитражного суда (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

 

Комментарий к статье 14.32

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.
  2. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, составляет заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий.

Следует отметить, что за осуществление согласованных действий, выразившееся в разделе рынка или в установлении или поддержании единых цен, если эти действия повлекли причинение ущерба, сумма которого превышает 1 млн. руб., наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 178 УК РФ.

  1. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют действия, направленные на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
  2. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, составляет заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий.
  3. Субъектами административных правонарушений по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также руководители и другие работники такого юридического лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административных правонарушений, по ч. 3 — должностные лица.
  4. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются умышленно.
  5. Примечание к анализируемой статье предусматривает освобождение от административной ответственности за правонарушения, установленные ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, лица, отказавшегося от совершения (продолжения) этих правонарушений, сообщившего о них в антимонопольный орган, а также способствовавшего выявлению и пресечению правонарушений.

Упомянутое освобождение не распространяется на случаи незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, ответственность за которую предусмотрена в ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.

Лицо освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий:

— на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

— лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

— представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Однако освобождению от административной ответственности подлежат не все лица, участвовавшие в совершении правонарушения, а только лицо, первым выполнившее все названные условия.

Кроме этого, не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

Данная норма призвана стимулировать добросовестное поведение хозяйствующих субъектов на товарных рынках, а также способствовать повышению эффективности практики применения мер административного наказания.

  1. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48 КоАП РФ). Должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении юридического лица, вправе передать его на рассмотрение судье арбитражного суда (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code