Статья 14.7. Обман потребителей

Комментарий к статье 14.7 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства — права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

Отношения в данной области регулируются ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

  1. Объективная сторона правонарушения заключается в обмеривании, обвешивании, обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги), введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, или в ином обмане потребителей.

Обмеривание — отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание — отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи; обсчет — взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами; утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, или передача ему только части этой суммы; введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) — передача потребителю товара (результатов работы, оказания услуги), не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке.

Следует отметить, что в настоящее время в связи с установлением административной ответственности за недобросовестную конкуренцию (см. комментарий к ст. 14.33 КоАП РФ) в случаях, если обман связан с недобросовестной конкуренцией, должностные и юридические лица несут ответственность по ст. 14.33 КоАП РФ, санкции которой предусматривают повышенную административную ответственность указанных лиц. За совершение других административных правонарушений, нарушающих право потребителя на информацию, ответственность предусмотрена ст. 14.8 КоАП РФ.

Под иным обманом потребителя следует понимать нарушение других условий договора купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг), например, умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности, продажа товара с нарушением требования о его комплектности и др.

  1. Субъектами правонарушений являются: юридические лица — торговые организации, организации, выполняющие работы или оказывающие услуги населению (предприятия коммунального и бытового обслуживания и др.); должностные лица этих организаций, а также индивидуальные предприниматели и граждане.
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также по обращению граждан — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ).

 

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

 

Комментарий к статье 14.8

 

  1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства — права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) заключается в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
  3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) заключается во включении в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством.
  4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) заключается в непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.
  5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) состоит в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо в нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
  6. Субъектами административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
  7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  8. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ).

 

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления

 

Комментарий к статье 14.9

 

  1. Объектом правонарушений по комментируемой статье являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе:

1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.

  1. Объективную сторону правонарушения (ч. 1) составляют действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
  2. Объективную сторону правонарушения (ч. 2) составляют действия должностных лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
  3. Субъектами правонарушений, предусмотренных анализируемой статьей, являются должностные лица соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, в должностные обязанности которых входит обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа (ст. 23.48 КоАП РФ), а в случае необходимости применения дисквалификации — судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
  7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ (см. ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ). Организация и порядок деятельности указанных комиссий определяются на основании Федерального закона «О защите конкуренции».
  8. При рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях по комментируемой статье следует иметь в виду Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

 

Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака

 

Комментарий к статье 14.10

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности. Правонарушение посягает на экономические права и интересы правообладателя товарного знака или лица, законно использующего наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Данные отношения регламентированы гражданским законодательством.

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Знак обслуживания — это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (например, минеральная вода «Ессентуки»).

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.

Незаконное использование чужого товарного знака или наименования места происхождения товара выражается путем обозначения их на товарах, упаковке, в рекламе, СМИ, при оформлении вывесок, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, путем обозначения на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товаров в хозяйственный оборот. Правонарушение может выражаться в использовании в качестве товарного знака или наименования географического объекта сходных с ними обозначений в отношении однородных товаров.

В тех случаях, когда незаконное использование товарного знака или наименования географического объекта совершено неоднократно или причинило крупный ущерб владельцу товарного знака (обладателю свидетельства на право использования наименования места происхождения товара или географического объекта) либо потребителям, действия виновных в этом лиц должны квалифицироваться как преступление по ст. 180 УК РФ.

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в производстве в целях сбыта либо реализации товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
  2. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организациях, а также юридические лица.
  3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), таможенных органов (п. п. 1 и 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.11. Незаконное получение кредита или займа

 

Комментарий к статье 14.11

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области кредитования. Кредитование представляет собой один из главных механизмов финансирования хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также приобретения дорогостоящего имущества гражданами (как правило, речь идет об имуществе длительного пользования) при отсутствии у них достаточных собственных средств. Вопросы кредитования регламентируются гражданским законодательством.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается в получении кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии.

Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска невозвращения кредита в установленный срок и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами. Помимо прав кредиторов объектом посягательства рассматриваемого административного правонарушения является также нормальное функционирование банковской системы РФ.

Поскольку комментируемая статья не дает точной характеристики кредита, а также не содержит закрытого перечня кредиторов, интересы которых защищаются путем установления административной ответственности, представляется, что объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться также и в незаконном получении товарного кредита (предоставление вещей, объединенных родовыми признаками) или коммерческого кредита (предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты, в рамках договора, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками). Содержание товарного и коммерческого кредитов урегулировано соответственно ст. ст. 822 и 823 ГК РФ. При этом в случае незаконного получения товарного или коммерческого кредита в качестве кредитора может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и иное лицо.

  1. При анализе состава рассматриваемого административного правонарушения необходимо учитывать факт отсутствия у виновного лица умысла на невозвращение незаконно получаемых денежных средств. Если установлено, что лицо, незаконно получившее кредит, намеревалось его присвоить, такие действия должны квалифицироваться как мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ).
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  3. Субъектами административных правонарушений могут являться юридические лица, их руководители, иные работники, в обязанности которых входит предоставление банку или иной кредитной организации сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии соответствующей организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане.
  4. В настоящее время законодатель не определил орган, должностные лица которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В связи с этим возможно лишь возбуждение дела прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законодательства (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в случаях, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а в случаях, если такие административные правонарушения совершены другими лицами, — судьи судов общей юрисдикции (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство

 

Комментарий к статье 14.12

 

  1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере банкротства. Процедура банкротства регламентирована Федеральными законами от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

При этом следует учитывать положения Постановления Правительства РФ от «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в фиктивном банкротстве, т.е. заведомо ложном публичном объявлении руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в преднамеренном банкротстве, т.е. совершении руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний.
  3. Субъектами правонарушений являются индивидуальные предприниматели, руководители должника (единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности), а также учредитель (участник) юридического лица, который может быть отнесен к категории должностных лиц в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ.

Гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, административной ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство не несет.

  1. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  2. Ответственность по комментируемой статье наступает, если действия лица не содержат признаков уголовного преступления.
  3. Статьей 196 УК РФ установлена уголовная ответственность за преднамеренное банкротство, т.е. совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.

Статья 197 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным ущербом в ст. ст. 196 и 197 УК РФ признается ущерб в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

  1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  2. Статьей 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, являются только те, которые перечислены в п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
  3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве

 

Комментарий к статье 14.13

 

  1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере банкротства. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
  2. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1) выражается в сокрытии имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передаче имущества во владение иным лицам, отчуждении или уничтожении имущества, а равно сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний.
  3. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятии такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний.
  4. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 3) выражается в неисполнении арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
  5. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 4) выражается в незаконном воспрепятствовании деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе уклонении или отказе от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний.
  6. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 5) выражается в неисполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
  7. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 4 и 5 комментируемой статьи, являются должностные лица юридического лица-должника или индивидуальный предприниматель-должник. Часть 3 ст. 14.13 КоАП РФ содержит указание на специальный субъект — арбитражного управляющего или руководителя временной администрации.

Юридические лица за действия (бездействие), предусмотренные комментируемой статьей, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

  1. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  2. Ответственность по данной статье наступает, если действия лица не содержат признаков уголовного преступления.

Статьей 195 УК РФ установлена уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, в том числе повлекшие крупный ущерб. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным ущербом в ст. 195 УК РФ признается ущерб в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

  1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В то же время возможно возбуждение дела прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
  2. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

В случае возбуждения дела против бывшего руководителя юридического лица такое дело рассматривается судом общей юрисдикции (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.12.2008 N А10-1739/08-Ф02-6051/08).

 

Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации

 

Комментарий к статье 14.14

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с деятельностью временной администрации. Порядок деятельности временной администрации регламентирован Федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в отношении кредитных организаций, «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении иных финансовых организаций.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается в воспрепятствовании должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации.
  3. Субъектами данного правонарушения являются должностные лица кредитной организации или иной финансовой организации, в которой по распоряжению Банка России или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование в соответствующей сфере деятельности, назначена временная администрация.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  5. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

 

Комментарий к статье 14.15

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области торговли. Предметом правонарушения являются правила продажи отдельных видов товаров. Порядок продажи отдельных видов товаров регламентирован Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. ст. 14.1 — 14.8, 14.10, 14.16, 14.17 КоАП РФ.

  1. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.
  2. Субъекты административного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.
  3. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части нарушения правил продажи продукции отдельных видов, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ).

 

Статья 14.15.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

 

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

Комментарий к статье 14.16

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Предметом правонарушения являются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данные правила регламентированы Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», а также иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правила продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
  2. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1) выражается в розничной продаже этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.
  3. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
  4. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2.1) выражается в розничной продаже несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
  5. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 3) выражается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  6. Субъектами административных правонарушений по ч. ч. 1, 2, 3 комментируемой статьи являются должностные и юридические лица, а по ч. 2.1, помимо указанных лиц, также индивидуальные предприниматели.
  7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.
  8. Протоколы по ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции); органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1, п. п. 1, 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  9. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ); по ч. ч. 2.1 и 3 — должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50 КоАП РФ); должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

Комментарий к статье 14.17

 

  1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
  3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
  4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
  5. Субъектами административного правонарушения являются юридические лица.
  6. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
  7. Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  8. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

 

Комментарий к статье 14.18

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и охраны здоровья населения.
  2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Для целей квалификации административных правонарушений по комментируемой статье следует учитывать совместный Приказ Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора от 09.12.2009 N 18н/726 «О перечне пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата».

  1. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.
  2. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также органов внутренних дел (полиции) (п. п. 1 и 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

Комментарий к статье 14.19

 

  1. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Полномочия государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены в Федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»; в Постановлениях Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», от 19.06.2006 N 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей», от 25.08.2006 N 522 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 08.01.2009 N 2 «Об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от 09.03.2010 N 136 «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»; в Приказах Росалкогольрегулирования от 30.04.2010 N 31н «О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях», от 01.07.2010 N 43н «Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

  1. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
  2. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.
  3. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code