Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации

Комментарий к статье 13.15 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области свободы массовой информации. Данная статья направлена на реализацию требований законодательства о СМИ и Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которые запрещают злоупотребление свободой массовой информации, что неравнозначно цензуре, а означает защиту прав личности, общественных и государственных интересов от недостоверной информации.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным СМИ информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.
  3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в распространении информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
  4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в незаконном распространении информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушении предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
  5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в публичном распространении выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо в публичном осквернении символов воинской славы России.
  6. Субъектами ответственности по комментируемой статье являются граждане, должностные и юридические лица, использующие СМИ, перечисленные в данной статье, с нарушением установленных правил.
  7. Субъективная сторона данного деяния характеризуется умыслом.
  8. Протоколы составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. 2 комментируемой статьи — также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.16. Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации

 

Комментарий к статье 13.16

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения в области свободы массовой информации, в части свободы распространения массовой информации. Данная статья направлена на реализацию положений законодательства о свободном распространении СМИ, осуществляемом на законных основаниях.
  2. Объективная сторона правонарушения состоит в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо в установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания.
  3. Субъектами ответственности являются граждане, должностные и юридические лица.
  4. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла.
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела о правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.17. Нарушение правил распространения обязательных сообщений

 

Комментарий к статье 13.17

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере распространения обязательных сообщений. Правила распространения обязательных сообщений регламентированы в Законе РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральными законами от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». При определении категории обязательных сообщений следует учитывать Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» и прилагаемые к нему перечни информации.
  2. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении правил распространения обязательных сообщений.
  3. Субъектами, ответственными по комментируемой статье, являются граждане, учредившие СМИ; редакции СМИ, выступающие в качестве юридических лиц; должностные лица СМИ, отвечающие за выполнение данной функции, а также должностные лица органов и организаций, которые обязаны предоставлять информацию, отнесенную к категории обязательных сообщений.
  4. Субъективная сторона в данном случае может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности.
  5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАП РФ).

 

Статья 13.18. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети «Интернет»

 

Комментарий к статье 13.18

 

  1. Объектом правонарушения являются порядок приема, радио- и телепрограмм, работа сайтов в сети Интернет.
  2. Объективную сторону правонарушения (ч. 1) характеризует воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех. Существенным элементом характеристики объективной стороны является установление факта целенаправленной генерации сигнала на определенной частоте (в определенном частотном спектре) для создания помех, которое достигается путем экспертной оценки. Объективная сторона состава правонарушения состоит в использовании не соответствующих стандартам или нормам средств, обеспечивающих уверенный прием радио- и телепередач. В части эксплуатации таких средств данное правонарушение пересекается с составами правонарушений, предусмотренных в ст. 13.8 КоАП РФ.

В соответствии с Положением о защите радиоприема от индустриальных радиопомех, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.1997 N 1142, к техническим средствам относятся изделия, оборудование, аппаратура или их составные части, функционирование которых основано на законах электротехники, радиотехники и (или) электроники, содержащие электронные компоненты и (или) схемы, которые выполняют одну или несколько следующих функций: усиление, генерирование, преобразование, переключение и запоминание. Эти показатели имеют важное значение для изготовления и условий эксплуатации технических средств. В Постановлении Правительства РФ от 02.02.1998 N 111 «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию» приведен Перечень изделий и устройств, которые не входят в состав радиоэлектронных средств.

В процессе рассмотрения дел по данному составу правонарушений следует учитывать Постановления Правительства РФ от 12.10.2004 N 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», от 01.04.2005 N 175 «Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации», от 14.05.2014 N 434 «О радиочастотной службе», от 25.12.2000 N 1002 «О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации».

  1. Объективная сторона состава правонарушения (ч. 2) состоит в воспрепятствовании работе сайтов в сети Интернет (за исключением случаев ограничения доступа к сайтам в сети Интернет на основании решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти) либо в совершении действий, направленных на заведомо незаконное ограничение доступа к таким сайтам.
  2. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
  3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  4. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), по ч. 2 — судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации

 

Комментарий к статье 13.19

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации. Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.

Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации».

  1. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

При наличии признаков правонарушения, предусмотренных комментируемой статьей, дополнительная квалификация деяния по ст. 19.7 КоАП РФ не требуется.

  1. Субъектами ответственности за данное правонарушение могут быть должностные и приравненные к ним лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации.
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.
  3. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по комментируемой статье осуществляют должностные лица органов государственного статистического учета (ст. 23.53 КоАП РФ).

 

Статья 13.19.1. Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства

 

Комментарий к статье 13.19.1

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере информации и информационных технологий. Порядок размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства регламентирован Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в неразмещении в соответствии с законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должностным лицом федерального органа исполнительной власти, должностным лицом государственного внебюджетного фонда, должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, должностным лицом органа государственного жилищного надзора, должностным лицом органа муниципального жилищного контроля, должностным лицом органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, должностным лицом уполномоченного органа или организации, осуществляющих государственный учет жилищного фонда, должностным лицом специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, банком, иной кредитной организацией, в том числе производящими расчеты в электронной форме, а также иной организацией, через которую производится внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещения информации не в полном объеме, размещения заведомо искаженной информации.
  3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в нарушении организацией федеральной почтовой связи общего пользования, уполномоченной на создание, эксплуатацию и модернизацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, порядка доступа к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и к информации, размещенной в ней, сроков регистрации поставщиков информации и пользователей информации, требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства.
  4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в нарушении должностным лицом органа государственной власти, органа местного самоуправления или организацией, осуществляющих эксплуатацию государственной информационной системы или муниципальной информационной системы, взаимодействующей с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства в целях размещения информации, предусмотренной законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, порядка взаимодействия с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства.
  5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 или 3 комментируемой статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
  6. Субъектами правонарушения являются должностные лица, юридические лица, ответственные за обеспечение и соблюдение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
  7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  8. Производство по таким делам возбуждает прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
  9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривает суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов

 

Комментарий к статье 13.20

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. Предметом правонарушения является установленный порядок оборота архивных документов.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, является Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на отношения, связанные с правами граждан на использование архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь народа, с интересами общества и государства.

  1. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, даже если это не повлекло их утрату. Для наличия состава правонарушения достаточно нарушения одного из этих правил.

При применении комментируемой статьи следует учитывать, что в ст. 13.25 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за неисполнение обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным, а также за нарушение порядка и сроков хранения таких документов.

  1. Субъектами ответственности могут быть должностные лица и иные работники архивов, в служебные обязанности которых входит осуществление функций по хранению, комплектованию, учету или использованию архивных документов. За нарушение правил использования архивных документов могут нести ответственность граждане и должностные лица — пользователи архивных документов.
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  3. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле (п. п. 58 и 59 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.21. Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации

 

Комментарий к статье 13.21

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области изготовления или распространения продукции СМИ. Порядок изготовления или распространения продукции СМИ регламентирован Законом РФ «О средствах массовой информации» и четвертой частью ГК РФ.
  2. Объективную сторону правонарушения (ч. 1) образуют два вида действий: изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ, а равно продукции СМИ, не прошедшего перерегистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке.
  3. Объективную сторону правонарушения (ч. 2) характеризует нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции СМИ, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ.
  4. Объективную сторону правонарушения (ч. 3) характеризует изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.
  5. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
  6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  8. Дела о правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.22. Нарушение порядка объявления выходных данных

 

Комментарий к статье 13.22

 

  1. Объектом правонарушения является установленный порядок объявления выходных данных.

Предметом правонарушения является порядок выпуска (изготовления) или распространения продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными.

  1. Объективную сторону правонарушения характеризует действие, заключающееся в выпуске (изготовлении) или распространении продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными.
  2. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
  3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  4. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАП РФ). По решению указанных должностных лиц такие дела могут быть переданы судьям в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, учитывая, что санкция в виде конфискации продукции СМИ может быть назначена только судьей.

 

Статья 13.23. Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров

 

Комментарий к статье 13.23

 

  1. Объектом административного правонарушения является установленный порядок представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров. Порядок представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров регламентирован Федеральным законом от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
  2. Объективную сторону правонарушения образует деяние, заключающееся в нарушении установленного Законом порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов редакций или заменяющих их договоров, а равно порядка хранения материалов теле- и радиопередач.
  3. Субъектами ответственности по данной статье являются граждане, должностные и юридические лица, которые в соответствии со своим правовым статусом обязаны исполнить определенные действия по представлению обязательных экземпляров документов, создаваемых ими в процессе своей деятельности в установленном названным Законом порядке. Это предполагает наличие в органах государственной власти и местного самоуправления, в администрации юридических лиц перечней документов, которые в обязательном порядке представляются в соответствующие органы, а также закрепление в положениях и должностных инструкциях обязанностей соответствующих должностных лиц в данной области.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (п. 60 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.24. Повреждение телефонов-автоматов

 

Комментарий к статье 13.24

 

  1. Объектом правонарушения являются отношения собственности; предметом — телефонные аппараты, предназначенные для использования любыми лицами (телефоны-автоматы). Под повреждением телефонов-автоматов (таксофонов) понимается причинение им такого вреда, когда их ценность понижается настолько, что они не могут быть пригодны без восстановления или исправления для использования их по своему функциональному назначению. Повреждение телефонов-автоматов следует отличать от их уничтожения, т.е. приведения в состояние полной непригодности, когда невозможно их восстановление или исправление. В этом случае ответственность наступает по ст. 167 УК РФ.
  2. Объективную сторону правонарушения образует повреждение телефона-автомата (таксофона), приводящее к порче его внешнего вида либо к нарушению его работы.
  3. Субъектом рассматриваемого правонарушения может быть любое лицо, достигшее 16 лет. Если правонарушение совершается подростками, ответственность несут их родители.
  4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Мотивы и цели поведения виновного при умышленном совершении этого деяния бывают различными — корысть, хулиганские побуждения и т.п. Повреждение телефонов-автоматов может выражаться в различных действиях, однако важно, чтобы между действием и наступившим результатом была причинная связь.
  5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Они же рассматривают дела данной категории (ст. 23.3 КоАП РФ).

 

Статья 13.25. Нарушение требований законодательства о хранении документов

 

Комментарий к статье 13.25

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области хранения документов, имеющих важное значение для реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, а также защиты интересов общества и государства в целом. Предмет посягательства указанных правонарушений — документы, подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими обязанности должностных и юридических лиц по хранению документов, перечень документов, подлежащих обязательному хранению, порядок и сроки их хранения являются Федеральные законы от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Основные обязанности государственных и негосударственных организаций по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, закреплены Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации».

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) включает в себя два состава.

Объективная сторона первого состава правонарушения заключается в бездействии акционерных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов либо специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов и их должностных лиц, т.е. в неисполнении ими своих обязанностей по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным.

Объективную сторону второго состава правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов.

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) включает в себя два состава.

Объективную сторону первого состава анализируемого правонарушения составляет неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным.

Объективную сторону второго состава правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов.

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) состоит в неисполнении страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) состоит в неисполнении кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов.

Так, согласно ст. 29 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив обязан хранить следующие документы:

— устав кредитного кооператива, а также изменения и дополнения, внесенные в него, зарегистрированные в установленном порядке;

— документы, подтверждающие государственную регистрацию кредитного кооператива;

— реестр членов кредитного кооператива (пайщиков);

— бухгалтерскую (финансовую) отчетность кредитного кооператива, сметы доходов и расходов и отчеты об их исполнении, документы, подтверждающие права кредитного кооператива на имущество, находящееся на его балансе;

— внутренние нормативные документы кредитного кооператива;

— положения о своих филиалах и представительствах;

— протоколы общих собраний членов кредитного кооператива (пайщиков), заседаний правления кредитного кооператива и контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива, протоколы собраний членов кредитного кооператива (пайщиков) об избрании своих уполномоченных, бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании членов кредитного кооператива (пайщиков);

— приказы и распоряжения единоличного исполнительного органа кредитного кооператива;

— другие документы, предусмотренные названным Законом, иными федеральными законами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив обязан хранить следующие документы:

— устав кооператива, а также зарегистрированные в установленном порядке внесенные изменения в него;

— документ, подтверждающий государственную регистрацию кооператива;

— реестр членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выписку из этого реестра;

— документы, подтверждающие права кооператива на имущество, находящееся на его балансе;

— внутренние документы (положения) кооператива;

— положения о филиалах и представительствах кооператива;

— протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления кооператива и наблюдательного совета кооператива, бюллетени для голосования;

— заключения ревизионного союза, государственных, муниципальных органов финансового контроля;

— другие документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уставом кооператива, внутренними документами (положениями) кооператива, решениями общего собрания членов кооператива, решениями правления кооператива и решениями наблюдательного совета кооператива.

  1. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.
  2. Важно учитывать, что административная ответственность по анализируемой статье наступает и в случае неисполнения субъектами, указанными в комментируемой статье, обязанности по обеспечению сохранности архивных документов, подлежащих обязательному хранению, а также за нарушение порядка и (или) срока хранения документов.

В соответствии с Федеральном законом «Об архивном деле в Российской Федерации» все организации (государственные и негосударственные) обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренных указанным Законом.

В связи с этим необходимо разграничивать правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, и правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 13.20 КоАП РФ как по объективной стороне, так и по субъектам. Так, субъектами ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ могут быть должностные лица и иные работники архивов, в служебные обязанности которых входит соблюдение указанных правил, а также граждане и должностные лица — пользователи архивных документов.

  1. Протоколы о правонарушениях по ч. ч. 1, 3 и 4 комментируемой статьи составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а протоколы о правонарушениях по ч. 2 — должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле (п. 59 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  2. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3 и 4 комментируемой статьи рассматривает Банк России (ст. 23.74 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. 2 комментируемой статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.26. Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений

 

Комментарий к статье 13.26

 

  1. 1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере осуществления функций и полномочий, возложенных Конституцией РФ и законодательными актами РФ на судебную систему.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (см. ст. ст. 4.5, 24.1, 25.1, 28.2, 28.5, 28.8, 29.6, 29.7 и др.) содержит ряд процессуальных норм, определяющих процессуальные сроки, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях. Несоблюдение этих норм влечет негативные юридические последствия, в том числе нарушение порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях в связи с нарушением порядка или сроков доставки судебных извещений.

Сроки и (или) порядок доставки (вручения) адресату судебных извещений регламентированы Федеральным законом «О почтовой связи».

К сожалению, КоАП РФ не содержит в разд. IV положений о процессуальных сроках и о судебных извещениях и вызовах. В то же время (см. гл. 9 и 10), АПК РФ (см. гл. 10 и 12), УПК РФ (см. гл. 17) с большей или меньшей полнотой разрешают эти вопросы. На наш взгляд, наиболее четкими являются нормы гл. 10 ГПК РФ (ст. ст. 113 — 120).

В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» не определены особенности порядка доставки судебных извещений. Не указаны эти особенности и в Постановлении Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

О порядке применения комментируемой статьи см. Методические рекомендации, утвержденные ФССП России 18.04.2011 N 04-4.

  1. Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.
  2. Субъекты правонарушения — должностные лица организаций федеральной почтовой связи. К ответственности могут быть привлечены и соответствующие юридические лица.
  3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривает ФССП России (ст. 23.68 КоАП РФ).

 

Статья 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет»

 

Комментарий к статье 13.27

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Право граждан и организаций на доступ к информации регламентирован Федеральными законами от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и др.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти установлены Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»). Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами.

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в действиях по нарушению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в бездействии, т.е. в неразмещении в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом.
  3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  4. Субъектами административных правонарушений являются должностные лица, состоящие на государственной или муниципальной службе, на которые возложена обязанность по размещению информации в сети Интернет в соответствии со служебными контрактами и положениями о конкретных органах.
  5. Производство по таким делам возбуждает прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

 

Комментарий к статье 13.28

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере информации и информационных технологий. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регламентирован Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в нарушении порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа.
  3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в незаконном взимании платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо в нарушении порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена.
  4. Субъектами правонарушения являются должностные лица, ответственные за обеспечение и соблюдение порядка предоставления информации ограниченного доступа и за исполнение требований названного Закона, касающихся порядка оплаты предоставляемой информации.
  5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  6. Производство по таким делам возбуждает прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
  7. Дела об административных правонарушениях по обеим частям комментируемой статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.29. Заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом

 

Комментарий к статье 13.29

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере связи. Порядок об оказании услуг связи регламентирован Законом о связи.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается в заключении от имени оператора связи договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.
  3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), а также судьи, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.30. Невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи

 

Комментарий к статье 13.30

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере связи. Порядок об оказании услуг связи регламентирован Законом о связи.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включении недостоверных сведений либо в непредставлении или несвоевременном представлении оператору связи экземпляра заключенного с абонентом договора, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
  3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контрою и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), а также судьи, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»

 

Комментарий к статье 13.31

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере информации и информационных технологий. Порядок распространения информации в сети Интернет регламентирован Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в неисполнении организатором распространения информации в сети Интернет обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет.
  3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в неисполнении организатором распространения информации в сети Интернет установленной Федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию о таких пользователях.
  4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в неисполнении организатором распространения информации в сети Интернет обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с Федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
  5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  6. Субъектами административных правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.
  7. Протоколы об административных правонарушениях составляют по ч. 1 должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), по ч. 2 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), по ч. ч. 2 и 3 — должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности РФ, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), по ч. ч. 2 и 3 — суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code