Статья 13.2. Самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования

Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

Статья 13.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ.

Статья 13.2. Самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования

Комментарий к статье 13.2

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере связи и информатизации. Подключение оконечного оборудования к сетям электросвязи (телефонов, факсов и т.д.) в соответствии с установленным порядком может быть произведено лишь после специального разрешения органов связи и информации. Под специальным разрешением в контексте комментируемой статьи следует понимать разрешение со стороны органа государственного надзора за связью и информатизацией на подключение оконечного оборудования. Не следует отождествлять указанное специальное разрешение, являющееся административным правоприменительным актом, с разрешением оператора связи на подключение определенного оконечного оборудования в рамках гражданско-правового договора предоставления услуг связи.

Порядок подключения оконечного оборудования к сетям электросвязи регламентирован Законом о связи и Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных».

  1. Объективная сторона данного правонарушения заключается в непосредственном действии — подключении без специального разрешения к сети электрической связи оконечного оборудования.
  2. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.
  3. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
  4. Применение или неприменение дополнительного наказания в виде конфискации предмета правонарушения в отношении всех субъектов правонарушения передано на рассмотрение правоприменительного органа, естественно, с учетом обстоятельств конкретного дела и личности правонарушителя.
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), а также судьи, если возникает вопрос о конфискации соответствующих устройств (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

 

Комментарий к статье 13.3

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по нормальному функционированию средств связи. Исключительное право на регулирование этих отношений принадлежит государству.

В соответствии со ст. 25 Закона о связи радиоконтроль является составной частью государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой. Порядок осуществления радиоконтроля определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 175 утверждены Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации.

При реализации норм комментируемой статьи следует учитывать Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32, а также Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538.

В примечании к комментируемой статье специально разъясняется, что подразумевается под радиоэлектронными и высокочастотными устройствами, а также оговаривается, в каких случаях использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств не является правонарушением (в случаях индивидуального приема теле- и радиовещания, а также использования изделий бытовой электроники, не содержащих радиоизлучающих устройств).

  1. Объективную сторону правонарушения могут образовывать несколько самостоятельных видов деяний: проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка, эксплуатация радиоэлектронных средств, а также высокочастотных устройств без наличия специального разрешения либо лицензии как в полной либо частичной совокупности, так и по отдельности.
  2. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
  3. Субъектами комментируемого правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), а также судьи, если им будет передано на рассмотрение соответствующее дело, поскольку санкции комментируемой статьи предусматривают возможность применения конфискации указанных в статье средств и устройств (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

 

Комментарий к статье 13.4

 

  1. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения по проектированию, строительству, установке или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также по эксплуатации, радиообмену, использованию радиочастот, соблюдению государственных стандартов, норм или параметров радиоизлучения. Предметом административных правонарушений является установленный законодательством порядок использования радиочастотного спектра, согласно которому за государством закреплено исключительное право на регулирование этих отношений, а также установленный порядок использования радиоэфира для обмена сообщениями и предотвращения уровня помех, превышающего допустимые значения, в совокупности направленные на обеспечение устойчивости радиосвязи.

Соответствующие правила установлены Законом о связи и нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 N 539).

При применении данной статьи следует учитывать Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 175, которым утверждены Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, утвердившее Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; Постановление Правительства РФ от 22.02.2006 N 103, утвердившее Правила подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения.

  1. Объективную сторону правонарушений могут образовывать две группы деяний, объединяющие по несколько самостоятельных видов: нарушение правил проектирования, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение государственных стандартов, норм либо разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.
  2. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица.
  3. С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены только умышленно.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об указанных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), а также судьи, если дела переданы им на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), поскольку санкции комментируемой статьи предусматривают возможность применения конфискации предмета административного правонарушения либо административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению судьи.

 

Статья 13.5. Нарушение правил охраны линий или сооружений связи

 

Комментарий к статье 13.5

 

  1. Объектами правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны линий или сооружений связи.

Закон о связи установил, что сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства (см. также Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578). Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 N 103 утверждены Правила подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения.

  1. Объективная сторона данных составов выражается в конкретных действиях:

— нарушение правил охраны линий или сооружений связи, не вызвавшее прекращение связи (ч. 1);

— нарушение правил охраны линий или сооружений связи, вызвавшее прекращение связи (ч. 2);

— нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало повреждение линий или сооружений связи для нужд органов государственной власти, для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка (ч. 3);

— несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд органов государственной власти, обороны, безопасности и охраны правопорядка (ч. 4).

  1. Субъектами правонарушений по ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи могут быть как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица. Субъектами правонарушений по ч. 4 рассматриваемой статьи могут быть только должностные лица.
  2. С субъективной стороны все указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1, п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела о совершении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАП РФ).

 

Статья 13.6. Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи

 

Комментарий к статье 13.6

 

  1. Объектами правонарушений по данной статье являются общественные отношения по использованию несертифицированных средств связи и предоставлению несертифицированных услуг.

Закон о связи устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2009 N 532 утвержден Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации.

Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ определяется Правительством РФ (см.: Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»; от 18.05.2005 N 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»).

При рассмотрении дел об использовании несертифицированных средств связи необходимо учесть Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 26.01.2012 N 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

  1. Объективная сторона правонарушения состоит в использовании на сетях связи несертифицированных средств связи либо предоставлении несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обязательная сертификация.
  2. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
  3. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом.
  4. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ). Должностное лицо, к которому поступило дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ может передать дело на рассмотрение судье.

 

Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи

 

Комментарий к статье 13.7

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по проектированию, строительству и эксплуатации сетей и сооружений связи, направленные на обеспечение устойчивого функционирования и безопасности электросвязи.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи.
  3. Субъектами ответственности за правонарушения по данной статье являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Должностные лица ответственны за несоблюдение установленных правил при рассмотрении и утверждении представляемых им проектных документов, а граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица — в случаях строительства сетей и сооружений с нарушением установленных правил.
  4. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом.
  5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), а также судьи (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), если возникнет необходимость применения такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток.

 

Статья 13.8. Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех

 

Комментарий к статье 13.8

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по использованию технических средств, обеспечивающих устойчивость радиосвязи.

Закон о связи специально выделяет радиоэлектронные средства, к которым относит технические средства, предназначенные для передачи или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинаций таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование. Закон определяет такие понятия, как «радиочастота» и «радиочастотный спектр», «распределение полос радиочастот», «конверсия радиочастотного спектра», которые в той или иной степени могут служить при неточном их использовании источниками угроз и причинами правонарушений.

Радиопомеха — это воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии такой энергии.

При применении указанного Закона следует также учитывать Постановления Правительства РФ от 21.04.2005 N 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи», от 08.09.1997 N 1142 «Об утверждении Положения о защите радиоприема от индустриальных радиопомех», от 25.06.2009 N 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации» и от 13.04.2005 N 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи».

  1. Объективную сторону правонарушения составляет совершение одного либо нескольких действий — изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (за исключением случаев, когда такие нормы содержатся в технических регламентах). Изготовление и реализация угрожают устойчивости радиосвязи потенциально, а эксплуатация непосредственно создает помехи, препятствующие нормальному распространению полезного радиосигнала.
  2. Субъектами ответственности являются граждане, должностные и юридические лица — в первую очередь предприятия (изготовители изделий, оборудования, аппаратуры или их составных частей, являющихся источниками недопустимых уровней радиопомех), их руководители и другие должностные лица предприятий связи, допускающие эксплуатацию средств, не соответствующих государственным стандартам и нормам на допускаемые уровни помех.
  3. Субъективная сторона данного правонарушения может быть выражена как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.
  4. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ должностное лицо, к которому поступило дело, может передать его на рассмотрение судье в связи с возможной конфискацией предмета правонарушения.

  1. При конфискации технических средств решается вопрос о передаче в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями, конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 111 «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию»).

 

Статья 13.9. Самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи

 

Комментарий к статье 13.9

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по строительству и эксплуатации сооружений связи.

Закон о связи предопределяет осуществление разрешительного порядка функционирования всех систем связи. Законом и основанными на его положениях нормативными актами Правительства РФ предусмотрены порядок лицензирования деятельности в области связи и сертификация средств связи, поэтому введен специальный разрешительный порядок строительства и эксплуатации сооружений связи.

В Законе о связи указано, что сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Государство, в частности, вправе пресекать самовольное строительство и эксплуатацию сооружений связи, влекущие несанкционированное подключение к сетям и средствам связи, нарушение установленного порядка использования и регистрации радиоэлектронных средств, создающих помехи теле- и радиоприему и т.п.

Самовольное строительство сооружений связи, как правило, совмещается с захватом земли. В этих целях в Законе о связи предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются в соответствии с земельным законодательством РФ. Размеры таких земельных участков, в том числе участков, предоставляемых для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, градостроительной и проектной документацией. Строительство на приграничной территории и в пределах территориального моря РФ урегулировано в ст. 9 Закона о связи.

Кроме этого, нужно руководствоваться Постановлениями Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети», от 26.01.2000 N 68 «Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации», от 09.11.2004 N 610 «Об утверждении Положения о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации» и др.

  1. Объективную сторону правонарушения составляют два вида деяний: строительство или эксплуатация сооружений связи без специального разрешения, которое заключается в нарушении установленных правил лицензирования, сертификации средств связи, порядка получения специальных (от соответствующих федеральных органов управления связью) разрешений на строительство или эксплуатацию сооружений связи.
  2. Субъектами данного состава правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.
  3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  4. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ).

 

Статья 13.10. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей

 

Комментарий к статье 13.10

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения по осуществлению почтовой связи. Порядок осуществления почтовой связи регламентирован Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи». Международные почтовые отправления оформляются в соответствии с требованиями, предусмотренными международными договорами РФ.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается:

— в изготовлении в целях сбыта либо в сбыте заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов (ч. 1);

— в использовании заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ч. 2).

  1. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.
  2. Субъективная сторона данного правонарушения выражается в форме умысла (ч. 1 комментируемой статьи). Действия по ч. 2 комментируемой статьи могут быть как умышленными, так и неосторожными, так как пользователь может и не знать о том, что названные предметы умышленно подделаны.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела о данных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

 

Комментарий к статье 13.11

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Предметом правонарушения является порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Данный порядок определяет Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», устанавливая принципы и условия обработки персональных данных, обеспечивающие в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным; права субъекта данных при обработке его персональных данных; право на обжалование действий или бездействия оператора; обязанности оператора по обработке персональных данных.
  2. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
  3. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  5. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  6. Законодательство РФ устанавливает обязанности представителей определенных профессий (врачей, адвокатов, нотариусов и др.) по сохранению в тайне полученной информации и указывает на уголовную, гражданскую и административную ответственность за разглашение этих сведений. Такая ответственность предусмотрена УК РФ и ГК РФ (см.: ст. ст. 137, 138, 155 УК РФ, ст. 152 ГК РФ).
  7. Помимо комментируемой статьи, КоАП РФ предусматривает также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ), а также ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39 КоАП РФ).

 

Статья 13.11.1. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера

 

Комментарий к статье 13.11.1

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации.

Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью недопущения дискриминации на рынке труда введен запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера). Запрет установлен на распространение данной информации гражданами, должностными лицами, юридическими лицами в любых формах и пределах без каких-либо исключений.

  1. Объективная сторона правонарушений состоит в распространении информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.

Под распространением информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинопрограммах и других СМИ, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, распространение в виде печатной продукции, в том числе в виде листовок и буклетов, рекламной продукции, совмещающей информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, а также аудиовизуальной продукции, в виде объявлений на досках в общественных местах и т.д. Если интернет-сайт не зарегистрирован в качестве СМИ, то данный факт не освобождает владельца сайта от административной ответственности за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.

  1. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица.

К участию в деле в качестве ответчика и к административной ответственности могут быть привлечены не только работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), но и редакции СМИ (организации, учреждения, предприятия либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ), владельцы сайтов или уполномоченные ими лица, которые ответственны за размещение информации на этих сайтах, за сам факт размещения сведений, распространенных третьими лицами, должностные лица. В случае если редакция СМИ не является ни физическим, ни юридическим лицом, то к участию в деле и к административной ответственности может быть привлечен учредитель данного СМИ, а также главный редактор.

Следует отметить, что к административной ответственности также могут быть привлечены граждане, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, например, промоутеры, осуществляющие раздачу листовок, расклейщики объявлений и др.

  1. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  2. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения (п. 87 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации

 

Комментарий к статье 13.12

 

  1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения по защите информации. Порядок защиты информации регламентирован Федеральными законами от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГК РФ и др.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается:

— в нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) (ч. 1);

— в использовании несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну) (ч. 2);

— в нарушении условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну (ч. 3);

— в использовании несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну (ч. 4);

— в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) (ч. 5);

— в нарушении требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 5 ст. 13.12 КоАП РФ (ч. 6);

— в нарушении требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7).

  1. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  3. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории, в частности, должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. п. 1, 55 и 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 2 и 6 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАП РФ). Рассмотрение дел по ч. ч. 2 и 4 комментируемой статьи может быть передано судье, учитывая возможную конфискацию предмета правонарушения (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 3, 4 и 7 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 23.45 КоАП РФ).

Дела по ч. 5 комментируемой статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации

 

Комментарий к статье 13.13

 

  1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области защиты информации. Порядок защиты информации регламентирован Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне», Постановлениями Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», от 12.04.2012 N 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», от 16.04.2012 N 314 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
  2. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризует занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна). Отличие данного деяния от предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии) заключается в том, что указанный вид деятельности может быть не связан с извлечением прибыли, характерным для предпринимательства, и вытекающим отсюда более низким уровнем санкций.
  3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризует более широкий круг противоправных деяний, осуществляемых без лицензии: занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии.

Если указанные виды деятельности имеют признаки предпринимательской, то они подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

  1. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, предполагает нарушение установленных правил лицензирования соответствующей деятельности как умышленное, так и по неосторожности.
  2. Субъектами ответственности по ч. 1 комментируемой статьи являются граждане, должностные и юридические лица. По ч. 2 ответственность несут должностные, а также юридические лица, в отношении которых наряду со штрафом предусмотрена конфискация созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46 КоАП РФ). Дела о правонарушениях по ч. 2 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 23.45 КоАП РФ). Дела о правонарушениях могут рассматриваться мировыми судьями или судьями судов общей юрисдикции, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

 

Комментарий к статье 13.14

 

  1. Объектом правонарушения являются охраняемые законом интересы личности, общественные и государственные интересы, для реализации которых необходимо ограничение в доступе к определенным категориям сведений.

Статья распространяется на категории информации конфиденциального характера и не касается информации, составляющей государственную тайну. Опираясь на нормы ст. ст. 23, 24, 29 и др. Конституции РФ, а также Указа Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», можно определить, какие виды информации с ограниченным доступом защищаются данной статьей. Это прежде всего сведения, касающиеся тайны следствия и судопроизводства; служебная тайна (сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами); профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений и т.д.); коммерческая тайна (сведения, связанные с коммерческой деятельностью); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Имеется в виду также банковская тайна (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и ряд других источников). Порядок получения и использования информации ограниченного доступа устанавливается законом, подзаконными актами, договором.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» определяет, что коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В процессе применения комментируемой статьи следует учитывать Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 103 «Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения», от 03.03.2012 N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» и др.

Важное значение для применения ст. 13.14 КоАП РФ имеют Положение о представлении Российской Федерацией сведений в Регистр обычных вооружений ООН и Положение о представлении Российской Федерацией сведений о поставках обычных вооружений в соответствии с Вассенаарскими договоренностями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.05.2003 N 302. Это Постановление устанавливает порядок перевода сведений, отнесенных к государственной тайне, в категории «несекретные сведения» и «служебная информация ограниченного распространения». На документах, содержащих такую информацию, должна быть проставлена пометка «Для служебного пользования».

Следует также учесть Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии».

Нормы анализируемой статьи не распространяются на случаи, когда разглашение информации, связанной с ограниченным доступом, повлекло недобросовестную конкуренцию, ответственность за которую установлена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 14.33 КоАП РФ).

  1. Объективная сторона правонарушения по комментируемой статье связана с разглашением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.
  2. Субъект правонарушения специальный — гражданин или должностное лицо, получившие доступ к защищаемым категориям информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
  3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  4. Постановление о возбуждении дела выносится прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ) либо протокол о правонарушении составляется должностным лицом органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела о правонарушениях рассматриваются мировым судьей или судьей суда общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code