Статья 11.21. Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги

Комментарий к статье 11.21 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

  1. Объектом административных правонарушений выступают общественные отношения в области соблюдения правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», запрещаются:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса) (см. Указ Президента РФ от 27.06.1998 N 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования»).

  1. С объективной стороны административное правонарушение по ч. 1 комментируемой статьи выражается в совершении любого из перечисленных в ней запретов (загрязнение, распашка земли, покос травы, выпас животных и прогон их через автомобильную дорогу вне специально установленных мест, рубка лесных насаждений и др.).

Закон о безопасности дорожного движения устанавливает, что проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии с этим законом, действующими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ установлены правила, технические нормы и другие нормативные документы, направленные на сохранение автомобильных дорог и полос отвода дорог.

Часть 2 комментируемой статьи значительно расширила перечень административно наказуемых деяний, совершенных в границах придорожной полосы. Закон к ним относит следующие противоправные действия: использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса; размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, и др.

Приведенный в комментируемой статье перечень действий, образующих объективную сторону состава правонарушений, является исчерпывающим. Если такие действия повлекли наступление вредных последствий, то содеянное должно квалифицироваться в зависимости от характера и размера причиненного ущерба. Так, уничтожение или повреждение дорожной инфраструктуры, имущества в результате нарушения правил охраны полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог в зависимости от размера причиненного ущерба влечет административную (ст. 7.17 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 168 УК РФ).

  1. С субъективной стороны вина может выражаться в форме умысла или неосторожности.
  2. Субъектами правонарушения по комментируемой статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.
  3. Дела рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений

 

Комментарий к статье 11.22

 

  1. Объектом административного правонарушения выступают установленный порядок охраны автомобильных дорог, дорожных сооружений и безопасность дорожного движения.

Предметами правонарушения выступают автомобильные дороги и дорожные сооружения.

В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и элементы обустройства автомобильных дорог.

По смыслу комментируемой статьи составом рассматриваемого правонарушения охватываются нарушения правил охраны на дорогах федерального значения в пределах населенных пунктов. К дорожным сооружениям относятся мосты, дорожные знаки, объекты дорожной инфраструктуры и т.п.

  1. С объективной стороны правонарушение выражается в неисполнении землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения, обязанностей по соблюдению установленных правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений. Перечень таких обязанностей (устройство, ремонт, регулярная очистка пешеходных дорожек и др.), указанных в диспозиции комментируемой статьи, является исчерпывающим. Указанные правонарушения могут совершаться в форме действия или бездействия. Сам факт неисполнения землепользователями обязанностей по охране автомобильных дорог или дорожных сооружений образует состав рассматриваемого правонарушения при условии, если оно совершено в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения.
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
  3. Субъектами могут быть землепользователи участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог федерального значения (граждане, должностные лица и юридические лица). В соответствии со ст. 90 ЗК РФ собственники земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих земельных участков.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
  5. Протоколы составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.23. Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

 

Комментарий к статье 11.23

 

  1. Объектом административных правонарушений является установленный режим труда и отдыха.

На территории Российской Федерации должны выполняться требования установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих:

— российским перевозчикам при осуществлении международных автомобильных перевозок;

— иностранным перевозчикам — перевозчикам государств — участников Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, 1970 года;

— иностранным перевозчикам — перевозчикам государств, с которыми имеются международные договоры РФ, предусматривающие соблюдение указанного в комментируемой статье требования.

В соответствии с Законом о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

  1. Объективная сторона административных правонарушений состоит в невыполнении норм действующего законодательства о режиме труда и отдыха.
  2. С субъективной точки зрения правонарушение может быть совершено как умышлено, так и по неосторожности.
  3. Субъектами административных правонарушений являются граждане, должностные лица, водители.
  4. Дела рассматривают органы внутренних дел (полиции), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
  5. Протоколы по делам об административных правонарушениях составляют лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов

 

Комментарий к статье 11.24

 

  1. Объекты данного правонарушения — общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры. Непосредственный предмет посягательства — право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования.

Об определении понятия «транспортные средства общего пользования» см. комментарий к ст. 9.14 КоАП РФ.

  1. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов. В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования такими средствами. Аналогичные нормы могут устанавливаться другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами, устанавливающими государственные стандарты, иные технические требования к видам общественного транспорта.

В процессе применения комментируемой статьи необходимо разграничивать указанное правонарушение и правонарушение, предусмотренное ст. 9.14 КоАП РФ. По смыслу комментируемой статьи состав правонарушения охватывает лишь сам факт невключения в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств общего пользования, на которых уже установлены специальные устройства и приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов к этим средствам. К административной ответственности по ст. 9.14 КоАП РФ привлекаются виновные должностные лица за отказ от оборудования транспортных средств такими устройствами и приспособлениями.

Состав рассматриваемого правонарушения могут образовывать действия должностных лиц, нарушающих соответствующие требования законодательства, или их бездействие, т.е. непринятие мер, направленных на исполнение этих требований.

  1. Комментируемой статьей определен специальный субъект правонарушения — руководители организаций (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих транспортное обслуживание населения.

Административную ответственность за совершение этого правонарушения несут также иные должностные лица, на которых действующими инструкциями, правилами или в связи с занимаемым ими служебным положением возложена ответственность за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств.

  1. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Форма вины не влияет на квалификацию противоправного деяния.
  2. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.25. Утратила силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

 

Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров

 

Комментарий к статье 11.26

 

  1. 1. Объективная сторона комментируемой статьи состоит в действиях по использованию автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории России.

  1. 2. Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ).
  2. 3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции).

 

Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки

 

Комментарий к статье 11.27

 

  1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в области эксплуатации транспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения.
  2. Объективная сторона данных правонарушений выражается в действиях по управлению транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки, должны использовать только транспортные средства, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства.

При этом прицепы или полуприцепы могут иметь регистрационные и отличительные знаки другого государства.

  1. Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ).
  2. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции).

 

Статья 11.28. Утратила силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

 

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений

 

Комментарий к статье 11.29

 

  1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступает установленный порядок осуществления международных перевозок.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Согласно ст. 5 указанного Закона международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями. Правила выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 89. Приказом Минтранса России от 18.02.2013 N 52 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.

Пунктом 3 ст. 2 указанного федерального закона установлено, что разрешения и другие документы, которые в соответствии с международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованию контролирующих органов.

  1. Объективная сторона правонарушения — осуществление перевозки при отсутствии надлежащего разрешения на перевозку.
  2. Субъективная сторона выражается в форме умысла или неосторожности.
  3. Субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, не имеющий разрешения на осуществление указанной перевозки, если наличие такого разрешения обязательно.
  4. Рассматривать дела по данной статье вправе должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (п. 1 ч. 2 ст. 23.36 КоАП РФ).
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.30. Умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента

 

Комментарий к статье 11.30

 

  1. 1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является право граждан и юридических лиц на получение информации об авиационном происшествии или инциденте.
  2. 2. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 609, определяют авиационное происшествие как событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

— какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа (только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом);

— воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна;

требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;

— воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен (воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски и не было установлено местонахождение воздушного судна или его обломков. Решение о прекращении поиска гражданского воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Федеральная авиационная служба России).

Авиационный инцидент — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.

  1. 3. С объективной стороны правонарушение выражается в умышленном сокрытии, т.е. в несообщении фактических данных об авиационном происшествии или инциденте или сведений о них либо искажении информации, т.е. в предоставлении неполной, недостоверной информации о происшествии.

Согласно п. 2.6.1 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 609, в процессе расследования (до утверждения окончательного отчета, который формируется после расследования) информация об авиационном происшествии ограничивается фактическими данными.

Информация, содержащая: любые заявления лиц, полученные в процессе расследования; любую переписку между лицами, имеющими отношение к эксплуатации воздушного судна; медицинские или конфиденциальные сведения, касающиеся лиц — участников авиационного происшествия; записи бортовых речевых самописцев и расшифровку таких записей; мнения, высказываемые при анализе информации, включая записи бортовых самописцев, — может быть предана гласности только в случае решения правоохранительного органа, осуществляющего предварительное следствие по факту авиационного происшествия.

Всю информацию относительно обстоятельств авиационного происшествия участники расследования могут использовать для своих организаций с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

После завершения расследования официальная информация об авиационном происшествии и результатах расследования может быть доведена до сведения общественности, юридических лиц и граждан председателем комиссии, расследовавшей данное авиационное происшествие, либо полномочным органом, назначившим расследование.

Объективная сторона также может быть выражена в повреждении или уничтожении бортовых или наземных средств объективного контроля или других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов.

Бортовой самописец (бортовое устройство регистрации) — любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве источника информации, используемой для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов.

  1. 4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  2. 5. Субъектами данного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
  3. 6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица Ространснадзора.

 

Статья 11.31. Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

 

Комментарий к статье 11.31

 

  1. 1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность пассажиров.
  2. 2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в осуществлении перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Например, ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» устанавливает, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены указанным федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за непредоставление перевозчиком пассажирам в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в сети Интернет.

  1. 3. Данное административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
  2. 4. Субъектами административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
  3. 5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), органы, уполномоченные в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ).

 

Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

 

Комментарий к статье 11.32

 

  1. 1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, включающего в себя:

— обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;

— обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

— внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;

— обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;

— проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).

  1. 2. Объективная сторона административного правонарушения комментируемой статьи состоит в нарушении порядка проведения медицинских осмотров. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств; медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи; инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств (см. Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»).

Предрейсовый медицинский осмотр водителей автотранспорта, средств аэродромной службы проводится в целях определения их годности по состоянию здоровья к выполнению работы по управлению автомобилями, механизмами и направлен на обеспечение безопасности полетов, предупреждение дорожно-транспортных происшествий (см. Приказ Росавиакосмоса от 15.08.2003 N 165 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации»).

  1. 3. С субъективной стороны комментируемое административное правонарушение может быть совершено как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
  2. 4. Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица. За административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  3. 5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

6. Протоколы по делам об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code