Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

Комментарий к статье 11.14.2 кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

  1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу.
  2. Объективная сторона ч. 1 рассматриваемой статьи выражается в отказе водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Согласно п. 89 Правил перевозок пассажиров и багажа перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с п. 92 указанных Правил.

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

  1. Объективная сторона ч. 2 рассматриваемой статьи выражается в отсутствии договора фрахтования транспортного средства, заключаемого в письменной форме. Как было указано выше, договор фрахтования заключается в письменной форме. В соответствии с п. 93 Правил перевозок пассажиров и багажа договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4 к указанным Правилам. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.
  2. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.
  3. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи.

Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

  1. Субъективная сторона рассматриваемых административных правонарушений характеризуется прямым умыслом.
  2. Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ). Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» уполномоченным органом в сфере транспорта является Ространснадзор. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.36 КоАП РФ на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере транспорта (государственные транспортные инспекторы).

 

Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования

 

Комментарий к статье 11.15

 

  1. Объектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения нормальной работы транспорта в части сохранения различного имущества и перевозимых грузов.
  2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются различными повреждениями имущества на транспортных средствах общего пользования (грузовых вагонов, плавсредств и других транспортных средств), контейнеров, грузовых отсеков и иного оборудования для перевозки и хранения грузов, а равно их пломб, запорных устройств, упаковки, а также помещений железнодорожных станций и вокзалов, ограждений грузовых дворов, площадок, портов, шлюзов и складов, используемых для выполнения грузовых операций.
  3. Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение имущества на транспорте наступает в случаях, предусмотренных ст. ст. 167 и 168 УК РФ.
  4. Субъектами указанных правонарушений могут быть граждане, достигшие 16 лет.
  5. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
  6. Дела о комментируемых правонарушениях правомочны рассматривать должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ).
  7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

 

Комментарий к статье 11.15.1

 

  1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения и соблюдения транспортной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» транспортная безопасность — это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности есть реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Под соблюдением транспортной безопасности понимается выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством РФ.

  1. Объективная сторона административного правонарушения заключается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной и отсылает нас к множеству нормативных правовых актов.

Требования по обеспечению транспортной безопасности предусмотрены Федеральным законом «О транспортной безопасности».

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 названного Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Транспортная безопасность обеспечивается в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

— Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»;

— Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта»;

— Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»;

— Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»;

— Приказом Минтранса России от 29.04.2011 N 130 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена».

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

  1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, влечет административную ответственность по ч. 2 указанной статьи. В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
  2. Объективную сторону административного правонарушения образуют действия или бездействие, указанные в ч. 1 комментируемой статьи.
  3. Необходимо иметь в виду, что ответственность по ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает, если действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, не содержат состав уголовно наказуемого деяния.
  4. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется как неосторожностью (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи), так и умыслом (ч. 3 анализируемой статьи).
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, рассматривают судьи. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ). Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» уполномоченным органом в сфере транспорта является Ространснадзор.

 

Статья 11.15.2. Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

 

Комментарий к статье 11.15.2

 

  1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в области установления порядка и правил по обеспечению транспортной безопасности. В частности, могут быть нарушены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 289; Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный Приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87; Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный Приказом Минтранса России от 11.02.2010 N 34.

Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр проводятся в целях обеспечения транспортной безопасности.

  1. 2. По ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ ответственность наступает в случае, если правонарушение совершено по неосторожности. Повторное совершение правонарушения повлечет ответственность по ч. 2 комментируемой статьи. Правонарушение будет квалифицироваться по ч. 3 анализируемой статьи при наличии умышленной формы вины.
  2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, рассматривают судьи. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ). Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» уполномоченным органом в сфере транспорта является Ространснадзор.

 

Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

 

Комментарий к статье 11.16

 

  1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности эксплуатации указанных видов транспорта, обращения с пожароопасными источниками, могущими причинить вред жизни и здоровью людей, собственности физических и юридических лиц, окружающей природной среде.
  2. Обеспечение пожарной безопасности на всех видах транспорта регулируется следующими нормативными актами:

— ст. 22.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», регламентирующей обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», в соответствии с которым на каждом объекте морского транспорта с целью обеспечения безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара необходимо предусмотреть систему обеспечения пожарной безопасности, которая должна выполнять следующие задачи:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно;

— Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», которым предусматривается, что при возникновении пожароопасной ситуации или пожара в подвижном составе, имеющем вагоны-цистерны с сжиженным углеводородным газом, на железнодорожных станциях, перегонах, сливоналивных эстакадах, на путях промышленных предприятий, при проведении маневровых работ руководители, диспетчеры, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта должны действовать в соответствии с планом локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров;

— Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», согласно которому объект инфраструктуры внутреннего водного транспорта должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую требованиям технического регламента и требованиям законодательства РФ в области пожарной безопасности.

Создание ведомственной пожарной охраны и возложение контроля за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, плавающих морских и речных средств и сооружений на соответствующие федеральные органы исполнительной власти прямо предусмотрено ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами.

  1. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в неисполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности, включая уклонение от их выполнения. Такими нарушениями будут, например, необорудование вагонов электропоездов исправным устройством связи «пассажир — машинист» и первичными средствами пожаротушения; подача цистерн к местам их обработки тепловозами (мотовозами), не оборудованными искросжигателями.

Правонарушение является оконченным с момента нарушения правил пожарной безопасности, которое может быть совершено путем как действия, так и бездействия, независимо от наступления их вредных последствий.

  1. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности из-за небрежного отношения виновного к возложенным на него обязанностям по соблюдению правил пожарной безопасности.
  2. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, в случае нарушения противопожарных правил общего характера, а также должностные лица, на которых действующими правилами или специальным распоряжением была непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы транспорта.
  3. Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе и на транспорте (ст. 219 УК РФ), наступает только тогда, когда нарушение совершается лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению таких правил, и если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. Нарушение требований пожарной безопасности на транспорте, не повлекшее наступления указанных в ст. 219 УК РФ последствий, влечет за собой административную ответственность.
  4. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ).
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте

 

Комментарий к статье 11.17

 

  1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением правил поведения граждан на железнодорожном, водном или воздушном транспорте.
  2. Объективную сторону комментируемой статьи составляют различные нарушения правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
  3. Правила поведения граждан на железнодорожном, воздушном и водном транспорте устанавливаются транспортными кодексами, уставами, отраслевыми правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа и иными нормативными правовыми актами.

Например, согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111, в пассажирских вагонах поезда дальнего следования курение разрешается только в установленных для этого местах. В вагонах поезда пригородного сообщения, в том числе в тамбурах, курение запрещается.

Пассажир может быть удален из поезда:

— работниками органов внутренних дел — если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;

— работниками перевозчика, на которых в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), — если пассажир проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

  1. В соответствии со ст. 58 ВК РФ командир воздушного судна в целях обеспечения безопасности полета вправе отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Аналогичные положения об обязательном подчинении законным распоряжениям капитана судна содержатся в ст. 67 КТМ РФ и в ст. 31 КВВТ РФ.
  2. Согласно ст. 78 ВК РФ граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.
  3. Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 75 ВК РФ).
  4. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в том, что виновный нарушает установленные правила путем совершения любого из перечисленных в комментируемой статье действий (бездействия).

Это могут быть для квалификации правонарушения:

— по ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ:

посадка или высадка граждан на ходу поезда;

проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах (на автосцепках, переходных площадках, в подвагонном пространстве, в локомотиве);

самовольная без надобности остановка поезда (путем срыва стоп-крана, закручивания специальной рукоятки аварийного торможения, разъединения шлангов тормозной магистрали и иным неопасным способом). Из смысла диспозиции комментируемой статьи усматривается, что обстоятельством, исключающим ответственность за самовольную остановку поезда указанными способами, может служить безотлагательная необходимость (надобность) предотвращения крушения, аварии, схода подвижного состава, человеческих жертв и др. Ответственность за остановку поезда путем сбрасывания на железнодорожные пути или оставления на них предметов наступает по ст. 11.17 КоАП РФ;

самовольный проезд в грузовом поезде (в крытых грузовых вагонах, полувагонах, на платформах, в рефрижераторных секциях, в локомотиве, на переходных площадках, рамах цистерн и т.д.);

— по ч. 2 комментируемой статьи: выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта;

— по ч. 4 комментируемой статьи: фотографирование, производство видео- и киносъемки, пользование средствами радиосвязи (мобильным телефоном, пейджером, радиостанцией) с борта воздушного судна с нарушением установленных правил;

— по ч. 5 комментируемой статьи: невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна (например, распоряжений прекратить передвижение по судну, покинуть судно);

— по ч. 6 комментируемой статьи: невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира судна (например, распоряжений пристегнуть ремни безопасности, надеть спасательные жилеты).

  1. Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется умышленной формой вины.
  2. Субъектами правонарушений являются граждане.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), железнодорожного транспорта (см. комментарий к ст. 11.1 КоАП РФ), а о правонарушениях, совершенных на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта, — органами Российской транспортной инспекции.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 11.17 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции), железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта, государственной инспекции по маломерным судам, а о правонарушениях, совершенных на судах промыслового флота, — органов рыбоохраны.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 11.17 КоАП РФ, рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), а в части нарушения правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна — должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 11.17 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов морского, внутреннего водного транспорта.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации. Дела могут рассматриваться также судьями, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (полиции) о правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте, вправе другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил (ст. 23.3 КоАП РФ).

  1. Протоколы о рассматриваемых правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. ч. 4 — 6 комментируемой статьи — также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.18. Безбилетный проезд

 

Комментарий к статье 11.18

 

  1. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в нарушении правил проезда на железнодорожном, водном, воздушном и иных видах транспорта.

Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).

  1. С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
  2. К сожалению, законодатель не указал ни субъекты административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органы, должностные лица которых вправе составлять протоколы.

В ст. 23.36 КоАП РФ отсылки к ст. 11.18 КоАП РФ отсутствуют. В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. 11.18 КоАП РФ видах транспорта.

 

Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа

 

Комментарий к статье 11.19

 

  1. 1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области провоза ручной клади и багажа.
  2. 2. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в провозе ручной клади и багажа сверх установленных норм.

Норма бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливается перевозчиком и не может быть менее: 10 кг — для воздушных судов с максимальной взлетной массой до 12 т; 20 кг — для воздушных судов с максимальной взлетной массой 12 т и более.

Тарифы на перевозку сверхнормативного багажа устанавливает перевозчик (см. Приказ Федеральной авиационной службы России от 21.07.1997 N 153 «О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок»).

Нормы бесплатной перевозки багажа по типам воздушных судов не могут быть ниже:

— для пассажиров экономического класса:

20 кг — для самолетов Ил-86, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-30 и вертолетов Ми-10К, Ми-8, Ми-6;

10 кг — для самолетов Ан-28, Ан-2, Л-410 и вертолетов Ми-2, Ка-26;

— для пассажиров бизнес-класса на всех типах самолетов — 30 кг (см. Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденный Роскомцен, Минтрансом России от 19.02.1993 N 01-55/306-15/1-ц).

На воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном транспорте установлены нормы веса и габаритов ручной клади, стоимость перевозки которой входит в стоимость проездного билета. Для провоза ручной клади сверх установленных норм требуется произвести дополнительную оплату по соответствующим тарифам либо в предусмотренных правилами случаях оформить ее в качестве багажа. Для отдельных видов транспорта специально устанавливаются предельно допустимые нормы ручной клади и багажа.

Правилами пользования пассажирским междугородным автомобильным транспортом, автобусом установлена обязанность пассажиров оплачивать провоз багажа, превышающего определенные габариты.

Нарушение правил провоза ручной клади на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте, а также провоз неоплаченного багажа на пассажирском междугородном автомобильном транспорте, автобусе составляют объективную сторону рассматриваемых правонарушений.

Провоз без оплаты домашних животных и птиц является самостоятельным правонарушением. Соответствующими федеральными органами исполнительной власти устанавливаются правила перевозки домашних животных и птиц.

  1. 3. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
  2. 4. С субъективной стороны правонарушение носит умышленный характер.
  3. 5. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи, является безопасность движения и эксплуатации воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

В комментируемой статье предусмотрена ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов в ручной клади, багаже или грузобагаже на воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Кроме этого, в ч. 3 установлена административная ответственность за сдачу опасных веществ в железнодорожные камеры хранения.

Предметом правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи являются опасные вещества и предметы. К опасным веществам относятся: взрывчатые вещества (материалы), легковоспламеняющиеся вещества (жидкости, твердые вещества, газы), отравляющие и ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать смерть или отравление при попадании внутрь организма либо при соприкосновении с кожей или слизистой оболочкой; едкие и коррозионные вещества, вызывающие повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, а также коррозию металлов и повреждения транспортных средств, либо вещества, которые могут вызвать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами; радиоактивные вещества и материалы.

К опасным предметам относится прежде всего оружие — огнестрельное и холодное, а также иные колющие или режущие предметы. К таким предметам могут относиться бытовые газовые и иные предметы, содержащие опасные вещества.

Действующими правилами перевозок пассажиров и ручной клади и пользования различными видами транспорта запрещается также провозить зловонные вещества.

  1. Перевозка опасных грузов, перечень которых предусмотрен правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, в качестве ручной клади, багажа и грузобагажа в пассажирских поездах вообще не допускается (ст. 88 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).

Запрет сдавать на хранение огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также иметь такие вещества в багаже установлен п. п. 37 и 40 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111.

Объективная сторона правонарушений выражается в действиях (провоз запрещенных опасных веществ, сдача в камеру хранения такого вещества и т.п.) либо в бездействии (отсутствии необходимой упаковки для какого-либо опасного груза, перевозимого ручной кладью).

Ответственность по ч. 3 комментируемой статьи устанавливается за сам факт сдачи в камеру хранения опасных веществ или предметов, и наступления каких-либо вредных последствий не требуется.

С субъективной стороны нарушения правил перевозки могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, а для правонарушений, связанных со сдачей опасных веществ в камеру хранения, характерна лишь умышленная вина.

  1. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица, в чьи служебные обязанности входит обеспечение соблюдения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте.
  2. В ст. 23.36 КоАП РФ отсылки к ст. 11.19 КоАП РФ отсутствуют. В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. 11.19 КоАП РФ видах транспорта.

 

Статья 11.20. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

 

Комментарий к статье 11.20

 

  1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при осуществлении строительства, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов.
  2. Предметом рассматриваемого административного правонарушения являются магистральные трубопроводы — трубопроводы высокого давления (свыше 3 кгс/кв. см), из которых газ и нефтепродукты поступают в распределительные трубопроводы среднего и низкого давления. В состав этих трубопроводов в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, включены также установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи; емкости для хранения и разгазирования конденсата; компрессорные и газораспределительные станции; наливные и сливные эстакады и причалы и другие сооружения, проезды, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения магистральных трубопроводов. Следует также иметь в виду, что названные Правила Постановлением Госгортехнадзора России от 23.11.1994 N 61 распространены на магистральные аммиакопроводы.
  3. С объективной стороны административные правонарушения выражаются в двух действиях: нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; пуск этих трубопроводов в эксплуатацию с техническими неисправностями.
  4. Магистральные трубопроводы в соответствии с приложением к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к опасным производственным объектам. На них распространяются все требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарного благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
  5. Статья 90 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для размещения трубопроводов, охранные зоны с особыми условиями использования этих земельных участков.

Запрещено, в частности, сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать коллективные сады и огороды; производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; производить горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта и т.д.

  1. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается пуск магистральных трубопроводов в эксплуатацию с техническими неисправностями. Вид таковых не имеет значения для квалификации данного правонарушения. Ими могут быть любые отклонения от установленных норм, государственных стандартов, нормативов, обеспечивающих нормальную и безопасную эксплуатацию магистральных трубопроводов.
  2. Состав административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, образуют сами действия, нарушающие правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, либо пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Если в результате этих противоправных действий наступили вредные последствия, то правовая оценка содеянного будет зависеть от характера, размера ущерба или иных последствий, формы вины. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека, образует состав преступления, предусмотренный ст. 269 УК РФ.
  3. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может выражаться в форме умышленной или неосторожной вины по отношению к нарушению правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Пуск в эксплуатацию этих трубопроводов с техническими неисправностями предполагает умышленную форму вины.
  4. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Ростехнадзора (ст. 23.31 КоАП РФ), а также районными судьями, если возникнет вопрос о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
  6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица Ростехнадзора.

 

Статья 11.20.1. Нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов

 

Комментарий к статье 11.20.1

 

  1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны магистральных трубопроводов.
  2. Объективная сторона выражена в действиях, запрещенных законодательством РФ, либо выполнении в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления.

В соответствии со ст. 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми лицам, указанным в п. 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, запрещается:

— строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

— сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

— разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

— перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

— устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

— огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

— разводить огонь и размещать источники огня;

— рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м;

— открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

— набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

— самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

  1. Правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
  2. Субъектами административных правонарушений выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
  3. Дело рассматривается судом, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31 КоАП РФ).

6. Протоколы по делам об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code