Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене

Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Комментарий к статье 11.1

 

  1. Основные задачи и функции железнодорожного транспорта определены Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

— железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

— метрополитены;

— тоннели, эстакады, мосты;

— морские терминалы, акватории морских портов;

— порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

— расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения;

— аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

— участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ (Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» утверждены Правила, определяющие порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 утверждены Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:

— подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;

— составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта.

  1. Комментируемая статья содержит шесть составов административных правонарушений. Объектами всех указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.
  2. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, составляют совершенные умышленно или по неосторожности повреждения железнодорожного пути или оставления на них различных предметов, что может привести к нарушению движения.
  3. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, могут быть совершены только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов, с платформ и т.п. На железнодорожном транспорте, учитывая специфику движения и в целях его безопасности, установлены предельные габариты погружаемых и выгружаемых грузов. Несоблюдение этих габаритов, т.е. превышение предельных внешних очертаний груза, может усложнить беспрепятственный проход поездов и представляет собой объективную сторону данного правонарушения. Следует иметь в виду, что на железнодорожном транспорте существуют специальные габаритные ворота (рама) для проверки габарита груженого поезда (см. Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28).
  4. Объективной стороной состава административного правонарушения по ч. 3 анализируемой статьи являются действия, приведшие к повреждению путевых объектов, в том числе защитных лесонасаждений.

Согласно ст. 102 ЛК РФ защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, относятся к защитным лесам, в отношении которых установлен особый режим их использования и охраны.

  1. Объективная сторона административных правонарушений по ч. ч. 4 и 5 анализируемой статьи состоит в нарушении правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, нарушении правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей. Запрещен проход граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах (см. разд. 25 Правил дорожного движения, а также Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные Приказом Минтранса России от 08.02.2007 N 18).

С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

  1. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 6 комментируемой статьи составляют противоправные действия, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 — 5 ст. 11.1 КоАП РФ, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Причем законодатель специально указал, что ответственности будут подвергаться лица, совершающие такие деяния на железнодорожных путях как общего, так и необщего пользования (последние ранее именовались путями промышленного железнодорожного транспорта), а также любых железнодорожных переездах независимо от вида путей.

  1. Статья 263 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, других видов транспорта и на метрополитене.

Признаками объективной стороны состава преступления по ч. 1 ст. 263 УК РФ являются причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупною ущерба (в примечании к указанной статье крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.).

Существенно отличаются субъекты состава административного правонарушения (физические лица) и уголовного преступления (должностные лица), обязанные соблюдать соответствующие правила.

  1. Уголовная ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования на железнодорожном транспорте, а равно блокирование железнодорожных путей, применяется только в случаях, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, смерть человека либо двух или более лиц (ст. 267 УК РФ).
  2. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.1 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), а по ч. ч. 1, 3, 4, 5 статьи 11.1 КоАП РФ — также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).
  3. Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а по ч. 2 комментируемой статьи — также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.2. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ.

 

Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

 

Комментарий к статье 11.3

 

  1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является безопасность полетов воздушных судов, а также безопасное функционирование наземного транспорта и оборудования, зданий и иных сооружений, обеспечивающих безопасность полетов.
  2. Для правильной квалификации противоправных действий (бездействия), а также более полной характеристики объективной стороны правонарушений необходимо обратиться к анализу соответствующих федеральных авиационных правил. Федеральные авиационные правила установлены Приказами Федеральной авиационной службы России от 19.02.1999 N 41 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» (ФАП-145)», от 29.01.1999 N 23 «О введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров»; ФСВТ России от 06.05.2000 N 121 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов», от 24.04.2000 N 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», от 18.04.2000 N 89 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок».

Правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 11.3 КоАП РФ, устанавливаются также руководствами, наставлениями и инструкциями (по производству полетов, эксплуатации гражданских аэродромов, аэродромной службе, орнитологическому, светотехническому обеспечению полетов, электроустановкам и др.) специально уполномоченного органа в области авиации.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в размещении в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок. Маркировочные знаки и устройства размещаются на территории аэродрома для опознавания их лицами, управляющими воздушным судном. Их размещение на зданиях и сооружениях необходимо для обеспечения безопасности воздушного сообщения.
  2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 анализируемой статьи, состоит в применении на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки.
  3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.3 КоАП РФ, состоит в повреждении оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна.
  4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 анализируемой статьи, состоит в проходе либо проезде без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов.
  5. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 анализируемой статьи, состоит в нарушении порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме. Данный порядок устанавливается Инструкцией по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82.

В каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения воздушных судов, специального транспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.

Схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме выполняется в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000. На схеме указываются:

— оси руления (буксировки) воздушных судов;

— контуры зон обслуживания воздушных судов;

— Т-образный знак остановки воздушных судов;

— обозначение номеров стоянок воздушных судов;

— Т-образный знак остановки специальных машин;

— пути движения специальных машин.

Схема расстановки и организации движения воздушных судов, специального транспорта и средств механизации на аэродроме вывешивается в местах стоянок специальных машин, в классах служб главного оператора аэропорта и организаций, осуществляющих эксплуатацию специальных машин.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, состоит в невыполнении правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Организацию и порядок размещения маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, определяют Федеральные авиационные правила «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденные Приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119.
  2. Субъектами правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица.
  3. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 11.3 КоАП РФ рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 — 6 ст. 11.3 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ).
  5. Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) — о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 4 комментируемой статьи (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.3.1. Нарушение требований авиационной безопасности

 

Комментарий к статье 11.3.1

 

  1. Объектом правонарушения является авиационная безопасность, под которой понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ, состоит в невыполнении либо нарушении норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи.

Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности содержатся в приложении к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». Требования авиационной безопасности устанавливаются федеральными авиационными правилами (см., например, Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142; Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения», утвержденные Приказом Минтранса России от 27.03.2003 N 29).

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в непринятии мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома.

Согласно п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897, территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады, должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.

Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты — воротами.

Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта — иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.

Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.3.1 КоАП РФ, состоит в непринятии мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами.

Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных креслах, на носилках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.

Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной авиационной службой России. К нормативным правовым актам, устанавливающим данный перечень относятся: Инструкция по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 27.05.2013 N 400; Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», утвержденные Приказом Минтранса России от 05.09.2008 N 141; Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.

Например, в соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, членам экипажа и пассажирам в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, запрещено перевозить на борту воздушного судна следующие опасные вещества и предметы: взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные; сжатые и сжиженные газы; легковоспламеняющиеся жидкости; воспламеняющиеся твердые вещества; окисляющие вещества и органические перекиси; токсичные вещества; радиоактивные материалы; едкие и коррозирующие вещества; ядовитые и отравляющие вещества; оружие.

Членам экипажа и пассажирам разрешено перевозить на борту воздушного судна с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:

— в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета:

арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, с выбрасывающимися клинками, с запирающимися замками, имитаторы любого вида оружия;

хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;

алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли, — не более 5 л на одного пассажира;

жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;

аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого, в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл — не более 2 кг или 2 л на одного пассажира;

— в вещах, находящихся при пассажирах:

термометр медицинский — один на пассажира;

тонометр ртутный в стандартном футляре — один на пассажира;

барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;

одноразовые зажигалки — одна на пассажира;

сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов — не более 2 кг на пассажира;

3-процентная перекись водорода — не более 100 мл на пассажира;

жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным: в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л, — один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.

Исключение по перевозке имеют лекарства, специальные диетические потребности, детское питание, в том числе материнское молоко, в количестве, необходимом на время полета.

Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов: штопоры; иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование); вязальные спицы; ножницы с длиной лезвия менее 60 мм; складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.3.1 КоАП РФ, состоит в доставке либо содействии в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами.
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.
  3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи, могут быть только должностные и юридические лица, а ч. 4 комментируемой статьи — граждане и должностные лица.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают органы, уполномоченные в области авиации.

 

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

 

Комментарий к статье 11.4

 

  1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области использования воздушного пространства. Понятия воздушного пространства, федеральных правил использования воздушного пространства, пользователей воздушного пространства, международного полета раскрываются соответственно в ст. ст. 1, 2, 11, 79 ВК РФ.

Федеральные правила, разработанные в соответствии с ВК РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства РФ в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства (см. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»).

  1. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Порядок наделения правом на осуществление указанной деятельности устанавливается ВК РФ.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выполняемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

  1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в нарушении пользователем воздушного пространства правил его использования (например, использование виновным воздушного пространства без разрешения вспомогательного районного центра единой системы организации воздушного движения, несоблюдение условий установленного безопасного использования воздушного пространства, несвоевременная подача заявки (расписания, графика) на использование воздушного пространства, несвоевременное сообщение о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами, игнорирование требований органов управления полетами об участии в поисково-спасательных работах, а также оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам и т.д.).
  2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, состоит в том, что лицо, не наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (не имеющее соответствующей лицензии или лишенное ее), незаконно осуществляет указанную деятельность (поднимает в воздух воздушное судно, запускает воздушные шары, аэростаты, возводит высотное сооружение, производит взрывные работы, работы, в результате которых происходит выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость).
  3. Субъектами таких правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
  4. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме умысла или неосторожности.
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43 КоАП РФ). При необходимости применения административного приостановления деятельности дело передается районному судье на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
  6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

 

Комментарий к статье 11.5

 

  1. Объектом правонарушения является безопасность эксплуатации воздушных судов, имеющая своей конечной целью сохранение жизни и здоровья людей, а также перевозимых грузов и багажа.
  2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в нарушении порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3 — 9 анализируемой статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации содержатся в Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.

В соответствии с этим документом командир воздушного судна знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

Эксплуатант воздушного судна, в случае осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, предоставляемых за плату на основании договоров воздушной перевозки пассажиров, грузов, или почты, или авиационных работ, или командир воздушного судна авиации общего назначения, обеспечивает знание и исполнение членами летного экипажа воздушного судна законов, правил и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.

Командир воздушного судна перед полетом в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения обязан убедиться в том, что:

— воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в п. 2.20 названных Правил;

— на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий полета. Командир воздушного судна убеждается в работоспособности указанных приборов и оборудования в соответствии с требованиями Руководства по летной эксплуатации;

— проведено необходимое техническое обслуживание воздушного судна согласно положениям п. п. 2.25 — 2.28 указанных Правил;

— масса воздушного судна и расположение его центра тяжести позволяют безопасно выполнять полет с учетом ожидаемых условий полета;

— груз на борту правильно распределен и надежно закреплен;

— не будут превышаться эксплуатационные ограничения воздушного судна, содержащиеся в Руководстве по летной эксплуатации;

— установлено, что располагаемые и непосредственно необходимые для безопасной эксплуатации воздушного судна наземные и (или) водные средства, включая связное оборудование и навигационные средства, позволяют выполнить намеченный полет;

— полет производится на аэродром или с аэродрома при условиях, которые не ниже эксплуатационных минимумов, установленных для данного аэродрома государством, в котором он расположен;

— для полета по правилам полетов по приборам метеорологическая информация указывает на то, что условия на аэродроме назначения или в случаях, когда требуется запасной аэродром назначения — на одном запасном аэродроме, будут к расчетному времени прилета соответствовать эксплуатационным минимумам аэродрома или превышать их;

— для полета по правилам воздушных полетов, за исключением полета в районе аэродрома вылета, информация о фактической погоде или подборка текущих сводок и прогнозов указывают на то, что метеорологические условия на той части маршрута, по которому воздушное судно должно следовать в соответствии с правилами воздушных полетов, обеспечат к запланированному времени возможность соблюдения этих правил.

В качестве указанной информации используются сведения, получаемые из источников, которые командир воздушного судна посчитает достоверными.

Воздушное судно эксплуатируется: в соответствии с его эксплуатационной документацией; в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна.

Перед началом полета командир воздушного судна удостоверяется, что летно-технические характеристики воздушного судна, указанные в Руководстве по летной эксплуатации, позволяют безопасно выполнить намеченный полет в прогнозируемых условиях.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в действиях, перечисленных в ч. 1 ст. 11.5 КоАП РФ, если они по неосторожности повлекли причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, состоит во взлете на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна.

Запрещается эксплуатация воздушного судна, если его техническое обслуживание не выполнено и не подтверждено необходимыми записями в эксплуатационной документации и (или) соответствующем документе.

Свидетельство о выполнении технического обслуживания выдает организация по техническому обслуживанию и ремонту, имеющая сертификат, выданный в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)», утвержденными Приказом Федеральной авиационной службы России от 19.02.1999 N 41.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, состоит в управлении воздушным судном лицом, не имеющим права управления им.

В соответствии с п. 4.23 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, эксплуатант в зависимости от типа воздушного судна определяет функции всех членов летного экипажа воздушного судна, которые они должны выполнять в обычной и аварийной обстановке, а также в ситуации, требующей аварийной эвакуации людей. Эксплуатант устанавливает и осуществляет программу подготовки экипажа воздушного судна, которая предназначена для приобретения и поддержания необходимой квалификации летного экипажа, включая навыки, касающиеся функциональных возможностей человека, а также обучение методам и правилам пользования аварийно-спасательным оборудованием, которое должно находиться на борту, и тренировки по аварийной эвакуации людей с борта воздушного судна.

Эксплуатант не допускает членов экипажа к полетам, не выполнивших указанные программы.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, состоит в управлении воздушным судном, не прошедшим государственную регистрацию, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак.

Физическое, юридическое лицо РФ, организующее и выполняющее полеты воздушных судов, не относящихся к легким или сверхлегким, в целях авиации общего назначения должно иметь свидетельство эксплуатанта, полученное в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», утвержденными Приказом Минтранса России от 18.06.2003 N 147.

Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения органами исполнительной власти, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (ст. 35 ВК РФ).

Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается (п. 1 ст. 36 ВК РФ).

Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна (п. 5 ст. 37 ВК РФ).

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, состоит в управлении воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо в управлении воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна.

Каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Согласно п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:

— свидетельство о государственной регистрации;

— сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах;

— сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

— бортовой и санитарный журналы, Руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства необязательно);

— разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;

— свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы:

подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья;

справку о прохождении проверки навыков;

— список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в п. 2.21 названных Правил;

— в случае если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то командир воздушного судна должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающую его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, — задание на полет, оформленное эксплуатантом;

— при выполнении международных полетов — правила, предусмотренные гл. LI Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Минобороны России, Минтранса России, Росавиакосмоса от 31.03.2002 N 136/42/51, для командиров воздушных судов перехватываемых воздушных судов;

— при выполнении международных полетов — информацию о визуальных сигналах, используемых согласно приложению N 7 к Федеральным авиационным правилам полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобороны России, Минтранса России, Росавиакосмоса от 31.03.2002 N 136/42/51, перехватывающими и перехватываемыми воздушными судами.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 комментируемой статьи, состоит в управлении воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо в уклонении лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо в передаче управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Пункт 2.5 Правил, утвержденных Минтрансом России от 31.07.2009 N 128, гласит, что запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также диспетчера обслуживания воздушного движения в состоянии алкогольного опьянения, под влиянием любых психоактивных веществ.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 комментируемой статьи, состоит в допуске к полету воздушного судна, которое не прошло государственную регистрацию, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения.

К работам по техническому обслуживанию воздушного судна допускаются лица, соответствующие требованиям к обладателям свидетельств, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, и имеющие соответствующее свидетельство с квалификационными отметками, позволяющими выполнять указанное обслуживание.

  1. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 комментируемой статьи, состоит в выполнении полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством РФ.

Владелец воздушного судна или эксплуатант в случае использования воздушного судна, включенного в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, должен иметь для немедленной передачи координационным центрам поиска и спасания информацию об аварийно-спасательном оборудовании, находящемся на борту воздушного судна.

Указанная информация включает применительно к конкретному случаю: число, цвет и тип спасательных плотов и сигнальных ракет, подробное описание аварийных запасов медицинских средств, запаса воды, а также тип аварийного переносного радиооборудования и частоты, на которых оно работает.

Перед полетом экипаж удостоверяется в том, что на борту воздушного судна имеются в работоспособном состоянии:

— кресло или спальное место для каждого лица старше двух лет;

— поясной привязной ремень на кресле для каждого члена экипажа и пассажира, а также удерживающие ремни на каждом спальном месте;

— запасные электрические предохранители соответствующих номиналов, если они установлены на воздушном судне и предназначены для замены в полете.

Например, на воздушных судах с максимальной взлетной массой более 5700 кг или с количеством посадочных мест более девяти и всех воздушных судах при осуществлении коммерческой воздушной перевозки пассажиров, выполняющих полеты по маршруту над водным пространством на расстоянии от берега, превышающем предельную дальность полета в режиме планирования, должны иметься как минимум по одному спасательному жилету на каждого находящегося на борту человека, расположенному на самолетах таким образом, чтобы человек, для которого он предназначен, мог легко достать его со своего кресла или спального места; на вертолетах все лица на борту находятся в течение полета в спасательных жилетах, готовых к немедленному использованию. Каждый спасательный жилет оснащается средствами электрического освещения для облегчения обнаружения людей.

  1. Субъектами административного правонарушения являются граждане и должностные лица, обладающие необходимой квалификацией, подтверждаемой соответствующими документами, и несущие ответственность за безопасную эксплуатацию воздушных судов (член летного экипажа, лицо авиационного персонала и др.).
  2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется неосторожной формой вины. Если нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека, виновный может быть привлечен к ответственности по ст. 263 УК РФ.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 6, 8, 9 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (о должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела от имени указанных органов, см. комментарий к ст. 11.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5 КоАП РФ, рассматривают только судьи.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 3, 5 комментируемой статьи, рассматривают судьи, если указанными выше должностными лицами будет признано необходимым передать дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

14. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code