ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Глава 8. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПРЕДЛАГАЕМ И ЖАЛУЕМСЯ

Если вас волнуют вопросы, связанные с системой обязательного медицинского страхования, вы должны знать, что у вас есть возможность обратиться в ТФОМС или к его должностному лицу.

Работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности любого органа власти, и ТФОМС не являются исключением. Наши обращения — это средство осуществления и охраны прав личности.

 

  • 1. Варианты обращения в фонд

Примерное положение о порядке рассмотрения обращений граждан в территориальном фонде обязательного медицинского страхования установлено письмом ФФОМС от 06.05.2009 N 1530/30-3/и (далее — Примерное положение о порядке рассмотрения обращений).

Положение рассматривает три возможных варианта обращения в фонд.

Во-первых, по своему волеизъявлению можно высказать предложение, а точнее — рекомендацию по тому, как усовершенствовать закон и другие нормативные правовые документы, как развить и улучшить деятельность поликлиник и больниц, участвующих в системе обязательного медицинского страхования.

Во-вторых, у вас есть возможность заявить в ТФОМС о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе учреждений и организаций системы обязательного медицинского страхования и должностных лиц.

В-третьих, вы вправе пожаловаться на факт нарушения ваших прав и свобод и потребовать их устранить.

Чтобы грамотно общаться с фондом, нужно знать о правовой основе таких обращений.

Сразу отметим, что Закон N 326-ФЗ не конкретизирует правовой статус лица, обращающегося в фонд. Это значит, что заявителем может быть как застрахованное лицо, так и его представитель или любой обычный человек.

Гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы, касающиеся рассмотрения обращения, либо обращаться с просьбой об их истребовании. Эта норма корреспондирует с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Заметим, что этот закон предоставляет возможность гражданам обращаться в государственные органы, в том числе в электронном виде. В Примерном положении о порядке рассмотрения обращений сказано, что обращения, поступившие по информационным системам общего пользования, должны рассматриваться сотрудниками ТФОМС в соответствии с действующим законодательством.

Используя свое право на обращение в фонд, вы не должны нарушать права и свободы других лиц. Это Положение корреспондирует с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Примерное положение о порядке рассмотрения обращений устанавливает, что вы можете знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает законные интересы других лиц. Составленное небрежно или юридически неграмотно заявление, даже при отсутствии умысла причинить вред другим лицам, будет расценено как обращение, не подлежащее рассмотрению.

Вам откажут в ознакомлении с документами, касающимися обращения, если в них содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

У вас есть право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Вы вправе потребовать уведомить вас о том, что ваше обращение переадресовано в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вами вопросов.

Если вы полагаете, что ваши права были нарушены принятым по вашему обращению решением, то можно написать жалобу. Примерное положение о порядке рассмотрения обращений закрепляет административный и (или) судебный порядок обжалования принятых решений, действий или бездействий должностных лиц ТФОМС.

Подавая жалобу, вы вправе выбрать линию поведения: дождаться результатов ее рассмотрения и далее продолжать обжалование в вышестоящую инстанцию (например, ФФОМС) или в судебном порядке (если результат рассмотрения обращения отрицательный) либо, не дожидаясь итогов рассмотрения жалобы, параллельно обратиться в суд.

Наконец, по вашему желанию вы можете в любой момент подать заявление о прекращении рассмотрения вашего обращения до вынесения решения.

Примерное положение о порядке рассмотрения обращений содержит гарантии безопасности гражданина, направившего обращение в фонд. В частности, в нем содержится запрет преследования гражданина в связи с его обращением в фонд с критикой его деятельности, деятельности других участников системы обязательного медицинского страхования. Следует оговориться, что преследование заявителей должно исключаться не только в связи с критикой, содержащейся в обращении, либо в связи с подачей заявления в целях восстановления нарушенных прав, но и при подаче любого другого обращения, выраженного, например, в форме предложения.

Примерное положение о порядке рассмотрения обращений не допускает возможности разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. При этом подчеркивается, что направление вашего письменного обращения в порядке подведомственности в государственный орган, муниципальный орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не является разглашением сведений, содержащихся в обращении.

Все поступившие в фонд обращения должны обязательно рассматриваться (при необходимости с выездом на место).

Допускаются как устные, так и письменные обращения. Если обращение, по вашему мнению, важное, то лучше составить его в письменном виде. Основные требования к форме и содержанию письменного обращения следующие.

Первое, что вы должны указать в таком обращении, — это наименование учреждения, в которое направляете послание. Если вы адресуете обращение к конкретному должностному лицу, которое, по вашему мнению, обладает возможностью реально принимать решения, то нужно указать его фамилию, имя, отчество либо его должность.

Второе требование: для индивидуализации обращения в нем необходимо указать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) составителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Помните, что в Примерном положении о порядке рассмотрения обращений отражен негативный подход к анонимкам. Если автор обращения пожелал остаться неизвестным (не указал фамилию и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ), ответ на такое обращение сотрудники ТФОМС давать не будут. Исключение сделано лишь для анонимных обращений, содержащих сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такие сообщения фонд должен направить в соответствующий государственный орган (ФФОМС, полицию, ФСБ России и т.д.), о чем в учетных формах делается соответствующая отметка.

Далее следует изложить суть предложения, заявления или жалобы, сформулировать свои требования, рекомендации, просьбу.

Заключительный штрих — это ваша личная подпись и дата написания обращения.

При необходимости в подтверждение своих доводов можно приложить к письменному обращению поясняющие документы и материалы либо их копии.

Не стоит направлять в ТФОМС обращение с обжалованием судебного решения. Такое обращение неподведомственно фонду. Судебные постановления принимаются самостоятельной и независимой ветвью власти — судебной. Она обладает не менее широкой компетенцией, чем органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Поэтому судебные решения не могут подвергаться проверке со стороны ТФОМС. Фонд должен вернуть такое обращение, разъяснив порядок его обжалования.

Недопустимо направлять обращения с нецензурными либо оскорбительными выражениями, угрозами жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи. Такое обращение ТФОМС вправе оставить без рассмотрения по существу изложенных в нем вопросов. А составителю такого обращения будет сообщено о недопустимости злоупотребления правом.

Пишите обращение разборчиво. Если текст будет трудно прочитать, такое обращение останется без ответа. При этом гражданину, направившему такое обращение, будет сообщено об отказе в рассмотрении, и то при условии, что представители фонда смогут прочесть фамилию и почтовый адрес.

Не стоит заваливать фонд потоком заявлений и жалоб, имеющих идентичное содержание. Если заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. Правда, должно быть соблюдено условие о том, что указанное обращение и ранее посланные обращения направлялись в один и тот же ТФОМС (государственный орган, орган местного самоуправления) или одному и тому же должностному лицу. О принятом решении фонд должен уведомить гражданина, направившего обращение.

Без рассмотрения останется обращение, если ответ по существу поставленного в нем вопроса может повлечь за собой разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Если причины, по которым фонд не мог ранее дать ответ по существу, будут в последующем устранены, гражданин может опять направить обращение.

 

  • 2. Учет и сроки рассмотрения обращений

Процедура регистрации, учета и рассмотрения обращений состоит из следующих этапов.

Поступившее в территориальный фонд письменное обращение должно быть зарегистрировано в трехдневный срок с момента поступления. При этом на нем ставится регистрационный штамп, дата регистрации и регистрационный номер. Помимо этого каждое обращение регистрируется в регистрационной карточке учета.

Зарегистрированное обращение из канцелярии направляют исполнительному директору (заместителю исполнительного директора) ТФОМС для предварительного рассмотрения.

По каждому обращению исполнительным директором или заместителем исполнительного директора ТФОМС не позднее чем в трехдневный срок должно быть принято одно из следующих решений:

— о принятии обращения к рассмотрению;

— о направлении обращения по принадлежности в другое учреждение, если вопросы, поднятые в нем, не относятся к компетенции ТФОМС;

— об оставлении обращения без рассмотрения (в случае, если содержание обращения лишено логики и смысла, или в случае анонимного обращения).

Обращения с наложенной резолюцией директора (заместителя директора) направляются в структурные подразделения ТФОМС по компетенции для детального рассмотрения по существу поставленных вопросов и подготовке ответа заявителю.

Если рассмотрение обращения не входит в компетенцию ТФОМС, то такое обращение и поступившие от заявителя подлинные документы фонд должен передать в другое учреждение для рассмотрения по принадлежности не позднее чем в семидневный срок с извещением об этом заявителя.

В такой же срок в соответствующие учреждения направляются копии обращений (выписки), если в них наряду с вопросами, относящимися к компетенции ТФОМС, содержатся вопросы, подлежащие рассмотрению в этих учреждениях.

Согласно Примерному положению о порядке рассмотрения обращений запрещено направлять обращения для рассмотрения в организации и (или) тем должностным лицам, действия которых обжалуются.

Если обращение касается деятельности медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, то такие обращения могут быть рассмотрены в пределах компетенции ТФОМС и (или) направлены в орган управления здравоохранением субъекта РФ.

Обращения, связанные с деятельностью медицинских организаций, не работающих в системе обязательного медицинского страхования, должны быть направлены в орган управления здравоохранением субъекта РФ не позднее чем в семидневный срок.

Обращение (в случае принятия его к рассмотрению) должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения может быть продлен заместителем исполнительного директора не более чем на 30 дней, о чем должно быть сообщено автору обращения.

Если для подготовки ответа по обращению требуется проверка, изучение дополнительных материалов, то после их завершения составляется мотивированное заключение по результатам проверки.

Обращение считается рассмотренным, если по всем вопросам приняты необходимые меры либо даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

Ответ на обращение должен быть дан на бланке ТФОМС, подписан исполнительным директором или заместителем исполнительного директора ТФОМС и зарегистрирован канцелярией.

Если обращение было направлено в ТФОМС из ФФОМС, последний должен быть проинформирован о результатах рассмотрения обращения и о принятых мерах.

Хотя основной формой обращения считается письменная, допускается и устная. Особенность устного обращения заключается в том, что гражданин реализует свое право на получение информации, защиту прав через личный прием (в установленные дни и часы) с руководителями или уполномоченными им лицами ТФОМС.

При личном приеме нужно предъявить документ, удостоверяющий личность.

Устные обращения учитываются в журнале или в электронной системе учета (их форму определяет ТФОМС).

В учете отражаются: дата обращения; фамилия, имя, отчество, дата рождения обратившегося; адрес регистрации и фактического проживания; категория (работающие (неработающие) граждане, дети до 14 лет, инвалиды); тематика обращения; фамилия, имя отчество и должность лица, уполномоченного на рассмотрение обращения; результат рассмотрения; проведенные мероприятия. Так же как и при рассмотрении письменного обращения, лицо, уполномоченное осуществлять личный прием граждан, вправе:

— удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;

— отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;

— принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок рассмотрения письменного обращения.

При необходимости лицо, осуществляющее прием, обязано оказать посетителю помощь в составлении письменного обращения.

Если в ходе личного приема изложенные факты и обстоятельства подтвердятся и не потребуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан ему устно.

 

  • 3. Административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений

Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений, принятие заведомо незаконного решения, разглашение сведений о частной жизни граждан, ставших известными в ходе рассмотрения обращений, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений по обращениям граждан влекут дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Сфера регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также с обеспечением доступа граждан к информации об их деятельности, в последнее время активно расширяется. Необходимым условием реализации этих прав является соблюдение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами указанных органов власти.

До недавнего времени в КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. А вот административная ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан действующим законодательством не была предусмотрена. С целью восполнения этого пробела в 2011 году законодатель дополнил гл. 5 КоАП РФ ст. 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращения граждан». Действующая редакция статьи предусматривает, что нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Законодатель надеется, что такие штрафные санкции позволят повысить ответственность чиновников, в компетенцию которых входит рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан.

Глава 1   Глава 2   Глава 3   Глава 4   Глава 5   Глава 6   Глава 7   Глава 8   Глава 9   Глава 10   Глава 11

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: 1 комментарий
  1. Марина

    Здравствуйте!
    Обращаемся к Вам в очередной раз и, надеемся в этот раз наша просьба не будет проигнорирована.
    Кошмарная ситуация творится в станции скорой медицинской помощи г. Балашова, Саратовской области. Большая часть коллектива уволилась, работаем по 6 человек в смену, обслуживаем весь город и район. За рабочие сутки у нас по 20 вызовов у каждого, а главный бухгалтер Эрднева м.ю. отказывается платить нам премиальные, ссылаясь на то, что денег страховые компании нам не перечисляют.
    Все данные, цифры ,которые глав бух передает сплошная липа, на самом деле, ее документы не сходятся с реальностью. У нас нет средне зарплаты в 17 тыс руб, как она везде сообщает. Фельдшера со стажем зарабатывают по 15 тыс руб (максимальная цифра),а сейчас, когда нас стало вдвое меньше, она нам говорит, что денег нет, а куда делись деньги, рассчитанные на уволенных фельдшеров, кол-во вызовов у нас не уменьшилось. Только зарплата у глав буха растет.
    Убедительно просим Вас разобраться с этим свинским отношением. У нас у всех семьи, дети, которых надо учить .А получается так, что кто-то работает, а кто-то получает зарплату.

    Коллектив скорой медицинской помощи, г Балашов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code