ВЫБОР КЛИНИКИ И ВРАЧА

Глава 4. ВЫБОР КЛИНИКИ И ВРАЧА

  • 1. Механизм реализации права на выбор медицинской организации

Как выбрать медицинскую клинику для лечения?

Этот вопрос волновал пациентов всегда. Возможность выбора лечебного учреждения формально была закреплена и до реформы обязательного медицинского страхования в прежнем законе об основах охраны здоровья. В нем было сказано, что пациент вправе выбрать врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также может выбрать лечебно-профилактическое учреждение в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Но механизм реализации этого права ни в одном из нормативных документов не раскрывался. Поэтому до 2012 года данное право оставалось нереализованным.

С принятием Закона N 323-ФЗ, по мнению законодателя, ситуация должна измениться. Если заглянуть в этот документ, то там такой механизм есть, причем как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в зависимости от ее вида и формы), так и в рамках оказания платной медицинской помощи. При этом учитываются как фактор согласия врача, так и фактор имеющейся нагрузки.

Согласно ст. 21 Закона N 323-ФЗ выбор врача можно осуществить один раз в год. Скептики в этом усматривают ограничение прав пациента, но это не так. Данная периодичность не распространяется на случаи изменения места жительства или места пребывания гражданина. В этих ситуациях на новом месте вы каждый раз сможете выбирать медицинскую организацию и врача беспрепятственно. Указанное исключение закреплено на законодательном уровне (ч. 2 ст. 21 Закона N 323-ФЗ).

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н. Распространяется он только на случаи выбора гражданином медицинских организаций в пределах субъекта РФ, в котором он проживает.

Выбор лечебной клиники зависит от того, какой из видов медико-санитарной помощи (первичная, специализированная, высокотехнологичная, скорая) требуется пациенту.

При необходимости получения первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме вы можете выбирать поликлинику (фельдшера) в вышеуказанном порядке, в том числе по территориально-участковому принципу.

Если вам нужна плановая специализированная медицинская помощь, а ее по профилю вашего заболевания по программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи осуществляют несколько медицинских организаций в регионе, то у вас будет право выбора: воспользоваться направлением лечащего врача (фельдшера) или выбрать медицинскую организацию самостоятельно. При этом лечащий врач обязан проинформировать вас об имеющихся возможностях выбора с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи. Если случится так, что медицинская организация, которую вы выбрали, не может обеспечить выполнение условий оказания такой помощи по срокам ожидания и очередности ее получения, вы будете вправе отказаться от первоначального выбора и выбрать другую медицинскую организацию. Либо вы можете дать письменное добровольное согласие на лечение в уже выбранной больнице, заведомо зная о том, что сроки ожидания и очередность получения нужной помощи не будут соблюдены.

Застрахованным предоставлено право выбора медицинской организации (независимо от ее территориальной принадлежности и на основании информации, полученной от медицинских работников): для оказания специализированной медицинской помощи в экстренной форме; для оказания скорой медицинской помощи.

Обратите внимание: выбирать лечебное учреждение необходимо с учетом соблюдения требований к срокам оказания этих видов медицинской помощи.

Право на выбор поликлиники и врача (с его согласия) реализуется застрахованным путем подачи заявления от своего имени или от имени своего законного представителя на имя ее руководителя. Нормативные документы Минздрава России не содержат установленной формы такого заявления. Но такую форму могут утверждать региональные структуры здравоохранения органов исполнительной власти по согласованию с ТФОМС.

Например, в столичном регионе этот вопрос урегулирован Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования от 05.10.2012 N 1067/147 «Об утверждении Порядка прикрепления граждан, застрахованных по ОМС, к государственным учреждениям здравоохранения города Москвы, оказывающим первичную медико-санитарную помощь». Форма заявления о выборе медицинской организации утверждена приложением N 1 к этому Приказу (см. образец N 8). В заявлении должны быть отражены следующие сведения:

— наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;

— фамилия и инициалы руководителя медицинской организации, принявшей заявление;

— информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата рождения, место рождения, гражданство, место жительства, место регистрации, дата регистрации, контактная информация);

— информация о представителе гражданина (фамилия, имя, отчество, отношение к гражданину, контактная информация);

— номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;

— наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином;

— наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.

При подаче заявления потребуется предъявить оригиналы следующих документов:

— для детей после государственной регистрации рождения и до 14 лет, являющихся гражданами РФ:

свидетельство о рождении;

документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

документ обязательного медицинского страхования (полис), выданный ребенку;

— для граждан РФ в возрасте 14 лет и старше:

паспорт гражданина РФ или временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта;

документ обязательного медицинского страхования (полис).

Иногда во вновь выбранной поликлинике от гражданина требуют открепления из медицинской организации, в которой он обслуживался прежде. Правомерно такое требование?

Специалисты отвечают на этот вопрос отрицательно. При смене медицинской организации от гражданина требуется только заявление на прикрепление. Обязанности по уведомлению страховой компании и получению открепления от прежней медицинской организации несет на себе новая медицинская организация (поликлиника).

Обратите внимание: вовлечение граждан в документооборот медицинских организаций и страховых компаний не предусмотрено ни в Законе N 326-ФЗ, ни в актах Минздрава России.

Если вы решите получить открепительные документы самостоятельно, то сделать это можно, только имея следующие документы:

— заверенную копию заявления на прикрепление в новую организацию с визой руководства организации;

— заверенную копию уведомления страховой компании о смене медицинской организации;

— паспорт;

— полис обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание: в данном случае закон не обязывает заявителя самостоятельно явиться к руководителю поликлиники и вручить ему заявление. Заявление можно послать почтовым отправлением, приложив для верности копию паспорта и страхового полиса. А вот нотариального заверения заявления не требуется.

Все, кто не напишет никакого заявления, будут прикреплены автоматически к той медицинской организации (поликлинике), которая обслуживает участок, где этот гражданин проживает по прописке.

Поликлиника осуществляет учет прикрепленных застрахованных лиц и несет ответственность перед страховыми медицинскими организациями и ТФОМС за достоверность информации о прикреплении граждан.

Выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) в другом регионе осуществляется:

— по направлению лечащего врача (фельдшера) — в случае невозможности оказания гражданину медицинской помощи на территории субъекта РФ, в котором он проживает;

— лично гражданином — в случае его нахождения за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает.

Выбор поликлиники в другом регионе с 31 марта 2013 г. регулирует Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи».

В п. 4 этого документа приведен перечень сведений, которые должно содержать письменное заявление, подаваемое в выбранную поликлинику. Помимо сведений о поликлинике (наименовании и фактическом адресе), о гражданине-заявителе и номере обязательного медицинского страхования, в заявлении должны быть указаны: гражданство; адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника; место регистрации (по месту жительства или месту пребывания); дата регистрации; контактная информация; наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином; наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.

При приеме заявления поликлиника должна ознакомить заявителя с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров. Заявителю должны сообщить количество граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведения о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому. Кроме этого, подателю заявления должны сообщить содержание территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Факт ознакомления с указанной информацией заявитель подтверждает посредством внесения записи в заявление и указания фамилии, имени и отчества (при наличии) выбранного врача.

Если застрахованному откажут в прикреплении к выбранной поликлинике, такой отказ должен быть оформлен письменно с указанием причин. Обжаловать отказ можно как в своей страховой компании, так и в ТФОМС.

 

  • 2. Особенности оказания высокотехнологичной медицинской помощи

 

Отдельно следует остановиться на механизме оказания ВМП. Давайте определим, что включает в себя эта помощь.

В проекте Постановления Правительства РФ о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, подготовленном Минздравом России, есть перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно. В этом перечне понятие ВМП определено так.

Высокотехнологичная медицинская помощь — это медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, которая включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения. Такая помощь включает также ресурсоемкие методы лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии, разработанные на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Иными словами, ВМП — это в том числе операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности.

Перечень профилей и видов ВМП, список лечебно-профилактических учреждений, оказывающих такой вид помощи, ее объемы по каждому учреждению ежегодно утверждаются Приказом Минздрава России. С 1 января 2014 г., как уже было сказано ранее, применяется Приказ Минздрава России от 10.12.2013 N 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи». Раздел II приложения к этому Приказу содержит перечень видов в МП, финансируемых за счет обязательного медицинского страхования.

Порядок направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2011 N 1689н.

В целом процедура получения пациентом с выявленными медицинскими показаниями для оказания ВМП заветного талона и направления на лечение проходит в несколько этапов.

Первый этап. Выдача рекомендаций лечащего врача в виде выписки из медицинской документации (например, медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного). К ней прилагают результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований по профилю заболевания пациента, подтверждающие установленный диагноз.

Второй этап. Принятие решения врачебной комиссией медицинской организации, в которой проходит лечение и наблюдение пациент, о направлении или об отказе в направлении документов в комиссию субъекта РФ для решения вопроса о необходимости оказания пациенту ВМП. Решение принимается на основании выписки, которую готовят в течение трех рабочих дней со дня получения рекомендаций лечащего врача. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом.

Третий этап. Формирование комплекта документов и направление его в комиссию субъекта РФ. В состав комплекта документов входят выписка из протокола решения врачебной комиссии; письменное заявление пациента (его законного представителя, доверенного лица); согласие на обработку персональных данных гражданина (пациента); копии паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении пациента (для детей в возрасте до 14 лет); полис обязательного медицинского страхования пациента (при наличии); свидетельство обязательного пенсионного страхования пациента (при наличии); выписка из медицинской документации пациента за подписью руководителя медицинской организации по месту лечения и наблюдения пациента; результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающие установленный диагноз.

Четвертый этап. Подготовка решения отборочной комиссии субъекта РФ о наличии (отсутствии) медицинских показаний для направления пациента в медицинские организации для оказания ВМП. Срок подготовки решения не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения вышеуказанного комплекта документов. Протокол решения комиссии хранится в органе исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Выписка из протокола направляется в медицинскую организацию, из которой поступила медицинская документация, а также выдается на руки пациенту (направляется почтовым отправлением и (или) по электронной почте).

Пятый этап. Оформление на пациента талона на оказание ВМП (форма N 025/у-ВМП утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.2012 N 212н).

Шестой этап. Согласование с медицинской организацией, оказывающей ВМП, предполагаемой даты госпитализации пациента.

Седьмой этап. Направление пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП в запланированный срок.

Далее медицинская организация оказывает пациенту ВМП в соответствии с установленным порядком и на основе стандартов медицинской помощи. После оказания ВМП медики дают рекомендации по дальнейшему лечению и медицинской реабилитации пациента в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства. После окончания лечения пациента в талон на оказание ВМП вносится соответствующая информация. К талону прилагают копию выписки из медицинской карты стационарного больного с применением специализированной информационной системы Минздравсоцразвития России.

 

  • 3. Выбор врача

 

Как уже отмечалось ранее, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ пациенту предоставлено право на выбор врача. Механизм реализации этого права в Законе не раскрыт. В нем сказано лишь то, что это можно сделать, подав заявление лично или через представителя на имя руководителя поликлиники или иной медицинской организации, которую вы выбрали для получения помощи в рамках обязательного медицинского страхования. При этом норма отсылает к иным законодательным актам. Неизбежно возникает вопрос — каким?

Частично ответ на этот вопрос уже был озвучен в параграфе, посвященном выбору медицинской организации. Норма, содержащая механизм реализации права на выбор поликлиники и врача, закреплена в ч. 2 ст. 21 Закона N 323-ФЗ. Как следует из изложенного в этой статье порядка, гражданин, написав заявление в поликлинике (другой медицинской организации), может не чаще чем один раз в год выбрать: врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача); врача-специалиста при оказании первичной медико-санитарной помощи (это можно будет сделать по направлению участкового терапевта, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера или самостоятельно).

Ввиду различной плотности заселения территорий в разных регионах существуют разные нормативы на одного участкового терапевта, участкового педиатра. Исходя из этих нормативов, руководитель медицинской организации определит, может конкретный доктор взять дополнительных пациентов или нет. Что касается выездов на дом, то, если вы проживаете отдаленно и обслуживать вас на дому медицинской организации трудно, вам это должны объяснить. И тогда вы должны принять решение: либо выбираете одного врача на условиях самостоятельного посещения поликлиники, либо другого, который работает на вашем участке.

Выбранный врач должен вам нравиться. У вас должен возникнуть контакт с ним с первых минут общения. И если не будет доли везения, то высококлассного «своего» доктора придется искать долго. Нужно набраться терпения.

Не бойтесь выбирать. «Ваш» доктор должен быть профессионалом. И не стесняйтесь спросить об образовании и квалификации рассматриваемой вами кандидатуры. Право на получение такой информации также закреплено в ч. 7 ст. 21 Закона N 323-ФЗ.

Оценить профессиональные качества врача можно, отчасти полагаясь на свою интуицию, на эффективность назначенных врачом рекомендаций и советов, на их пользу для вас и вашего ребенка. Все мы знаем, что хороший доктор не пройдет в квартиру в уличной обуви. Хороший врач всегда тщательно вымоет руки перед тем, как подойти к больному, и всегда спросит (если вы сами не подскажете), каким полотенцем можно воспользоваться.

Если врача рекомендуют знакомые, то это еще не означает, что он подойдет и вам. «На вкус и цвет»… сами знаете что…

Доктор медицинских наук Е. Шапошников предлагает несколько подсказок, которые помогут вам распознать непрофессионала <1>.

———————————

<1> Подсказки доктора Е. Шапошникова опубликованы на сайте журнала «Здоровье»: <http://www.zdr.ru>.

 

Краткий перечень качеств, которые характеризуют хорошего врача.

Хороший доктор будет слушать вас, не поглядывая на часы и не перебивая бесконечными «короче». Он вникает в нюансы не только вашего недуга, но и образа жизни, характера работы, семейной обстановки и наследственности — ведь все это сказывается на том, как вы себя чувствуете.

Хороший доктор не отвергает пренебрежительно мнение врачей, у которых вы лечились раньше. Обязательно учитывает результаты ранее сделанных анализов и исследований. От врача, который не уважает своих коллег и оскорбительно о них отзывается, лучше сразу бежать.

Хороший доктор не рекомендует с ходу модных средств. Не навязывает БАДов, не прописывает лекарство, которое нужно купить обязательно в определенном месте и у определенного продавца. Не заявляет, что лечит все — от онкологии до алкоголизма. В любом случае хороший специалист при малейшей вашей просьбе или сомнениях подтвердит свою квалификацию свидетельствами о достаточных знаниях и подготовке.

Хороший доктор по вашему желанию дает о себе развернутые сведения (сообщая, какой институт и факультет окончил, где специализировался, повышал квалификацию, о чем написано в его статьях и диссертации). Если у пациента серьезная болезнь и возможны экстренные ситуации, доктор дает пациенту свой контактный телефон, по которому можно посоветоваться при форс-мажоре.

Хороший доктор не объявляет себя узким специалистом. Очень многие заболевания являются пограничными и требуют от врача широкого клинического кругозора. Ответственные врачи учатся всю жизнь. Обычно они имеют широкий профиль, но углубленно специализируются в трех-четырех конкретных областях.

Хороший доктор разъясняет, почему делает те или иные назначения, как, когда и зачем следует принимать таблетки, производить процедуры. Причем делает это просто, на языке, понятном вам. Никогда не отказывается ответить на любые вопросы по схеме лечения.

Хороший доктор не страдает лечебным и диагностическим «техницизмом». Для хорошо обученного, логически мыслящего врача хорошей клинической школы даже самая совершенная аппаратура — только инструмент, источник получения вспомогательной информации о болезни. Он не назначит лечение слепо, основываясь только на результатах УЗИ или томограмме, но проанализирует, сопоставит их с результатами других обследований. При этом он хорошо разбирается в медицинских приборах, знает много лечебно-диагностических методов и приемов, успешно их использует.

Хороший доктор не обижается и не возмущается, если узнает, что вы перепроверяете его диагноз и назначения у других специалистов.

Напротив, видя ваши сомнения и колебания, сам может порекомендовать произвести очный или заочный консилиум с участием независимых специалистов из различных учреждений.

Хороший доктор не прожженный циник. Для него пациент — не источник «пиастров», а страдающий человек. Хороший врач не занимается завуалированным вымогательством, не запугивает: мол, если не начать немедленно дорогостоящего «авторского» лечения, болезнь приведет к тяжелым осложнениям. Он не злоупотребляет лозунгами, что «лечит не болезнь, а больного»: болезнь тоже надо лечить и симптомы устранять.

Хороший доктор щепетилен и деликатен в финансовых вопросах, учитывает финансовые возможности пациента, пользуется услугами официального кассира-администратора, избегает «черного нала». Не требует ничего, кроме пунктуально оговоренных сумм (эта рекомендация уместна, если доктор оказывает платные услуги сверх программ обязательного медицинского страхования или по договору добровольного медицинского страхования).

 

  • 4. Участковый принцип медицинского обслуживания

 

В рамках новой системы обязательного медицинского страхования сохранился участковый принцип медицинского обслуживания. Это следует из п. 12 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н. Положение основано на критериях территориальной (в том числе транспортной) доступности доврачебной и врачебной помощи.

Напомним, что в целях соблюдения принципа оказания первичной медико-санитарной помощи по месту жительства с учетом численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей территорий районные и городские отделы здравоохранения устанавливают зоны обслуживания и закрепляют население за амбулаторно-поликлиническими и стационарно-поликлиническими учреждениями. Руководители медицинских организаций распределяют население по врачебным участкам в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан. Граждан, которые проживают вне зон обслуживания поликлиник и больниц, прикрепляют к врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:

— на терапевтическом участке — 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше. Для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, — 1300 человек взрослого населения;

— на участке врача общей практики — 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

— на участке семейного врача — 1500 человек взрослого и детского населения;

— на комплексном терапевтическом участке — 2000 и более человек взрослого и детского населения.

Такой принцип прикрепления решено сохранить, чтобы не возникало проблем лавинообразного спроса на услуги отдельных поликлиник и других медицинских организаций.

Но роль участкового врача должна измениться. Сейчас участковый терапевт — это специалист с высшим образованием, выписывающий рецепты (преимущественно льготные) или выполняющий диспетчерские функции — направляющий пациента к другим специалистам. Хотя по положению на него возложен целый ряд других обязанностей. Например, он должен организовывать профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней (гепатита, диабета, туберкулеза и проч.) и факторов риска. Он должен организовывать и вести школы здоровья, изучать потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывать программу проведения этих мероприятий. Все вышеперечисленное он должен делать наряду с лечением различных заболеваний и состояний пациентов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности, ведением медицинской документации.

Поэтому участковый врач должен стать медицинским специалистом-менеджером (по словам руководителей министерства), отвечающим за тех граждан, которые его выбрали и к нему прикрепились. Должна возрасти и роль главного врача, который должен анализировать количество поступающих обращений о замене врача, решать — либо увеличивать численность врачей, либо менять работу действующих, чтобы не возникало очередей и перекосов в обслуживании.

А вот сами врачи порой сетуют на то, что им закон не оставил прав отказаться от обслуживания и лечения неадекватных пациентов…

Судебная практика свидетельствует, что участковый принцип оказания медицинской помощи в настоящее время не играет роли определяющего фактора и не может служить основанием отказа в выборе медицинской организации и врача.

Женщина, сменив место жительства, обратилась в прежнюю поликлинику с просьбой прикрепить ее для получения первичной медико-санитарной помощи. При выборе указанной медицинской организации она исходила из того, что поликлиника находилась рядом с ее домом и ранее в течение продолжительного периода времени она обслуживалась там по территориально-участковому принципу. Но медицинская организация отказала в прикреплении. В обоснование отказа было отмечено, что на врачебной комиссии участковые врачи-терапевты не дали своего согласия на медицинское обслуживание этой пациентки. Объяснялся отказ нехваткой кадров и увеличением нагрузки на участковых врачей-терапевтов. При нормативе в 1700 человек в этой поликлинике на один терапевтический участок приходилось в среднем 1737 человек, что превышало допустимую нагрузку. Именно в связи с этим участковые врачи-терапевты не дали своего согласия на медицинское обслуживание пациентки, что было отражено в протоколе заседания врачебной комиссии.

Не удовлетворившись отказом, женщина обратилась в прокуратуру. Районный прокурор в интересах женщины обратился в суд с иском к медицинской организации. Он просил суд обязать поликлинику прикрепить гражданку к данному лечебному учреждению для медицинского обслуживания.

Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, не нашел оснований для их удовлетворения. Суд указал, что прикрепление женщины к выбранной ею поликлинике будет означать дальнейшее превышение нагрузки на врачей медицинской организации в противовес принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности качественной медицинской помощи и соблюдения конституционных прав иных граждан, т.е. приведет к нарушению принципа разумного баланса прав и интересов граждан. А превышение нагрузки на врачебные участки поликлиники скажется на качестве медицинского обслуживания по вполне объективным причинам.

Однако, рассматривая жалобу прокурора, апелляционная инстанция суда не согласилась с такими выводами.

Суд указал, что получение согласия врача в качестве юридически значимого факта для лечения пациента является отступлением от административно-правовых начал регулирования отношений по охране здоровья граждан. Согласие медицинского работника предусмотрено при выборе гражданином врача, а не медицинской организации. Ссылка же на превышение нагрузки на одного врача не обоснована и является внутренней проблемой руководства учреждения, поскольку законом не предусмотрены такие основания отказа в прикреплении гражданина на медицинское обслуживание.

В итоге решение суда первой инстанции было отменено. Требования прокурора о понуждении поликлиники к прикреплению женщины на медицинское обслуживание были удовлетворены.

См.: Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 28.05.2013 N 33-4118/2013.

 

  • 5. Пути повышения качества оказания медицинской помощи

 

На качество медицинской помощи влияют как объективные факторы (недостаточное финансирование, дефицит лекарственных средств, нехватка кадров), так и субъективные причины. Среди них и думцы, и чиновники Росздравнадзора выделяют низкую квалификацию врачей, игнорирование стандартов оказания медицинской помощи, невыполнение страховыми компаниями своих обязательств в сфере защиты пациентов.

И медики, и медицинские менеджеры, и население осознают, что существующая модель управления здравоохранением функционирует недостаточно эффективно. Чтобы преодолеть эту проблему, разработаны концептуальные основы дальнейшего развития здравоохранения России, которые будут реализовываться поэтапно до 2020 года.

Сейчас отечественное здравоохранение осуществляет постепенный переход от устаревшей советской модели двухуровневого медицинского обслуживания (первичное и госпитальное) к трехуровневой модели.

На этом пути каждый регион ищет свою собственную модель, учитывающую специфику обстоятельств социально-экономического развития, народонаселения, транспортных связей и структурных диспропорций в системе здравоохранения.

Граждан, особенно пожилого возраста, пугают преобразования. Не все могут ориентироваться в большом количестве законодательных актов. Не понимая сути перемен, они проявляют обеспокоенность. Кто-то услышал, что районную поликлинику собираются преобразовать, перевести врачей-специалистов в другую медицинскую организацию, которая находится далеко. Транспортное сообщение с улицей, на которой расположена эта медицинская организация, крайне неудобно: пешком не дойти, а на транспорте надо добираться с несколькими пересадками. В районной поликлинике людям никто толком ничего не разъясняет. Вот и возникает вопрос: каким образом престарелые жители микрорайона и инвалиды будут получать необходимую им медицинскую помощь? О ком позаботились медицинские чиновники и городские власти, проводя такие преобразования? И хочется старикам плакать от такой «заботы».

Поэтому крайне важно, чтобы людям была доступна и понятна информация о преобразованиях в сфере медицинского обслуживания, чтобы проводилась эффективная информационно-разъяснительная работа, возможно, что к ней должны подключиться и социальные службы.

Рассмотрим преобразования на примере столичной медицины. Сейчас она переходит на новую — трехуровневую — систему оказания помощи населению.

К первому уровню отнесено большинство районных и городских поликлиник, в которых оказывается первичная медико-санитарная и первичная специализированная медицинская помощь. При этом все узкие специалисты (невролог, окулист, хирург, стоматолог, кардиолог, гинеколог и др.), работающие в городских поликлиниках, за штат не выводятся и в другие лечебные учреждения не переводятся. Они продолжают оказывать медицинскую помощь жителям своего района на своем обычном рабочем месте. Основные задачи специалистов, работающих в медицинских организациях этого уровня, состоят в пропаганде здорового образа жизни; консультировании по всем вопросам, связанным с проблемами поддержания и улучшения здоровья семьи и ее членов; диспансерном наблюдении за лицами, относящимися к «группам риска», и хроническими больными; лечении легких заболеваний и функциональных отклонений (нетяжелых обострений хронических заболеваний) у пациентов, нуждающихся в оздоровительной помощи, но не требующих регулярного активного патронажа.

Второй уровень — это амбулаторные центры. Их создают на базе крупных районных и городских поликлиник, оборудованных дорогостоящей диагностической аппаратурой. В этих центрах проводится весь комплекс диагностических обследований в рамках имеющихся возможностей. Здесь же сконцентрированы узкие специалисты, которые являются наиболее «дефицитными». К этим центрам по территориальному признаку присоединяют все остальные районные поликлиники. Поэтому при возникновении необходимости специалисты амбулаторного центра проконсультируют пациента и проведут ему необходимые высокотехнологичные исследования.

Третьим уровнем амбулаторной помощи становятся консультативно-диагностические отделения стационаров. Их задача — оказание медицинской помощи лицам, нуждающимся в контроле и коррекции жизненно важных функций организма. Они оказывают оздоровительную помощь лицам, нуждающимся в круглосуточном наблюдении или использовании методов диагностики и лечения, требующих госпитализации.

Поэтому населению важно разъяснить, что реорганизация учреждений здравоохранения касается в первую очередь управленческих функций. А специалисты, к которым люди привыкли, останутся на своих рабочих местах. Но все должны понимать, что основой деятельности поликлиник и врачей общей практики в условиях трехуровневой модели здравоохранения становится профилактическая, а не лечебная работа. Это делается в наших же интересах.

Взваливая на свои плечи безмерное количество самых разных видов ответственности, мы почти никогда не берем на себя едва ли не главный — ответственность за собственное здоровье и ведение здорового образа жизни. А уже давно пора бы это сделать, не строя иллюзий в отношении врачей и медицины. Эти замечательные слова сформулировала не медик, а преподаватель Самарской гимназии Алина Сергеевна Бикеева. Возьмите себе на заметку ее призывы. Не жалуйтесь на тяготы своей профессии. Конструктивно решайте назревшие проблемы. Устали — отдыхайте! Перенапряглись — расслабляйтесь! Перенервничали — успокойтесь! Настраивайте свой расстроенный, уставший и засоренный организм так, как хороший настройщик настраивает сломавшийся инструмент. Забота о здоровье нужна именно вам, если вы хотите быть жизнерадостным и успешным человеком.

В завершение темы, связанной с основами дальнейшего развития здравоохранения России, упомянем еще один документ. Речь идет о Плане реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1727-р. Сама программа утверждена чуть раньше Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 294.

Так вот, в паспорте подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» этой государственной программы в качестве одной из главных целей на ближайшие два года заявлено увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний. А достичь этой цели несложно. Заботьтесь о себе, избавьтесь от вредных привычек, проходите профилактические медицинские осмотры, ежегодную диспансеризацию. Увеличьте потребление овощей (за исключением картофеля) и бахчевых культур (в подпрограмме указан целевой норматив — 121 кг в среднем на потребителя в год). Кушайте больше фруктов и ягод (до 82 кг в год).

Государство со своей стороны обещает разработать систему социально-экономической мотивации граждан и работодателей к сохранению и укреплению здоровья населения. Здоровье людей — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического, экологического и социального благополучия. Здоровье нации — это безусловная общественная ценность, основа национального богатства и национальной безопасности страны. Здоровье отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации.

Глава 1   Глава 2   Глава 3   Глава 4   Глава 5   Глава 6   Глава 7   Глава 8   Глава 9   Глава 10   Глава 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code