Медицинское страхование граждан: новшества, возможности выбора

Глава 1. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

  • 1. Прорехи в законодательстве, требовавшие реформы

 

Медицинское страхование как способ защиты государством прав пациента на полноценное лечение и охрану собственного здоровья уходит корнями в глубь веков. Недобросовестных лекарей (а то и просто мошенников), медиков, не располагающих требуемой квалификацией и знаниями, лишали права заниматься врачебной практикой и применяли другие суровые наказания.

До принятия Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ) правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации были установлены Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Этим Законом права выбора страховой медицинской организации были одновременно закреплены за страхователем и гражданином, что фактически устраняло граждан от участия в ее выборе. За работающих граждан такой выбор делали работодатели, а за неработающих — региональные и местные органы власти.

Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространялись на работающих граждан с момента заключения с ними трудовых договоров. Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователь был обязан:

— заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

— вносить страховые взносы в порядке, установленном этим Законом и договором медицинского страхования.

Оформлением полисов обязательного медицинского страхования в большинстве случаев занимались кадровые работники или другие сотрудники, назначенные приказом руководителя. При прекращении трудовых отношений работник обязан был сдать выданный ему страховой медицинский полис.

Обязательное страхование неработающего населения законодательством возлагалось на муниципальные власти. Как правило, платежи на обязательное медицинское страхование в этом случае должны были осуществляться за счет средств местных бюджетов, а расходы на указанные цели предусматривались в бюджетах субъектов РФ.

Но конкретные требования к размеру страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов РФ прежним законодательством предусмотрены не были. Это приводило к существенному различию финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, снижало доступность, качество и объем медицинской помощи, оказываемой гражданам в различных регионах.

Отсутствовали и требования об оплате медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования по полному тарифу. Прежде тариф на медицинскую помощь по базовой программе обязательного медицинского страхования включал лишь расходы на оплату труда с обязательными отчислениями, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов и прочие расходы. Например, на 2010 год подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы за счет средств обязательного медицинского страхования был установлен в сумме 4059,6 руб. <1>.

———————————

<1> Информация из доклада Минздравсоцразвития России «О реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году».

 

Такой тариф являлся, мягко говоря, неполным, а точнее — минимальным. Это приводило к ограничению участия частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, не давало гражданам возможности свободно выбрать медицинское учреждение вне зависимости от формы собственности.

Не был четко определен и правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) в системе обязательного медицинского страхования.

В прежнем Законе не было положений о единой базе данных застрахованных лиц в Российской Федерации. Это, в свою очередь, создавало трудности в предоставлении медицинской помощи за пределами региона, в котором был застрахован гражданин.

Отсутствовали нормы, раскрывающие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи.

В целом структура управления системой обязательного медицинского страхования была несовершенна.

Целью принятия Закона N 326-ФЗ являлось устранение перечисленных прорех в законодательстве, усовершенствование регулирования отношений в системе обязательного медицинского страхования.

 

  • 2. Усовершенствованное законодательство

 

Что такое сегодняшнее медицинское страхование? Какие возможности оно предоставляет гражданам? Как защищает наши интересы в охране здоровья?

Эти вопросы становятся особенно актуальными после принятия Закона N 326-ФЗ. Закон действует с 1 января 2011 г. (за исключением отдельных положений). Но практика показывает, что и граждане, и организации еще недостаточно знают об изменениях в этой сфере. А знать о новшествах необходимо, так как теперь мы сами в заявительном порядке вправе выбрать:

— поликлинику и даже врача, которые нас будут лечить;

— страховую медицинскую компанию, которая учтет нас в перечне застрахованных лиц, выдаст полис обязательного медицинского страхования нового образца, будет осуществлять экспертизу оказанных медицинских услуг и проч.

Предоставив застрахованным лицам право иметь полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации, Закон дал нам возможность получать медицинскую помощь на основе федеральных стандартов оказания медицинской помощи.

Центром системы обязательного медицинского страхования Закон N 326-ФЗ определил человека. Его права и свободы являются высшей ценностью. В обязанности государства входят признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

К числу конституционно защищаемых ценностей относится право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения, которое охраняется государством. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Основные положения Закона N 326-ФЗ соответствуют федеральным законам:

— от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

— от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ).

Основными принципами охраны здоровья граждан, в соответствии со ст. 4 Закона N 323-ФЗ, являются:

— соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

— приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

— приоритет охраны здоровья детей;

— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

— доступность и качество медицинской помощи;

— недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

— соблюдение врачебной тайны.

В ст. 2 Закона N 323-ФЗ определены значения более двух десятков понятий, которые используются в сфере охраны здоровья, например, таких как здоровье, пациент, охрана здоровья граждан. О них полезно знать, чтобы понимать суть отношений, с которыми вам, возможно, придется столкнуться при обращении за медицинской помощью.

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами различных уровней власти, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Пациентом признается не только заболевший гражданин, которому оказывается медицинская помощь, но и физическое лицо, которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования, закрепленными в Законе N 326-ФЗ, являются:

— всеобщий характер;

— государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков;

— автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования.

Одной из важных новаций реформы является создание конкурентной среды между медицинскими организациями. С этой целью введен заявительный порядок участия в системе обязательного медицинского страхования для медицинских организаций, имеющих право осуществлять медицинскую деятельность. Проводимая реформа создает равные условия ведения деятельности для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующих врачей.

Другая цель реформы — реализация программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ. Средства ФФОМС направляются на следующие цели:

— укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

— внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

— внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Эти положения программы модернизации предусмотрены ч. 3 ст. 50 Закона N 326-ФЗ.

Кроме этого, Закон N 326-ФЗ определяет:

— правовые основы обязательного медицинского страхования и основные принципы его осуществления (ст. 2, 4);

— полномочия Российской Федерации, регионов и их органов государственной власти в сфере обязательного медицинского страхования (ст. 5 — 8);

— субъекты и участников обязательного медицинского страхования (ст. 9 — 15);

— права и обязанности застрахованных лиц, страхователей, страховщиков и медицинских организаций (ст. 16 — 20).

Отдельные главы закона посвящены:

— финансовому обеспечению обязательного медицинского страхования (источникам формирования средств обязательного медицинского страхования) (гл. 5);

— правовому статусу ФФОМС и ТФОМС (гл. 6);

— видам медицинской помощи, способам ее оплаты в рамках базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования (гл. 7);

— вопросам договорных отношений в сфере обязательного медицинского страхования (гл. 8).

Закон N 326-ФЗ закрепил осуществление контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые соответствуют территориальной программе обязательного медицинского страхования и договору на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Контроль должен осуществляться путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Установлены порядок и механизм их проведения. Предусмотрены контрольные функции со стороны фондов в целях обеспечения защиты интересов застрахованных лиц (гл. 9).

Глава 10 Закона N 326-ФЗ определяет условия для организации единого информационного пространства в рамках системы обязательного медицинского страхования. В его основу положено ведение персонифицированного учета.

Помимо введения полиса единого образца персонифицированный учет предполагает:

— ведение единого регистра застрахованных лиц в Российской Федерации;

— персонификацию объемов оказанной медицинской помощи, расходов на ее оказание за счет средств обязательного медицинского страхования, а также результатов контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи;

— обоснованное прогнозирование потребности в объемах медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программ обязательного медицинского страхования.

 

  • 3. Основные принципы обязательного медицинского страхования

 

Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования, закрепленные в ст. 4 Закона N 326-ФЗ, являются составной частью обязательного социального страхования.

Во-первых, это всеобщий характер обязательного медицинского страхования, который должен обеспечивать застрахованному лицу оказание бесплатной медицинской помощи при наступлении страхового случая. Бесплатная помощь должна оказываться в рамках базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования. Подробнее о том, какие виды помощи и при каких недугах предусмотрены этими программами, мы скажем чуть позже. А пока сошлемся на общие определения.

Базовая программа обязательного медицинского страхования — это гарантированное оказание бесплатной медицинской помощи на всей территории России.

Территориальная программа гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи на региональном уровне. Права застрахованных лиц на получение такой помощи и единые требования к территориальным программам устанавливаются базовой программой.

Во-вторых, государство гарантирует застрахованным защиту от социальных рисков. Это значит, что обязательства по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы государство обязалось выполнять независимо от финансового положения страховщика. С этой целью законом предусмотрено создание страховыми медицинскими организациями резервов для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.

В-третьих, закреплена автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования. Этот принцип основан на обязательности уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами, а также на эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.

Наконец, это доступность и качество медицинской помощи. Государство обязуется создавать все условия для достижения этой цели в рамках предусмотренных программ.

С 2012 года четко разделяются полномочия Российской Федерации и регионов в сфере обязательного медицинского страхования.

Как и прежде, на государственном уровне устанавливаются:

— круг лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию;

— размер тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и порядок их взимания;

— ответственность субъектов и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании;

— система защиты прав застрахованных лиц.

Государство обязано разрабатывать и утверждать базовую программу обязательного медицинского страхования и единые требования к территориальным программам.

Законодатель уполномочил федеральные органы управлять средствами обязательного медицинского страхования, вести персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи.

А что же регионы? За что они отвечают?

Вопрос не праздный, так как в основном мы пользуемся медицинскими услугами на местах.

Набор полномочий субъектов РФ включает в себя:

— утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования и реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях регионов. Базовые программы реализуются в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФФОМС территориальным фондам;

— утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Такие нормативы разрабатываются и утверждаются в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее — Правила обязательного медицинского страхования);

— регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;

— администрирование доходов бюджета ФФОМС, поступающих от уплаты страховых взносов на страхование неработающего населения на территориях субъектов РФ;

— контроль на подведомственных территориях использования средств обязательного медицинского страхования, ведение отчетности, проведение проверок и ревизий.

Территориям переданы полномочия по осуществлению расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, в соответствии с едиными требованиями базовой программы.

Любой учет начинается в первичных ячейках. Поэтому субъектам вменено ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Все расходы, связанные с осуществлением переданных регионам полномочий, осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов.

А контролировать такое использование средств должны ФФОМС, финансовые органы на местах и Счетная палата РФ.

Напрямую региональные органы власти в сфере обязательного медицинского страхования должны уплачивать страховые взносы за неработающих граждан, финансировать и реализовывать территориальные программы обязательного медицинского страхования, утверждать бюджеты ТФОМС и отчеты об их исполнении (ст. 8 Закона N 326-ФЗ).

 

  • 4. Возрастающая роль обязательного медицинского страхования в оказании медицинской помощи населению

 

В сложной экономической ситуации, складывающейся в последнее время в стране и в мире, уровень государственных источников финансирования медицинских услуг снижается. В то же время роль обязательного медицинского страхования в бесплатном оказании гражданам медицинской помощи возрастает.

Об этом свидетельствуют факты, приведенные в докладе Минздрава России «О реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2013 году» (доклад размещен на официальном сайте Министерства (http://www.rosminzdrav.ru/documents/8122-doklad-o-realizatsii-programmy-gosudarstvennyh-garantiy-besplatnogo-okazaniya-grazhdanam-meditsinskoy-pomoschi-v-2013-godu) (далее — Программа-2013, Доклад Минздрава России).

Перед тем как перейти к цифрам, небольшая ремарка. Программы гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаются на три года (на текущий финансовый год и на плановый двухлетний период) и разрабатываются в целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на такую помощь. На 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов такая программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074. Доклад о реализации положений этой программы был подготовлен Минздравом России и внесен на обсуждение в Кабинет министров в соответствии с указанием пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.10.2013 N 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Основные показатели, представленные в докладе, были сформированы на основании данных годовой формы федерального статистического наблюдения. Кому-то голые цифры статистики могут показаться скучными. Но нужно помнить о том, что цифры могут указывать на важные события, проблемные ситуации, поворотные моменты, в том числе в реализации гарантий государства в оказании бесплатной медицинской помощи.

Итак, выделим из доклада несколько цифр для сравнения.

В 2013 году в Российской Федерации в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в рамках Программы-2013, бесплатно получили медицинскую помощь:

— в стационарных условиях — 29,8 миллиона пациентов (в 2012 году — 30,1 миллиона);

— в дневных стационарах — 7,6 миллиона пациентов (в 2012 году — 7 миллионов);

— в рамках скорой медицинской помощи — 40,6 миллиона человек (в 2012 году — 47,6 миллиона).

Количество посещений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с профилактической и иными целями, а также в неотложной форме составило 490 миллионов, количество обращений в связи с заболеваниями — 337,2 миллиона.

Кроме этого, федеральными медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России и ФМБА, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета оказана специализированная медицинская помощь в стационарных условиях 912,3 тысячи пациентов.

Высокотехнологичную медицинскую помощь (далее — ВМП) в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, получили 338,7 тысячи пациентов (в 2012 году — 324,7 тысячи), в медицинских организациях субъектов РФ на условиях софинансирования из федерального бюджета — 166,3 тысячи пациентов (в 2012 году — 127 тысяч).

Далее наиболее важные цифры в контексте рассматриваемой нами темы.

Расходы за счет всех источников финансового обеспечения Программы-2013 (с учетом г. Байконур) составили 1976,4 млрд. руб. и возросли в текущих ценах на 23,8% по сравнению с 2011 годом и на 15% по сравнению с 2012 годом. Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (40,9%) и средств системы обязательного медицинского страхования (59,1%).

Расходы федерального бюджета на финансирование программной медицинской помощи сократились за период 2011 — 2013 гг. на 18,2% и составили в 2013 году 330,3 млрд. руб. (16,7% всех расходов).

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на те же цели сократились по сравнению с 2011 годом на 15,9% и составили в 2013 году 478,2 млрд. руб. (24,2% всех расходов).

А вот расходы на оказание медицинской помощи в рамках Программы-2013 за счет средств обязательного медицинского страхования возросли за три года на 86,9% и составили в 1167,9 млрд. руб. (59,1% всех расходов).

Доля финансового обеспечения Программы-2013 от величины валового внутреннего продукта составила 3,0% (в 2011 году — 2,9%, в 2012 году — 2,7%).

Для наглядности и удобства восприятия названные цифры представлены в табл. N 1.

 

Таблица N 1

Финансирование Программы-2013 за период с 2011 по 2013 год

(по источникам финансирования, млрд. руб.)

 

Источники финансирования 2011 год 2012 год 2013 год
абсолютные данные в % абсолютные данные в % абсолютные данные в %
Федеральный бюджет 403,7 25,3 411,4 23,9 330,3 16,7
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 568,3 35,6 580,6 33,8 478,2 24,2
Средства системы обязательного медицинского страхования 624,9 39,1 726,4 42,3 1167,9 59,1
Итого 1596,9 100,0 1718,4 100,0 1976,4 100,0
В процентах ВВП 2,9 2,7 3,0

 

И еще несколько показательных цифр.

В 2013 году показатель подушевого финансового обеспечения Программы-2013 в целом (включая средства федерального бюджета) составил 13 859 руб. и за период с 2011 по 2013 год в текущих ценах увеличился на 24,0%.

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы-2013 за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств обязательного медицинского страхования составил в 2013 году 11 554,7 руб., что на 38,3% выше по сравнению с 2011 годом (8351,8 руб.).

Анализируя приведенные цифры и подводя промежуточный итог, можно отметить, что степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). Мы видим, что доля медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в последние два года существенно возросла.

Бывает, что за деньги, которые гарантирует государство при оказании медицинских услуг, приходится вести судебные тяжбы. Приведем пример из судебной практики.

Узловая больница, входящая в состав крупного государственного российского холдинга, осуществляет свою деятельность на небольшой станции в Амурской области. Больница оказывает медицинские услуги местному населению на основании территориальной программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи. В 2011 году узловая больница оказывала стационарную медицинскую помощь жителям местных сел, часть из которых не были включены в муниципальные контракты. Медицинские услуги были оказаны и жителям одного города, 1/3 горожан которого — это работники холдинга. Нюанс состоял еще и в том, что в 2012 году в рамках аналогичной программы медицинские услуги были оказаны в отсутствии договорных отношений с администрацией муниципального образования. Когда к этой администрации за компенсацией осуществленных расходов обратилась больница, ей было отказано в компенсации. Медики обратились в суд и выиграли тяжбу. По решению суда в их пользу деньги были взысканы за счет средств казны муниципального образования. Тут возмутились чиновники. Они подали апелляционную жалобу, в которой указали, что суд не учел изменение в 2012 году порядка финансирования организации медицинской помощи на территории муниципального района в связи с изменением его полномочий. Отказываясь возмещать больнице понесенные расходы, чиновники руководствовались разъяснением Законодательного собрания области, в котором указывалось на неправомерность расходования средств субвенции из областного бюджета на организацию оказания медицинской помощи на территории других муниципальных образований области. Также чиновники указали, что превышение объема медицинских услуг, оказанных в 2011 году, против предусмотренного контрактами было обусловлено проведением узловой больницей профилактических мероприятий, предусмотренных коллективным договором холдинга, которые в спорном периоде должны были, по мнению чиновников, финансироваться холдингом.

Суд не поддержал чиновников. При этом он указал, что услуги, предусмотренные муниципальными контрактами в 2011 году, оказаны истцом надлежащим образом. Этот факт был подтвержден представленными в материалах дела реестрами медицинских услуг, содержащими сведения о фамилиях, именах и отчествах пациентов, датах рождения, адресах проживания, датах приема, диагнозах. При этом доказательства, свидетельствующие о включении больницей в расчет иска медицинских услуг, оказанных непосредственно работникам холдинга в рамках коллективных договоров, равно как и доказательства предъявления больницей к оплате услуг, оказанных гражданам населенных пунктов, не входящих в состав муниципального района, в материалах дела отсутствовали.

Что касается амбулаторно-поликлинической помощи и услуг круглосуточного стационара, которые не были предусмотрены контрактом в 2012 году, то их оказание было подтверждено представленными в деле реестрами, отчетами и сводами.

Основываясь на нормах ст. 21 Закона N 323-ФЗ, суд указал, что гражданин при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи имеет право как на выбор медицинской организации, так и на выбор врача с учетом его согласия.

В соответствии со ст. 11 Закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий, взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. Узловая больница в спорный период являлась участником указанной программы.

В итоге суд решил, что отсутствие между сторонами заключенного муниципального контракта на 2012 год не свидетельствовало об отсутствии между сторонами обязательственных правоотношений.

Кроме этого, суд проанализировал расходование субвенции по муниципальному району. В результате было установлено, что средства на спорные цели администрации были выделены полностью (в том числе и на деятельность узловой больницы), причем часть средств осталась неизрасходованной и была зарезервирована на следующий год.

Суд признал правомерным предъявленные требования муниципальным властям о взыскании задолженности за оказанные больницей в 2011 — 2012 гг. медицинские услуги и оставил апелляционную жалобу без удовлетворения.

См.: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 N 06АП-1480/2013 (Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 16.09.2013 N Ф03-3980/2013 данное Постановление оставлено без изменения).

Глава 1   Глава 2   Глава 3   Глава 4   Глава 5   Глава 6   Глава 7   Глава 8   Глава 9   Глава 10   Глава 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code