Трудовой (гражданско-правовой) договор на выполнение работ

Комментарий к Постановлению ВС РФ от 17.11.2014 N 46-АД14-20

Заключая трудовой либо гражданско-правовой договор с лицом, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы (служащий), необходимо помнить, что законодательством установлены определенные требования как к работодателям (заказчикам — по договорам гражданско-правового характера), так и самим потенциальным работникам (исполнителям). Какие здесь имеются особенности?

Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в установленный перечень, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (то есть гражданин обязан обратиться с письменным запросом в специальную комиссию).

Кроме того, служащий — претендент на работу обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение гражданином этого требования влечет прекращение заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора.

В свою очередь, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Аналогичные положения содержит ст. 64.1 ТК РФ, определяющая условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.

 

Обратите внимание! Определениями КС РФ от 25.09.2014 N 2250-О и от 25.09.2014 N 2020-О положения ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции признаны не противоречащими Конституции РФ. Конституционный Суд указал: оспариваемые нормы ориентированы на обеспечение безопасности государства, а потому не могут рассматриваться как нарушающие права работодателя. Поэтому нет смысла еще раз пытаться доказывать неконституционность названных норм.

 

В мае 2014 г. Минтруд выпустил Памятку «О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего» <1>. Чиновники сообщили: в случае если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

———————————

<1> Ознакомиться с документом можно на сайте Минюста (http://minjust.ru/ru/pamyatka-rabotodatelyu-prinimayushchemu-na-rabotu-byvshego-gosudarstvennogo-ili-municipalnogo).

 

  1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих Перечнях должностей:

— разд. I или II Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557;

— перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разд. III этого же Перечня;

— Перечнях должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы (п. 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925).

Ознакомиться с данными Перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Кроме того, сам гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).

  1. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные Перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

— менее двух лет — требуется сообщить в 10-дневный срок;

— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.

  1. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700.

В нем, в частности, предусмотрено, что письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). В письме должны содержаться следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

— число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

— должность, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

— наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

— дата и номер приказа (распоряжения), согласно которому гражданин принят на работу;

— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

 

К сведению. Минтруд, разъясняя положения ст. 12 Закона о противодействии коррупции, обратил внимание на то, что данная статья распространяется на любые организации (Письмо от 30.12.2013 N 18-2/4074).

 

Неисполнение работодателем обязанности по направлению сообщения является правонарушением и влечет ответственность, установленную ст. 19.29 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа:

— на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;

— на юридические лица — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Причем ссылка на то, что служащий в нарушение требований ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции не сообщил работодателю сведения о последнем месте своей службы, не избавит работодателя от уплаты штрафа. Подтверждение тому — комментируемое Постановление ВС РФ. В нем Верховный Суд указал: располагая копией трудовой книжки М., в которой содержалось указание на то, что последний проходил службу в Сызранском ЛО МВД России на транспорте, организация имела возможность выполнить требования ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, поэтому наложение штрафа в сумме 100 тыс. руб. обоснованно.

В заключение отметим, что в настоящее время срок привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет шесть лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановления Нижегородского областного суда от 31.10.2014 по делу N 7п-610/14, Астраханского областного суда от 21.03.2014 N 4-а-118/2014 и др.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code