Налоговый мониторинг

О новой системе налогового контроля — налоговом мониторинге

С 1 января 2015 г. будет действовать новый порядок контроля со стороны фискальных органов — налоговый мониторинг. Процедура достаточно новая и пока еще неизвестная с практической стороны, но насколько возможно предположить, для добросовестных налогоплательщиков привлекательная. Разбираемся в подробностях налогового мониторинга подробнее.

 

Со следующего года внедряется институт налогового мониторинга. Новая форма налогового контроля вводится Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ с 1 января 2015 г.

Как отметил заместитель начальника Контрольного управления ФНС России К.В. Новоселов на Международной научной конференции «Экономическая безопасность бизнеса в условиях глобализации экономики», проходившей в Йошкар-Оле, налоговый мониторинг основан на качественно новом уровне взаимодействия налоговых органов с организациями. Суть процедуры состоит в том, что теперь инспекторы получат доступ к учетным системам компаний и будут контролировать «не отдельные операции налогоплательщиков, а модель построения системы внутреннего контроля компании». В результате надзорных мероприятий деятельность организаций станет прозрачной и понятной. А по итогам мониторингового взаимодействия постепенно сформируются эталонные системы организации внутреннего учета, «которые будут использоваться при налоговом контроле других компаний».

 

Характеристики процедуры налогового мониторинга

Что выявляет налоговый мониторинг? Данная форма контроля направлена на отслеживание правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты и перечисления налогов и сборов путем информационного взаимодействия с налогоплательщиком. Основные характеристики процедуры мониторинга мы свели в таблице N 1.

Таблица 1

Порядок проведения налогового мониторинга

Кто может претендовать на проведение налогового мониторинга Организации, отвечающие установленным требованиям и имеющие возможность соблюдать регламент информационного взаимодействия с налоговым органом
С чего начинается процесс мониторинга Организации необходимо подать заявление и требуемые документы до 1 июля
Возможность отозвать заявление До принятия налоговым органом решения о проведении/отказе в проведении мониторинга организация может отозвать его
Принятие налоговым органом решения о проведении/отказе в проведении налогового мониторинга Направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия, но не позднее 1 ноября
Где проводится мониторинг По месту нахождения налогового органа
«Мониторинговый» период С 1 января года, следующего за годом подачи заявления, до 1 октября года, следующего за «мониторинговым»
Досрочное прекращение мониторинга Предусмотрены случаи досрочного прекращения проведения налогового мониторинга
Процесс проведения мониторинга — Если при проведении мониторинга выявлены противоречия, инспекция запрашивает пояснения, которые организация должна представить в течение пяти дней либо в течение десяти дней внести исправления;- если после рассмотрения пояснений (либо при отсутствии пояснений) установлен факт неправильного исчисления налогов, инспекция составляет мотивированное мнение (составляется не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга)
Мотивированное мнение Может быть составлено по инициативе налогового органа или по запросу организации
Несогласие фирмы с мотивированным мнением Налоговый орган инициирует проведение взаимосогласительной процедуры в ФНС России
Проведение взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения

Субъекты, претендующие на проведение налогового мониторинга

Кто может обратиться за проведением налогового мониторинга? Организации объявляют о желании проведения мониторинга в заявительном порядке. Подать заявление нужно в налоговый орган по месту нахождения компании не позднее 1 июля года, предшествующего переходу на мониторинг. На сегодняшний момент форма заявления еще не принята, но в Федеральном законе от 04.11.2014 N 348-ФЗ установлено, что ее утверждает ФНС России, так что ожидаем ее появления.

Причем обратиться за мониторингом имеют право только те организации, которые удовлетворяют определенным требованиям. Обязательные условия для перехода на налоговый мониторинг должны выполняться одновременно, их мы отразили в таблице N 2.

Таблица 2

Условия, которым должны соответствовать организации для перехода на налоговый мониторинг

Условия Детали Параметры
Совокупная сумма налогов НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году перехода на мониторинг (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) Не менее 300 млн руб.
Суммарный объем полученных доходов За календарный год, предшествующий году перехода на мониторинг Не менее 3 млрд руб.
Совокупная стоимость активов На 31 декабря календарного года, предшествующего году перехода на мониторинг Не менее 3 млрд руб.

К заявлению нужно приложить такие документы, как:

— регламент информационного взаимодействия;

— информация об организациях и физических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации, представившей заявление, с долей участия более 25 процентов;

— учетная политика.

Итак, для перехода на мониторинг, помимо соответствия установленным критериям и подачи заявления с необходимым пакетом документов в обусловленный срок, организация должна быть готова исполнять регламент информационного взаимодействия. А именно представлять налоговому органу документы, служащие основанием для исчисления налогов в электронной форме, обеспечить доступ к своим информационным системам. Также представить данные о порядке отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информацию о системах внутреннего контроля организации за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Имейте в виду, что до принятия налоговым органом решения о проведении/отказе в проведении мониторинга организация вправе отозвать свое заявление.

По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель налогового органа принимает решение о проведении либо об отказе в проведении налогового мониторинга в срок до 1 ноября. Вердикт налоговый орган направляет компании в течение пяти дней со дня принятия.

 

Пример. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ о мониторинге вступает в силу 1 января 2015 г. Это значит, что организации, решившей перейти на проведение налогового мониторинга, заявление и прилагаемые к нему документы нужно подать в налоговый орган до 1 июля 2015 г. (среда). Допустим, организация представила заявление и документы в налоговую 19 января 2015 г. Решение инспекция должна направить налогоплательщику в течение пяти дней со дня его принятия, то есть 23 января, но не позднее 2 ноября 2015 г. (установленный срок — 1 ноября — приходится на выходной день — воскресенье). Проведение налогового мониторинга начнется с 1 января 2016 г. по 1 октября 2017 г.

 

Основания для отказа в проведении налогового мониторинга

Отказать в проведении мониторинга могут по трем причинам:

  1. Если организация не представила или представила неполный комплект вышеобозначенных документов.
  2. Если организация не соответствует установленным критериям.
  3. Если регламент информационного взаимодействия не соответствует установленным форме и требованиям.

 

О досрочном прекращении мониторинга

Есть случаи, когда налоговое наблюдение может прекратиться досрочно. Это:

— неисполнение налогоплательщиком регламента информационного взаимодействия;

— предоставление организацией недостоверной информации в ходе проведения мониторинга;

— систематическое (два раза и более) непредставление документов и пояснений налоговому органу.

Если допущены указанные нарушения, инспекция досрочно прекратит проведение налогового мониторинга и в течение десяти дней уведомит об этом проверяемую организацию. Предельный срок уведомления о преждевременном прекращении наблюдения установлен 1 сентября года, следующего за «мониторинговым».

Итак, в ходе проведения мониторинга, если выявлены какие-либо несоответствия, инспекция может запросить пояснения у проверяемой компании, потребовать внести исправления и по результатам выносит мотивированное мнение.

Мотивированное мнение налогового органа — это отражение позиции инспекции по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Примечательно, что мотивированное мнение составляется не только по инициативе налогового органа в случае выявления несоответствий при исчислении и уплате налогов, но и по запросу проверяемой организации. Сделать это она может в том случае, если у фирмы имеются сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга.

В запросе о представлении мотивированного мнения инспекции фирме необходимо изложить свою позицию по вопросам учета и налогообложения.

Инспекция направляет его компании в течение месяца. Однако если для подготовки мотивированного мнения налоговикам потребуются истребовать документы, этот срок может быть продлен еще на месяц.

По нашему мнению, это право является хорошим козырем для налогоплательщика на мониторинге, ведь если компания будет действовать согласно предписанию налоговиков в мотивированном мнении, это снимет с нее ответственность.

 

Освобождение от проверок

Среди преимуществ проведения налогового мониторинга отметим то, что плательщики, отчитывающиеся декларацией за налоговый период, за который проводится мониторинг, освобождаются от камеральной налоговой проверки. Однако из этого правила есть исключения, когда от «камералки» не уйти. Это:

— декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;

— в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога;

— в декларации по акцизам заявлена к возмещению сумма акциза;

— представлена уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, либо увеличена сумма убытка по сравнению с ранее представленной декларацией;

— мониторинг прекращен досрочно.

 

Справочно. Периодом, за который будет проводиться налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представит в инспекцию заявление о проведении мониторинга. Налоговый контроль начинается с 1 января года, за который проводится мониторинг, по 1 октября следующего года.

 

Также инспекторы не будут проводить выездные проверки за период, за который проводится мониторинг. Освобождение от выездных проверок не распространяется на следующие ситуации:

— проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

— досрочное прекращение налогового мониторинга;

— невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

— представление уточненной декларации за период проведения мониторинга, в которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшена по сравнению с суммой, указанной в ранее представленной декларации.

 

Организация налогового мониторинга

Организация налогового мониторинга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code