Повышающие коэффициенты и плата за отопление в 2015 году

Повышающие коэффициенты

В прошлом номере мы остановились на том, что повышающие коэффициенты не могут применяться к нормативам, установленным расчетным методом. А поскольку на территории РФ этот метод в настоящее время является преобладающим, то повышающие коэффициенты, казалось, не могут применяться. Теперь данный пробел устранен: соответствующие дополнения внесены во вторую часть Приложения (теперь это Приложение 1) к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Вторая часть посвящена определению нормативов потребления коммунальных услуг расчетным методом. Новые пункты имеют следующую нумерацию: п. п. 18(1), 22(1), 26(1), 27(1), 29(1), 36(1), 37(1), 39(1). Перечень услуг, к нормативам потребления которых применяются повышающие коэффициенты, тот же, что и при установлении нормативов расчетным методом, к ним добавлены нормативы потребления отопления, холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения в жилых домах, расположенных на земельном участке с надворными постройками (такие нормативы устанавливаются только расчетным методом).

Таким образом, с 2015 г. повышающие коэффициенты применяются на территории всей страны в обязательном порядке. Остальные условия, случаи и варианты их применения, рассмотренные в прошлом номере журнала, остались неизменными.

 

Плата за отопление

Прежде всего нужно отметить, что действие некоторых положений прежних Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, продлено до 01.07.2016. Соответствующие изменения внесены в абз. 2 п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Также в пп. «б» п. 2 Постановления N 1380 указано: решения органов государственной власти субъектов РФ о применении порядка расчета платы за отопление в соответствии с прежними правилами с использованием нормативов потребления тепловой энергии, действовавших на 30.06.2012, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу п. п. 15 — 28 Прежних правил предоставления коммунальных услуг и п. п. 1 — 4 Приложения 2 к данным Правилам. Выходит, что переходный период продлен еще на полтора года. Именно тогда будут актуальны выкладки из статьи, опубликованной в прошлом номере.

 

Другие изменения

Постановлением N 1380 внесены и другие поправки в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Вкратце опишем некоторые из них.

Теперь в нормативном документе прописано, что норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН равен нулю. Полагаем, что в связи с этим должны прекратиться споры о порядке расчета платы за водоотведение в отсутствие ОПУ <3>. Формула из пп. «в» п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, может быть применена с учетом того, что последнее слагаемое будет равно нулю.

———————————

<3> Подробнее об истории вопроса можно прочитать в статье Т.К. Любимцевой «Расчет объема водоотведения при отсутствии в доме ОПУ» (2014, N 7).

 

По новым Правилам нормативы потребления устанавливаются по инициативе не только РСО и уполномоченного органа, но и управляющих организаций (в том числе ТСЖ, ЖК, ЖСК, их объединений). Интересно, что две и более УК могут обратиться в уполномоченный орган с совместным заявлением в случае, когда объем жилищного фонда, в отношении которого каждая УК предоставляет коммунальные услуги, недостаточен для соблюдения условий представительности выборки для применения метода аналогов. Ввиду того, что в настоящее время все нормативы установлены, УК могут инициировать только их изменение, которое осуществляется в порядке, определенном для их установления. В частности, основания для изменения нормативов названы в п. 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг:

— изменение конструктивных и технических параметров (добавлено: в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства МКД, климатических условий, при которых объем потребления коммунальных ресурсов изменяется более чем на 5%;

— внесение изменений в данные правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения таких нормативов;

— получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом (новое основание).

Таким образом, представляется, что УК может подать заявление об изменении норматива потребления, если имеет данные о фактическом потреблении ресурса согласно показаниям приборов учета. К примеру, необходимость изменения нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН может возникнуть у УК, если в доме установлены ИПУ и ОПУ, но начислять плату за ОДН приходится исходя из норматива потребления, установленного расчетным методом (разницу УК оплачивает за свой счет в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг). Но здесь нужно учитывать, что в силу п. 21 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов применяется, если в выбранных МКД техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем (ВИС) соответствует Правилам содержания общего имущества. Поэтому в случае завышенного расхода ресурса на ОДН по причине ненадлежащего содержания ВИС УК не удастся инициировать увеличение норматива потребления услуги на ОДН.

Постановлением N 1380 утверждено новое (второе) Приложение к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В нем установлены категории домов (в зависимости от конструктивных и технических параметров, степени благоустройства), по которым дифференцируются нормативы потребления.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению расчетным методом используется такой показатель, как количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение одного календарного месяца. С 30.12.2014 этот показатель устанавливает Минстрой, а не уполномоченный орган. Пунктом 3 Постановления N 1380 на данное ведомство возложена обязанность установить в течение шести месяцев количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца.

Кроме того, в соответствии с пп. «а» п. 2 Постановления N 1380 органы власти субъектов РФ вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории региона нормативов потребления (в отношении всех или отдельных муниципальных образований). Но такой переход должен быть завершен не позднее 31.12.2016.

* * *

Повышающие коэффициенты все-таки будут применяться при расчете платы за коммунальные услуги без приборов учета, а переходный период по расчету платы за отопление продлен на полтора года. Соответствующие поправки к нормативным актам были приняты в середине декабря и вступили в силу 30.12.2014. Среди новшеств можно назвать предоставленное УК и ТСЖ право инициировать изменение нормативов потребления, установление норматива водоотведения на ОДН равным нулю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code