ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТЕРЯННОЙ РАБОТНИКОМ ТРУДОВОЙ КНИЖКИ

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Если при приеме на работу выясняется, что работник утратил свою трудовую книжку, то по его письменному заявлению работодатель обязан оформить новую. Кроме того, работник может восстановить свою прежнюю трудовую книжку. Восстановление трудовой книжки связано с оформлением дубликата по последнему месту работы.

Подробнее о порядке восстановления утерянной работником трудовой книжки читайте в настоящей статье.

 

На основании ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, обязано предъявить работодателю, в частности, трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства. В случае отсутствия трудовой книжки работодатель обязан потребовать от сотрудника письменное заявление об оформлении новой трудовой книжки с указанием причины ее отсутствия.

Если работник потерял трудовую книжку, то он может ее восстановить.

Для восстановления трудовой книжки работнику необходимо обратиться с соответствующим заявлением по последнему месту работы, где ему должны выдать ее дубликат не позднее 15 дней со дня получения заявления (п. 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» (далее — Правила N 225).

В соответствии с п. 32 Правил N 225 при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся:

а) сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления в данную организацию, подтвержденном соответствующими документами;

б) сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Сведения о работе в раздел трудовой книжки вносятся лишь на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих стаж работы. Такими документами могут быть трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета, ведомости на выдачу заработной платы и другие. Если организация-работодатель была ликвидирована, то соответствующие справки можно запросить в муниципальном архиве. Работодатель по последнему месту работы обязан оказать содействие работнику в их получении.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения организации, периодов работы и должностей работника. После этого общий и/или непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывается по отдельным периодам работы (п. 7.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее — Инструкция N 69)).

Если трудовую книжку работника утратил работодатель, то он обязан выдать ему дубликат трудовой книжки, поскольку именно он несет ответственность за принятые на хранение трудовые книжки.

При массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков и других чрезвычайных обстоятельств) трудовой стаж этих работников устанавливается комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 июня 1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций». В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы у данного работодателя осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзного билета, учетной карточки члена профсоюза, расчетной книжки и тому подобных), а в случае их отсутствия — на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе (п. 34 Правил N 225).

Если работник до поступления к данному работодателю уже работал, то комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника.

Работодатель на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки.

В случае если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке (п. 34 Правил N 225).

Следует отметить, что в настоящее время понятие «непрерывный трудовой стаж» практически не используется, поэтому в дубликате можно указывать только общий стаж работы.

Запись в дубликат трудовой книжки производится в следующем порядке:

— после указанного общего и/или непрерывного стажа в графе 1 ставится порядковый номер;

— в графе 2 указывается дата приема на работу;

— в графе 3 — наименование организации (работодателя), где работал работник, структурное подразделение и работа (должность), специальность, профессия с указанием квалификации, на которую был принят работник;

— в графе 4 указываются наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате.

Запись об увольнении делается так же, путем указания порядкового номера в графе 1, даты увольнения в графе 2 и его причины (основания) в графе 3, если эти причины указаны в представленном работником документе.

 

Обратите внимание! Наименование организации, в которой трудился работник, записывается в графе 3 трудовой книжки напротив даты приема на работу, указанной в графе 2, а не до этой записи, как принято при оформлении подлинника трудовой книжки.

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.

 

 

N записи Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
1 2 3 4
Общий стаж до поступления в
общество с ограниченной
ответственностью «Луна» — 3 года 5
месяцев 12 дней
Общество с ограниченной
ответственностью ООО «Елена»
(ООО «Елена»)
1 03 04 2008 Принята на должность бухгалтера Приказ от 03.04.2008
N 14-к
2 11 01 2010 Переведена на должность главного Приказ от 11.01.2010 N 1-н
бухгалтера
3 14 07 2014 Трудовой договор расторгнут по Приказ от 14.07.2014
инициативе работника, пункт 3 N 24-н
части 1 статьи 77 Трудового кодекса
Российской Федерации
Общество с ограниченной
ответственностью «Луна»
(ООО «Луна»)
4 15 07 2014 Принята на должность главного Приказ от 15.07.2014
бухгалтера N 33-р

 

 

В соответствии с п. 32 Правил N 225 в дубликате трудовой книжки необходимо сделать запись о награждениях (поощрениях), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

После того как дубликат оформлен, работодатель (работник кадровой службы) должен снять копии с документов, на основании которых вносились записи, заверить их надлежащим образом и оригиналы вернуть владельцу трудовой книжки. Такие требования установлены п. 7.2 Инструкции N 69.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что изначально трудовые книжки создавались для подтверждения трудового стажа работников. При этом по ранее действовавшим нормам законодательства стаж подразделялся на общий и непрерывный. В настоящее время подсчет стажа осуществляется на основании представленных в Пенсионный фонд сведений персонифицированного учета. Соответственно, при утрате трудовой книжки восстанавливать ее нет необходимости. В этом случае можно завести новую трудовую книжку, а для подтверждения сведений о предыдущем стаже следует оказать работнику содействие в сборе справок с предыдущих мест работы. Впоследствии данные справки (копии приказов) вместе с новой трудовой книжкой работник представит в Пенсионный фонд, если возникнет необходимость в уточнении каких-либо данных.

Однако если трудовые книжки были утрачены по вине работодателя, то он обязан их восстановить, то есть выдать работникам дубликаты трудовых книжек, так как именно работодатель несет ответственность за принятые на хранение трудовые книжки. Дубликат необходимо выдать и при наличии соответствующего письменного заявления работника в случаях, указанных в п. п. 31 и 33 Правил N 225.

Статьи по теме:

ВНЕСЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В ТРУДОВУЮ КНИЖКУ О ВРЕМЕНИ СЛУЖБЫ И ОБУЧЕНИЯ

ВНЕСЕНИЕ ИСПРАВЛЕНИЙ В ТРУДОВУЮ КНИЖКУ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТЕРЯННОЙ РАБОТНИКОМ ТРУДОВОЙ КНИЖКИ

ВЫДАЧА ВКЛАДЫША В ТРУДОВУЮ КНИЖКУ

ВЫДАЧА ДУБЛИКАТА ТРУДОВОЙ КНИЖКИ

ВЫДАЧА НОВОЙ ТРУДОВОЙ КНИЖКИ

ВЫДАЧА ТРУДОВОЙ КНИЖКИ НА РУКИ РАБОТНИКУ ПО ЕГО ПРОСЬБЕ. КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВЫДАЧА ТРУДОВЫХ КНИЖЕК ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

ДОКУМЕНТООБОРОТ ПО ТРУДОВЫМ КНИЖКАМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ТРУДОВЫМИ КНИЖКАМИ

ЗАПИСИ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ. ЗАПОЛНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ

ВЕДЕНИЕ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

ЗАПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК ПО СОВМЕСТИТЕЛЯМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ПЕРЕВОДЕ С ВНЕШНЕГО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВНОЕ МЕСТО

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЕДЕНИЕ И ВЫДАЧУ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАДЕРЖКУ ВЫДАЧИ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

РЕГИСТРАЦИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ — РАБОТОДАТЕЛЕМ

СВЕДЕНИЯ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ О НАГРАЖДЕНИЯХ

УЧЕТ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ВЫДАЧИ БЛАНКОВ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК (БУХГАЛТЕРСКИЙ, НАЛОГОВЫЙ). ХРАНЕНИЕ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code