§ 2. ТАКТИКА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ, ПОТЕРПЕВШИХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ

Анализ уголовных дел по ДТП свидетельствует, что нередко допросы свидетелей, потерпевших и подозреваемых носят поверхностный характер. В некоторых случаях не уточняется, где находился допрашиваемый в момент происшествия (на каком месте дорожного участка или улицы), не конкретизируется скорость движения транспортного средства, неправильно называются части автотранспортного средства, не выясняется состояние потерпевших и свидетелей до происшествия, не устраняются противоречия в показаниях допрашиваемых.

Не касаясь вопросов тактики допроса, основные выясняемые обстоятельства можно подразделить на три группы.

Обстоятельства, имеющие значения для розыска скрывшегося водителя и его автомобиля:

• тип, марка, номерной знак транспортного средства, его приметы;

• направление в котором оно скрылось, а также скорость его движения;

• приметы скрывшегося водителя и следовавших с ним пассажиров, иные данные о них;

• двигался ли встречный или попутный транспорт и какой именно.

Обстоятельства, характеризующие механизм преступления, личность водителя и поведение потерпевшего:

• механизм происшествия (обстановка, предшествовавшая происшествию, в момент и после происшествия; какой частью транспортного средства был сбит пешеход и т.д.);

• поведение водителя до происшествия (тормозил ли резко, постепенно, с перерывами и на карпом расстоянии от места происшествия; подавал ли звуковые, световые сигналы; принимал ли иные меры и какие, чтобы избежать ДТП; по какой стороне дороги вел машину; с какой скоростью; какие допустил нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и т.д.);

• поведение водителя после происшествия (останавливался, выходил ли из машины, оказывал ли помощь пострадавшему, осматривал ли машину, что говорил о происшедшем, под каким предлогом покинул место происшествия и т.д.);

• поведение потерпевшего перед, во время и после происшествия (путь и направление его движения, что делал при приближении транспортного средства, как реагировал на сигналы водителя и т.д.);

• состояние водителя (находился в состоянии опьянения, причинены ли ему телесные повреждения), его приметы;

Обстоятельства, относящиеся к условиям восприятия преступления:

• освещение транспортного средства и улицы;

• степень видимости и обзорности пути;

• состояние погоды;

• где находился допрашиваемый относительно места происшествия.

Тактически неверно задавать вопросы относительно расстояния при получении информации о механизме ДТП. В подобном случае, в связи с тем, что визуальное восприятие расстояния строго индивидуально, целесообразно уточнить, где в интересующий момент находился пешеход и где находилось транспортное средство. Для этого можно предложить указать эти места на схеме ДТП, однако в данном случае не рекомендуется предъявлять схему с нанесенными на ней транспортными средствами и местом расположения пострадавшего, если оно зафиксировано при ДТП. Можно провести допрос на месте происшествия.

При выяснении скорости движения транспортных средств в предаварийный период необходимо, по возможности, детализировать ее при этом недопустимы такие выражения как — «порядка 60 км/час», «около 60 км/час», «примерно 60 км/час», «в пределах 60 км/час». В данном случае можно указать, что скорость движения транспортного средства была не менее 60 км/час, обосновав это утверждение, например тем, что допрашиваемый имеет большой водительский стаж. В этом случае эксперт-автотехник может принять эту скорость в качестве исходных данных при проведении экспертного исследования. В противном случае, возникает неоднозначность в оценке скорости движения транспортного средства со стороны обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства по делу.

Когда допрашиваемый затрудняется в определении скорости движения транспортного средства в количественном выражении — проводится следственный эксперимент.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code