Административное обжалование результатов проверки

Компании и предприниматели имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц. Однако прежде чем обратиться в суд, решение налоговых органов о привлечении к ответственности нужно обжаловать в досудебном порядке. В этой статье мы расскажем, как составить жалобу, соблюсти срок ее подачи или восстановить уже пропущенный, а также какие причины могут помешать принять жалобу к рассмотрению вышестоящим налоговым органом.

Визит налогового инспектора требует выемки документации, грозит личным досмотром сотрудников и приостановлением деятельности компании в процессе проверки. По результатам камеральных и выездных проверок налоговые органы составляют акты, на основании которых организация может быть привлечена к ответственности в виде доначислений обязательств и штрафов, а в перспективе может маячить уголовное преследование. И далеко не всегда бизнесмены согласны с такими санкциями. В соответствии со ст. 23 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП…» нормативные правовые акты органов контроля (надзора), нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, ИП и не соответствующие законодательству, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Право обжалования

В соответствии с гл. 19 Налогового кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящем налоговом органе, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права. Ненормативные акты — это документы, подписанные начальником или заместителем начальника ФНС.

С начала 2014 г., прежде чем обратиться в суд, решения налоговых органов о привлечении к ответственности необходимо обжаловать в досудебном порядке (ст. 101.2 НК РФ). Если фирма, минуя вышестоящий налоговый орган, попытается обжаловать решение налогового органа непосредственно в суде, ее исковое заявление будет оставлено без рассмотрения (пп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

Надо заметить, что жалобы на акты по итогам проверок не подаются. Налогоплательщик может представить письменные возражения в инспекцию, должностные лица которой составили акт, в течение одного месяца со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Досудебное урегулирование налогового спора по проверочным решениям возможно по выбору компании в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе. Плательщик вправе обжаловать решение инспекции полностью или частично, вступившее или не вступившее в действие.

Если подается жалоба на не вступившее в силу решение налогового органа, обжалование называется апелляционным. Жалоба подается в налоговую инспекцию, вынесшую решение, в течение 10 дней со дня вручения решения, а оттуда передается в вышестоящий налоговый орган (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на решение, вступившее в законную силу, может быть подана в течение одного года с момента вынесения решения в тот же орган, откуда она передается адресату (п. 2 ст. 139 НК РФ). И не имеет значения, было ли оно обжаловано в апелляционном порядке или нет. В случае обжалования решения, вступившего в законную силу, его исполнение не приостанавливается автоматически. Между тем по заявлению плательщика вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Неудовлетворительное решение налоговой по итогам рассмотрения жалоб может быть обжаловано как в административном (в вышестоящем органе), так и в судебном порядке в соответствии со ст. ст. 138 — 141 Налогового кодекса. Срок обжалования — в течение трех месяцев с момента вынесения решения ФНС или вышестоящего налогового органа по жалобе (Письмо Минфина России от 20.11.2009 N 03-02-07/1-516).

Кроме того, заявитель имеет право подать любую жалобу повторно либо обратиться с ней в прокуратуру. Здесь же напомним, что налогоплательщик в течение одного месяца с момента извещения о взыскании налога, пени, штрафа вправе обратиться с заявлением о возврате излишне взысканных сумм (ст. 79 НК РФ). Как видим, спектр способов защиты от нарушений, допущенных Федеральной налоговой службой, достаточно широк.

Составление жалобы

Жалоба подается в письменной произвольной форме изложения, адресуется УФНС по области. Ксерокопии жалоб или жалобы, переданные по факсу, не рассматриваются. Для того чтобы решение вопроса не затягивалось, лучше, конечно, составить такое обращение в ключе принятой для этой формы документов классификации. В составлении жалобы главное — это правильно обосновать заявляемые требования. При этом в ней указывается следующая информация:

— адрес, наименование вышестоящего органа (УФНС по области), должность представителя органа, его Ф.И.О.;

— дата составления жалобы;

— наименование документа и его предмет (например, жалоба о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности, на действия или бездействие должностного лица);

— наименование организации (Ф.И.О. ИП), ИНН, юридический адрес организации (адрес ИП) контактные данные;

— наименование контролирующего ведомства, акт которого обжалуется;

— фамилия, имя, отчество должностного лица (лиц), проводившего проверку, действия которого обжалуются;

— дата начала и окончания проведения проверки;

— номер и дата составления акта (акта проверки, предписания, протокола, постановления о привлечении к административной ответственности);

— подробные обстоятельства дела: факты нарушения прав, законных интересов и свобод либо препятствия к их реализации или факты незаконного возложения обязанностей, даты их совершения. Если организацией принимались меры в связи с незаконными действиями инспекции, такие меры и дату их принятия тоже нужно указать (обращение с заявлениями, ходатайствами). Надо дать ссылки на документы контролирующих органов, если имеются: реквизиты предписаний, постановлений, даты и обстоятельства получения этих документов;

— ссылки на нарушенные статьи закона и судебную практику;

— приложения: копии документов, подтверждающих обоснованность заявляемых требований. Если такие документы не представлялись до принятия решения, необходимо объяснить причину;

— просительная часть должна быть четко сформулирована: прошу освободить от ответственности, отменить (снизить, смягчить) наказание (штраф, взыскание), признать недействительным (изменить) постановление полностью или в части (указать, в какой) и т.д.;

— в конце поставить подпись уполномоченного лица, указать количество листов приложений, реквизиты и наименование документов, которые прилагаются к жалобе.

 

На заметку. Чем больше фактов, подтвержденных доказательствами и правовыми нормами, изложено в жалобе, тем выше шансы получить удовлетворительный ответ.

 

Обращение направляется в двух экземплярах. Второй экземпляр возвращается заявителю со штампом входящего номера. Жалоба считается поданной в срок, если она отправлена по почте или передана в канцелярию до истечения последнего дня срока подачи жалобы.

Документы, подтверждающие направление жалобы в уполномоченный орган (в т.ч. конверт со штемпелем), в случае необходимости подтвердят соблюдение процессуальных сроков и информированность налоговых органов о допущенном ими правонарушении.

Восстановление пропущенного срока

В случае пропуска срока подачи любой жалобы по уважительной причине по заявлению налогоплательщика он может быть восстановлен с помощью письменного заявления, либо включенного в текст жалобы, либо написанного отдельным документом. Вместе с ним необходимо представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, вследствие которых был пропущен срок обжалования.

Индивидуальным предпринимателям как физическим лицам восстановить срок проще. Например, болезнь, подтвержденная справкой, может спасти положение. Организациям сложнее. Так, болезнь или командировка руководителя не поможет. Ведь в штате почти во всех организациях имеется бухгалтер, а также юрист.

Фирма может сослаться только на непредвиденные обстоятельства (форс-мажор), например наводнение, потопившее необходимые документы, которые пришлось восстанавливать, или изъятие необходимых документов контролирующими органами.

Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае индивидуально лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если в восстановлении срока будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

Десяти дней для подачи апелляционной жалобы, конечно, может не хватить на ее подготовку. В этом случае можно изложить жалобу кратко, а недостающие доказательства или аргументы подать в дополнении к жалобе с пояснением причин, по которым ранее это сделать не представлялось возможным.

Жалобы, которые не примут к рассмотрению

Налоговая не рассматривает жалобы в следующих случаях:

— жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

— представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу;

— жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Налоговым кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении, или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

— имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе;

— ранее подана жалоба по тем же основаниям;

— до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или частично.

В таком случае заявителю в обязательном порядке должен быть направлен письменный отказ в рассмотрении жалобы с разъяснением причин отказа.

Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению можно обжаловать в общем порядке. Либо после устранения указанных недостатков заявитель имеет право вновь обратиться с подобной жалобой, за исключением случаев, когда обжалование было отозвано самим заявителем или ранее подобная жалоба уже подавалась.

Решения, принимаемые по жалобам

Срок рассмотрения жалобы может длиться до двух месяцев. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган (ст. 140 НК РФ):

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или частично;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Следует заметить, что вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалобы не может быть принято решение, ухудшающее положение налогоплательщика.

В решении разъясняется порядок дальнейших действий по обжалованию решений, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на правовые нормы в случае их несогласия с результатом решения.

Отмена решения о привлечении к ответственности

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Пункт 1 ст. 108 Налогового кодекса гласит: «Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом». При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 

Важно знать. Отсутствие события правонарушения как такового либо отсутствие вины лица исключает возможность привлечения такого лица к ответственности (ст. 109 НК РФ).

 

В Обзоре практики по делам об оспаривании решений налоговых органов в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок и принятия таких решений арбитражный суд Вологодской области привел примеры нарушений существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля, которые являются основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

К таким существенным условиям относится, прежде всего, истечение срока давности привлечения к ответственности.

Если налоговая не обеспечила возможность лица участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить объяснения, (например, не направила уведомление) такое решение должно быть признано недействительным. Так, рассмотрение материалов проверки налоговым органом в отсутствие плательщика, получившего уведомление о времени и месте рассмотрения после принятия решения, является основанием для признания решения недействительным.

Неизвещение компании о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля является безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.

Из системного толкования положений ст. 101 Налогового кодекса следует, что вынесение решения по результатам проверки должно быть произведено только тем должностным лицом налогового органа, которое рассматривало материалы проверки. Это значит, что подписи в решении и в акте должны принадлежать одному и тому же лицу.

Отсутствие в тексте решения налогового органа обстоятельств совершенного лицом правонарушения в том виде, в каком они установлены проведенной проверкой, и отсутствие ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводов, приводимых лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результатов проверки этих доводов является основанием для признания такого решения недействительным.

Доказательства, полученные при проведении проверки одной организации, не могут быть использованы при принятии решения о привлечении к ответственности по результатам выездной налоговой проверки другой организации, если они могли быть получены налоговым органом непосредственно у привлекаемого к ответственности лица или его контрагентов.

Если документы поступили в налоговый орган после завершения процедуры дополнительных мероприятий налогового контроля и даты составления справки о проведенных мероприятиях, он не имеет права на них ссылаться.

Заключение

Административный порядок обжалования — простой с точки зрения подготовки документов и, что немаловажно, бесплатный. Конечно, заявитель надеется, что жалоба будет рассмотрена непредвзято и справедливо. Такое случается. Но в отличие от судебного процесса административная процедура имеет тот недостаток, что жалобу рассматривает заинтересованная сторона конфликта.

Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и т.п.), нередко признают верными явно незаконные решения или действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц. Поэтому на практике такая процедура не очень эффективна, хотя и обязательна, и потом все равно приходится обращаться в суд.

А.Полетаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code