Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Комментарий к статье 9 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

 

  1. Настоящей статьей регулируются вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливаются основания досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.

Таким образом, комментируемым Законом законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ предоставлена возможность самостоятельно устанавливать порядок принятия решения о самороспуске.

При этом понятие «порядок принятия решения о самороспуске» в отношении коллегиального органа, которым является законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, включает в себя в т.ч. и указание на число голосов депутатов, которое должно быть подано за это решение (кворум для принятия решения).

Как правило, в законодательстве субъектов РФ устанавливается, что решение о самороспуске законодательного (представительного) органа принимается двумя третями от установленного числа депутатов.

Как отмечено в Постановлении Президиума ВС РФ от 25 декабря 2002 г. N 143пв-02, принятие решения о самороспуске законодательного (представительного) органа квалифицированным большинством голосов является гарантией взвешенности такого решения, принимаемого коллегиально, а также одним из факторов, обеспечивающих стабильность функционирования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, что полностью отвечает интересам населения субъекта РФ с точки зрения сохранения устойчивости законодательной ветви власти;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

а) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

б) в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение трех месяцев подряд не проводил заседание;

в) в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что указанный орган государственной власти субъекта РФ в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание;

3) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Указанное основание обусловлено тем, что оставшийся в неправомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не вправе принимать какие-либо решения, в т.ч. и решение о самороспуске. В данном случае установление судом факта неправомочности состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ позволяет осуществлять дальнейшие юридические действия, такие как прекращение депутатских полномочий депутатов, избранных в данный орган, не сложивших с себя полномочий, назначение досрочных выборов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

4) роспуска указанного органа Президентом РФ в порядке и по основаниям, которые предусмотрены п. 4 комментируемой статьи.

  1. Пунктами 2 и 2.1 комментируемой статьи устанавливаются случаи и порядок роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В частности, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

По мнению КС РФ, выраженному в Постановлении от 4 апреля 2002 г. N 8-П, неподчинение органа государственной власти субъекта РФ решению Федерации, выраженному в судебном решении, обязывающем отменить принятый им нормативный акт, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам, представляет собой непризнание верховенства Конституции РФ и, по существу, означает присвоение органом государственной власти субъекта РФ не принадлежащих ему властных полномочий и суверенных прав РФ (ч. 4 ст. 3, ст. 4 Конституции РФ).

По смыслу указанных положений Конституции РФ, такие действия органа государственной власти субъекта РФ, по существу, ведут к утрате им своей легитимности, и потому досрочное прекращение его полномочий в предусмотренном комментируемым Законом порядке согласуется с целями защиты Конституции РФ.

Следует отметить, что по смыслу комментируемой нормы достаточным основанием для роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ высшим должностным лицом этого субъекта является формальное неисполнение решения соответствующего суда о признании нормативного правового акта, принятого указанным законодательным органом, не соответствующим Конституции РФ, федеральным законам и конституции (уставу) субъекта РФ. При этом законодатель не ставит в зависимость неисполнение решения суда и наличие негативных последствий, а также причинной связи между противоправным деянием и последствиями.

По мнению ученых, такая позиция законодателя не согласуется со ст. 3.1 комментируемого Закона, в которой предусматривается ответственность органов государственной власти субъектов РФ в случае принятия ими нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству, повлекшего за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства <24>. То есть законодатель явно непоследователен и в противоречие этому же закону позволяет высшему должностному лицу субъекта РФ субъективно, даже в случае формального несоответствия нормативного правового акта, принять решение о роспуске законодательного органа <25>.

———————————

<24> Суркова И.С. Правовое регулирование роспуска законодательного органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта Федерации // Гражданин и право. 2010. N 3.

<25> Курманов М.М. Роспуск парламента субъекта РФ: полномочия Президента РФ и высшего должностного лица субъекта Федерации // Журнал российского права. 2004. N 3.

 

Вместе с тем в Постановлении КС РФ от 4 апреля 2002 г. N 8-П выражена позиция, в соответствии с которой наличие применительно к досрочному прекращению полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ как минимум двух обязательных процедур судебного рассмотрения, в первой из которых выявляются противоречия в правовом регулировании, а во второй подтверждаются уклонение от исполнения первоначального судебного акта и необходимость федерального воздействия в целях его исполнения, призвано обеспечить обоснованность и соразмерность федерального воздействия в отношении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в связи с неисполнением судебных решений о признании его актов нарушающими Конституцию РФ и федеральные законы.

Кроме того, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.

Применительно ко вновь избранному в правомочном составе законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе принять решение о досрочном прекращении его полномочий в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что указанный орган государственной власти субъекта РФ в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.

Основанием роспуска в данном случае является решение суда о признании факта непроведения заседания законодательным органом субъекта РФ в течение трех месяцев. Данная норма обусловлена тем, что в случае, если по объективным или субъективным причинам законодательный орган субъекта РФ в течение продолжительного времени не проводил и (или) не мог провести заседание, а значит, и принимать решения во исполнение своих полномочий, это может привести к тяжелым социально-экономическим последствиям для населения соответствующего субъекта РФ.

Отсутствие судебной практики по роспуску законодательных органов субъектов РФ по данным основаниям не позволяет в полной мере оценить правовые основания для признания судом факта бездействия законодательного органа субъекта РФ в течение трех месяцев подряд. Ряд ученых полагают, что данная норма практического применения не найдет. Хотя теоретически, когда могут появиться оппозиционные партии в законодательном органе, это возможно <26>.

———————————

<26> Курманов М.М. Роспуск законодательного органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ за непроведение заседания законодательного органа субъекта РФ в течение трех месяцев // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 2.

 

Также комментируемой нормой устанавливается срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Данный срок составляет три месяца со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

Особо следует отметить, что при регулировании вопроса роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодатель использует формулировку «вправе принять решение». То есть устанавливается право, а не обязанность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) принимать решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Таким образом, возникает правовая коллизия, выражающаяся в отсутствии правового регулирования случаев, когда судом установлены факты принятия законодательным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения, непроведения заседания законодательным органом субъекта РФ в течение трех месяцев, а высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не воспользовался своим правом принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается порядок оформления решения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

В частности, устанавливается, что решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается в форме указа (постановления).

  1. Пунктом 4 комментируемой статьи определяются случаи и порядок роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ Президентом РФ.

В случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ.

В отличие от случая роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ), установленного п. 2, комментируемой нормой устанавливается наличие обязательного элемента ответственности законодательного органа — причинно-следственной связи между установлением судом фактов принятия нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, и уклонения законодательного (представительного) органа субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда и созданием препятствий для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушением прав и свобод человека и гражданина, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц.

Еще одним отличием является закрепление нескольких этапов воздействия Президента РФ на законодательный (представительный) орган субъекта РФ в целях исполнения решения суда. На первом этапе Президентом РФ выносится предупреждение законодательному органу.

Решение Президента РФ о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Предполагается, что решение Президента РФ о роспуске законодательного (представительного) органа также принимается в форме указа.

В этом случае полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу решения Президента РФ о роспуске указанного органа.

При этом законодателем ограничивается срок, в течение которого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или принять решение о роспуске данного органа. Указанный срок не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

  1. В соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи в случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

Указанные выборы проводятся в сроки, установленные п. 4 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.е. не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.

 

Статья 10. Принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Комментарий к статье 10

 

  1. Данной статьей устанавливаются принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом.

Применительно к целям комментируемого Закона, активным избирательным правом признается право граждан РФ избирать в органы государственной власти субъектов РФ (п. 26 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона гражданин РФ наделяется активным избирательным правом по достижении возраста 18 лет. Указанное требование корреспондирует со ст. 60 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Активное избирательное право при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ включает в себя право:

1) избирать депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Данное право реализуется путем явки на избирательный участок и выражения своей воли проставлением отметки в бюллетене напротив кандидата, политической партии;

2) участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов (например, путем голосования за выдвижение списка кандидатов в качестве члена политической партии, а также путем проставления подписи за кандидата, политическую партию в подписном листе);

3) участвовать в предвыборной агитации. На основании ст. 48 указанного Закона участие в предвыборной агитации выражается в:

— призывах голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

— выражении предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

— описании возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

— распространении информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

— распространении информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

— деятельности, способствующей созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов;

4) наблюдать за проведением выборов депутатов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов в качестве наблюдателя;

5) осуществлять иные избирательные действия в порядке, установленном ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нормативными правовыми актами субъекта РФ, например участвовать в формировании избирательных комиссий, вносить добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата.

Согласно п. 4 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Применительно к выборам депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ избирательным округом будет являться как вся территория субъекта РФ (при проведении выборов по пропорциональной или смешанной избирательной системе), так и часть территории субъекта РФ (при проведении выборов по смешанной избирательной системе).

  1. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

Применительно к комментируемому Закону пассивным избирательным правом является право граждан РФ быть избранными в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (п. 27 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Пассивным избирательным правом наделяются граждане РФ, достигшие установленного конституциями (уставами), законами субъектов РФ возраста. При этом в соответствии с п. 8 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На сегодняшний день нормативные правовые акты подавляющего большинства субъектов РФ устанавливают возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа субъекта, выражающийся в достижении гражданином 21 года.

Общие ограничения активного и пассивного избирательного права установлены ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин признается судом недееспособным в случае, если вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Ограничение дееспособности гражданина осуществляется в порядке, установленном гл. 31 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 10 УИК РФ осужденным гарантируются права и свободы человека и гражданина с изъятиями и ограничениями (в частности, с изъятием избирательных прав), установленными законодательством РФ. Данное положение согласуется с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, допускающей возможность подобных ограничений избирательных прав и свобод граждан и признающей их недискриминационными (статья 18) (подробнее см. Определение КС РФ от 1 октября 2009 г. N 1053-О-О).

Не имеют права быть избранными граждане РФ:

а) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

б) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

Следует отметить, что Постановлением КС РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П комментируемая норма признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой ею установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан РФ, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Предполагается, что сроки вводимых ограничений пассивного избирательного права по общему правилу должны устанавливаться соответственно дифференциации сроков судимости, предусмотренных УК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления погашается соответственно по истечении шести и восьми лет после отбытия наказания;

в) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных ст. ст. 205 — 205.2 УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ (за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики и атрибутики, а также за производство и распространение экстремистских материалов), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

д) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 указанного Закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

При наличии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ состоится до истечения указанного срока.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливаются основополагающие принципы проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, к которым относятся принципы:

1) равного избирательного права;

2) прямого избирательного права;

3) соблюдения тайны голосования;

Комментируемая норма основывается на положениях международного права, выводах КС РФ. В частности, п. «b» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) установлено, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Кроме того, как указано в Постановлении КС РФ от 22 января 2002 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 70 и ст. 90 Конституции Республики Татарстан, а также п. 2 ст. 4 и п. 8 ст. 21 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова», образуемые в РФ путем свободных выборов органы народного представительства должны формироваться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип равного избирательного права считается одним из общераспространенных принципов избирательного права. Он закрепляется нормативными правовыми актами большинства демократических государств, ряд основополагающих международных актов устанавливает обязательность соблюдения данного принципа на выборах.

Принцип равного избирательного права закрепляет равные правовые условия участия граждан во всем избирательном процессе (т.е. в выборах в широком значении этого слова). Это выражается в установлении равенства субъективных избирательных прав, а также равного порядка их реализации на каждой стадии избирательного процесса <27>.

———————————

<27> Худолей Д.М. О принципе равного избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12.

 

В свою очередь, в Постановлении КС РФ от 17 ноября 1998 г. N 26-П указывается, что принцип равного избирательного права (равенства избирательных прав граждан) устанавливает равные права на эффективную судебную защиту, защиту законом избирательных прав без всякой дискриминации по какому бы то ни было обстоятельству. В первую очередь это означает установление равных процедур реализации, а также защиты избирательных прав.

Принцип прямого избирательного права подразумевает под собой личное и непосредственное участие гражданина в выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Соблюдение принципа обеспечения тайны голосования является гарантией законности выборов, легитимности избранного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также осознанного и свободного волеизъявления избирателей. Данный принцип предполагает недопустимость какого-либо воздействия на волеизъявление избирателя. Кроме того, при осуществлении непосредственно голосования никто не вправе знать, за кого избиратель проголосовал.

  1. Пунктом 4 комментируемой статьи определяются границы правового регулирования статуса депутата, срока его полномочий, порядка подготовки и проведения выборов.

В частности, статус депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ регулируется:

— комментируемым Законом;

— конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Вопросы, связанные со сроком полномочий депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также порядка подготовки и проведения выборов, регулируются:

— комментируемым Законом;

— Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

— конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Законодательное закрепление статуса депутатов представительных органов государственной власти важно для обеспечения эффективного представительства интересов избирателей <28>.

———————————

<28> Коренев М.В. Понятие и сущность конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12.

 

Термин «статус» в конституционном праве понимается как оформленное нормативным актом положение органа, организации, объединения, должностного лица, личности. Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия <29>.

———————————

<29> Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2000.

 

По мнению ученых, можно выделить следующие основные элементы статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

— политико-правовой характер депутатского мандата;

— полномочия, совокупность прав и обязанностей депутата;

— гарантии депутатской деятельности;

— ответственность депутатов.

Следует отметить, что не все перечисленные элементы конституционно-правового статуса депутата равнозначны. Однако совокупность наиболее значимых элементов позволяет определить статус регионального депутата.

Например, Закон Московской области от 30 октября 2007 г. N 191/2007-ОЗ «О статусе депутата Московской областной Думы» к статусу депутата относит права, обязанности и ответственность депутата, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

При этом фактический статус депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ имеет идентичный характер только для всех депутатов конкретного регионального парламента. В различных субъектах РФ он регулируется неодинаково, имеет специфику, определяемую характером депутатского мандата, а также особенностями в подходе законодателей к регламентации данного круга общественных отношений, понимания содержания, процедуры реализации конкретных полномочий и гарантий депутатской деятельности <30>.

———————————

<30> Коренев М.В. Указ. соч.

 

Статья 11. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности

 

Комментарий к статье 11

 

  1. Комментируемой статьей регулируются вопросы, связанные с условиями осуществления депутатами депутатской деятельности.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

При этом законодателем четко определяется, что под условиями осуществления депутатом депутатской деятельности понимается осуществление депутатской деятельности:

— на профессиональной постоянной основе;

— на профессиональной основе в определенный период (например, метод ротации);

— без отрыва от основной деятельности.

Как отмечено в Постановлении КС РФ от 29 октября 2010 г. N 19-П, определение условий осуществления депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ своих полномочий, равно как и иные вопросы, относящиеся к общим принципам организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находится, как следует из взаимосвязанных положений п. «н» ч. 1 ст. 72 и ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ, которые в силу конституционных начал реализации законодательной функции, обусловленных федеративной природой российской государственности, обладают достаточно широкой дискрецией применительно к данной сфере правового регулирования.

Исходя из этого комментируемой нормой субъектам РФ предоставлено право на установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе; тем самым созданы правовые предпосылки самостоятельного решения ими этих вопросов — в пределах, предусмотренных федеральным законом, и с учетом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа конкретного субъекта РФ, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов РФ в установлении системы образуемых ими органов государственной власти.

По смыслу названных законоположений, субъекты РФ вправе предусматривать исполнение депутатами региональных парламентов своих обязанностей не только на профессиональной, но и на непрофессиональной основе и определять, какая часть депутатского корпуса может осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, что в таких случаях предполагает возможность выбора депутатами той или иной формы деятельности в составе законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Это, в свою очередь, означает, что субъект РФ, закрепляя на уровне своей конституции (устава) и (или) закона в качестве условия осуществления депутатской деятельности возможность исполнения депутатских обязанностей на профессиональной постоянной основе, обязан установить порядок реализации депутатами соответствующего права, отвечающий конституционным требованиям определенности и справедливости и исключающий принятие по данному вопросу произвольных решений, и одновременно гарантировать всем депутатам равные юридические возможности по осуществлению депутатских полномочий (Постановление КС РФ от 29 октября 2010 г. N 19-П).

В соответствии с правовыми позициями КС РФ, выраженными им в ряде решений, нормы законов субъектов РФ, предусматривающие формирование действующей на профессиональной постоянной основе части депутатского корпуса путем принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ персональных решений при отсутствии специальных процедур принятия таких решений, не гарантируют надлежащий порядок реализации депутатами права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, если при наличии необходимых и достаточных условий (заявление депутата и соответствующие бюджетные ассигнования) допускают вынесение произвольных решений об удовлетворении заявлений одних депутатов и об отказе другим. Такого рода нормы, по мнению КС РФ, не могут служить основанием для отказа депутатам в реализации права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, так как иное означало бы отступление от конституционного принципа равенства всех перед законом и не соответствовало бы условиям функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти в демократическом правовом государстве (см. Определения от 11 мая 2004 г. N 139-О, от 7 октября 2005 г. N 341-О и др.).

Например, в соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 13 июля 1994 г. N 14-60 «О статусе депутата Московской городской Думы» все депутаты Московской городской Думы осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе; в соответствии со ст. 7 Закона Хабаровского края от 27 ноября 1996 г. N 86 «О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края» депутаты осуществляют свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.

Исключение из вышеуказанного права субъектов РФ установлено п. 1.1 комментируемой статьи в отношении депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, совмещающих депутатскую деятельность с деятельностью представителя субъекта РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе. Соответственно, депутат законодательного (представительного) органа субъекта РФ, совмещающий депутатскую деятельность с членством в Совете Федерации, не может одновременно осуществлять оба вида деятельности на постоянной профессиональной основе.

В связи с этим устанавливается, что депутат, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата, со дня наделения его полномочиями члена Совета Федерации осуществляет полномочия депутата без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации.

Если указанный депутат замещал в законодательном (представительном) органе субъекта РФ должность на постоянной профессиональной основе, то при принятии решения о наделении депутата полномочиями члена Совета соответствующий депутат освобождается от должности председателя, заместителя председателя законодательного (представительного) органа субъекта РФ, председателя, заместителя председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа субъекта РФ и иных руководящих должностей, замещаемых в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на постоянной профессиональной основе.

По мнению авторов, деятельность депутата в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ будет вытеснена на второй план по сравнению с членством в Совете Федерации и не сможет осуществляться депутатом в полной мере. И такое вытеснение будет тем заметнее, чем удаленнее субъект РФ от центра.

  1. Пунктами 2 и 3 комментируемой статьи устанавливаются гарантии равенства при осуществлении депутатской деятельности депутатов, избранных в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, и каждого депутата, избранного в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п. 17 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Данные нормы были введены Федеральным законом от 4 июня 2010 г. N 118-ФЗ в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., касающихся установления возможности для представителей всех политических партий замещать руководящие должности и работать в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ на постоянной основе.

В частности, устанавливается, что если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта РФ, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п. 17 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Кроме того, депутатам, избранным в составе указанных списков кандидатов, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В целях реализации данных положений в нормативных правовых актах должны предусматриваться:

— порядок реализации депутатом своего права работать на постоянной профессиональной основе, который должен отвечать конституционным требованиям определенности и справедливости и исключать возможность принятия по данному вопросу произвольных решений (Постановление КС РФ от 29 октября 2010 г. N 19-П);

— процедура избрания депутатов на руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, обеспечивающая беспристрастность и равенство прав депутатов (например, процедура голосования).

 

Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

 

Комментарий к статье 12

 

  1. Настоящей статьей устанавливаются ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

Пунктом 1 комментируемой статьи установлены общие ограничения, согласно которым в течение срока своих полномочий депутат не может:

а) быть:

— депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

— членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

— судьей;

б) замещать:

— иные государственные должности РФ;

— иные государственные должности субъекта РФ;

— должности федеральной государственной службы;

— должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

— муниципальные должности;

— должности муниципальной службы.

Следует обратить внимание, что на уровне субъектов РФ установленный перечень ограничений не может быть расширен. Возможность исключения из общего правила возникает только в случае прямого указания на это в федеральном законе. На сегодняшний день каких-либо иных дополнительных положений, регулирующих ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности, федеральные законы не содержат.

Ограничения, установленные комментируемым пунктом, основаны на принципе разделения властей, предполагающем самостоятельность и обособленность органов государственной власти, позволяют обеспечить независимость законодательной (представительной) власти от иных ее ветвей. Кроме того, запрет совмещения осуществления депутатской деятельности на разных уровнях позволяет обеспечить самостоятельность субъектов РФ в осуществлении государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения, вне пределов ведения и полномочий органов местного самоуправления.

  1. Положения пунктов 1.1 — 1.4 комментируемой статьи устанавливают ограничения права депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ изменять свою партийную принадлежность.

Указанные нормы устанавливают механизмы деятельности депутатских объединений (фракций) в законодательных органах регионального уровня.

В частности, устанавливается запрет на выход депутата, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе субъекта РФ, из фракции, включающей в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, прекратившей свою деятельность в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, прекратившей свою деятельность в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Несоблюдение указанных требований, а также запрета для лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, их супругов и несовершеннолетних детей открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

Данные нормы призваны:

— исключить возможность использовать политические партии в качестве «трамплина» для получения депутатского мандата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

— обеспечить стабильность в деятельности депутатского объединения (фракции).

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи устанавливаются ограничения для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Так, в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Понятие преподавательской деятельности в законодательстве РФ не раскрывается. Однако можно предположить, что под преподавательской деятельностью понимается деятельность, связанная с преподаванием в образовательных учреждениях различного типа, организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

На основании ст. 3 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» творческой деятельностью является создание культурных ценностей и их интерпретация.

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Данная норма была установлена в целях обеспечения безопасности государства в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в связи с особенностями правового положения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, и для устранения возможного конфликта интересов. Вместе с тем комментируемая норма допускает возможность установления исключений из данного правила законодательством РФ и (или) международным договором.

Вышеуказанное ограничение, связанное с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, обусловливает установление соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Депутатам, осуществляющим депутатские полномочия на непостоянной основе, без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются. Основным видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности. На них не распространяется запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, который установлен для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Вместе с тем на депутатов, осуществляющих депутатские полномочия на непостоянной основе, как и на иных депутатов, распространяются ограничения на занятие должностей, несовместимых со статусом депутата и принципом разделения властей (см. Определение КС РФ от 24 мая 2005 г. N 249-О).

  1. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Например, депутат не вправе использовать служебный транспорт, помещения, занимаемые органами государственной власти, телефонную, факсимильную и иные виды связи в личных, не связанных с депутатской деятельностью целях, а также для указанных целей привлекать подчиненных лиц.

  1. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» установлено дополнительное ограничение, связанное с депутатской деятельностью.

В частности, на депутата возложена обязанность ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данное требование направлено на повышение финансовой открытости депутатской деятельности, обеспечения возможности осуществления более эффективного контроля за соблюдением депутатами ограничений их деятельности.

Однако вместе с тем реализация данной нормы порождает ряд трудностей. Так, например, непредставление указанных сведений не несет для депутата каких-либо существенных последствий, за исключением опубликования информации о непредставлении депутатом сведений. Также имеется возможность не исполнять требование предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей путем оформления фиктивного расторжения брака. Все эти действия, по мнению автора, способны значительно понизить эффективность борьбы с коррупцией.

С другой стороны, депутат может представить недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по независящим от него обстоятельствам в силу того, что супруг (супруга) представили недостоверные или неполные сведения либо не представили их вовсе. Также представление депутатом указанных сведений может быть затруднено в случае, если супруги, формально состоящие в браке, фактически не проживают вместе.

  1. Пунктами 3.2 — 3.8 комментируемой статьи устанавливается порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, а также соблюдения депутатами установленных ограничений и запретов.

Как уже отмечалось, указанная проверка проводится комиссией законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, которая создается в порядке, определяемом законом субъекта РФ.

В качестве примера реализации указанной нормы можно рассматривать:

— Закон Тюменской области от 20 февраля 2012 г. N 14 «О комиссии Тюменской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Тюменской областной Думы»;

— Закон Амурской области от 9 июля 2012 г. N 71-ОЗ «О комиссии Законодательного Собрания Амурской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Амурской области»;

— Закон Смоленской области от 21 февраля 2012 г. N 13-з «О сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Смоленской областной Думы»;

— постановление Смоленской областной Думы от 29 марта 2012 г. N 124 «О создании комиссии Смоленской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Смоленской областной Думы».

Законом субъекта РФ также определяется и порядок проведения проверки.

Например, в соответствии со ст. 5 Закона Воронежской области от 2 апреля 2012 г. N 23-ОЗ «О комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Воронежской областной Думы» проверка осуществляется по решению председателя Воронежской областной Думы, оформляемому распоряжением председателя Воронежской областной Думы в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней председателем Воронежской областной Думы.

Комиссия осуществляет проверку самостоятельно, а также путем направления запроса председателя Воронежской областной Думы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В запросе указываются:

1) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

2) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

3) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания депутата Воронежской областной Думы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о которых проверяются;

4) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

5) сведения, послужившие основанием для проверки;

6) государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились.

При осуществлении проверки Комиссия вправе:

1) проводить беседу с депутатом Воронежской областной Думы, в отношении которого проводится проверка;

2) изучать представленные депутатом Воронежской областной Думы дополнительные материалы;

3) получать от депутата Воронежской областной Думы пояснения по представленным им материалам.

Комиссия обязана обеспечить:

1) уведомление в письменной форме депутата Воронежской областной Думы о начале в отношении его проверки в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения;

2) проведение в случае обращения депутата Воронежской областной Думы беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представленные им, и соблюдение каких установленных ограничений подлежат проверке, в течение семи рабочих дней со дня обращения депутата Воронежской областной Думы, а при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с депутатом Воронежской областной Думы.

По окончании проверки Комиссия обязана ознакомить депутата Воронежской областной Думы с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В свою очередь, депутат Воронежской областной Думы вправе:

1) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки, по результатам проверки;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, которые приобщаются к материалам проверки;

3) обращаться в Комиссию с просьбой о проведении с ним беседы.

Комментируемой статьей устанавливается, что основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке:

а) правоохранительными и другими государственными органами;

б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

в) Общественной палатой РФ и общественной палатой субъекта РФ;

г) общероссийскими и региональными средствами массовой информации;

д) другими органами, организациями, их должностными лицами и гражданами, если это предусмотрено законами субъекта РФ.

При этом информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки. То есть представленная информация обязательно должна содержать сведения о лице, ее направившем.

Результаты проверки должны быть рассмотрены на открытом заседании комиссии, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке. Обязательно присутствие депутата на указанном заседании. Заседание может проводиться и в отсутствие депутата с его письменного согласия.

В соответствии с требованием комментируемой статьи в случае предоставления депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и выявления данного факта комиссией информация об этом подлежит опубликованию в официальном печатном издании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и размещению на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Фактически это и есть единственная мера ответственности, применяемая к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Порядок размещения на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ представляемых депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом определяются законами субъектов РФ.

Например, см.:

— Закон Калининградской области от 12 мая 2012 г. N 102 «О представлении депутатами Калининградской областной Думы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

— Закон Владимирской области от 7 мая 2002 г. N 38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области»;

— Закон Томской области от 19 июня 2012 г. N 101-ОЗ «О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Томской области, государственных гражданских служащих Томской области и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».

  1. Более серьезным нарушением признается установление в отношении депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, или депутата, избранного в составе списка кандидатов политической партии, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах.

Прямой запрет на указанные действия установлен ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Нарушение указанного запрета влечет для депутата наступление юридической ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий.

  1. В соответствии с п. 3.10 комментируемой статьи по решению Президента РФ, Руководителя Администрации Президента РФ либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента РФ уполномоченное подразделение Администрации Президента РФ может осуществлять в установленном порядке проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;

б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

При этом проверки, проводимые по инициативе указанных лиц, могут осуществляться независимо от проверок, проводимых комиссией, и служить дополнительной мерой по обеспечению открытости и прозрачности осуществления депутатской деятельности.

  1. Пунктом 4 комментируемой статьи установлено ограничение, предусматривающее, что утрата депутатом гражданства РФ, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданством РФ является устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Следует отметить, что на основании ст. 6 указанного Федерального закона гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Именно таким исключительным случаем и является закрепление комментируемой нормой ограничения на получение двойного гражданства депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Представляется, что вышеуказанные ограничения направлены прежде всего на исключение возможности влияния на политическую жизнь страны со стороны иностранных государств, организаций, иностранных граждан и, как следствие, обеспечение национальной безопасности РФ.

  1. В этих же целях п. 5 комментируемой статьи устанавливает запрет на вхождение депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений. Вместе с тем комментируемая норма допускает возможность установления изъятий из данного запрета законодательством РФ и (или) международным договором.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения:

а) отделения, которые признаются формой некоммерческой организации и подлежат государственной регистрации;

б) филиалы и представительства, которые приобретают правоспособность на территории РФ со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении.

На сегодняшний день каких-либо изъятий из данного правила законодательство РФ, международные договоры не содержат.

  1. Дополнительным ограничением для депутата, осуществляющим свою деятельность на профессиональной постоянной основе, установленным п. 5.1 комментируемой статьи, является запрет на участие в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Защитником является лицо, которое обязано с помощью законных средств выяснить обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемого или его оправдание <31>.

———————————

<31> URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/biz/z/zaschitnik.html.

 

Представителем признается лицо, действующее по чьему-нибудь поручению, от имени кого-нибудь, представляющее собой кого-нибудь, чьи-нибудь интересы <32>.

———————————

<32> URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый словарь Ушакова/Представитель/.

 

Законным представителем являются родители (ч. 1 ст. 64 СК РФ), опекуны и попечители (ч. 2 ст. 31 ГК РФ).

Данная норма была введена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и направлена на исключение возможности использования депутатом своего статуса в интересах подзащитного или представляемого.

Следует отметить, что указанную норму необходимо внести также в ст. 51 ГПК РФ, ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 49 УПК РФ, ст. 60 АПК РФ.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов» предусмотрено внесение изменений в комментируемую статью путем дополнения ее п. 5.2, положения которого определяют, что решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ — решение соответствующей палаты указанного органа) о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается:

1) не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий;

2) если основание для досрочного прекращения депутатских полномочий появилось в период между сессиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, — не позднее чем через 3 месяца со дня появления этого основания.

  1. Нарушение депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ установленных комментируемой статьей ограничений влечет за собой досрочное прекращение полномочий.

Пунктом 6 комментируемой статьи устанавливается порядок действий в случае указанного досрочного прекращения полномочий депутата.

В частности, в случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законом субъекта РФ о выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

В соответствии с п. п. 8 — 9 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в том же порядке, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Соответствующим законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ о выборах.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 91-1 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Владимирской области постоянно действующий руководящий орган политической партии или ее регионального отделения, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, вправе предложить избирательной комиссии Владимирской области кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. В этом случае избирательная комиссия Владимирской области передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии или ее регионального отделения.

При этом если список кандидатов разделен на общую часть и территориальные группы кандидатов, указанная кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же территориальную группу кандидатов (в общую часть списка кандидатов), что и депутат Законодательного Собрания Владимирской области, чьи полномочия прекращены досрочно. Если в соответствующей территориальной группе кандидатов (общей части списка кандидатов) остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие в избирательное объединение о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, избирательное объединение вправе предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из другой территориальной группы кандидатов (из общей части списка кандидатов).

 

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

 

Комментарий к статье 13

 

  1. Настоящей статьей регулируется порядок установления гарантий депутатской деятельности, а также вопросы неприкосновенности депутатов.

Пунктом 1 комментируемой статьи установление гарантий депутатской деятельности отнесено к компетенции субъектов РФ.

В частности, законодательством субъектов РФ устанавливаются следующие основные гарантии депутатской деятельности:

— право на внесение депутатского запроса (например, см. Закон Архангельской области от 29 ноября 1995 г. N 22-18-ОЗ «О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов»);

— право депутата на прием в первоочередном порядке должностными лицами по вопросам своей депутатской деятельности (например, см. Закон Пензенской области от 28 июня 2005 г. N 829-ЗПО «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области»);

— право депутата на получение и распространение информации (например, см. Закон Калужской области от 28 марта 2011 г. N 124-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Калужской области»);

— обязанность должностных лиц по рассмотрению обращений депутата (например, см. Закон Волгоградской области от 8 ноября 1994 г. N 12-ОД «О статусе депутата Волгоградской областной Думы»);

— право на обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом его полномочий (например, см. Закон Хабаровского края от 27 ноября 1996 г. N 86 «О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края»);

— право на ежегодный оплачиваемый отпуск депутата (например, см. Закон Орловской области от 18 января 1997 г. N 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов»);

— право на предоставление депутату служебного помещения (например, см. Закон г. Москвы от 13 июля 1994 г. N 14-60 «О статусе депутата московской городской Думы»);

— право пользоваться средствами связи (например, см. Областной закон Ростовской области от 8 июня 1994 г. N 1-ЗС «О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области»);

— право на транспортное обслуживание депутата (например, см. Закон Амурской области от 27 февраля 1995 г. N 3-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Амурской области»);

— гарантии обеспечения деятельности депутата при переезде к новому месту работы (например, см. Конституционный закон Чеченской Республики от 2 декабря 2008 г. N 3-РКЗ «О статусе депутата Парламента Чеченской Республики») и др.

  1. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный гл. 52 УПК РФ и ст. 1.4 КоАП РФ.

Как указано в Постановлении КС РФ от 12 апреля 2002 г. N 9-П, федеральный законодатель, закрепляя принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, не может освобождать их от уголовной и от административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, но вправе предусмотреть особые условия привлечения их к такой ответственности. Конкретный объем неприкосновенности, обеспечивающий недопустимость преследования депутата именно в связи с его депутатской деятельностью и в целях оказания влияния на нее, должен быть определен федеральным законодателем с соблюдением требований Конституции РФ.

Федеральный законодатель может установить для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ лишь такие дополнительные процессуальные гарантии, которые, не исключая уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, предусматривали бы обусловленное предназначением института парламентской неприкосновенности определенное усложнение соответствующих процедур, с тем чтобы обеспечить юридически целесообразную дифференциацию процессуальных механизмов в сфере уголовной и административной ответственности, не нарушая, однако, ее общих принципов, установленных федеральным законодательством на основе Конституции РФ. В частности, эти процедуры применительно к случаям привлечения депутатов к уголовной и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за действия, не связанные с осуществлением ими своих полномочий, могут предполагать участие прокурора вышестоящего уровня в принятии решения и обязательность согласия суда на проведение соответствующих процессуальных действий.

В частности, в соответствии со ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

Следует отметить, что ст. 1.4 КоАП РФ содержит отсылочную норму, устанавливающую, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. При этом конкретные нормы в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не установлены.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи установлен запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом (УК РФ и КоАП РФ).

Данная норма была предметом рассмотрения КС РФ. Как указано в Постановлении КС РФ от 12 апреля 2002 г. N 9-П неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ непосредственно в Конституции РФ не предусмотрена, что, однако, не означает невозможность установления законом для депутата определенных личных гарантий, обусловленных его статусом.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 3, ч. 3 ст. 5, ст. ст. 10, 11, 66, 72, 73, ч. 1 ст. 77, ст. ст. 134 и 136 Конституции РФ в РФ как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления парламенты субъектов РФ являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа субъекта РФ, осуществляющими законодательную власть; особым положением парламента и его функциями, как законодательного (представительного) органа государственной власти, обусловлены его самостоятельность в системе разделения властей и независимость его членов от чьих бы то ни было указаний; депутаты связаны лишь Конституцией РФ и своей совестью (так называемый принцип свободного мандата).

Из этого вытекает необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. К числу таких гарантий, обусловленных природой парламента и депутатского мандата, характером выполняемых задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения.

Парламентская неприкосновенность предполагает надлежащую защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских прав, выполнении депутатских обязанностей), чем обусловлен общепризнанный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении срока полномочий. Во всяком случае депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, за выступления в парламенте и позицию, выраженную при голосовании, за разработку и представление инициативных документов, необходимые контакты с государственными органами и их должностными лицами, а также за другие действия, обусловленные статусом депутата. При этом в силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом неприкосновенность не может служить основанием освобождения от ответственности за публичные оскорбления, клевету и другие подобные им несовместимые с предназначением данного института и со статусом депутата правонарушающие деяния, предусматриваемые федеральным законом.

 

Статья 14. Исключена. — Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ.

 

Статья 15. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний

 

Комментарий к статье 15

 

Положениями настоящей статьи закрепляется право депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Следует отметить, что указанное право закреплено не всеми специальными нормами.

В частности, данное право закреплено ч. 4 ст. 69 ГПК РФ, в соответствии с которой депутаты законодательных органов вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий.

Вместе с тем частями 5 и 5.1 ст. 56 АПК РФ установлено, что не подлежат допросу в качестве свидетелей:

— судьи и иные лица, участвующие в осуществлении правосудия, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в рассмотрении дела;

— представители по гражданскому и иному делу — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителей;

— лица, которые в силу психических недостатков не способны правильно понимать факты и давать о них показания;

— посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей.

Данный перечень является закрытым и расширению не подлежит.

Частью 3 ст. 56 УПК РФ также установлен закрытый перечень лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей. К ним относятся:

1) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

3) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Следует отметить, что по правилам конкуренции норм на практике будут применяться нормы ГК РФ, АПК РФ и УПК РФ, а комментируемая норма применяться не будет.

Представляется, что вышеуказанные нормы АПК РФ и УПК РФ нуждаются в дополнении в целях исключения различного регулирования вопроса дачи свидетельских показаний депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

 

Статья 16. Утратила силу. — Федеральный закон от 19.06.2004 N 53-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code