Комментарий к ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Содержание:

 

Введение

 

Совершенствование системы государственного и политического устройства страны делает актуальной в том числе проблему формирования оптимальной системы государственного управления в регионах и четкое разграничение ответственности за решение конкретных вопросов между уровнями публичной власти, без чего невозможно повышение эффективности деятельности органов как государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления.

Принятая в 1993 году Конституция РФ установила, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Статья 72 Конституции РФ определила, что вопрос установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Вопрос об устройстве местного самоуправления был урегулирован на федеральном уровне в 1995 году с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако вопрос установления принципов организации органов государственной власти субъектов РФ до 1999 года урегулирован не был, и в субъектах РФ вопросы организации органов государственной власти решались самостоятельно.

В сентябре 1999 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подписанный Президентом РФ Б.Н. Ельциным 6 октября 1999 г., направленный на обеспечение формирования единого правового пространства на территории всех субъектов РФ.

Проблема четкого разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти, то есть развития конституционных положений, например, в части предметов совместного ведения, была окончательно сформулирована к 2001 году, тогда же началось широкое ее обсуждение, по поручению Президента РФ В.В. Путина была создана комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, возглавлявшаяся Д.Н. Козаком.

Результатом работы комиссии стало внесение существенных изменений в законодательство, регулировавшее устройство как органов государственной власти субъектов РФ, так и органов местного самоуправления, причем в части, касающейся органов местного самоуправления, был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в части органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменения были внесены в ранее действовавший Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», причем объем закона, вносившего изменения, почти в полтора раза превышал объем первоначальной редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В настоящее время в Российской Федерации не существует жесткой модели организации системы органов государственной власти на региональном уровне, что объясняется многообразием видов субъектов РФ, историческими особенностями, территориальной организацией, национальными интересами, спецификой обычаев и традиций. Тем не менее в целом система органов государственной власти субъектов РФ соответствует основным принципам организации управления.

Комментируемый Закон относится к числу наиболее активно совершенствуемых нормативных правовых актов. Отдельными авторами указывается на неполное соответствие названия указанного Федерального закона его содержанию, в том числе слишком большая детализация правового регулирования, то есть фактическое установление не только общих, но и вполне частных принципов организации органов власти <1>.

———————————

<1> Стародубцева И.А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12.

 

Однако это не уменьшает важности комментируемого Закона для четкого определения разрешения большого числа вопросов, связанных не только с устройством самих органов власти, но и с обоснованностью совершения этими органами отдельных действий, принятия решений по ряду вопросов, с определением целевого характера расходов соответствующих бюджетов.

В связи с этим особую актуальность приобретает научное исследование текста комментируемого Закона и его взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами. Кроме того, предложенный комментарий имеет практическую ценность как для сотрудников органов государственной власти, так и для представителей органов местного самоуправления, а также для населения, так как дает возможность изучить не только принципы формирования соответствующих органов, но и их компетенции по конкретным вопросам.

 

Комментарий к преамбуле

 

  1. Преамбулой к комментируемому Закону закрепляется самостоятельность субъектов РФ в вопросах определения системы органов государственной власти соответствующего субъекта РФ. Данная норма основана на ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, в соответствии с которой система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, и фактически воспроизводит ее.

Таким образом, самостоятельность субъектов РФ при определении системы органов государственной власти субъектов РФ ограничивается пределами комментируемого Закона, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, единые для всех субъектов РФ. Следует отметить, что анализ вносимых в комментируемый Закон изменений показывает тенденцию ко все более детальной регламентации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ на федеральном уровне.

  1. Абзацем вторым преамбулы закрепляется законодательная основа деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В частности, устанавливается, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются:

а) федеральными конституционными законами, например:

— Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;

— Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»;

— Федеральным конституционным законом от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»;

— Федеральным конституционным законом от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»;

— Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»;

— Федеральным конституционным законом от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»;

— Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»);

— Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»);

б) комментируемым Законом;

в) иными федеральными законами, например:

— Бюджетным кодексом РФ;

— Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — ФЗ «О политических партиях»;

— Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

— Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

— иными отраслевыми федеральными законами, устанавливающими полномочия органов государственной власти субъектов РФ;

в) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, например:

— Конституцией Республики Адыгея от 10 марта 1995 г.;

— Степным уложением (Конституцией) Республики Калмыкия (принято Конституционным Собранием РК — ХТ 5 апреля 1994 г.);

— Уставом Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 219-З и др.

3. В целях единообразного толкования и применения терминологии в абзаце третьем преамбулы особо оговаривается, что в комментируемом Законе термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code