§ 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕСТА ВОЗМОЖНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ

Среди следов транспортных средств наиболее распространены следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Следы гусеничных, рельсовых и гужевых транспортных средств в следственной практике встречаются реже.

К названной группе следов относятся: следы-предметы, следы-отображения, следы-вещества, микрообъекты, личные вещи и документы водителя и пассажира, оставленные на месте происшествия.

Следы-предметы (части систем и агрегатов транспортных средств) это как правило:

• крупные осколки фар, указателей поворотов;

• обломки и осколки лобового, заднего, дверных стекол;

• обломки кузова и салона;

Следы-отображения подразделяются на следы ходовой части автомобиля и следы выступающих частей, деталей. В зависимости от вида и состояния дорожного покрытия колеса транспортного средства могут оставить как объемные, так и поверхностные следы (наслоения, отслоения). По механизму возникновения эти следы делят на статические (образуемые при длительной остановке) и динамические (образуемые при движении транспортного средства). Динамические следы подразделяют на следы качения, оставляемые вращающимся колесом, и следы торможения, возникающие при блокировке колес (в том числе следы «юза»). Объемные следы образуются на мягком грунте (земле, пыли, снегу). В них отображаются объемные (рельефные) особенности протектора. Поверхностные следы (следы наслоения или отслоения) образуются на твердом покрытии дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля (мотоцикла), одежде потерпевшего при наездах.

Поверхностные следы могут быть позитивными и негативными. В позитивных поверхностных следах (чаще встречающихся в следственной практике) отображаются только выступающие части рисунка протектора. Негативные следы образуются за счет грязи или красящих веществ, застрявших в углублениях протекторов. При этом рельефные (выступающие) части образуют пробелы. Нередко одни и те же поверхностные следы шин на одних участках дороги могут оказаться позитивными, на других — негативными.

Следы, оставляемые выступающими частями и деталями транспортного средства при столкновениях подразделяются на статические и динамические. Статические следы образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Они могут быть объемными и поверхностными. Объемные следы отображают внешнее строение следообразующего объекта в трех его измерениях. На кузове автомашины, коляске мотоцикла, материал которых обладает остаточной деформацией, могут образоваться объемные статистические следы бампера, фар, крюков, ручек и других деталей и частей автотранспорта. При очень значительной силе удара внедряющаяся деталь проходит сквозь преграды и возникает пробоина. По пробоине можно приблизительно судить о контурах и величине образовавшей её детали.

При ударе под углом, отличным от прямого, статистические следы образуют не полную, а частичную конфигурацию объекта.

Поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение следообразующего объекта в двух его измерениях (длина, ширина). Поверхностные следы могут возникать за счет наслоения (краски, грязи, смазочных веществ и т.д.) или отслоения (перенос частиц с воспринимающей поверхности).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Следы-вещества это, как правило, капли, брызги, лужи бензина, дизельного топлива, тормозной жидкости, воды и т.д. К ним относятся также кровь и другие объекты биологического характера, почвенные наслоения накопившиеся на брызговиках, в колесных нишах. Следы-вещества могут находиться на полотне дорожного покрытия, транспортном средстве, теле и одежде потерпевшего или трупа, на неподвижном препятствии.

Микрообъекты при расследовании ДТП могут быть представлены обрывками нитей, тканей, пряжи, ваты, микроколичеством лакокрасочного покрытия и автомобильной оптики. Обнаружить их можно на одежде и обуви пешехода, днище и узлах ходовой части транспортного средства, на сиденьях в салоне автомобиля.

К утраченным деталям, узлам и агрегатам транспортных средств относятся: колпаки колес, крышки радиатора, бензобака, груз или его часть, перевозимая транспортным средством.

Значение обнаруженных следов исключительно велико, поскольку они позволяют получить обширную розыскную информацию (установить тип, вид, марку и модель транспортного средства, направление его движения, отличительные особенности кузова, протекторов и др.).

Эти сведения способствуют скорейшему установлению скрывшегося с места происшествия транспортного средства. После того как оно будет задержано, следователь вновь использует обнаруженные следы, но теперь уже для проведения идентификационных исследований, чтобы доказать факт оставления найденных на месте происшествия следов проверяемым транспортным средством1.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code