Глава 3. РЕСТАВРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  • 3.1. Порядок разработки научно-практической документации и получение разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

 

  1. В настоящее время проблема сохранения объектов культурного наследия достаточно актуальна. Термин «сохранение» в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ трактуется широко, под ним понимаются ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (п. 1 ст. 40). В состав комплекса мероприятий по сохранению и реставрации отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия, в частности, входит и ремонт, консервация, реставрация наиболее значимых памятников архитектуры и градостроительства с приведением характера их современного функционального использования в соответствие с историко-культурным значением.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 186 утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)». В перечень мероприятий, проводимых в рамках этой программы, включены и мероприятия по реставрации объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Нормативное регулирование осуществления ремонтно-реставрационных работ <18> объектов культурного наследия имеет определенные особенности (по сравнению с общими нормами градостроительного законодательства, регулирующего порядок реконструкции и ремонта объектов капитального строительства), обусловленные спецификой объектов, подлежащих ремонту и реставрации, о чем шла речь в главе 1 пособия. Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, объекты культурного наследия подразделяются на категории историко-культурного значения:

———————————

<18> Данный термин будет употребляться в дальнейшем и подразумевать под собой проведение реставрации, ремонта и приспособления недвижимых памятников истории и культуры.

 

— объекты культурного наследия федерального значения, т.е. объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

— объекты культурного наследия регионального значения, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

— объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Данное деление имеет практическое значение, в частности, и для осуществления ремонта и реставрации объектов культурного наследия, поскольку от категории указанных объектов зависит и порядок согласительно-разрешительных процедур, предшествующих осуществлению ремонтно-реставрационных работ, о чем пойдет речь далее.

Кроме того, вопросы разграничения полномочий в отношении объектов культурного наследия нередко становятся предметом рассмотрения в судах — например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А19-9512/2013 по требованию о признании незаконным предписания службы по охране объектов культурного наследия.

Именно в силу особой значимости вышеназванных объектов законодатель устанавливает особый порядок их ремонта и реставрации, который урегулирован не нормами ГрК РФ, а специальными нормативными актами, ввиду того что в ГрК РФ прямо указано, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (подп. 1 п. 4 ст. 36); при этом к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Среди специальных нормативных актов, прежде всего, следует назвать указанный Федеральный закон, а именно положения главы VII, а также СРП-2007 (СРП-2007.1; СРП-2007.1.1; СРП-2007.2; СРП-2007.3; СРП-2007.4.1; СРП-2007.5; СРП-2007.6). Свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (4-я редакция), который рассмотрен и рекомендован к применению циркулярным письмом Минкультуры России от 11.01.2012 N 3-01-39/10-КЧ, Приказ Минкультуры РФ от 16.03.2009 N 113 «О мерах по совершенствованию организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия», Приказ Минкультуры России от 13.05.2013 N 491 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения» и др.

Общие правила проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определены в ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Сама процедура осуществления ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия достаточно сложна, в частности, и за счет обязательного проведения согласительно-разрешительных мероприятий, предшествующих непосредственным работам по сохранению объекта культурного наследия. Данная процедура включает в себя следующие этапы:

согласование соответствующим органом охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ;

разработка научно-проектной документации и проведение государственной историко-культурной экспертизы;

получение разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;

осуществление контроля за проведением ремонтно-реставрационных работ.

  1. Важное место в этом процессе занимает разработка научно-проектной документации, поскольку реставрация недвижимого памятника истории и культуры без научно-проектной документации не разрешается. Согласованная и утвержденная научно-проектная документация является обязательной для всех участников процесса реставрации. Научно-проектная документация разрабатывается в соответствии с заданием на разработку научно-проектной документации для реставрации недвижимого памятника истории и культуры. Задание составляется заказчиком, независимо от его принадлежности, юридического статуса, формы собственности и источников финансирования. Составление задания заказчик может поручить на договорных условиях научно-проектной реставрационной организации или частному лицу, имеющему необходимые лицензии. При этом задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия. Задание утверждается заказчиком после согласования его государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Согласно Административному регламенту предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденному Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683, данная государственная услуга в отношении объектов федерального значения, входящих в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р, предоставляется Минкультуры России. Аналогичный Административный регламент в отношении объектов, не входящих в вышеназванный Перечень, утвержден Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811. В соответствии с данным документом соответствующая государственная услуга предоставляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, перечень которых приведен в приложении к указанному Регламенту.

Результатом предоставления государственной услуги может являться:

— выдача или отказ в выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

— выдача или отказ в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

— выдача или отказ в выдаче разрешения на возобновление приостановленных работ по сохранению объекта культурного наследия;

— предоставление дубликата задания или разрешения по сохранению объекта культурного наследия (далее — задания или разрешения);

— предоставление заверенной копии задания или разрешения.

Вышеуказанными Административными регламентами утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления соответствующей государственной услуги.

Кроме того, установлен и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относятся:

1) непредставление перечисленных в регламенте документов или наличие в них неполных или недостоверных сведений;

2) приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для предоставления государственной услуги;

3) документы, подписанные лицом, не имеющим на то полномочий;

4) несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения, государственной охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе:

— в представленной документации предусматривается изменение особенностей объекта культурного наследия (предмета охраны), послуживших основаниями для его включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению;

— заявленные работы не соответствуют режимам содержания территории и (или) зон охраны объекта культурного наследия;

— запланированные работы не направлены на сохранение объекта культурного наследия;

5) ликвидация юридического лица — заявителя;

6) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о нарушениях законодательства Российской Федерации, связанных с государственной услугой.

Итак, для согласования задания заявитель представляет в Минкультуры России или соответствующий орган исполнительной власти субъекта необходимый пакет документов. При этом следует отметить, что оснований для отказа в приеме документов не имеется.

В случае отказа в предоставлении государственной услуги заявителю в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления в Минкультуры России (территориальный орган) направляется уведомление об отказе в приеме к рассмотрению заявления за подписью руководителя структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, с указанием причин отказа и разъяснением положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления государственной услуги.

Поступившее заявление и документы подлежат регистрации и передаче на исполнение в течение 1 рабочего дня. Ответственный исполнитель в течение 10 рабочих дней после поступления документов для получения задания проверяет правильность оформления, заполнения, отсутствие подчисток, приписок, исправлений в тексте, соответствие указанных сведений; проводит проверку представленной документации требованиям по сохранению, государственной охране и использованию объекта культурного наследия; готовит проект задания, письмо о выдаче или об отказе в выдаче задания. При выявлении неточностей или противоречий в представленных документах (копиях документов) ответственный исполнитель готовит заявителю письмо о необходимости представления дополнительных документов или их копий с указанием конкретных оснований для приостановления государственной услуги.

Выдача задания или разрешения осуществляется ответственным исполнителем в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. В целом срок выдачи задания не может превышать 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Минкультуры России (п. 13 — 14, 19 — 20, 25, 39 — 41, 43, 52 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683).

  1. Получив согласованное задание, заказчик заключает договор генерального подряда с исполнителем, рекомендованным государственным органом охраны памятников истории и культуры для разработки научно-проектной документации. В частности, договор генерального подряда может быть заключен с исполнителем, получившим право генерального подряда на условиях подрядных торгов (тендеров). В случае заключения договоров подряда с несколькими исполнителями заказчик обязан самостоятельно координировать разработку научно-проектной документации или поручить это на договорных условиях одному из исполнителей, как правило, специализирующемуся в области научно-проектных работ по реставрации недвижимых памятников истории и культуры, с уведомлением по этому вопросу государственного органа охраны памятников истории и культуры.

Основным документом, регламентирующим деятельность в сфере разработки научно-проектной документации для реставрации недвижимого памятника истории и культуры, является Свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Общие положения. СРП-2007, рекомендованный к применению циркулярным письмом Минкультуры РФ от 10.12.2007 N 78-01-35/04-ДА.

Для разработки научно-проектной документации исполнитель в целях ознакомления с памятником и имеющейся по нему документацией, сбора или подготовки исходной и разрешительной документации, составления программы научно-проектных работ, сметы-калькуляции и задания на разработку научно-проектной документации может проводить исследование недвижимого памятника истории и культуры, но для этого он обязан получить в государственном органе охраны памятников истории и культуры письменное разрешение на изучение недвижимого памятника истории и культуры, в котором указывается программа исследований, особые условия их проведения и обязательства исполнителя при исследованиях, а также срок представления отчетной документации в государственный орган охраны памятников истории и культуры.

В зависимости от содержания и порядка, предусмотренных основаниями для реставрации недвижимого памятника истории и культуры, научно-проектная документация может разрабатываться в целом на весь комплекс работ по реставрации; на отдельные очереди реставрации или на локальные работы. Кстати, следует отметить, что разработка научно-проектной документации осуществляется, как правило, в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации.

Научно-проектная документация для реставрации недвижимого памятника истории и культуры в целом или на отдельные этапы работ состоит из следующих разделов: предварительные работы с разделом исходно-разрешительной документации; комплексные научные исследования; инженерные изыскания; проект реставрации; рабочая проектно-сметная документация; научно-реставрационный отчет.

Содержание и состав разделов научно-проектной документации, в том числе для локальных работ, устанавливаются заданием применительно к содержанию реставрации конкретного недвижимого памятника истории и культуры. Разработка научно-проектной документации осуществляется в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации. Следует иметь в виду, что на научно-проектную документацию для реставрации недвижимых памятников истории и культуры распространяется действие норм законодательства об авторских и смежных правах.

Научно-проектная документация передается исполнителем заказчику в соответствии с календарным планом работ по акту сдачи-приемки готовой продукции, в копиях в количестве четырех экземпляров, кроме раздела «Комплексные научные исследования», документация которого передается в трех экземплярах.

  1. Научно-проектная документация требует ее согласования, порядок и условия которого, а также согласующие инстанции и организации устанавливаются в соответствии с Приказом Минкультуры России от 13.05.2013 N 491 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения».

Под согласованием научно-проектной документации в соответствии с действующим законодательством в области сохранения объектов культурного наследия понимается принятие решения органом государственной охраны памятников о возможности ведения ремонтно-реставрационных работ. Решение принимается на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по стадии «Эскизный проект (архитектурные и конструктивные решения)», экспертных заключений специализированных организаций по специальным разделам проекта реставрации и приспособления, влияющих на инженерную и технологическую безопасность объектов культурного наследия, экспертных заключений подведомственных учреждений и предприятий Министерства культуры Российской Федерации (п. 7.1 Свода реставрационных правил, рекомендованных к применению циркулярным письмом Минкультуры РФ от 10.12.2007 N 78-01-35/04-ДА).

Для согласования научно-проектной документации в Минкультуры России (территориальный орган) представляются заявление о предоставлении государственной услуги, подписанное уполномоченным лицом; положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной и (или) проектной документации по сохранению объекта культурного наследия (не требуется в случае проведения противоаварийных работ и работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны); научно-проектная и (или) проектная документация по сохранению объекта культурного наследия; копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, заверенная в установленном порядке (при проведении работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия); согласия всех собственников объекта культурного наследия либо пользователей объектом культурного наследия (при проведении работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия).

Срок предоставления указанной государственной услуги не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Минкультуры России (территориальном органе).

Результатами предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия являются согласование научно-проектной и (или) проектной документации или отказ в согласовании.

Вышеуказанным административным регламентом утвержден исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании:

1) непредставление необходимой документации;

2) наличие недостоверных сведений в документах;

3) представленная документация подписана лицом, не имеющим на то полномочий;

4) заключение государственной историко-культурной экспертизы содержит отрицательные выводы по представленной документации;

5) несогласие Минкультуры России (территориального органа) с заключением государственной историко-культурной экспертизы (п. 13 — 14, 16, 21 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 13.05.2013 N 491).

Как уже отмечалось выше, одним из документов, необходимых для согласования научно-проектной документации, является положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной и (или) проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Основные принципы проведения историко-культурной экспертизы закреплены в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ, к которым, согласно ст. 29 названного нормативного акта, относятся принципы научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, представляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу, а также независимости экспертов и гласности. Непосредственный порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов, подлежащих экспертизе, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы регламентированы Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (далее — Положение о государственной историко-культурной экспертизе).

При этом в п. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется либо федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа), либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта РФ или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов.

В соответствии с п. 7 Положения о государственной историко-культурной экспертизе в качестве экспертов при проведении историко-культурной экспертизы могут привлекаться:

1) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

— высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности);

— предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;

— знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;

2) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, отвечающих перечисленным выше требованиям.

При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы. Эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, рассматривают представленные документы и осуществляют исследования совместно с последующим оформлением единого или индивидуального заключения экспертизы (п. 18 Положения о государственной историко-культурной экспертизе).

По итогам проведения экспертизы подготавливается заключение историко-культурной экспертизы, которое оформляется в виде акта, содержащего результаты исследований, проведенных экспертами. В частности, в таком акте указываются дата начала и дата окончания проведения экспертизы; место проведения экспертизы; заказчик экспертизы; сведения об эксперте (экспертах); цели и объекты экспертизы; перечень документов, представленных заявителем; сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов; обоснования вывода экспертизы; вывод экспертизы; перечень приложений к заключению экспертизы; дата оформления заключения экспертизы и др.

В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод экспертизы о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия либо воссоздания утраченного объекта культурного наследия (п. 19 — 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе).

Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении конкретного объекта культурного наследия. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд (ст. 30, 32 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Только после того как научно-техническая документация прошла процедуру согласования и экспертный орган дал соответствующую рекомендацию, документация может быть утверждена заказчиком.

  1. Следующим этапом согласительно-разрешительных процедур является получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Процедура получения такого разрешения регламентирована теми же актами, что и процедура получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683 (в отношении объектов федерального значения, входящих в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р) и Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811 (в отношении не входящих в вышеуказанный Перечень объектов).

Указанными актами утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия при различных обстоятельствах: в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия; в случае проведения производственных работ на объекте культурного наследия, связанных с консервацией объекта культурного наследия, реставрацией памятника или ансамбля, воссоздания утраченного объекта культурного наследия, приспособления объекта культурного наследия для современного использования, в том числе работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; в случае проведения противоаварийных работ на объекте культурного наследия; в случае проведения работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Выдача разрешения осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Разрешение выдается в 1 экземпляре заявителю или его представителю, имеющему доверенность на получение разрешения, и не подлежит передаче другим лицам.

Следует сделать небольшое отступление и обратить внимание на такой факт: полное и четкое следование букве закона при подготовке всей необходимой документации не только позволит приступить к ремонтно-реставрационным работам, но и сыграет положительную роль при налогообложении реставрируемого объекта культурного наследия (например, здания банка, являющегося памятником архитектуры). Согласно подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение для собственных нужд на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ). Однако данная норма гарантированно действует только в случае, если организация располагает всеми прописанными в ГК РФ и Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ необходимыми документами и согласованиями для проведения ремонта и при условии экономической обоснованности ремонта здания. В этом случае, бесспорно, можно рассчитывать на получение налоговой выгоды в размере, соответствующем величине затрат на ремонт. В отсутствие хотя бы одного из документов однозначной интерпретации налоговых последствий этой ситуации нет, поскольку имеется высокая вероятность возникновения споров с налоговым органом по рассматриваемому вопросу <19>.

———————————

<19> См.: Горюнов В. Решение проблем при ремонте в здании — памятнике архитектуры // Бухгалтерия и банки. 2007. N 10.

 

Однако в судебной практике встречаются решения, подтверждающие обоснованность применения указанной налоговой льготы и при отсутствии некоторых документов. Например, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.01.2014 по делу N А33-19510/2012 удовлетворено требование о признании недействительным решения налогового органа. Оспариваемым решением предприятию доначислены НДС, пени и штраф в связи с тем, что предприятие не подтвердило право на применение налоговой льготы. Требование удовлетворено решением суда, поскольку работы, в отношении которых предприятием заявлено о применении льготы, фактически были выполнены, специальные технические требования при проведении работ были соблюдены, следовательно, у предприятия имеется право на применение налоговой льготы в виде освобождения операций от обложения НДС.

 

  • 3.2. Порядок осуществления ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия и контроль, осуществляемый за проведением таких работ

 

  1. Получив разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, исполнитель может приступать к непосредственному выполнению работ. Исходя из анализа положений главы VII Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия включают в себя следующие ремонтно-реставрационные работы: консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля и приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Под консервацией объекта культурного наследия понимают научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

Ремонт памятника предполагает осуществление научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Реставрация памятника или ансамбля представляет собой проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Также могут проводиться работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст. 41 — 44 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ). Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании научно-практической документации. Исполнителю рекомендуется обеспечивать за счет заказчика каждую из подрядных производственных организаций, принимающих участие в реставрации памятника, двумя экземплярами рабочей проектно-сметной документации по видам выполняемых ими работ.

Ремонтно-реставрационные работы осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Исполнители работ должны обеспечивать соответствие технологических приемов и методов производства работ требованиям сохранения, раскрытия и восстановления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности памятника, обеспечения условий для его современного использования и физического долголетия.

В процессе ремонтно-реставрационных работ исполнителями осуществляются научно-исследовательские работы, которые могут проводиться в различном объеме в зависимости от статуса памятника, целей и объемов предполагаемых реставрационных работ, наличия документации по ранее выполненным исследованиям и уровня их профессионального исполнения. Научно-исследовательские работы могут реализовываться либо в виде комплексных исследований, либо в виде исследований по отдельным аналитическим, технологическим или историко-библиографическим вопросам.

Результаты проделанной работы сдаются в форме отчета о научно-исследовательской работе, выполненного в порядке, установленном ГОСТ 15.101-98, и в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 или по иной другой форме, установленной действующими стандартами (п. 6.4 СРП-2007.1).

При этом строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта. Исполнитель работ также должен представлять заказчику обоснования о необходимости внесения изменений в задание с целью углубления исследования памятника и разработки более совершенных проектных решений. В необходимых случаях, при наличии в утвержденном задании соответствующего условия, исполнитель может внести заказчику представление о привлечении за счет средств заказчика ученых и высококвалифицированных специалистов для консультаций по вопросам, возникающим в процессе исследований, разработки проектных решений и производства работ по реставрации недвижимого памятника. В ходе производства ремонтно-реставрационных работ исполнитель может вносить на рассмотрение государственных органов охраны памятников истории и культуры предложения по совершенствованию охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры и научно-проектных работ для их реставрации.

  1. Следует иметь в виду, что физические и юридические лица, которые вели разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ. Продолжительность осуществления научно-методического руководства и авторского надзора определяется сложностью и сроками реставрации и устанавливается заданием.

Научное руководство и авторский надзор осуществляются при производстве любых работ на всех памятниках и являются продолжением научно-методического и проектного обеспечения реставрационных работ, проводимых на основе утвержденных проектных решений в целях выявления в процессе работ всех данных о первоначальном облике памятника, максимального сохранения и показа подлинных элементов памятника, доработки и корректировки, при необходимости, проектных решений; обеспечения научно-методических требований реставрации, а также в целях повышения ответственности проектных и специальных научно-реставрационных производственных организаций и заказчиков за обеспечение высокого качества реставрационных работ, соблюдения научно-методических требований и обоснования стоимости (п. 4.2 Свода реставрационных правил СРП-2007.1.1).

Указания автора или членов авторского коллектива являются обязательными для заказчика и всех должностных лиц и исполнителей подрядных производственных организаций и могут быть отменены только государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Автор или научный руководитель авторского коллектива имеет право требовать от заказчика применения экономических или иных установленных законодательством Российской Федерации санкций к подрядным производственным организациям в случаях выполнения работ с систематическим отступлением от рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора, с нарушением технологии производства и низким качеством. Они могут запретить использование не соответствующих государственным стандартам, техническим условиям и технологическим методикам и рекомендациям материалов, изделий и оборудования. Им также предоставлено право приостанавливать проведение отдельных видов работ при необходимости исследования и фиксации необследованных или вновь обнаруженных частей, элементов и деталей памятника, а также при угрозе непредвиденных деформаций или разрушения конструкций, при систематическом несоблюдении рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора. При осуществлении научного руководства и авторского надзора ведется дневник научного руководства в произвольной форме, в котором отражается весь ход реставрационных работ, вновь выявленные данные; внесенные изменения, их обоснования и согласование; проведенные заседания комиссий, их решения и результаты; проведенные реставрационные операции с указанием методов и технологии; сведения о дополнительных обмерах и фотофиксации.

Также автор и члены авторского коллектива ведут журнал научного руководства и авторского надзора по установленной форме, где тщательно фиксируют работы, дефекты и отступления от рабочей проектно-сметной документации и указаний автора или членов авторского коллектива, излагают конкретные требования по их устранению с указанием сроков. Журнал должен быть пронумерован (страницы его должны быть пронумерованы), подписан руководителем генеральной проектной организации и скреплен подписью и печатью заказчика. Оформленный журнал научного руководства и авторского надзора заказчиком передается генеральному подрядчику и должен находиться на объекте реставрации до его окончания. Журнал научного руководства и авторского надзора выдается генеральным подрядчиком работникам организаций, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, по их требованию. Производители работ реставрационных организаций и представитель заказчика обязаны делать в журнале научного руководства и авторского надзора отметки о выполнении указаний работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор и научное руководство.

По окончании ремонтно-реставрационных работ журнал должен быть передан ответственным производителем работ по акту или под расписку автору или научному руководителю авторского коллектива для использования в работе над разделом научно-проектной документации «Научно-реставрационный отчет» и хранения (раздел 4 СРП 2007.1.1).

Контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ осуществляется и со стороны органов Министерства культуры РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, который бывает плановый и внеплановый. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых контрольными органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

— поступление в контрольные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (п. 6, 8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1204 (в ред. от 20.07.2011) «Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В случае выявления в ходе такой проверки нарушений может быть применена такая мера, как приостановление действия разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Так, согласно п. 66 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683, действие выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия может быть приостановлено, если в ходе контрольных мероприятий Минкультуры России (территориального органа) были выявлены нарушения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия:

— не выполняются условия выданного разрешения по сохранению объекта культурного наследия;

— обнаружены недостоверные или искаженные данные в документах, представленных для получения разрешения;

— проводимые работы не соответствуют согласованной проектной документации;

— проводимые работы не предусмотрены выданным разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В случае выявления нарушений выдается предписание о приостановлении работ на объекте культурного наследия и устранении нарушений, являющееся основанием для приостановления действия разрешения. При этом структурное подразделение Минкультуры России (территориальный орган) уведомляет заказчика работ о выявленных нарушениях и о приостановлении действия разрешения по сохранению объекта культурного наследия.

Устранив выявленные нарушения, заказчик может обратиться в орган, выдавший разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, с заявлением о выдаче разрешения. К такому заявлению прилагаются материалы, подтверждающие устранение указанных в предписании о приостановлении работ по сохранению объектов культурного наследия замечаний (нарушений), подписанные уполномоченными лицами научного руководства, авторского и технического надзора, а в случае проведения противоаварийных работ — дополнительно прилагается проектная документация (рабочая) по проведению работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами.

Кроме того, исполнители ремонтно-реставрационных работ подпадают под сферу действия лицензионного контроля. В целях повышения качества продукции, работ и услуг, производимых в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, соблюдения требований законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов, нормативно-технических документов лицензирующие органы осуществляют контроль на предмет соблюдения лицензиатами при осуществлении конкретных видов лицензируемой деятельности лицензионных требований и условий <20>. Проверки, проводимые лицензирующими органами, подразделяются на документарные, внеплановые выездные и плановые.

———————————

<20> См.: Багандов А.А. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. 2006. N 1.

 

В ходе осуществления контроля проверяется соответствие сведений о лицензиате или соискателе лицензии нормам действующего законодательства и сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений исполнителем ремонтно-реставрационных работ лицензионных требований должностные лица лицензирующих органов обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. В случае если в результате мероприятия по контролю выявляется административное правонарушение, должностным лицом лицензирующего органа составляется протокол и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Возможно и приостановление действия лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности (ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Приостановление лицензии ставит под вопрос дальнейшее участие исполнителя ремонтно-реставрационных работ в отношениях по сохранению объектов культурного наследия. Если в установленный судьей срок лицензиат не устранит нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ), что исключает возможность продолжения исполнителем ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта культурного наследия.

  1. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации. В работе комиссий по приемке законченных работ и реставрации памятника в целом обязаны принимать участие авторы и члены авторского коллектива. По результатам приемки выполненных ремонтно-реставрационных работ составляется акт комиссии по приемке ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры, в котором указываются состав приемочной комиссии во главе с председателем, сведения о заказчике, организации-собственнике (пользователе), проектной организации, осуществляющей научное руководство работами, генподрядной производственной организации, субподрядных организациях, представителях привлеченных организаций. Форма акта рекомендована письмом Минкультуры России от 17.04.2013 N 2871-01-39/12-ГП «О заполнении формы акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия».

В акте содержится информация о том, что указанными лицами произведен осмотр предъявленных к сдаче работ, выполненных в отношении объекта культурного наследия (указываются наименование и адрес объекта), что работы выполнены в установленные сроки и комиссией подтверждается перечень выполненных работ: дается общая характеристика объекта культурного наследия, указывается, какие именно работы проведены (по фундаментам, по несущим конструкциям, по перекрытиям, по крыше, по фасадам, по лестницам, по интерьерам (полы, столярные изделия, отделочные работы, художественные работы), по обстановочному комплексу (осветительная арматура, мебель и др.) (в случае значительного объема выполненных работ перечень составляется в виде приложения к акту)). В акте также должно быть указано, что комиссия установила соответствие указанных в перечне работ предъявленной проектно-сметной документации и разрешительной документации. В заключительной части акта содержится решение комиссии о том, что работы, представленные к сдаче на объекте, выполнены в установленные сроки, с надлежащим качеством и считаются принятыми в установленном порядке.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Научно-реставрационный отчет подготавливается исполнителем, фиксирует и дает оценку соответствия выполненных работ утвержденным проектным решениям, обосновывает отступления от проекта реставрации в результате вновь выявленных данных и включает:

— основание для разработки научно-проектной документации для реставрации памятника и производства работ;

— результаты комплексных научных исследований в процессе производства ремонтно-реставрационных работ;

— краткое содержание утвержденного проекта реставрации и соответствие выполненных ремонтно-реставрационных работ проектным решениям;

— изменения, внесенные в проект реставрации, и их реализацию в процессе производства ремонтно-реставрационных работ;

— описание выполненных работ по их видам с указанием применяемых технологий, строительных и отделочных материалов, изделий, конструкций и оборудования; научная оценка результатов реставрации и рекомендации по дальнейшему использованию памятника, его техническому содержанию и эксплуатации (СРП-2007).

По указанию государственных органов охраны памятников истории и культуры научно-проектная документация в установленном порядке может быть передана на хранение в государственные архивы.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы. Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта, могут передаваться в государственные архивы субъекта РФ на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.

Глава 1   Глава 2   Глава 3   Глава 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code