Статья 24. Участие саморегулируемых организаций в некоммерческих организациях

Комментарий к статье 24 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи СРО вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. При этом в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи ассоциации (союзы) СРО могут создаваться ими по одному из трех признаков: территориальному, отраслевому, межотраслевому, а также по иным признакам.

Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» были внесены существенные изменения в правовое положение ассоциаций (союзов). Причем указанная коррекция, по нашему мнению, еще большим образом проявила отсутствие единства в законодательном регулировании отдельных видов некоммерческих организаций.

Первое, на что можно обратить внимание при прочтении действующих положений ст. 121 ГК РФ и ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях», это различие в содержании понятия ассоциации (союза).

В соответствии со ст. 121 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Статья 11 ФЗ «О некоммерческих организациях» под ассоциацией (союзом) понимает объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное только на членстве для удовлетворения вышеуказанных потребностей и целей.

Представляется сомнительным и соответствие формулировки понятия ассоциации, данной в ст. 121 ГК РФ, положениям ст. 30 Конституции РФ, которая предусматривает лишь добровольное вступление и выход граждан из объединений. Указанное сомнение подтверждается и судебной практикой. Так, в деле «OVR против Российской Федерации» (жалоба N 44319/98) Европейский суд по правам человека пришел к выводу о том, что, принимая во внимание положения Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. и законодательно закрепленные функции нотариальных палат, такие палаты не могут рассматриваться в качестве объединений по смыслу статьи 11 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод. Сходную правовую позицию занял и Конституционный Суд РФ, указав в Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате», что в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции РФ, статья 117 ГК РФ, часть 1 статьи 3 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Таким образом, впервые в гражданском законодательстве РФ ассоциация (союз) закреплена как разновидность некоммерческой организации, которая не является формой реализации права на объединения, как по Конституции РФ, так и по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод.

При этом п. 1 ст. 121 ГК РФ, в отличие от ФЗ «О некоммерческих организациях», несколько шире раскрывает целевое предназначение ассоциаций (союзов) после внесения вышеуказанных изменений в законодательство. Так, ассоциации (союзы) могут создаваться в целях координации предпринимательской деятельности объединившихся лиц, представления и защиты общих имущественных интересов; к ним также относятся профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

Вряд ли указанное дополнение внесло какую-то ясность в содержание деятельности такого вида некоммерческих организаций, как ассоциация (союз), напротив, трудно себе представить объединение юридических лиц совместно с гражданами, которые координируют свою предпринимательскую деятельность, представляют и защищают общие имущественные интересы. Полагаем, что целевое предназначение юридических лиц и граждан существенным образом разнятся, поэтому внесенные законодателем изменения не способствуют унификации правоприменения, а лишь еще больше отдаляют законодательство о некоммерческих организациях от кодификационного единства.

Пункт 3 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях» сохранил за членами ассоциации (союза) свою самостоятельность и права. При этом права и обязанности членов ассоциации (союза) раскрыты в ст. 123 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей член ассоциации (союза) вправе:

1) в порядке, установленном законом или уставом ассоциации (союза), участвовать в управлении делами ассоциации (союза);

2) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и уставом ассоциации (союза), получать информацию о деятельности ассоциации (союза), знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

3) в порядке, установленном законом, обжаловать решения органов ассоциации (союза), влекущие за собой гражданско-правовые последствия;

4) в случаях, предусмотренных законом, оспаривать совершенные ассоциацией (союзом) сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации (союзу) убытков;

5) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами на равных началах с другими ее членами;

6) по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода;

7) осуществлять иные права, предусмотренные законом или уставом ассоциации (союза), в порядке, установленном уставом ассоциации (союза).

Член ассоциации (союза) обязан:

1) участвовать в образовании имущества ассоциации (союза) в порядке, в размере, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом ассоциации (союза) в соответствии с ГК РФ или иным законом;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ассоциации (союза);

3) участвовать в принятии решений, если его участие в соответствии с законом и (или) уставом ассоциации (союза) необходимо для принятия таких решений;

4) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда ассоциации (союзу), участником которой он является;

5) уплачивать предусмотренные уставом ассоциации (союза) членские взносы;

6) по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы.

Необходимо отметить, что указанный перечень является исчерпывающим и не может быть расширен по усмотрению членов ассоциации (союза) в своем уставе или иных локальных документах.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи установлены порядок и уполномоченный орган на принятие решения СРО на участие в ассоциации (союзе) СРО. В соответствии с указанной нормой решение об участии СРО в ассоциации (союзе) СРО принимается общим собранием членов СРО в порядке, установленном ее уставом. Таким образом, данное полномочие является исключительной компетенцией общего собрания членов СРО.

Необходимо особо отметить, что ст. ст. 121.1, 121.2 ГК РФ закреплены особенности учреждения и содержания Устава ассоциации (союза), управления указанным видом некоммерческой организации. Указанные статьи определяют, что с 11.02.2013 количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти. При этом законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному количеству учредителей таких ассоциаций (союзов).

Учредительные документы ассоциаций (союзов), созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами части первой ГК РФ (в редакции указанного Закона) при первом изменении учредительных документов таких ассоциаций (союзов). Учредительные документы указанных ассоциаций (союзов) до приведения их в соответствие с нормами части первой ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Статьями 121.1, 121.2 ГК РФ определены обязательные положения, которые должны содержаться в Уставе ассоциации (союза): наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).

Статья 121.2 ГК РФ определяет особенности управления ассоциацией (союзом). В соответствии с указанной статьей к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относятся:

1) определение приоритетных направлений деятельности ассоциации (союза), принципов образования и использования ее имущества;

2) изменение устава ассоциации (союза);

3) образование других органов ассоциации (союза) и досрочное прекращение их полномочий, если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

4) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ассоциации (союза), если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

5) принятие решений о создании ассоциацией (союзом) других юридических лиц;

6) принятие решений об участии ассоциации (союза) в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств ассоциации (союза);

7) принятие решений о реорганизации или ликвидации ассоциации (союза), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

8) избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) ассоциации (союза);

9) принятие решения о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов;

10) принятие решений о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза).

В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент или другие), а также могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление и тому подобное).

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органов ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

  1. Ранее общий правовой статус членов ассоциаций был закреплен ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако в настоящее время указанная статья утратила свою юридическую силу. В ч. 4 комментируемой статьи определены положения о полномочиях, которые членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) СРО.

Итак, членами ассоциации (союза) СРО могут быть переданы ассоциации (союзу) права:

— на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций;

— на разработку условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях — членах ассоциации (союза);

— на разрешение споров в третейском суде;

— на профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций;

— на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг);

— на раскрытие информации;

— иные права саморегулируемых организаций.

Указанный перечень полномочий, которые могут быть переданы членам ассоциаций (союзов) СРО, является открытым.

  1. В ч. 5 комментируемой статьи содержится отсылочное положение о том, что предусмотренные ст. 14 комментируемого Закона ограничения полностью распространяются на ассоциацию (союз) СРО, ее должностных лиц и иных работников (см. комментарий к ст. 14).

Статья 56 ГК РФ определяет, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. При этом п. 3 ст. 56 ГК РФ предусмотрено, что по общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, но в случаях, установленных законом, такая ответственность может быть установлена. Пункт 4 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает на уровне закона особую ответственность членов организации. Согласно указанному пункту члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, которые предусмотрены ее учредительными документами. Общие правила субсидиарной ответственности установлены ст. 399 ГК РФ. Часть 6 комментируемой статьи говорит о дополнительной имущественной ответственности ассоциации (союза) перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных членами саморегулируемых организаций, участвующих в деятельности ассоциации (союза) СРО, которая может быть предусмотрена уставом ассоциации (союза) СРО.

Данная формулировка предполагает взятие ассоциацией (союзом) СРО добровольно на себя повышенной ответственности перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных членами СРО. Такая повышенная ответственность связана также с дополнительными финансовыми затратами, т.к. осуществляется за счет средств компенсационного фонда, который формируется членами СРО, участвующими в деятельности ассоциации (союза) СРО.

  1. Помимо того что СРО могут создавать ассоциации (союзы), такие организации могут быть членами торгово-промышленных палат. Такое право закрепляет за ними ч. 7 комментируемой статьи.

Торгово-промышленные палаты, выражая интересы предпринимательских кругов, играют большую роль во внешнеэкономической политике Российского государства. Деятельность торговых палат заключается прежде всего в сборе и предоставлении как своим членам, так и другим заинтересованным фирмам информации; в направлении за границу своих торговых миссий; в организации национальных торгово-промышленных выставок за границей и оказании помощи экспортерам в устройстве экспозиций на международных выставках и ярмарках; в создании смешанных палат, комитетов и комиссий по расширению экономических связей.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» членами торгово-промышленной палаты являются российские предприятия и российские предприниматели, объединяющиеся в целях содействия развитию российской экономики, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей российских предпринимателей с предпринимателями иностранных государств.

Торгово-промышленная палата является организацией негосударственной. В ее состав не входят органы государственной или муниципальной власти. Государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат не допускается.

Торгово-промышленная палата в обязательном порядке является юридическим лицом, то есть организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code