Статья 23. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций

Комментарий к статье 23 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Комментируемая статья имеет бланкетный характер, поскольку ссылается на положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», федерального законодательства, регулирующего деятельность конкретных саморегулируемых организаций. Статья 9 указанного Закона предусматривает, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

Кроме того, согласно пункту 4 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202, предметом проверок являются требования, касающиеся в том числе, например:

— соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;

— разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;

— стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

— обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Что касается иных федеральных законов, то, например, ст. 22 ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусматривает, что государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Основанием для осуществления внеплановой проверки саморегулируемой организации аудиторов может являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в уполномоченный федеральный орган аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, Центральным банком РФ, другими саморегулируемыми организациями аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки уполномоченным федеральным органом СРО аудиторов устанавливаются законодательством РФ.

Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Руководитель проверяемой саморегулируемой организации аудиторов вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю уполномоченного федерального органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем совершения действия (бездействия). В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

— вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

— вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;

— вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

— обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения по результатам проверки саморегулируемой организации аудиторов, обязан сообщить ей в письменной форме о принятом в отношении ее решении. О результатах проведенной уполномоченным федеральным органом проверки саморегулируемой организации аудиторов и о принятом решении уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать совет по аудиторской деятельности на его ближайшем заседании.

Саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган, а также совет по аудиторской деятельности об устранении выявленных нарушений на его ближайшем заседании.

Рассмотрим также ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», предусматривающий, что надзор за деятельностью СРО оценщиков осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков. Порядок осуществления надзора за деятельностью СРО оценщиков устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

  1. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков.

Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков принимается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков либо ее членами указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией оценщиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.

О своем решении, принятом на основании материалов проведения проверки, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, извещает саморегулируемую организацию оценщиков в письменной форме в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

В случае выявления нарушения основных требований, предъявляемых к саморегулируемой организации оценщиков, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, направляет в саморегулируемую организацию оценщиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений.

Предписание уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией оценщиков в арбитражный суд.

В случае невыполнения в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемая организация оценщиков, выявившая свое несоответствие основным требованиям, предъявляемым к саморегулируемой организации оценщиков, вправе направить в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией оценщиков мерах по его устранению.

В течение двух месяцев после получения уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, заявления о выявленном несоответствии СРО оценщиков не может быть исключена из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков по указанному в заявлении основанию. В случае если по истечении указанного срока СРО оценщиков не представит в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, доказательство устранения выявленного несоответствия, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемая организация оценщиков считается исключенной из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.

Оценщики, состоявшие членами СРО оценщиков, исключенной из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, вправе вступить в иные СРО оценщиков.

В течение трех месяцев с даты исключения саморегулируемой организации оценщиков из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков оценщики, состоявшие ее членами и не вступившие в другие СРО оценщиков, вправе осуществлять оценочную деятельность только по договорам, заключенным до даты исключения саморегулируемой организации оценщиков из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code