Статья 21. Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций

Комментарий к статье 21 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи определяет основания для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Под основаниями следует понимать юридические факты, свидетельствующие о невозможности дальнейшего нахождения саморегулируемой организации в государственном реестре саморегулируемых организаций. Органами, исключающими саморегулируемую организацию из государственного реестра саморегулируемых организаций, являются:

1) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

2) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.

Исключение сведений в данном случае предполагает совершение действий, в результате которых запись в государственном реестре саморегулируемых организаций о деятельности той или иной саморегулируемой организации будет считаться недействительной либо будет отсутствовать.

Первым таким основанием является заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций. Под заявлением необходимо понимать документ, содержащий волеизъявление саморегулируемой организации об ее исключении из государственного реестра саморегулируемых организаций. Форма этого заявления на федеральном уровне не определена.

Следующее основание — реорганизация и ликвидация некоммерческой организации. Данный процесс на практике урегулирован не только на федеральном уровне, но и в том числе учредительными документами саморегулируемой организации. Например, согласно ст. 21 Устава саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Проектировщики Северного Кавказа» предусмотрено, что партнерство может быть реорганизовано в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Реорганизация партнерства может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Партнерство считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций). При реорганизации партнерства в форме присоединения к нему другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами. Партнерство может быть ликвидировано в порядке, предусмотренном ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество либо его стоимость подлежит распределению между членами партнерства пропорционально размерам их имущественного взноса. Остальная часть имущества, стоимость которого превышает размер имущественных взносов членов партнерства, направляется на цели, в интересах которых партнерство было создано, или на благотворительные цели. В случае если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Ликвидация партнерства считается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Следующее основание носит принудительно-процессуальный характер, так как предполагает вынесение решения судом об исключении из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о данной саморегулируемой организации. Основанием для вынесения такого решения является несоответствие саморегулируемой организации требованиям комментируемого Закона и требованиям иных федеральных законов. Под несоответствием требованиям стоит понимать отсутствие у саморегулируемой организации тех критериев и признаков, которые определены в комментируемом Законе и иных федеральных законах, а также нарушение саморегулируемой организацией требований комментируемого Закона и иных федеральных законов. Например, неосуществление саморегулируемой организацией тех функций, которые указаны в ст. 6 комментируемого Закона.

  1. Часть 2 комментируемой статьи содержит императивную норму, заключающуюся в том, что помимо тех оснований, которые указаны в ч. 1 комментируемой статьи, сведения о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций исключены быть не могут. Это означает, в частности, что сама СРО не может в своих внутренних документах прописать основания для исключения сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций.
  2. Часть 3 комментируемой статьи направлена на определение момента (даты), когда сведения о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций считаются исключенными, а также когда СРО считается прекратившей свою деятельность:

— представление саморегулируемой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;

— вступление в законную силу решения суда об исключении из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации;

— дата ликвидации или реорганизации саморегулируемой организации.

Рассмотрим каждое из вышеперечисленных оснований. Датой направления заявления об исключении о ней сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций, по мнению авторов, должна считаться дата принятия заявления уполномоченным федеральным органом от саморегулируемой организации. Как правило, такую дату определяет структурное подразделение органа или организации, которое отвечает за работу с обращениями, заявлениями и иными письменными документами, поступающими в данный орган или данную организацию.

Решения суда согласно ст. 209 ГПК РФ вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Что касается моментов ликвидации и реорганизации саморегулируемой организации, то эти моменты определены гражданским законодательством. Так, согласно ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

По поводу ликвидации следует отметить, что согласно ст. 21 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

  1. Часть 4 комментируемой статьи содержит, по мнению авторов, трудно выполнимое основание для исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций, а именно: согласно ч. 4 комментируемой статьи СРО обязана представить в уполномоченный федеральный орган сведения о том, что она не соответствует требованиям о членстве в СРО и о размере ее компенсационного фонда. Частью 2 ст. 13 комментируемого Закона установлен размер такого компенсационного фонда — три тысячи рублей в расчете на каждого члена. Между тем на практике внутренние документы саморегулируемой организации могут предусматривать иные размеры такого компенсационного фонда. Например, раздел 2 Положения о создании и использовании компенсационного фонда некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока», утвержденного решением общего собрания членов некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока» (протокол N 6 от 10 ноября 2010 г.), предусматривает, что в соответствии с ГрК РФ взнос в компенсационный фонд вносится в следующих размерах:

— 300 тыс. рублей в случае, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;

— 500 тыс. рублей в случае, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;

— 1 млн. рублей в случае, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;

— 2 млн. рублей в случае, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;

— 3 млн. рублей в случае, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;

— 10 млн. рублей в случае, если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.

Таким образом, СРО на практике может не соответствовать не только требованиям федерального законодательства, но и тем требованиям, которые она указывает в своих учредительных документах.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает также и требования к заявлению саморегулируемой организации, заключающиеся в том, что в нем должна быть указана дата возникновения этих оснований, то есть тогда, когда СРО перестала соответствовать требованиям законодательства. Думается, что на практике, исходя из ч. 4 комментируемой статьи, это может быть момент создания саморегулируемой организации, момент приема в нее членов и момент формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации.

При этом ч. 4 комментируемой статьи предоставляет саморегулируемой организации возможность устранить те несоответствия федеральному законодательству, которые в ней предусмотрены. Часть 4 комментируемой статьи определяет срок для устранения этих противоречий — два месяца, исчисление которых начинается с того момента, когда уполномоченный федеральный орган получит заявление саморегулируемой организации о том, что она не соответствует требованиям, касающимся членства СРО и размера ее компенсационного фонда. В то же время ч. 4 комментируемой статьи содержит запретную норму в отношении уполномоченного федерального органа, заключающуюся в том, что данный орган не имеет права в течение этого срока исключать из государственного реестра саморегулируемых организаций сведения о саморегулируемой организации, подавшей такое заявление. Однако в случае, если в течение этих двух месяцев саморегулируемая организации не устранит те несоответствия, которые у нее имеются и о которых она сообщила в уполномоченный федеральный орган, то сведения о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций будут исключены.

Но на практике возникает вопрос о реализации данного положения ч. 4 комментируемой статьи, поскольку в ней не предусмотрено никакой ответственности в отношении саморегулируемой организации, не сообщившей таких сведений, то есть не подавшей соответствующего заявления. Можно предположить, что на практике исключить сведения о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на том основании, что она не соответствует требованиям о членстве в СРО, и о размере ее компенсационного фонда возможно только по результатам проводимых проверок в отношении деятельности саморегулируемой организации, которые затем могут быть переданы в судебные органы, которые могут вынести решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code