Статья 20. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций

Комментарий к статье 20 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Комментируемая статья устанавливает правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций.

Реестр является федеральной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с установленным федеральными законами порядком.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно п. 1 указанного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

  1. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет правило, согласно которому, при наличии уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности, на него возлагается ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 55.18 ГрК РФ ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

  1. Часть 3 комментируемой статьи возлагает обязанность на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти установить порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. Однако в действительности такой порядок установлен не уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а самим Правительством РФ в Постановлении от 29 сентября 2008 г. N 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций». Таким образом, налицо противоречия между нормами комментируемого Закона и их фактической реализацией. Можно говорить даже о том, что Правительство РФ приняло вышеуказанные нормы, превысив свои полномочия, указанные в ч. 3 комментируемой статьи.

Часть 3.1 комментируемой статьи содержит бланкетную норму относительно требований к порядку ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. Но данная норма касается только тех саморегулируемых организаций, в отношении которых отдельными федеральными законами предусмотрено требование об обязательном членстве субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. В этом случае такие федеральные законы могут предусматривать дополнительные требования к вышеуказанному порядку.

Так, например, согласно статье 14 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» некоммерческая организация, являющаяся саморегулируемой организацией актуариев, вправе подать в уполномоченный орган заявление о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев. Одновременно с заявлением некоммерческой организацией представляются, в частности, следующие документы:

1) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов такой организации;

2) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия свидетельства о государственной регистрации такой организации;

3) заверенные некоммерческой организацией копии следующих документов:

а) требования к квалификации членов такой организации;

б) программа повышения квалификации членов такой организации;

в) кодекс профессиональной этики;

г) положение о членстве в такой организации (при наличии);

д) положения о постоянно действующем коллегиальном органе управления такой организации, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за актуарной деятельностью членов такой организации, о дисциплинарном комитете такой организации;

е) стандарты и правила такой организации;

4) заверенный уполномоченным лицом некоммерческой организации список членов такой организации с указанием идентификационного номера налогоплательщика и паспортных данных (фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, реквизитов паспорта) каждого из ее членов на бумажном и электронном носителях или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью некоммерческой организации.

  1. В соответствии с ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи реестр ведется на бумажном и электронном носителях путем внесения в реестр реестровых записей. При несоответствии записей на бумажном носителе записям на электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями. Под информационной системой в данном случае понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, а под информационно-телекоммуникационной сетью — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Реестровая запись содержит следующие сведения:

а) номер реестровой записи и дату включения в реестр сведений о саморегулируемой организации;

б) полное и сокращенное (если имеется) наименование саморегулируемой организации и ее организационно-правовую форму;

в) почтовый адрес (место нахождения) исполнительного органа саморегулируемой организации (почтовый индекс, субъект РФ, район, город (населенный пункт), улица (проспект, переулок и др.) и номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса);

г) регистрационный номер записи о внесении сведений о саморегулируемой организации в реестр;

д) дату принятия и номер решения уполномоченного органа о внесении (исключении) сведений о саморегулируемой организации в реестр, а также основания исключения сведений о саморегулируемой организации из реестра;

е) перечень членов СРО с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, а также с указанием:

— персональных данных (фамилия, имя, отчество (если имеется) и место жительства) — для физических лиц;

— идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии), государственного регистрационного номера и места жительства — для индивидуальных предпринимателей;

— организационно-правовой формы, полного наименования, государственного регистрационного номера и места нахождения — для юридических лиц;

ж) сведения о принятых стандартах и правилах саморегулируемой организации (наименование, дата принятия и сведения об органе управления, утвердившем данные акты);

з) сведения о форме, количественном и персональном составе органа (органов) управления саморегулируемой организации (коллегиальном и единоличном);

и) размер взносов членов организации в компенсационный фонд саморегулируемой организации, а также размер страховой суммы по договорам личного и (или) коллективного страхования ответственности каждого члена СРО;

к) сфера деятельности саморегулируемой организации;

л) сведения о членах, прекративших свое членство в СРО (основания прекращения членства);

м) иные сведения, внесение которых в реестр предусмотрено федеральными законами.

  1. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, являются открытыми и общедоступными. Это проявляется в том, что сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их внесения в реестр. Предоставление сведений, содержащихся в реестре, по запросам заинтересованных лиц осуществляется в виде выписок из реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются в 5-дневный срок с даты поступления запроса.

Важной гарантией в обеспечении доступности и открытости сведений реестра является возможность обжаловать в суд или вышестоящему должностному лицу отказ в предоставлении сведений, содержащихся в реестре.

  1. Частью 7 комментируемой статьи устанавливается принцип платности за внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций государственная пошлина уплачивается в размере 4000 рублей.
  2. Частью 8 комментируемой статьи урегулирован порядок внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации, являющейся саморегулируемой. Для внесения таких сведений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии некоммерческой организацией подается заявление, в котором необходимо указать следующие сведения:

1) наименование некоммерческой организации. Обратим внимание, что часть 8 комментируемой статьи не устанавливает вид наименования некоммерческой организации (сокращенное или полное), поэтому в качестве наименования может быть указано любое (по усмотрению самой некоммерческой организации);

2) идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации. Основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации согласно пункту 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, — это государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;

3) адрес официального сайта — исходя из статьи 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — это сетевой адрес, определяющий программу, содержащую в данном случае информацию о некоммерческой организации, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В целом для того, чтобы полномочный орган внес сведения о саморегулируемой организации в реестр, необходимо соблюдение двух условий:

а) соответствие саморегулируемой организации установленным ст. 3 комментируемого Закона требованиям;

б) представление саморегулируемой организацией заявления и необходимого пакета документов, включающего в себя следующие документы:

— копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

— копия устава некоммерческой организации;

— копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов — юридических лиц, заверенные некоммерческой организацией;

— копии свидетельств о государственной регистрации ее членов — индивидуальных предпринимателей, заверенные некоммерческой организацией;

— перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;

— документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренных комментируемым Законом способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;

— копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных комментируемым Законом, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;

— копии стандартов и правил саморегулируемой организации, предусмотренных комментируемым Законом;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение сведений о некоммерческой организации в реестр;

— иные документы, необходимость представления которых для приобретения статуса саморегулируемой организации предусмотрена федеральными законами.

  1. В соответствии с нормой ч. 9 комментируемой статьи соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в который некоммерческой организацией представлены заявление о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и документы по перечню, определенному в ч. 8 комментируемой статьи, вправе совершить одно из двух действий:

1) либо принять решение о включении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций;

2) либо принять решение об отказе во включении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Срок, в течение которого уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан свершить одно из этих действий, составляет 15 рабочих дней со дня представления указанных заявления и документов.

Однако положение об отказе во включении указанных сведений не распространяется на случай непредставления таких документов, как:

— свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;

— заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов — юридических лиц;

— заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств о государственной регистрации ее членов — индивидуальных предпринимателей.

Вышеуказанные документы могут быть представлены в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

При этом часть 9 комментируемой статьи устанавливает требование о том, что некоммерческая организация должна быть уведомлена Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии путем направления официального письма с информацией о принятом решении. В случае принятия решения об отказе во включении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций в решении должны быть указаны основания для принятия такого решения. Полагаем, что данное требование было введено с той целью, чтобы обеспечить саморегулируемой организации возможность устранения препятствий, послуживших основанием для принятия такого решения.

  1. Часть 10 комментируемой статьи предусматривает пять оснований для принятия соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Причем эти пять оснований исчерпывающие и не могут быть изменены или расширены.

1) несоответствие некоммерческой организации предусмотренным требованиям к количеству членов СРО;

2) несоответствие некоммерческой организации предусмотренным требованиям к размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации;

3) представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих установленному перечню;

4) повторное обращение с заявлением саморегулируемой организацией о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций;

5) получение от Федеральной налоговой службы в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений о том, что такие документы, как копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов — юридических лиц, заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств о государственной регистрации ее членов — индивидуальных предпринимателей отсутствуют у некоммерческой организации. По существу, данное основание представляет собой непредставление предусмотренных частью 8 комментируемой статьи документов.

Несоответствие СРО предъявляемым к ней требованиям согласно п. 3 ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона является основанием для вынесения решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Соответственно, такая некоммерческая организация после вступления в законную силу указанного решения суда утрачивает статус СРО.

В случае отказа во внесении сведений о некоммерческой организации в реестр такая некоммерческая организация не приобретает статус СРО.

  1. Частью 11 комментируемой статьи предусмотрено право некоммерческой организации, в отношении которой соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти принято решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, обжаловать данное решение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус СРО в соответствии с федеральным законом. Таким образом, решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций может быть обжаловано в арбитражный суд.

  1. В соответствии с ч. 12 комментируемой статьи федеральными законами могут устанавливаться особенности ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, в том числе иные сроки внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческих организациях, объединяющих субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, а также особенности предъявляемых при этом к некоммерческим организациям требований в отношении состава и содержания представляемых в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов.

Так, Приказом Минэкономразвития РФ от 8 июля 2010 г. N 284 «О порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» утверждены правила ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в том числе включения сведений о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих в указанный реестр, внесения в реестр записей и изменений в записи, предоставления сведений, содержащихся в реестре, хранения документов и сведений в реестре.

Частью 8 ст. 33.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено, что регулирующий орган в течение 15 календарных дней с даты получения документов, указанных в п. 7 указанной статьи, принимает решение о внесении некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и выдаче документа о внесении в указанный реестр или направляет мотивированный отказ во внесении в указанный реестр.

  1. Частью 13 комментируемой статьи установлен запрет некоммерческим организациям, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр саморегулируемых организаций, использовать в своем наименовании, а также при осуществлении своей деятельности слова «саморегулируемая», «саморегулирование» и производные от слова «саморегулирование».

Данный способ защиты наименования некоммерческих организаций не единственный. Так, например, ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» устанавливает, что наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона.

Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

По мнению авторов, следует согласиться с имеющимся в литературе утверждением о том, что некоммерческая организация, которая намеревается приобрести статус СРО, формально будет нарушать запрет, установленный рассматриваемой нормой, поскольку без использования в ее учредительных и иных документах слов «саморегулируемая», «саморегулирование» и производных от слова «саморегулирование» невозможно составить документы, необходимые для внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций <11>.

———————————

<11> Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2008.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code