Статья 18. Исполнительный орган саморегулируемой организации. Статья 19. Специализированные органы саморегулируемой организации

Комментарий к статье 18 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

Комментируемая статья направлена на определение компетенции исполнительного органа СРО. Причем такое определение осуществляется методом исключения из компетенции исполнительного органа СРО вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов СРО и постоянного действующего исполнительного органа СРО. Причем в комментируемой статье определено, что к компетенции исполнительного органа СРО относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности. По мнению авторов, такое определение нормы является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, — юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. В данном случае, по мнению авторов, термин «любые» позволяет саморегулируемым организациям в своих уставах закрепить неограниченный круг полномочий, в том числе и возможно выйти за пределы тех целей и задач, ради которых создана СРО.

Как правило, в соответствии с законодательством к компетенции исполнительного органа СРО относят руководство текущей деятельностью. Так, например, ст. 55.12 ГрК РФ определено, что к компетенции исполнительного органа СРО относится руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов СРО. Аналогичные положения устанавливаются в уставах саморегулируемых организаций. Например, ст. 13 Устава саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Проектировщики Северного Кавказа» предусматривает, что единоличным исполнительным органом партнерства является генеральный директор. Генеральный директор избирается общим собранием членов партнерства, в том числе избирается учредителями на учредительном собрании партнерства. Срок полномочий генерального директора партнерства — 2 (два) года. Генеральный директор подотчетен общему собранию, совету партнерства и президенту партнерства. К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью партнерства, в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов партнерства, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов партнерства и совета партнерства.

Генеральный директор партнерства организует выполнение решений общего собрания членов партнерства и совета партнерства. Генеральный директор общества без доверенности действует от имени партнерства, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени партнерства, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками партнерства, выдает доверенности на представительство по делам партнерства. Совмещение генеральным директором должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета партнерства. Генеральный директор создает здоровые и безопасные условия труда и социальные гарантии его работникам в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующими указанные в настоящем пункте правоотношения.

Генеральный директор обязан создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, составляющих коммерческую тайну партнерства. Генеральный директор партнерства не вправе:

— приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены партнерства, их дочерние и зависимые общества;

— заключать с членами партнерства, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры гражданско-правового характера;

— осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для партнерства;

— учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для партнерства, становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.

 

Статья 19. Специализированные органы саморегулируемой организации

 

Комментарий к статье 19

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень специализированных органов СРО. При этом определено, что такие специализированные органы создаются в обязательном порядке постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.

Обязательный порядок предполагает, что данные органы должны создаваться в саморегулируемой организации, то есть СРО не вправе по своему усмотрению принимать решения о создании либо несоздании таких органов. Исходя из п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи такие органы создаются в целях осуществления контроля за соблюдением членами СРО требований правил и стандартов саморегулируемой организации, рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

В ч. 1 комментируемой статьи указано, что специализированные органы СРО создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Но при этом не определены порядок и механизм создания таких органов. Думается, что сам юридический факт создания специализированных органов СРО должен быть оформлен в форме решения постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.

  1. Часть 2 комментируемой статьи допускает возможность создания помимо органов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, иных специализированных органов СРО. При этом ч. 2 комментируемой статьи определено, что такая возможность создания иных специализированных органов СРО должна быть предусмотрена решением постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Также ч. 2 комментируемой статьи указывает, что такие иные специализированные органы СРО могут создаваться на постоянной или временной основе. Постоянная основа создания предполагает осуществление деятельности специализированного органа СРО в течение всего времени деятельности саморегулируемой организации. Временная же основа предполагает создание специализированного органа СРО на определенный период деятельности либо для выполнения каких-то функций или достижения целей. Так, например, гл. 11 Устава саморегулируемой организации «Некоммерческая организация «Строители Свердловской области» предусмотрено, что для достижения целей, установленных настоящим Уставом, в партнерстве создаются специализированные органы. Совет партнерства определяет структуру специализированных органов, их компетенцию, утверждает положения о специализированных органах и правила осуществления ими деятельности.

К специализированным органам партнерства относятся:

— контрольная комиссия — орган, осуществляющий контроль за деятельностью членов партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, соблюдение членами партнерства требований стандартов и правил саморегулирования партнерства;

— дисциплинарная комиссия — орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов партнерства мер дисциплинарного воздействия;

— аттестационная комиссия — орган по реализации требований о профессиональной переподготовке, повышении квалификации, аттестации и добровольной сертификации работников, добровольной сертификации организаций — членов партнерства.

Срок полномочий членов специализированных органов — 2 года.

  1. Часть 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о том, что правовой статус специализированных органов СРО определяется положением о них. Положение — это, как правило, документ, который определяет статус органа либо организации, то есть закрепляет цели, задачи деятельности, права, обязанности и ответственность. В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что положение о специализированном органе СРО утверждается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Порядок утверждения такого Положения в ч. 3 комментируемой статьи не прописан, но считаем, что аналогично порядку создания специализированных органов СРО положение о них должно быть утверждено решением. Так, например, решением правления некоммерческого партнерства «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока» (протокол от 18 ноября 2009 г. N 19) утверждено Положение о дисциплинарном комитете некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока» (далее — НП СРО «СРСК ДВ»). Согласно данному положению дисциплинарный комитет является постоянно действующим специализированным коллегиальным органом НП СРО «СРСК ДВ», подотчетным правлению НП СРО «СРСК ДВ» и председателю правления НП СРО «СРСК ДВ», который применяет в отношении членов НП СРО «СРСК ДВ» предусмотренные Положением о мерах дисциплинарного воздействия в НП СРО «СРСК ДВ» меры дисциплинарного воздействия за совершенные дисциплинарные правонарушения. Дисциплинарный комитет НП СРО «СРСК ДВ» состоит из семи членов.

Персональный состав дисциплинарного комитета утверждается правлением НП СРО «СРСК ДВ» или по его поручению председателем правления НП СРО «СРСК ДВ». Дисциплинарный комитет формируется из представителей членов НП СРО «СРСК ДВ». Каждый член НП СРО «СРСК ДВ» вправе предложить своего представителя в состав дисциплинарного комитета путем подачи письменного заявления в правление НП СРО «СРСК ДВ», а также отозвать его на основании мотивированного ходатайства.

Срок полномочий членов дисциплинарного комитета ограничивается сроком полномочий правления НП СРО «СРСК ДВ».

Основной задачей дисциплинарного комитета является рассмотрение дел о дисциплинарных правонарушениях членов НП СРО «СРСК ДВ» и вынесение по ним решений в соответствии с настоящим Положением и Положением о мерах дисциплинарного воздействия в НП СРО «СРСК ДВ».

Дисциплинарный комитет имеет право:

— пользоваться базами данных НП СРО «СРСК ДВ»;

— обращаться в правление НП СРО «СРСК ДВ», к председателю правления НП СРО «СРСК ДВ» и другие органы НП СРО «СРСК ДВ» для оказания содействия в работе дисциплинарного комитета;

— привлекать в процессе осуществления своей деятельности специалистов и экспертов в различных областях знаний;

— пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Положением и иными документами НП СРО «СРСК ДВ».

Дисциплинарный комитет обязан соблюдать законодательство РФ, Устав и иные документы НП СРО «СРСК ДВ», в том числе настоящее Положение.

Дисциплинарный комитет не вправе вести самостоятельную переписку с органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами.

Также в НП СРО «СРСК ДВ» создан еще один специализированный орган — управление контроля НП СРО «СРСК ДВ». В соответствии с Положением об управлении контроля некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока» управление является постоянно действующим специализированным органом НП СРО «СРСК ДВ», подотчетным правлению, председателю правления и генеральному директору НП СРО «СРСК ДВ», задачей которого является осуществление контроля за соблюдением членами НП СРО «СРСК ДВ» требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требований стандартов и правил саморегулирования НП СРО «СРСК ДВ».

Основными задачами управления являются:

— контроль за соблюдением членами НП СРО «СРСК ДВ» требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

— контроль за соблюдением членами НП СРО «СРСК ДВ» требований стандартов и правил саморегулирования НП СРО «СРСК ДВ».

Функции управления следующие:

— разрабатывает и представляет на утверждение правления годовой план проверок членов НП СРО «СРСК ДВ»;

— проводит по поручению правления, председателя правления и генерального директора внеплановые проверки членов НП СРО «СРСК ДВ»;

— готовит акты проверок и соответствующие заключения и рекомендации правлению и иным органам НП СРО «СРСК ДВ» для принятия решения и ответа заявителю;

— проводит проверку документов, выносит заключение и рекомендацию в соответствии с Положением о членстве в НП СРО «СРСК ДВ»;

— ежемесячно отчитывается о своей работе перед генеральным директором и готовит ежеквартальные отчеты о своей работе в управлении.

Управление имеет право:

— пользоваться базами данных НП СРО «СРСК ДВ»;

— запрашивать и получать у членов НП СРО «СРСК ДВ» информацию, документы и материалы, необходимые для работы управления, а также получать доступ к ним, за исключением информации, документов и материалов, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, если иное не предусмотрено законодательством РФ и документами НП СРО «СРСК ДВ». Указанные запросы информации, документов и материалов утверждаются генеральным директором;

— запрашивать и получать от третьих лиц информацию, документы и материалы, необходимые для работы Управления, а также получать доступ к ним, за исключением информации, документов и материалов, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, если иное не предусмотрено законодательством РФ и документами НП СРО «СРСК ДВ». Указанные запросы информации, документов и материалов утверждаются генеральным директором;

— обращаться в правление, к председателю правления и другие органы НП СРО «СРСК ДВ» для оказания содействия в организации работы управления;

— привлекать в процессе осуществления своей деятельности специалистов и экспертов в различных областях знаний.

Управление обязано:

— соблюдать законодательство РФ, Устав и иные документы НП СРО «СРСК ДВ», в том числе настоящее Положение;

— осуществлять функции, предусмотренные Положением.

Управление не вправе вести самостоятельную переписку с органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами.

  1. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи определена самостоятельность специализированных органов СРО. Это означает, что иные органы управления СРО не могут вмешиваться в деятельность специализированных органов СРО. Тем не менее на практике в учредительных документах саморегулируемой организации указывается, что специализированный орган СРО отчитывается перед каким-либо органом управления СРО. Так, например, в ст. 14 Устава саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Проектировщики Северного Кавказа» контрольный комитет подотчетен совету партнерства, ежегодно отчитывается перед ним и несет ответственность перед членами партнерства за результаты и законность своей деятельности.
  2. Часть 5 комментируемой статьи направлена на определение взаимодействия специализированных органов СРО. Так, определено, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушениях членами СРО при осуществлении своей деятельности требований стандартов и правил саморегулируемой организации на основании тех материалов и данных, которые получены специализированным органом СРО, который осуществляет контроль за деятельностью членов СРО, в результате проведенных им проверок. Так, например, п. 10.2 Устава некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Союз строителей Московской области «Мособлстройкомплекс» предусмотрено, что дисциплинарный комитет является специализированным органом партнерства по рассмотрению дел о применении в отношении членов партнерства мер дисциплинарного воздействия. Дисциплинарный комитет производит рассмотрение указанных дел по результатам проверки, осуществленной контрольной комиссией, по обращениям (представлениям) органов государственной власти, обращениям юридических лиц, жалобам граждан с указанием на факты нарушений членами партнерства требований технических регламентов, требований допуска к строительным работам, правил саморегулирования, правил контроля, дисциплинарного положения, обязательных стандартов. Жалобы на действия членов партнерства и обращения, поступившие в партнерство, подлежат рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня их поступления, если законодательством РФ не установлен меньший срок. Решение, принятое по результатам рассмотрения этой жалобы или этого обращения, направляется лицу, от которого они поступили.
  3. Частью 6 комментируемой статьи аналогично ч. 5 комментируемой статьи регулируется взаимодействие специализированных органов СРО и указывается, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия направляет в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО рекомендации об исключении из членов СРО. Под рекомендациями следует понимать направленные органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия предложения о прекращении членства в СРО одного или нескольких членов. При этом в ч. 6 комментируемой статьи, по мнению авторов, пропущена существенная оговорка о том, что такие рекомендации направляются в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО по результатам рассмотрения жалоб на действия членов СРО, а также дел о нарушениях членами СРО при осуществлении своей деятельности требований стандартов и правил саморегулируемой организации.

Между тем следует отметить, что отдельные СРО в своих внутренних документах определяют, что такая рекомендация является мерой дисциплинарного воздействия. Так, например, в Положении о порядке рассмотрения дел о применении в отношении членов некоммерческого партнерства «Объединение арбитражных управляющих «Авангард» мер дисциплинарного воздействия, утвержденном протоколом N 16 общего собрания некоммерческого партнерства «Объединение арбитражных управляющих «Авангард» от 28 июля 2011 г., указано, что рекомендация об исключении из членов партнерства — дисциплинарное взыскание, применяемое к члену партнерства, совершившему дисциплинарный проступок, не совместимый с членством в партнерстве. Рекомендация об исключении из членов партнерства применяется в следующих случаях:

— неуплаты в течение полугода членских взносов;

— существенного нарушения членом партнерства ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, которое не устранено и/или носит неустранимый характер, а также повлекло за собой причинение тяжких последствий;

— нарушения арбитражным управляющим условий членства в партнерстве, в том числе нарушения Стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих и Устава партнерства;

— неоднократного совершения в течение года дисциплинарных проступков;

— в случае совершения дисциплинарного проступка в течение одного года со дня наложения последнего дисциплинарного взыскания в виде предупреждения об исключении;

— отсутствия в партнерстве информации об арбитражном управляющем, в том числе в случае возврата более 3-х раз в партнерство корреспонденции, направленной в адрес арбитражного управляющего, по адресам указанным в анкете арбитражного управляющего, либо иным адресам, известным партнерству, по которым осуществляется связь с арбитражным управляющим.

Стоит отметить, что в судебной практике имеются случаи обжалования решений об исключении члена СРО из числа членов. Так, например, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2011 г. N А19-7364/08 была оставлена без удовлетворения кассационная жалоба некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2010 г. и Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда.

По делу было установлено, что арбитражный управляющий Харитонов Виктор Николаевич обратился 14 февраля 2008 г. в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к некоммерческому партнерству «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Байкальская лига» о признании незаконными:

— действий президента некоммерческого партнерства как единоличного исполнительного органа, по направлению в дело, находившееся в производстве Арбитражного суда Республики Хакасия, нового списка арбитражных управляющих, в который были включены члены дисциплинарной комиссии некоммерческого партнерства и не включен Харитонов В.Н., а также ходатайства об отстранении Харитонова В.Н. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Абаканский экспериментально-механический завод»;

— решений координационного органа некоммерческого партнерства дисциплинарной комиссии о рекомендации президенту обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с ходатайством об отстранении Харитонова В.Н. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Определением Арбитражного суда Иркутской области, оставленным без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2008 г., заявление возвращено арбитражному управляющему Харитонову В.Н. на основании п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа определение и постановление, принятые по данному делу, отменены.

Удовлетворяя предъявленное требование, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что оспариваемое решение об исключении Харитонова В.Н. из числа членов некоммерческого партнерства принято неуполномоченными лицами с нарушением п. 4 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях».

  1. Часть 7 комментируемой статьи носит бланкетный характер, поскольку определяет, что порядок рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия устанавливается общим собранием членов СРО. В качестве примера приведем Положение о порядке рассмотрения дел о применении в отношении членов некоммерческого партнерства «Объединение арбитражных управляющих «Авангард» мер дисциплинарного воздействия, утвержденное протоколом N 16 общего собрания некоммерческого партнерства «Объединение арбитражных управляющих «Авангард» от 28 июля 2011 г. Данным Положением, в частности, установлено, что дела о дисциплинарных нарушениях рассматриваются дисциплинарным комитетом партнерства в порядке, установленном настоящим Положением, Положением о дисциплинарном комитете партнерства, Стандартами и правилами профессиональной деятельности членов партнерства и Правилами деловой этики арбитражного управляющего. Дисциплинарный комитет партнерства образуется в порядке, предусмотренном Уставом партнерства и Положением о дисциплинарном комитете.

Член партнерства подлежит дисциплинарной ответственности только за те дисциплинарные проступки, в отношении которых установлена его вина.

Член партнерства, в отношении которого ведется дисциплинарное производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и установлена вступившим в силу решением органа партнерства, рассмотревшего дело. Установление дисциплинарного взыскания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должны основываться на принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному арбитражным управляющим правонарушению. Член партнерства, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не может быть лишен права представлять доказательства своей невиновности. Неустранимые сомнения в виновности члена партнерства, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу. В процессе дисциплинарного производства член партнерства имеет право пользоваться услугами специалистов, консультантов, экспертов, однако для присутствия и участия в заседании органов партнерства привлеченные членом партнерства лица могут быть допущены только с разрешения этих органов по письменному заявлению члена партнерства.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code