Статья 13. Способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами

Комментарий к статье 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи содержит диспозитивную норму, предоставляющую саморегулируемой организации право использовать способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед лицами, которые потребляют товары (работы и услуги), произведенные данной саморегулируемой организацией, а также иными лицами, которые такими потребителями не являются.

Под имущественной ответственностью понимается обязанность лица при наступлении определенных юридических фактов (неисполнение обязательств) выплатить либо отдать в зависимости от вида часть имущества тем лицам или органам, перед которыми у саморегулируемой организации наступила такая ответственность в силу указанных юридических фактов.

Способами обеспечения имущественной ответственности являются определенные законодательством порядки создания источников обеспечения исполнения обязательств саморегулируемой организации и порядки регулирования такого обеспечения. Понятие потребителей определено в комментарии к ст. 1 комментируемого Закона. Под иными лицами в данном случае следует понимать лица, которые не являются потребителями произведенных саморегулируемой организацией товаров (работ и услуг), права и законные интересы которых были нарушены в результате неисполнения обязательств саморегулируемой организации.

И первым таким способом обеспечения имущественной ответственности членов СРО является создание системы личного и (или) коллективного страхования. Обратим внимание, что способ, определенный в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, содержит в себе два способа:

— создание системы личного страхования;

— создание системы коллективного страхования.

Эти два способа в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи грамматически соединены союзами «и» и «или», что означает, что СРО может создать как одновременно системы и личного, коллективного страхования, так и либо только систему личного страхования, либо систему коллективного страхования.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. В соответствии со ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Что касается страховой премии, то согласно ст. 11 вышеуказанного Закона страховая премия (страховые взносы) уплачивается страхователем в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Страховой тариф — ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, а также других условий страхования, в том числе наличия франшизы и ее размера в соответствии с условиями страхования. Страховщики обязаны применять актуарно (экономически) обоснованные страховые тарифы, которые рассчитываются в соответствии с методикой расчета страховых тарифов.

Страховая сумма согласно ст. 947 ГК РФ — сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ.

Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица. Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.

Стоит отметить, что отдельные вопросы, связанные с созданием системы страхования, урегулированы отдельными федеральными законами. Так, ст. 24.7 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусматривает, что объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ.

Страховой тариф по договору обязательного страхования ответственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления оценочной деятельности оценщиком, количества предыдущих страховых случаев и иных влияющих на степень риска причинения ущерба обстоятельств.

Договор обязательного страхования ответственности может предусматривать уплату оценщиком страховой премии в рассрочку и сроки уплаты страховых взносов. Датой уплаты страховой премии (страхового взноса) считается день уплаты страховой премии (страхового взноса) наличными деньгами страховщику или день перечисления страховой премии (страхового взноса) на расчетный счет страховщика. Договор обязательного страхования ответственности вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Контроль за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности проводится саморегулируемой организацией оценщиков, которая вправе устанавливать дополнительные не противоречащие законодательству РФ требования к договорам обязательного страхования ответственности, заключаемым членами такой СРО оценщиков.

Следующий способ обеспечения имущественной ответственности — формирование компенсационного фонда. В ч. 1 комментируемой статьи не дано определение понятию компенсационного фонда. Между тем считаем, что под ним следует понимать совокупность определенных видов имущества саморегулируемой организации, которое может быть использовано в случае наступления имущественной ответственности саморегулируемой организации при юридических фактах, требующих выделения всего либо части имущества из такого фонда.

  1. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме. Обратим внимание на то, что федеральный законодатель использует формулировку «первоначально». Это означает, то тот порядок, который определен в ч. 2 комментируемой статьи, распространяется лишь на первую стадию создания компенсационного фонда. На первой стадии, как следует из ч. 2 комментируемой статьи, компенсационный фонд формируется исключительно в денежной форме. Формулировка «исключительно» означает, что иные способы формирования компенсационного фонда, кроме как в денежной форме, не предусмотрены. Денежная форма представляет собой совокупность денежных средств, при помощи которых формируется компенсационный фонд саморегулируемой организации. При этом ч. 2 комментируемой статьи предусматривает, что в денежной форме осуществляется формирование компенсационного фонда за счет взносов членов саморегулируемой организации. Однако ч. 2 комментируемой статьи не определяет вид таких взносов, то есть либо это вступительные взносы, либо членские, либо целевые взносы. Учитывая, что ч. 2 комментируемой статьи определяет, что компенсационный фонд первоначально формируется в денежной форме за счет взносов членов СРО, можно предположить, что он формируется за счет вступительных взносов. Но поскольку в ч. 2 комментируемой статьи не определен вид таких взносов, то он может быть определен внутренними документами СРО.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ограничение — минимальный размер взноса, который должен внести каждый член СРО и из которых в совокупности первоначально формируется компенсационный фонд саморегулируемой организации. Этот минимальный размер составляет три тысячи рублей. Как предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи, этот взнос должен составлять не менее чем три тысячи рублей. Это означает, что менее трех тысяч размер такого взноса составлять не может. Тем не менее ч. 2 комментируемой статьи не содержит никаких ограничений относительно того, что такой размер может превышать три тысячи рублей, то есть быть четыре, пять и т.д. тысяч рублей. Также ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что этот минимальный размер взносов членов СРО определен в отношении каждого члена СРО. Это означает, что каждый член СРО должен внести взнос в установленном размере, то есть минимум три тысячи рублей, но если внутренними документами саморегулируемой организации установлен больший размер такого взноса, то, соответственно, член СРО обязан внести взнос в таком размере.

В судебной практике имеются случаи обжалования неуплаты членских взносов. В частности, некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Паритет» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании задолженности по уплате членских взносов.

Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск частично, взыскав с ответчика 12000 рублей задолженности по уплате членских взносов.

Суд установил, что на основании подп. 7 и п. 6.7 устава члены партнерства обязаны своевременно оплатить членские взносы и иные взносы в порядке и размерах, предусмотренных уставом и решениями общего собрания членов партнерства или совета партнерства.

Следовательно, добровольно вступив в члены указанного партнерства, ответчик принял на себя обязательство по своевременному внесению установленных взносов и выполнению иных обязанностей, предусмотренных уставом истца.

Ответственность за неисполнение денежного обязательства регламентирована в ст. 395 ГК РФ, в соответствии с которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

В рассматриваемом случае неисполнение ответчиком денежного обязательства по уплате членских взносов повлекло за собой применение ответственности, предусмотренной указанной статьей, поэтому суд апелляционной инстанции обоснованно взыскал с заявителя жалобы проценты за пользование чужими денежными средствами.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Постановлением от 16 октября 2009 г. N А43-1606/2009 постановил решение Арбитражного суда Нижегородской области от 9 апреля 2009 г. и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. по делу N А43-1606/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Донского Виктора Сергеевича — без удовлетворения.

  1. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает минимальный размер страховой суммы по договору страхования имущественной ответственности членов СРО — тридцать тысяч рублей в год. В соответствии со статьей 947 ГК РФ сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком. При страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховой стоимости). Такой стоимостью считается:

— для имущества его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования;

— для предпринимательского риска убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.

При этом ч. 3 комментируемой статьи установлен случай, когда применяется этот минимальный размер страховой суммы, — случай, когда саморегулируемой организацией выбран такой способ обеспечения имущественной ответственности членов СРО — создание системы личного и (или) коллективного страхования.

Опять же обратим внимание на то, что часть 3 комментируемой статьи устанавливает минимальный размер страховой суммы по договору страхования. Это означает, что внутренними документами саморегулируемой организации может быть установлен больший размер страховой суммы по договору страхования имущественной ответственности члена СРО. Такой размер в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи устанавливается в отношении договора страхования имущественной ответственности каждого члена СРО.

  1. Часть 4 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, которая определяет, что федеральными законами могут устанавливаться иные, чем те, которые предусмотрены комментируемым Законом, требования к:

— порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации;

— минимальному размеру средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;

— размещению средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;

— страхованию ответственности членов компенсационного фонда.

Под порядком формирования компенсационного фонда следует понимать установленную федеральным законодательством процедуру поступления денежных средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Под минимальным размером средств компенсационного фонда следует понимать установленный законодательством минимальный предел денежных средств, из которых должен быть сформирован компенсационный фонд саморегулируемой организации. Размещение средств компенсационного фонда предполагает порядок их учета и использования саморегулируемой организации. Страхование ответственности членов саморегулируемой организации — это процедура, которая обеспечивает гарантию реализации имущественной ответственности члена СРО при наступлении страхового случая.

Так, например, в соответствии со ст. 24.8 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» компенсационным фондом саморегулируемой организации оценщиков является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации оценщиков на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.

Не допускается освобождение члена СРО оценщиков от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к саморегулируемой организации оценщиков.

Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.

Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков, Национальному совету по оценочной деятельности в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков, только в случае совпадения следующих условий:

1) для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;

2) оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба, либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является или являлся оценщик на момент причинения ущерба, Национальному совету по оценочной деятельности в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба. Не допускается осуществление выплат за счет компенсационного фонда (в том числе возврат членам СРО оценщиков их взносов), за исключением выплат, предусмотренных указанным Законом.

На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации оценщиков, а также по обязательствам членов СРО оценщиков, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением регулируемого ею вида деятельности.

Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать пяти миллионов рублей.

В случае ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО оценщиков, и (или) исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков имущество, составляющее компенсационный фонд такой организации, подлежит передаче Национальному совету по оценочной деятельности.

К порядку размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, переданных Национальному совету по оценочной деятельности, предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к порядку размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков.

Имущество, составляющее компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков и переданное Национальному совету по оценочной деятельности, по истечении четырех лет с даты ликвидации саморегулируемой организации оценщиков и (или) исключения сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков подлежит возврату в денежной форме лицам, являвшимся членами такой саморегулируемой организации, в размере, не превышающем размера их взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

  1. Часть 5 комментируемой статьи определяет порядок размещения денежных средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Согласно ч. 5 комментируемой статьи размещение средств компенсационного фонда осуществляется в целях:

1) сохранения средств компенсационного фонда;

2) прироста средств компенсационного фонда.

Под сохранением средств компенсационного фонда следует понимать предотвращение совершения действий, направленных на использование средств компенсационного фонда при наступлении юридических фактов, требующих их использования. Под приростом, в свою очередь, необходимо понимать приумножение, увеличение средств компенсационного фонда за счет поступления денежных средств из иных источников, предусмотренных и не запрещенных законодательством о саморегулируемых организациях.

Частью 5 комментируемой статьи предусмотрено, что размещение средств компенсационного фонда осуществляется в вышеуказанных целях. Это означает, что размещение средств компенсационного фонда осуществляется исключительно для того, чтобы обеспечить их увеличение и предотвратить их трату, иными словами, предотвратить наступление необходимости обеспечения исполнения обязательств.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размещение и инвестирование средств компенсационного фонда осуществляются через управляющие компании. Под управляющими компаниями понимаются организации, которые уполномочены в соответствии с федеральным законодательством на осуществление деятельности, связанной с размещением и инвестированием средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Так, например, в соответствии со ст. 24.9 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» СРО оценщиков для размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения заключает с управляющей компанией договор доверительного управления таким фондом.

Управляющая компания обязана совершить все необходимые действия по недопущению нарушения установленных указанным Законом требований к размещению средств компенсационного фонда и заключить договор со специализированным депозитарием, с которым заключен договор саморегулируемой организацией оценщиков.

Специализированный депозитарий осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией ограничений размещения средств компенсационного фонда, правил размещения этих средств и требований к их размещению, установленных указанным Федеральным законом и инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией оценщиков.

Обо всех случаях нарушения установленных требований к размещению средств компенсационного фонда специализированный депозитарий уведомляет саморегулируемую организацию оценщиков и уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Управляющая компания и специализированный депозитарий отбираются по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, направляется на пополнение этого фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения таких средств.

Средства компенсационного фонда размещаются управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией оценщиков, и с учетом ограничений, установленных настоящей статьей. Не менее чем сорок процентов этих средств должно быть размещено в государственные ценные бумаги РФ, и не более чем сорок процентов этих средств может быть размещено в обращающиеся на организованных торгах акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, или паи паевых инвестиционных фондов.

Не допускается размещать более чем пять процентов средств компенсационного фонда в акции одного эмитента, а также размещать средства компенсационного фонда в векселя, ценные бумаги, не обращающиеся на организованных торгах, и иностранные ценные бумаги.

При этом ч. 5 комментируемой статьи содержит оговорку, заключающуюся в том, что такой порядок размещения и инвестирования средств компенсационного фонда действует в том случае, если иной порядок не определен федеральным законом. Соответственно, если такой порядок определен, то ч. 5 комментируемой статьи не применяется, а действует напрямую порядок, установленный соответствующим федеральным законом.

  1. Часть 6 комментируемой статьи определяет субъекта, который осуществляет контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда. Под ограничениями размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации следует понимать установленные законодательством пределы, а также нормы, которые не допускают размещать средства компенсационного фонда саморегулируемой организации при определенных условиях. Что касается ограничения инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, то исходя из ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В свою очередь, под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Таким образом, контроль за соблюдением ограничений инвестирования средств компенсационного фонда предполагает осуществление контрольных функций за правомерным вложением средств компенсационного фонда в объекты предпринимательской деятельности. С другой стороны, возникает вопрос о правовом основании выделения денежных средств на инвестиции в объекты предпринимательской деятельности, если компенсационный фонд исходя из ч. 1 комментируемой статьи является способом обеспечения исключительно имущественной ответственности членов СРО. Кроме того, как следует из ч. 6 комментируемой статьи, контроль предполагается не только за ограничением размещения и инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, а также и за соблюдением правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда. Правила размещения средств компенсационного фонда предполагают установленные законодательством требования, направленные на урегулирование использования денежных средств компенсационного фонда при выполнении обязательств, связанных и имущественной ответственностью членов СРО. И под инвестированием средств компенсационного фонда необходимо понимать их вложение в объекты предпринимательской деятельности.

При этом, как следует из ч. 6 комментируемой статьи, вышеуказанные ограничения и правила должны быть установлены комментируемым Законом и инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией. Исходя из ст. 35 ФЗ «Об инвестиционных фондах», инвестиционная декларация — это документ, который содержит:

— описание целей инвестиционной политики саморегулируемой организации;

— перечень объектов инвестирования;

— описание рисков, связанных с инвестированием в указанные объекты инвестирования;

— требования к структуре активов саморегулируемой организации.

Что касается субъекта, осуществляющего вышеуказанный контроль, то таким субъектом является специализированный депозитарий. Понятие и требования к специализированному депозитарию определены ст. ст. 44, 45 ФЗ «Об инвестиционных фондах», а именно деятельность специализированного депозитария — деятельность по учету и хранению имущества, принадлежащего саморегулируемой организации компенсационного фонда, а также по осуществлению контроля за деятельностью управляющей компании, размещающей средства компенсационного фонда. На основании лицензии специализированного депозитария в случаях, предусмотренных федеральными законами, может осуществляться деятельность по учету и хранению иного имущества (активов), контролю за распоряжением этим имуществом (активами), а также по иному контролю в соответствии с федеральными законами.

Специализированный депозитарий должен действовать исключительно в интересах саморегулируемой организации.

Специализированный депозитарий обязан:

1) принимать на хранение и хранить имущество, принадлежащее саморегулируемой организации, если для отдельных видов имущества нормативными правовыми актами РФ, в том числе нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, не предусмотрено иное;

2) принимать и хранить копии всех первичных документов в отношении имущества, принадлежащего саморегулируемой организации, а также подлинные экземпляры документов, подтверждающих права на недвижимое имущество.

Как указано в ч. 6 комментируемой статьи, специализированный депозитарий осуществляет свою деятельность на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария. Исходя из вышеуказанного Федерального закона такой договор заключается с управляющей компанией. Не допускается заключение таких договоров, если управляющая компания и специализированный депозитарий являются основным и дочерним либо преобладающим и зависимым по отношению друг к другу обществами.

  1. Часть 7 комментируемой статьи определяет направление использования доходов, полученных от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Под доходом, исходя из экономической теории, следует понимать те средства, которые приобретает субъект в результате определенной деятельности. Но, на наш взгляд, в случае с компенсационным фондом саморегулируемой организации, основная цель которого обеспечить имущественную ответственность членов СРО, механизм получения каких-либо доходов представляется непонятным, а его реализация затруднительной.

Между тем ч. 7 комментируемой статьи определяет направление использования таких доходов — пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда. Под пополнением следует понимать увеличение объема средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, под покрытием расходов — использование денежных средств для компенсации произведенных саморегулируемой организацией затрат на определенные цели. Такой целью, исходя из части 6 комментируемой статьи, является обеспечение надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда. Под надлежащими условиями необходимо понимать условия, при которых инвестирование средств компенсационного фонда саморегулируемой организации будет полностью соответствовать законодательству.

  1. Часть 8 комментируемой статьи содержит норму обязывающего характера, которая предоставляет саморегулируемой организации право заключать договоры, но требует при этом заключать их только с управляющими компаниями и специализированным депозитарием. Причем ч. 8 комментируемой статьи определяет, что это может быть только такая управляющая компания и такой специализированный депозитарий, которые отобраны по результатам конкурса в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации. Под конкурсом следует понимать особый порядок с определенными критериями и условиями в данном случае отбора управляющих компаний или специализированных депозитариев. Соответственно, внутренними документами саморегулируемой организации должны быть определены организаторы такого конкурса, порядок подачи документов, сроки его проведения, критерии и условия отбора управляющих компаний и специализированных депозитариев, порядок и сроки принятия решений по результатам конкурса.
  2. Часть 9 комментируемой статьи содержит ограничение относительно вложений средств компенсационного фонда в объекты недвижимости. Исходя из ст. 130 ГК РФ к объектам недвижимости следует относить земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ограничение в отношении инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в объекты недвижимости определено как не более 10% средств компенсационного фонда. Отметим, что такой предел является максимальным, то есть менее 10% допускается, но этот предел превысить нельзя.

Кроме того, из ч. 9 комментируемой статьи не представляется возможным определить, на какой стадии считать компенсационный фонд саморегулируемой организации сформированным. Так как в случае необходимости использования средств компенсационного фонда его формирование может продолжаться, так как могут поступать какие-либо взносы и доходы. В связи с этим считаем, что наиболее правильным решением будет определение общего размера средств компенсационного фонда в целях определения 10 или менее процентов средств для их инвестирования в объекты недвижимости.

  1. Часть 10 комментируемой статьи аналогично ч. 9 устанавливает предел использования средств компенсационного фонда на их инвестирование в государственные ценные бумаги РФ. Так, например, в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Что же касается предельного размера инвестирования средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги, то ч. 10 комментируемой статьи установлен минимальный предел — не менее 10% от средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Это означает, что превысить этот предел можно, а инвестировать менее 10% в государственные ценные бумаги РФ нельзя.

  1. Часть 11 комментируемой статьи содержит норму, закрепляющую, что инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией, определяются дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда. Под дополнительными требованиями понимаются требования, которые не определены в комментируемом Законе, но которые имеют важное значение при формировании средств компенсационного фонда, их использовании и приросте. Состав средств компенсационного фонда представляет собой совокупность видов поступлений денежных средств, из которых формируется фонд саморегулируемой организации. В свою очередь, структура средств компенсационного фонда представляет собой определение в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации расположения средств компенсационного фонда с учетом видов поступлений денежных средств.
  2. Частью 12 комментируемой статьи установлен общий принцип ответственности саморегулируемой организации за причинение вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг). В соответствии с ч. 12 комментируемой статьи установлено, что в вышеуказанном случае ответственность в пределах средств компенсационного фонда по обязательствам члена СРО несет собственно СРО. Считаем, что такой принцип, установленный федеральным законодателем, противоречит общим принципам ответственности за причинение вреда, установленным гражданским законодательством. В частности, согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Таким образом, в соответствии с положениями гражданского законодательства СРО не должна отвечать по обязательствам своих членов, в особенности, если вред был причинен не по вине саморегулируемой организации.
  3. В ч. 13 комментируемой статьи установлена императивная норма, которая запрещает расходовать средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на иные цели, кроме как обеспечение имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных членами саморегулируемой организацией товаров (работ, услуг) и иными лицами. При этом ч. 13 комментируемой статьи определяет, что такой запрет действует только в том случае, если федеральным законом не определены иные цели использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Считаем, что решение законодателя определить такой запрет является правильным, так как компенсационный фонд создается в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО, его прироста и сохранения, поэтому и расходование средств компенсационного фонда на цели, иные, чем те, для достижения которых создан компенсационный фонд, не должно допускаться.

Также ч. 13 комментируемой статьи установлено, что, если иное не предусмотрено федеральным законом, возврат взносов, за счет которых был сформирован компенсационный фонд, членам СРО не допускается. Думается, что данная норма установлена комментируемым Законом в целях обеспечения сохранения средств компенсационного фонда.

При этом стоит отметить, что на практике отдельные СРО принимают внутренние документы, которые регулируют порядок расходования денежных средств из компенсационного фонда. Так, например, раздел 3 Положения о создании и использовании компенсационного фонда некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока» предусматривает, что не допускается осуществление выплат из средств компенсационного фонда, за исключением следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств члену организации;

2) размещение средств компенсационного фонда организации в целях его сохранения и увеличения его размера;

3) осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности организации.

Для получения денежных средств из компенсационного фонда в случае, предусмотренном п. 3.1.1 данного Положения, член организации обращается в правление организации с письменным заявлением о возврате ошибочно перечисленных средств в компенсационный фонд. В заявлении указывается дата составления заявления; орган, в который обращается член организации; полное наименование юридического лица — члена организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя — члена организации); регистрационный номер в реестре членов организации, сумма ошибочно перечисленных денежных средств (указывается в рублях); доказательства перечисления указанных средств в компенсационный фонд организации членом организации; доказательства того, что данный член организации выполнил свои обязательства по уплате взносов в компенсационный фонд. Заявление должно быть подписано уполномоченным лицом в соответствии с уставными документами члена организации или на основании доверенности. К заявлению должны прилагаться документы, ссылка на которые имеется в заявлении, или их заверенные копии, а также в необходимых случаях доверенность.

Не позднее дня, следующего за днем получения документов, указанных в п. 3.3 настоящего Положения, председатель правления организации передает их на проверку в исполнительный орган организации. Исполнительный орган организации в срок не более 15 (пятнадцати) дней с момента получения указанных выше документов осуществляет их проверку и выносит мотивированную рекомендацию «о возврате ошибочно перечисленных в компенсационный фонд денежных средств члену организации» или мотивированную рекомендацию «об отказе в возврате ошибочно перечисленных в компенсационный фонд организации денежных средств члену организации». Указанная рекомендация исполнительного органа не позднее 1 (одного) дня с момента вынесения направляется генеральным директором организации в правление организации. Правление организации в течение 10 (десяти) дней с момента получения рекомендации обязано принять мотивированное решение о выплате средств из компенсационного фонда организации или об отказе в выплате средств из компенсационного фонда. Генеральный директор организации в течение 7 (семи) дней со дня принятия решения правления организации обязан направить или вручить данное решение члену организации, обратившемуся с заявлением о возврате ошибочно перечисленных средств.

Непредставление членом организации в полном объеме всех документов или представление ненадлежащим образом оформленных документов.

Опровержение представленных членом организации доказательств перечисления средств в компенсационный фонд организации, полученное в ходе проверки исполнительным органом организации представленных документов.

Невыполнение членом организации своих обязательств по уплате взносов в компенсационный фонд организации в полном объеме. В этом случае перечисленные членом организации денежные средства засчитываются в счет его взноса в компенсационный фонд организации, при этом если сумма перечисленных средств больше размера взноса, то оставшаяся часть перечисленных средств является ошибочно уплаченной и возвращается члену организации в соответствии с настоящим Положением.

Порядок осуществления выплат из средств компенсационного фонда организации в случае, предусмотренном п. 3.1.2 данного Положения, устанавливается указанным Положением, а также инвестиционной декларацией организации.

Денежные средства из компенсационного фонда организации в случае, предусмотренном п. 3.1.3 данного Положения, получает лицо, которому был причинен вред вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства на основании решения суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда при организации.

Для получения денежных средств из компенсационного фонда организации на основании вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда в случае, предусмотренном п. 3.1.3 указанного Положения, лицо, которому был причинен вред вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обращается в правление организации с заявлением о возмещении указанного вреда, составленным в письменной форме. Указанное заявление и иные документы подаются по месту нахождения исполнительных органов организации.

В заявлении от имени юридического лица указывается:

— дата составления заявления;

— орган организации, в который обращается заявитель;

— полное наименование и место нахождения заявителя;

— основной государственный регистрационный номер заявителя;

— индивидуальный номер налогоплательщика — заявителя;

— наименование банка и расчетный счет заявителя для перечисления денежных средств из компенсационного фонда;

— фактическое основание выплаты (указание причиненного заявителю вреда, подлежащего компенсации);

— наименование и место нахождения члена организации, причинившего вред вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

— сумма, которая необходима для возмещения причиненного вреда в рамках субсидиарной ответственности организации (указывается в рублях).

Заявление должно быть подписано уполномоченным лицом юридического лица в соответствии с уставными документами или на основании доверенности.

К заявлению прилагаются следующие документы:

— доверенность (копия доверенности, заверенная в том же порядке, в каком выдана доверенность) в необходимых случаях;

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на заявителя, выданная не ранее 15 (пятнадцати) дней до дня обращения за выплатой средств из компенсационного фонда;

— нотариально заверенная копия вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда, на основании которого осуществляется выплата из компенсационного фонда;

— документ, подтверждающий, что для возмещения вреда недостаточно средств, полученных по договору страхования гражданской ответственности члена организации;

— документ, подтверждающий, что для возмещения вреда недостаточно средств члена организации, или документ, подтверждающий, что член организации, выполнивший работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отказался удовлетворить требование о возмещении вреда либо документ, подтверждающий предъявление заявителем требований члену организации о возмещении вреда при отсутствии от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

В заявлении от имени физического лица указывается:

— дата составления заявления;

— орган организации, в который обращается заявитель;

— фамилия, имя, отчество заявителя;

— наименование, серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность заявителя, наименование и код подразделения органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность заявителя;

— адрес регистрации заявителя по постоянному месту жительства;

— индивидуальный номер налогоплательщика — заявителя;

— наименование банка и расчетный счет заявителя для перечисления денежных средств из компенсационного фонда;

— фактическое основание выплаты (указание причиненного заявителю вреда, подлежащего компенсации);

— наименование и место нахождения члена организации, причинившего вред вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

— сумма, которая необходима для возмещения причиненного вреда в рамках субсидиарной ответственности организации (указывается в рублях).

Заявление подписывается заявителем — физическим лицом, его законным представителем или представителем на основании нотариально удостоверенной доверенности.

К заявлению прилагаются следующие документы:

— доверенность (копия доверенности, заверенная в том же порядке, в каком выдана доверенность) в необходимых случаях;

— нотариально заверенная копия вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда, на основании которого осуществляется выплата из компенсационного фонда;

— документ, подтверждающий, что для возмещения вреда недостаточно средств, полученных по договору страхования гражданской ответственности члена Организации;

— документ, подтверждающий, что для возмещения вреда недостаточно средств члена организации, или документ, подтверждающий, что член организации, выполнивший работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отказался удовлетворить требование о возмещении вреда, либо документ, подтверждающий предъявление заявителем требований члену организации о возмещении вреда при отсутствии от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Исполнительный орган организации в срок не более 14 (четырнадцати) дней с момента получения заявления, указанного в п. 3.9 данного Положения, осуществляет проверку указанных документов и выносит мотивированную рекомендацию правлению организации относительно выплаты средств из компенсационного фонда.

Правление организации выносит мотивированное решение о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в выплате из компенсационного фонда в течение 14 (четырнадцати) дней с момента вынесения исполнительным органом организации рекомендации. При рассмотрении указанного в настоящем пункте вопроса на заседание правления должны быть приглашены лицо, обратившееся с заявлением о возмещении вреда, и представитель от организации, указанной в заявлении.

Решение правления организации должно быть направлено или вручено лицу, обратившемуся за возмещением вреда в соответствии с п. 3.9 настоящего Положения, в течение 7 (семи) дней с момента вынесения, а также члену организации, указанному в заявлении в соответствии с п. 3.9 Положения.

Для получения денежных средств из компенсационного фонда на основании решения третейского суда при организации в случае, предусмотренном п. 3.1.3 Положения, лицо, которому был причинен вред вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обращается в третейский суд при организации с заявлением в письменной форме в соответствии с Положением о третейском суде при организации и иными документами организации.

Третейский суд при организации рассматривает дело по заявлению в соответствии с Положением о третейском суде при организации и иными документами организации, регламентирующими деятельность третейского суда при организации. При рассмотрении заявления, указанного в п. 3.9 Положения, третейский суд при организации должен запросить мотивированное заключение контрольной комиссии организации на предмет соблюдения членом организации, в отношении которого рассматривается дело о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым он был допущен в организации, а также соблюдения стандартов и иных документов организации. При рассмотрении заявления, указанного в п. 3.9 Положения, третейский суд при организации помимо прочих должен установить следующие обстоятельства: достаточно ли для возмещения вреда средств, полученных заявителем по договору страхования гражданской ответственности члена организации при наличии такого договора; направлял ли заявитель требование о возмещении вреда члену организации, выполнившему работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; получил ли заявитель ответ на предъявленное требование от члена организации; достаточно ли для возмещения вреда средств члена организации; отказался ли член организации, выполнивший работы, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, удовлетворить требование заявителя о возмещении вреда.

В случае принятия решения о выплате денежных средств из компенсационного фонда в целях возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, третейский суд при организации направляет вступившее в законную силу решение в правление организации в срок не позднее 1 (одного) дня с момента вступления указанного решения в законную силу.

Правление организации в течение 7 (семи) дней с момента получения вступившего в законную силу решения третейского суда при организации, указанного в п. 3.15 настоящего Положения, выносит мотивированное решение о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Решение правления организации в течение 7 (семи) дней с момента вынесения должно быть направлено или вручено лицу, обратившемуся за возмещением вреда в соответствии с п. 3.13 Положения, а также члену организации, в отношении которого рассматривается дело о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

При необходимости организация и ее органы могут запрашивать сведения, связанные с причинением вреда членом организации вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, у правоохранительных органов, банков, страховых компаний и других предприятий, учреждений и организаций, располагающих информацией об обстоятельствах причинения вреда, а также вправе самостоятельно выяснить причины и обстоятельства причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, по исполнительному производству осуществляется в порядке, установленном п. п. 3.9 — 3.12 Положения, и в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере исполнительного производства.

Решение правления организации исполняется исполнительным органом организации. В случае отсутствия денежных средств на расчетном счете компенсационного фонда данное решение направляется в управляющую компанию, которая обязана исполнить данное решение и перечислить денежные средства, указанные в данном решении, на расчетный счет.

В случае если член организации является не единственным лицом, ответственным за причинение вреда, выплаты из компенсационного фонда осуществляются в соответствии с долей вреда, приходящейся на члена организации.

В случае принятия правлением организации решения о выплате средств из компенсационного фонда, срок выплаты не может быть более 30 (тридцати) дней со дня принятия такого решения.

Денежные средства из компенсационного фонда перечисляются в безналичной форме.

Решение правления организации может быть обжаловано в суд.

При обращении в правление организации по вопросу получения денежных средств из компенсационного фонда в случае причинения членом организации вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства правление организации поручает контрольным органам организации провести внеочередную проверку такого члена.

Также на практике не допускается выплата из компенсационного фонда сумм, излишне уплаченных в виде членских взносов. В частности, в судебной практике имеется пример, когда индивидуальный предприниматель Валиуллин Гильфан Валиуллович обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к некоммерческому партнерству «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Альянс» о возврате 50000 рублей, перечисленных в компенсационный фонд партнерства, и 6000 рублей излишне уплаченных членских взносов, а также 1731 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами с 1 декабря 2007 г. по 15 марта 2008 г. Истец также просил взыскать с ответчика 80000 рублей расходов на оплату услуг представителя, 10000 рублей транспортных расходов и 1720 рублей государственной пошлины.

Решением от 9 июля 2008 г. суд отказал в удовлетворении исковых требований. Судебный акт мотивирован тем, что партнерство не принимало решения о возврате либо об отказе в возврате взносов из компенсационного фонда арбитражному управляющему Валиуллину Г.В. и бездействие ответчика в установленном порядке не обжаловалось; истец не доказал наличие переплаты при внесении членских взносов.

Первый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 22 сентября 2008 г. оставил решение от 9 июля 2008 г. без изменения, указав, что в силу п. 13 ст. 13 комментируемого Закона не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также возврат взносов членам саморегулируемой организации.

Суды двух инстанций установили, что ответчик правомерно начислил истцу членские взносы в размере 124000 рублей за весь период с февраля 2003 г. по декабрь 2007 г. включительно с учетом вступительного взноса, а также взносов за декабрь 2002 г. и январь 2003 г. Задолженность истца за 2003 — 2004 г. в размере 48000 рублей была списана распоряжением генерального директора НП «СОАУ «Альянс» от 14 апреля 2006 г. N 1 по ходатайству дисциплинарного комитета партнерства. Оставшиеся членские взносы в размере 76000 рублей произведены Валиуллиным Г.В. в добровольном порядке. Переплата членских взносов со стороны истца в размере 6000 рублей не установлена. В деле отсутствуют доказательства, опровергающие данный вывод судов двух инстанций.

С учетом изложенного кассационная жалоба предпринимателя Валиуллина Г.В. не была удовлетворена.

  1. Частью 14 комментируемой статьи установлена норма, которая с точки зрения логики федерального законодательства представляется противоречащей как федеральному законодательству в целом, в особенности гражданскому, так и комментируемому Закону. Часть 14 комментируемой статьи содержит запрет на взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда за счет имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации. Это означает, что если СРО должна будет нести ответственность по своим обязательствам, либо причинит вред своему члену, то взыскание на компенсационный фонд данной саморегулируемой организации не может быть возложено. Отметим, что в соответствии со ст. ст. 48, 56 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. В связи с этим считаем, что поскольку компенсационный фонд саморегулируемой организации представляет собой обособленное имущество саморегулируемой организации, то оно может быть использовано для компенсации саморегулируемой организации различных задолженностей, выплат в соответствии с ее обязательствами, а также выплат в связи с причинением вреда своему члену.

 Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code