Статья 11. Обжалование действий (бездействия) саморегулируемой организации, решений ее органов управления. Статья 12. Источники формирования имущества саморегулируемых организаций

Комментарий к статье 11 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Статья 11 комментируемого Закона закрепляет возможность членов СРО обжаловать действия (бездействие) СРО, работников СРО, а также решения органов управления СРО, если такими действиями и решениями нарушены права, свободы и законные интересы членов СРО.

Под правами членов СРО следует понимать меры возможного поведения, урегулированного нормативными актами. Под свободами — меры возможного поведения, не урегулированного нормами, но и не противоречащего нормативным актам. И, наконец, законные интересы — нереализованные меры, которые не определены в нормативных актах, но и не противоречат им.

Под действием СРО следует понимать волевые акты, которые выражены от имени всех членов СРО каким-либо органом управления либо всеми членами в целом. Бездействие членов СРО — непринятие должных мер в целях недопущения нарушений прав, свобод и законных интересов члена СРО.

В то же время действия и бездействие могут исходить и от работников СРО, то есть от лиц, которые в соответствии с трудовым договором выполняют определенные трудовые функции в СРО. Но при этом работники, выполняя возложенные на них функции, могут выполнять их так, что они нарушают права, свободы и законные интересы членов СРО, либо они могут действовать или бездействовать за рамками возложенных на них функций, но при этом также нарушая права, свободы и законные интересы членов СРО.

И, наконец, к решениям органов управления СРО относятся решения, принятые в рамках компетенции соответствующего органа управления СРО.

  1. Нормы комментируемой статьи по своему характеру являются диспозитивными, поскольку вопрос об оспаривании действий (бездействия) и решений относится на усмотрение члена СРО, чьи право, свобода или законный интерес нарушены.

При этом рассматриваемая статья содержит два порядка оспаривания:

1) судебный порядок — в соответствии с АПК, который мы рассмотрели в статье 10 (см. комментарий к ст. 10);

2) требование о возмещении вреда в соответствии с положениями гражданского законодательства. В частности, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статья 12. Источники формирования имущества саморегулируемых организаций

 

Комментарий к статье 12

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень источников формирования имущества саморегулируемой организации. Под имуществом саморегулируемой организации следует понимать совокупность денежных средств, материальных благ, материальных ценностей, за счет которых СРО осуществляет свою деятельность. Под источниками формирования такого имущества следует понимать объекты, при помощи которых происходит образование имущества саморегулируемой организации.

Первым источником формирования имущества саморегулируемой организации являются регулярные и единовременные поступления от членов СРО (вступительные, членские и целевые взносы). Под регулярными поступлениями следует понимать поступления денежных средств, которые происходят в определенный период времени и соответственно через определенные его промежутки, но обозначенное количество раз в течение периода. А, в свою очередь, единовременные взносы — это взносы, которые поступают только единожды и при наступлении определенных юридических фактов, например при вступлении лица в число членов СРО. Под поступлениями необходимо понимать передачу денежных средств для их включения в имущественный фонд саморегулируемой организации.

Вступительным взносом является единовременная уплата определенной суммы денежных средств при вступлении лиц в число членов СРО. Членским взносом является постоянный (регулярный) взнос, который уплачивается лицами, ставшими членами СРО. Так, например, ст. 18 ФЗ «Об аудиторской деятельности» к членству в СРО аудиторов предъявляет требования об уплате взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею, уплате взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов. Целевые взносы — это взносы, уплачиваемые в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации единожды либо через определенные периоды времени на цели, указанные во внутренних документах саморегулируемой организации.

Следующий источник — добровольные имущественные взносы и пожертвования. Такие взносы и пожертвования, в частности, могут уплачиваться при реализации Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворители, в свою очередь, это лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Следующий источник — это средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе. Получение денежных средств от такого источника напрямую зависит от того, в какой сфере деятельности создана данная СРО. В том случае, если деятельность данной саморегулируемой организации предполагает выдачу информации, за которую в соответствии с законодательством берется плата, то для такой саморегулируемой организации средства, полученные от услуг по выдаче информации, будут источником формирования имущества саморегулируемой организации.

Еще один источник — это средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации. В данном случае такой источник может «участвовать» в формировании имущества саморегулируемой организации только в том случае, если саморегулируемая организации в соответствии со своими учредительными документами оказывает образовательные услуги и, соответственно, ее членами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые оказывают такие услуги. В частности, к юридическим лицам, оказывающим образовательные услуги, могут быть отнесены негосударственные образовательные учреждения. Так, в соответствии со ст. 46 Закона РФ «Об образовании», негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Под коммерческими интересами следует понимать заинтересованность членов СРО в получении прибыли и, соответственно, в увеличении капитала саморегулируемой организации. Под профессиональными интересами понимается заинтересованность членов СРО в повышении образовательного уровня и профессиональных навыков.

Еще один источник — это средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов СРО. На наш взгляд, решение федерального законодателя о выделении данного источника формирования имущества саморегулируемой организации в отдельный пункт представляется довольно странным, поскольку п. 3 ч. 1 комментируемой статьи уже содержит такой источник формирования имущества, как средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе. Считаем, что в число услуг по предоставлению информации можно отнести в том числе и продажу информационных материалов, с той лишь особенностью, что если данный источник отнести к числу услуг по выдаче информации, то положение п. 3 ч. 1 комментируемой статьи следовало бы изложить так: средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе, а также выдачи информационных материалов.

Пунктом 6 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен такой источник формирования имущества саморегулируемой организации, как доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах. На банковских депозитах денежные средства размещаются на основании договора банковского вклада. Согласно ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, которые предусмотрены договором. Банк выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада в размере, определяемом договором банковского вклада.

При отсутствии в договоре условия о размере выплачиваемых процентов банк обязан выплачивать проценты. Если иное не предусмотрено договором банковского вклада, банк вправе изменять размер процентов, выплачиваемых на вклады до востребования. В случае уменьшения банком размера процентов новый размер процентов применяется к вкладам, внесенным до сообщения вкладчикам об уменьшении процентов, по истечении месяца с момента соответствующего сообщения, если иное не предусмотрено договором.

Определенный договором банковского вклада размер процентов на вклад, внесенный гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом. По договору такого банковского вклада, заключенному банком с юридическим лицом, размер процентов не может быть односторонне изменен, если иное не предусмотрено законом или договором. Проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня ее возврата вкладчику включительно, а если ее списание со счета вкладчика произведено по иным основаниям, до дня списания включительно. Если иное не предусмотрено договором банковского вклада, проценты на сумму банковского вклада выплачиваются вкладчику по его требованию по истечении каждого квартала отдельно от суммы вклада, а невостребованные в этот срок проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты. При возврате вклада выплачиваются все начисленные к этому моменту проценты.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

И, наконец, источником формирования имущества саморегулируемой организации могут быть другие, не запрещенные законом источники. Это означает, что каждая СРО вправе в своих внутренних документах определить иные, помимо установленных комментируемым Законом, источники формирования имущества саморегулируемой организации, которые не запрещены законодательством. Например, источником формирования имущества саморегулируемой организации могут быть доходы от продажи имущества саморегулируемой организации. Между тем п. 7 ч. 1 комментируемой статьи содержит оговорку — не запрещенные законом источники. Это означает, что те источники, которые в соответствии с законодательством не могут быть источниками формирования имущества саморегулируемой организации, а также являются источниками формирования иного имущества, не могут быть включены в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации в число источников формирования ее имущества. В частности, федеральные, региональные и местные налоги не могут быть источниками формирования имущества саморегулируемой организации, так как в соответствии с налоговым законодательством они зачисляются в федеральный, региональный и местный бюджеты соответственно.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи источники доходов, получаемые саморегулируемой организацией, могут быть ограничены федеральными законами. Это означает, что федеральным законодательством могут быть установлены, в частности, минимальные и максимальные пределы формирования имущества саморегулируемой организации из того или иного источника. Так, например, федеральный закон может установить максимальный размер добровольных пожертвований в целях формирования имущества саморегулируемой организации. Кроме того, федеральным законодательством также могут быть установлены определенные условия, при которых допускается либо не допускается формирование имущества саморегулируемых организаций определенного вида из конкретных источников, установленных ч. 1 комментируемой статьи.
  2. Часть 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, которая определяет, что внутренними документами саморегулируемой организации определяется порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации. Это означает, что во внутренних документах саморегулируемой организации в обязательном порядке должны быть предусмотрены виды таких поступлений, их размеры, сроки и периодичность таких поступлений. При этом ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что такие внутренние документы саморегулируемой организации должны быть утверждены общим собранием саморегулируемой организации. Это означает, что проекты таких внутренних документов должны быть вынесены на обсуждение общего собрания саморегулируемой организации, рассмотрены и одобрены им путем проставления визы лица, которое наделено необходимыми для этого полномочиями.

Часть 3 комментируемой статьи содержит оговорку относительно определения вышеуказанного порядка во внутренних документах саморегулируемой организации, утвержденных общим собранием саморегулируемой организации, которая заключается в том, что определение такого порядка внутренними документами саморегулируемой организации возможно, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации, которой является СРО. Это означает, что если в федеральном законе содержится прямой запрет на определение такого порядка во внутренних документах конкретной саморегулируемой организации либо в уставе саморегулируемой организации уже будет определен такой порядок, то, соответственно, внутренними документами саморегулируемой организации он определен уже быть не может.

  1. Часть 4 комментируемой статьи содержит императивную норму об обязательном аудите ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации. Под аудитом ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» понимает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным Законом, в соответствии с требованиями, установленными этим же Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code