Статья 9. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов

Комментарий к статье 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи определяет способы контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов и определяет, что контроль, в свою очередь, проводится за осуществлением членами СРО предпринимательской и профессиональной деятельности.

Авторы считают, что ч. 1 комментируемой статьи необходимо применять в совокупности с п. 8 ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона, которая предусматривает функцию саморегулируемой организации по контролю за предпринимательской и профессиональной деятельностью членов СРО, устанавливая, что такой контроль осуществляется в части соблюдения ими требований правил и стандартов саморегулируемой организации, условий членства в СРО.

Способом такого контроля является проведение проверок. Под проведением проверок в целях комментируемого Закона следует понимать комплекс мероприятий, направленных на выявление наличия или отсутствия нарушений при осуществлении предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО в части, касающейся соблюдения ими требований правил и стандартов саморегулируемой организации и условий членства в ней.

Проверки делятся на:

1) плановые;

2) внеплановые.

Под плановой проверкой, учитывая положения ч. 3 комментируемой статьи, следует понимать проверку осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО в соответствии с определенным графиком и в сроки, установленные комментируемым Законом. В свою очередь, внеплановая проверка предполагает проведение проверок в иные, чем установленные комментируемым Законом, сроки, при наличии особых оснований, при которых необходимо ее проведение.

  1. Часть 2 комментируемой статьи содержит определение предмета плановой проверки, который по своему определению соответствует п. 8 ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона. Иными словами, предметом плановой проверки осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности является соблюдение членами СРО требований правил и стандартов саморегулируемой организации, условий членства в СРО. Под соблюдением требований правил и стандартов саморегулируемой организации следует понимать совершение таких действий (бездействие), в содержании которых отсутствуют нарушения данных требований, а также выполнение запретов на совершение действий (бездействие). В свою очередь, под соблюдением условий членства в СРО необходимо понимать выполнение всех требований, которые предъявляются к членам СРО. Так, например, согласно ст. 24 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков, отвечающей требованиям указанного Федерального закона.

Для вступления в члены СРО оценщиков физическое лицо представляет:

— документ об образовании и (или) о квалификации, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

— справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Таким образом, если член СРО оценщиков вступит в другую саморегулируемую организацию, то он тем самым нарушит условия членства в СРО оценщиков.

Кроме того, указанным Законом предусмотрен несколько иной предмет проведения плановой проверки. Как предусмотрено в ст. 24.3, предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО оценщиков требований указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

Что касается предмета плановой проверки, то, в частности, разделом 4 Правил контроля в области саморегулирования некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока» предусмотрено, что при приобретении организацией статуса саморегулируемой организации члены организации обязаны в месячный срок получить свидетельство о допуске в порядке, установленном настоящими Правилами для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при приеме в организацию, получившую статус саморегулируемой организации.

При приеме в члены организации, получившей статус саморегулируемой организации, управлением контроля осуществляется проверка и анализ представленных кандидатом в члены организации документов, в целях принятия решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены организации и выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме.

Контроль при приеме в члены организации проводится после подачи заявления на вступление в течение 30 (тридцати) дней.

После приема полного пакета документов кандидата на вступление в члены организации управление контроля формирует контрольную комиссию, которая проводит экспертизу документов кандидата, а также имеет право провести инспекционную проверку деятельности кандидата. По результатам этой проверки управление контроля составляет рекомендацию о приеме этого кандидата в члены организации или заключение об отказе в приеме с указанием причин такого отказа. Далее указанные материалы передаются в правление для принятия соответствующего решения.

Управление контроля при проведении экспертизы документов, представленных соискателем, имеет право в порядке, установленном п. 2.2 указанных Правил, привлекать профессиональные организации в области строительства, специализированные организации и надзорные органы по контролю строительства, органы (организации) государственной экспертизы, другие организации, а также отдельных специалистов для независимой оценки соответствия кандидата обязательным требованиям к выдаче свидетельства о допуске и условиям приема в члены организации. Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят для организации рекомендательный характер.

Основания для отказа в приеме в члены организации и в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены действующим законодательством, Уставом организации и Положением о порядке приема в члены НП «СРО «СРСК ДВ».

В случае если член организации, имеющий свидетельство о допуске, намеревается получить свидетельство о допуске к иному виду или видам работ, к такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам, установленных соответствующим положением.

Прием заявления от члена организации о внесении изменений в свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, проверка организацией представленных документов, принятие решения о внесении изменений в свидетельство о допуске или об отказе во внесении указанных изменений с указанием причин отказа и направление указанного решения члену организации, обратившемуся за такими изменениями, осуществляется в том же порядке, как и при приеме в члены организации, получившей статус саморегулируемой организации.

Также ч. 2 комментируемой статьи содержит положение бланкетного характера, заключающееся в том, что продолжительность такой плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Под продолжительностью плановой проверки необходимо понимать время, которое требуется для всестороннего и качественного анализа деятельности членов СРО. Думается, что такое решение федерального законодателя о предоставлении органу управления СРО права устанавливать такую продолжительность является верным, поскольку только собственно СРО может знать особенности деятельности данной саморегулируемой организации и рассчитать, какое время потребуется для того, чтобы всесторонне исследовать необходимые материалы, документы, факты, подтверждающие соблюдение либо несоблюдение членами СРО требований правил и стандартов саморегулируемой организации, условий членства в ней.

При этом ч. 2 комментируемой статьи не определяет, каким образом постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации должен установить эту продолжительность. Думается, что наиболее правильным способом будет установить эту продолжительность путем принятия отдельного решения в письменной форме об установлении продолжительности либо решения об особенностях порядка проведения плановых проверок, установив в таком решении продолжительность плановых проверок деятельности членов СРО.

  1. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает периодичность проведения плановой проверки, определяя при этом верхний и нижний предел периодичности проведения плановых проверок. Верхний предел — не реже одного раза в три года, нижний — не чаще одного раза в год. Это означает, что плановая проверка деятельности членов СРО должна обязательно проводиться через три года. При этом допускается проводить такую плановую проверку чаще, чем раз в три года, например через каждые два года, но нижний предел в этом случае должен соблюдаться так, как, например, в год два раза, а затем сделать перерыв на два года, но не проводить нельзя, так как в этом случае будет нарушен нижний предел проведения плановых проверок.

Для правильного исчисления сроков плановых проверок следует руководствоваться положениями гражданского законодательства. Например, согласно ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Вообще, если говорить о планировании деятельности по контролю, то, например, опять же Правилами контроля в области саморегулирования некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока», утвержденными решением общего собрания некоммерческого партнерства от 10 ноября 2010 г. N 6, предусмотрено, что план проверок и его изменения утверждаются генеральным директором по представлению управления контроля.

План проверок размещается на сайте организации. Члены организации уведомляются в форме, предусмотренной п. 5.6 о дате проведения в отношении их проверки, а также о внесении изменений в план проверок.

План проверок утверждается не позднее чем за 1 (один) месяц до первой проверки, предусмотренной планом проверок. Последующие годовые планы проверок составляются и утверждаются не позднее чем за 30 (тридцать) дней до начала следующего календарного года.

Плановая проверка соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов и правил организации проводится не реже чем 1 (один) раз в год. По заявлению члена организации возможен перенос срока плановой проверки по уважительной причине на срок не более месяца. Перенос плановой проверки допускается не чаще одного раза в год.

В приказе генерального директора о проведении проверки указывается наименование проверяемого члена организации, основание проверки, начало и сроки проведения проверки, состав контрольной комиссии, осуществляющей проверку, форма и предмет проверки. Приказ генерального директора о проведении плановой инспекционной проверки членов организации издается не позднее чем за 20 (двадцать) дней до дня начала плановой проверки.

После издания приказа о проведении плановой проверки управление контроля направляет уведомление о проверке проверяемому члену организации. Уведомление о предстоящей плановой проверке доводится до проверяемого члена организации не менее чем за 7 (семь) дней до назначенной даты проверки электронным письмом и (или) телефонограммой, по телефону и электронным адресам, указанным в реестре членов организации.

Продолжительность плановой проверки не может быть более 15 (пятнадцати) дней с момента начала проверки. В случае необходимости, срок проверки может быть продлен управлением контроля, но не более чем на 15 (пятнадцать) дней.

Генеральный директор вправе запросить у члена организации заблаговременно, но не ранее чем за 10 (десять) дней до начала плановой проверки, документы, подтверждающие выполнение контролируемых требований. Член организации обязан в течение 7 (семи) календарных дней представить запрашиваемые сведения либо представить мотивированный отказ в представлении сведений. Отказ в представлении сведений возможен по следующим причинам:

— запрашиваемые сведения не относятся к предмету контроля;

— запрашиваемые сведения невозможно представить в течение 7 (семи) дней (в этом случае необходимо указать срок, в течение которого будут представлены запрашиваемые сведения);

— затраты на представление запрашиваемых сведений превышают 10000 (десять тысяч) рублей (в этом случае необходимо обосновать размер расходов).

Основанием для проведения внеплановой проверки является направленная в организацию жалоба на члена организации, на нарушение членом организации требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов организации, правил саморегулирования, а также иные обращения граждан, организаций и органов, публикации в средствах массовой информации. Не может служить основанием для проведения внеплановой проверки анонимная информация.

В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе или обращении.

Решение о проведении внеплановой проверки принимает генеральный директор по представлению дисциплинарного комитета организации.

Продолжительность внеплановой проверки определяется в соответствии с содержанием представления дисциплинарного комитета, но не должна превышать одного месяца. При проведении внеплановой проверки в мотивированных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний, экспертиз) либо с получением по запросу управления контроля необходимой информации, срок проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Приказ генерального директора о проведении внеплановой инспекционной проверки издается в день получения соответствующего представления или запроса, но не позднее 3 (трех) дней до дня начала внеплановой инспекционной проверки.

Уведомление о предстоящей внеплановой проверке доводится до проверяемого члена организации не менее чем за 3 (три) дня до назначенной даты проверки телефонограммой и (или) электронным письмом, по телефону и электронным адресам, указанным в реестре членов организации.

До начала проведения проверки председатель контрольной комиссии обязан представить членов контрольной комиссии ответственному представителю члена организации, подлежащей проверке, и ознакомить указанного ответственного представителя с приказом генерального директора организации о проведении проверки.

Проверяемый член организации должен представить необходимую информацию и документы, в соответствии с перечнем документов, указанных в уведомлении о проведении проверки. Перенос внеплановой проверки не допускается.

Результаты проведения проверок деятельности членов организации оформляются актами, которые подписываются членами контрольной комиссии, согласовываются руководителем управления контроля, утверждаются генеральным директором и публикуются на сайте организации.

Результаты проведенных проверок деятельности членов организации, в ходе проведения которых были выявлены нарушения требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов и правил организации, передаются управлением контроля для рассмотрения в дисциплинарный комитет.

Материалы и результаты проведенных проверок хранятся в специальном помещении организации, закрытом для доступа иных лиц, кроме штатных сотрудников организации, для которых проведение проверки является основной функциональной обязанностью в организации, генерального директора и его заместителя, ответственного за контрольную деятельность в организации.

Срок хранения материалов и результатов проведенных проверок — 10 (десять) лет, если иной срок не установлен законодательством РФ.

В случае несогласия проверяемого члена организации с результатами проверки, он имеет право отразить в акте особое мнение.

В случае если ответственный представитель проверяемого члена организации отказывается ознакомиться с результатами проверки или подписать акт, все члены контрольной комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.

В случае отсутствия представителя проверяемого члена организации по телефонам и адресам, имеющимся в реестре членов организации, в акте указывается причина отсутствия подписи представителя члена организации, и акт заверяется подписями всех членов контрольной комиссии.

Заключение контрольной комиссии по результатам проверки заносится в акт. Каждый экземпляр акта брошюруются и подписываются членами комиссии.

Один экземпляр акта проверки и копии приложений к нему не позднее 3-х дней, следующих за днем подписания акта, под расписку вручаются члену организации, в отношении которого проводилась проверка, или направляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. Указанное уведомление о вручении адресату приобщается к материалам проверки.

Второй экземпляр акта проверки, приложения к нему и иные материалы не позднее дня, следующего за днем подписания акта, направляются на рассмотрение в управление контроля.

Начальник управления контроля организует и проводит заседание, на котором анализируются результаты проверки, рассматриваются предложения контрольной комиссии, осуществлявшей проверку, и пояснения члена организации, в отношении которого она осуществлялась.

По результатам проверки управление контроля принимает одно из следующих решений:

— в случае отсутствия нарушений в деятельности проверяемого члена организации согласовывает, утверждает у генерального директора акт проверки и материалы проверки в течение трех дней после подписания акта приобщаются к делу члена организации;

— при выявлении нарушений в деятельности проверяемого члена организации в течение 3 (трех) дней после подписания акта проверки членами контрольной комиссии подписывает, согласовывает, утверждает у генерального директора и направляет акт проверки, содержащий заключение по проверке и рекомендацию, а также иные материалы проверки, в дисциплинарный комитет.

При проведении контроля при приеме в члены организации и (или) выдаче свидетельства о допуске к работам или внесении изменений в свидетельство о допуске к работам управлением контроля составляется соответствующая рекомендация о приеме в члены и выдаче свидетельства о допуске к работам (рекомендация по внесению изменений в свидетельство о допуске к работам) или заключение об отказе в приеме в члены организации и выдаче свидетельства о допуске к работам (отказе во внесении изменений в свидетельство о допуске к работам), в случае несоответствия члена (кандидата в члены) организации требованиям внутренних документов организации.

Выявленные нарушения в обязательном порядке подлежат рассмотрению дисциплинарным комитетом на предмет наложения мер дисциплинарного воздействия, за исключением случая, когда нарушения устранены в период проверки.

В случае обнаружения при проведении проверки факта нарушения членом организации требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, организация обязана уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в ч. 3 ст. 54 ГрК РФ) или орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства).

  1. Часть 4 комментируемой статьи определяет основание для проведения внеплановой проверки предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО. Вообще, под основанием проведения внеплановой проверки стоит понимать повод, порождающий необходимость проведения внеплановой проверки. Таким основанием согласно ч. 4 комментируемой статьи является жалоба. При этом ч. 4 комментируемой статьи не содержит указание на субъекта, подавшего такую жалобу, поскольку таким субъектом может быть как гражданин (физическое лицо), так и юридическое лицо. Определение понятия жалобы гражданина (физического лица) содержится в ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В случае же, если жалоба направлена юридическим лицом, под ней следует понимать просьбу юридического лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Также ч. 4 комментируемой статьи определяет содержание жалобы — сведения о нарушении членом СРО требований правил и стандартов саморегулируемой организации. Между тем стоит отметить, что поскольку такую жалобу направляют конкретные лица (физические или юридические), то, очевидно, что такую жалобу они направят только в том случае, если такое нарушение требований правил и стандартов саморегулируемой организации затронет непосредственно их интересы. Под нарушением в данном случае стоит понимать совершение действий (бездействие), не соответствующих правилам и стандартам саморегулируемой организации, в результате которых может быть причинен вред правам и законным интересам физических и юридических лиц.

Часть 4 комментируемой статьи, определяя основанием проведения внеплановой проверки жалобу, не содержит указания на способ направления такой жалобы. По мнению авторов, такая жалоба в целях отражения в ней содержания конкретного нарушения правил и стандартов саморегулируемой организации должна направляться в письменной форме, в том числе средствами почтовой связи.

Необходимо отметить, что ч. 4 комментируемой статьи содержит диспозитивную норму, так как закрепляет, что жалоба, направленная в саморегулируемую организацию, может являться основанием для проведения внеплановой проверки. Формулировка данной нормы означает, что решение о проведении внеплановой проверки при поступлении жалобы принимается по усмотрению саморегулируемой организации.

  1. Часть 5 комментируемой статьи содержит положения, определяющие возможность саморегулируемой организации помимо такого основания внеплановой проверки, как направление в саморегулируемую организацию жалобы на нарушение членом СРО требований стандартов и правил саморегулируемой организации, определить и иные основания проведения внеплановой проверки. В частности, такими основаниями могут быть:

— непосредственное обнаружение членом СРО нарушения правил и стандартов саморегулируемой организации;

— обнаружение органами СРО нарушения правил и стандартов саморегулируемой организации;

— совершение членом (членами) саморегулируемой организации административного правонарушения или преступления.

При этом ч. 5 комментируемой статьи не определяет, какими документами саморегулируемой организации могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки деятельности членов СРО. Так, например, ст. 24.3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусматривает, что иные основания для проведения внеплановой проверки могут быть предусмотрены внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. Под внутренними документами должны пониматься документы, которые регулируют отношения между членами саморегулируемой организации внутри такой саморегулируемой организации, а также порядок ее деятельности. Предположительно, что именно в таких документах саморегулируемых организаций всех видов и должны предусматриваться иные основания для проведения внеплановых проверок деятельности членов СРО.

  1. Часть 6 комментируемой статьи содержит указание на объекты, которые подлежат исследованию при проведении внеплановой проверки. Как указано в ч. 6 комментируемой статьи, в ходе проведения внеплановой проверки исследуются только те факты, которые указаны в жалобе, или факты, которые необходимо исследовать в связи с иными обстоятельствами, послужившими основаниями для проведения внеплановой проверки. Указание комментируемой нормы на формулировку «в ходе» означает, что такие факты исследуются в процессе проведения проверки, то есть непосредственно в течение того времени, в которое проводится внеплановая проверка. Как указано в ч. 6 комментируемой статьи, факты подлежат исследованию. Под исследованием следует понимать анализ данных фактов на предмет их соответствия прежде всего федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ а также требованиям стандартов и правил саморегулируемой организации. Под фактами же, в свою очередь, следует понимать конкретные обстоятельства, сведения, из которых прямо либо косвенно следует определенный вывод, требующий проведения внеплановой проверки.

Исходя из ч. 4 комментируемой статьи жалоба подается в случае нарушения требований правил и стандартов саморегулируемой организации. Таким образом, в жалобе должны содержаться соответствующие факты, указывающие на конкретное нарушение (нарушения) требований правил и стандартов саморегулируемой организации. В случае же, если основанием проведения внеплановой проверки было иное, чем предусмотренное в ч. 4 комментируемой статьи, то исследованию подлежат те факты, которые выявлены, либо следуют из таких оснований, например наличие постановления о привлечении члена СРО в качестве подозреваемого, наличие протокола о совершении административного правонарушения.

  1. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет обязывающую норму в отношении члена СРО, которая заключается в том, что он обязан предоставить при проведении проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации. Под необходимой информацией следует понимать совокупность сведений, которые содержат данные об осуществлении членами СРО профессиональной или предпринимательской деятельности, а также о соблюдении либо несоблюдении членами СРО требований правил и стандартов саморегулируемой организации. К такой информации можно отнести, например, документы, которые оформляются при осуществлении предпринимательской и профессиональной деятельности, в частности отчет об оценке объекта оценки, квалификационный аттестат аудитора, а также материалы, которые имеются у членов СРО и которые связаны с осуществление предпринимательской и профессиональной деятельности.

В ч. 7 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок предоставления такой информации определяется саморегулируемой организацией. В частности, ст. 24.3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусматривает, что оценщик обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков в порядке, определяемом внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. Думается, что такое решение федерального законодателя об установлении бланкетной нормы (к внутренним документам саморегулируемой организации) является правильным, так как СРО имеет возможность самостоятельно с учетом особенностей проведения проверки предпринимательской и профессиональной деятельности определить порядок предоставления членом СРО такой информации.

В таком порядке обязательно должно содержаться положение о форме запроса саморегулируемой организации, сроках предоставления необходимой информации, а также последствиях отказа члена СРО в выдаче такой информации.

  1. В ч. 8 комментируемой статьи говорится о последствиях выявления при проведении плановой либо внеплановой проверки нарушения (нарушений) требований правил и стандартов саморегулируемой организации, условий членства в ней. В случае выявления таких нарушений материалы, которые собраны в ходе проведения плановой либо внеплановой проверки, передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

Под материалами проверки в данном случае следует понимать все собранные в ходе проверки доказательства, которые свидетельствуют о нарушении (нарушениях) требований правил и стандартов саморегулируемой организации, условий членства в СРО.

При этом в ч. 8 комментируемой статьи не определены порядок и сроки передачи таких материалов в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Думается, что такой порядок должен быть определен внутренними документами саморегулируемой организации, регулирующими отдельные вопросы осуществления контроля за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности. Но относительно сроков стоит отметить, что наиболее правильным сроком передачи таких материалов был бы «немедленный» срок после выявления соответствующих нарушений.

  1. Часть 9 комментируемой статьи содержит императивную норму, закрепляющую обязанность саморегулируемой организации, ее работников и должностных лиц, которые принимали участие при проведении плановой либо внеплановой проверки, не разглашать и не распространять сведения, полученные в ходе ее проведения. Под принятием участия в проведении плановой или внеплановой проверки следует понимать осуществление закрепленных за каждым лицом, участвующим в проведении таких проверок, соответствующих функций, направленных на осуществление действий по выявлению нарушений требований правил и стандартов саморегулируемой организации, условий членства в ней. Отметим, что, собственно, СРО может принять участие в проведении проверок только через свои органы управления, а также через представителей этих органов управления и непосредственно ее представителей.

Работники СРО, думается, принимают участие путем осуществления содействующих и вспомогательных функций. Должностные же лица могут принимать необходимое участие в целях реализации предоставленных им полномочий в области осуществления контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, дачи компетентных заключений и осуществлении действий, входящих в их компетенцию.

Под разглашением сведений следует понимать их сообщение в нарушение законодательства лицам, не принимающим участие в проведении проверок деятельности членов СРО. В свою очередь, под распространением сведений необходимо понимать их передачу в нарушение законодательства в письменной форме, с использованием технических средств, а также в средствах массовой информации.

Как предусмотрено в ч. 9 комментируемой статьи, ответственность установлена федеральным законодательством. В частности, ст. 1472 ГК РФ предусматривает, что нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом. КоАП РФ также устанавливает административную ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом и предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа.

  1. Часть 10 комментируемой статьи имеет бланкетный характер, поскольку отсылает к законодательству РФ и уставу некоммерческой организации, под которой федеральный законодатель наверняка имеет в виду, собственно, конкретную саморегулируемую организацию, устанавливающим ответственность саморегулируемой организации перед ее членами за неправомерные действия ее работников при осуществлении ими контроля за деятельностью членов СРО.

Под неправомерными действиями работников в данном случае следует понимать нарушение работниками СРО возложенных на них функций и обязанностей, связанных с проведением плановых или внеплановых проверок в рамках контроля за деятельностью членов СРО.

Также необходимо отметить, что, в частности, ст. 1068 ГК РФ установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к положениям ГК РФ об ответственности работодателей работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code