Статья 8. Заинтересованные лица. Конфликт интересов

Комментарий к статье 8 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие «заинтересованные лица». При этом она содержит оговорку о том, что то понимание заинтересованных лиц, которое закреплено в ч. 1 комментируемой статьи, касается только комментируемого Закона, поскольку в ч. 1 комментируемой статьи определено, что заинтересованные лица определяются в целях комментируемого Закона.

При этом определение заинтересованных лиц в ч. 1 комментируемой статьи приводится через определение трех категорий заинтересованных лиц:

— члены саморегулируемой организации;

— лица, входящие в состав органов управления саморегулируемой организации;

— работники саморегулируемой организации, действующие на основании трудового договора или гражданско-правового договора.

Понятие членства и членов СРО следует из ст. 5 комментируемого Закона. В целом под членами СРО необходимо понимать индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые вступили в саморегулируемую организацию на условиях членства, то есть выполнили все условия, которые установлены для членства в СРО.

Под лицами, входящими в состав органов управления СРО, необходимо понимать как членов СРО, так и иных лиц, которые не являются членами СРО, но входят в состав ее органов управления. Так, например, ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона предусматривает, что постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО формируется из числа физических лиц — членов СРО и (или) представителей юридических лиц — членов СРО, а также независимых членов. Соответственно, эти независимые члены также будут являться заинтересованными лицами.

И, наконец, третья категория — работники, действующие на основании трудового договора или гражданско-правового договора. Термин «действующие» следует понимать как осуществляющие деятельность, выполняющие трудовые либо гражданско-правовые функции или обязанности. При этом, как следует из ч. 1 комментируемой статьи, к работникам относятся лица, осуществляющие деятельность на основании как трудового договора, так и гражданско-правового договора.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно положениям гл. 27 ГК РФ гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В саморегулируемой организации, думается, преобладает такой вид гражданско-правового договора, как договор возмездного оказания услуг. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет понятие личной заинтересованности лиц, которые в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи относятся к заинтересованным лицам. Так, под личной заинтересованностью понимается:

1) материальная заинтересованность;

2) иная заинтересованность.

Под материальной заинтересованностью следует понимать ожидание от совершения определенных действий (бездействий), принятия решений получения материальной выгоды, а именно в виде получения материальных благ или услуг материального характера. К материальным благам исходя из общих положений гражданского законодательства, в частности ст. 128 ГК РФ, относятся вещи, включая наличные деньги и документированные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). К услугам материального характера следует отнести такие услуги, которые ведут к получению материальной выгоды (предоставление путевок, изготовление вещей и т.п.).

К иной заинтересованности следует отнести заинтересованность, которая, учитывая положения ч. 2 комментируемой статьи, не является материальной, а представляет собой ожидание получения каких-либо нематериальных благ, например приобретения каких-либо неимущественных прав, приобретения определенного расположения какого-либо должностного лица, занимающего высокую должность, возможность получения определенной должности и т.д.

При этом в обоих случаях личная заинтересованность влияет или может повлиять на обеспечение прав и законных интересов саморегулируемой организации и (или) ее членов. Это означает, что в результате получения каких-либо материальных либо нематериальных благ изменяются или могут измениться права саморегулируемой организации или ее членов в соответствии с федеральным законодательством. Что касается основного отличия формулировок ч. 2 комментируемой статьи, то такое отличие заключается в том, что формулировка «может повлиять» предполагает изменение прав и законных интересов при наличии дополнительных условий, чем те, в которых заинтересованы члены СРО, а также иные лица, а «влияет» означает, что изменение прав и законных интересов возможно уже при наличии только тех обстоятельств, в которых заинтересованы члены СРО и иные лица. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и обеспечении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований вправе запрашивать и получать у саморегулируемых организаций в области энергетического обследования данные о проведенных в добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данные составленных по результатам таких обследований энергетических паспортов. В данном случае личная заинтересованность саморегулируемой организации может выражаться в том, чтобы в состав членов СРО в области энергетического обследования привлечь лиц, которые имеют деловые и иные личные связи у такого уполномоченного федерального органа, в результате которых СРО получила бы право не направлять в такой федеральный орган данные о проведенных в добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данные составленных по результатам таких обследований энергетических паспортов.

Также, как указано в ч. 2 комментируемой статьи, личная заинтересованность влияет или может повлиять и на обеспечение прав членов СРО. Например, ч. 10 ст. 18 ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусматривает, что в случае неуплаты взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов, в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приеме в члены СРО аудиторов, такое решение признается саморегулируемой организацией аудиторов недействительным. В данном случае личная заинтересованность будет заключаться в том, чтобы члену СРО аудиторов, который на основании решения саморегулируемой организации аудиторов уже вступил в члены данной организации, установить личные и деловые связи с органами управления саморегулируемой организации аудиторов, с тем чтобы в соответствующих документах саморегулируемой организации аудиторов было отмечено, что такой взнос уплачен, и, соответственно, решение саморегулируемой организации аудиторов не было признано недействительным.

Опять же обратим внимание, что то определение, которое дано в ч. 2 комментируемой статьи, распространяется только на положения комментируемого Закона.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи в целях комментируемого Закона, то есть для его положений, приведено определение конфликта интересов, под которым понимается ситуация, когда личная заинтересованность лиц, относящихся к заинтересованным лицам:

— влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей;

— влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации;

— влечет за собой угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам саморегулируемой организации.

Прежде всего обратим внимание на то, что конфликт интересов — это ситуация. Под ситуацией, в свою очередь, следует понимать определенным образом сложившееся обстоятельство, которое влечет за собой конкретные последствия. В первом случае это обстоятельство влияет или может повлиять на исполнение заинтересованными лицами профессиональных обязанностей. В случае если такими заинтересованными лицами являются члены СРО под исполнением профессиональных обязанностей будет пониматься исполнение обязанностей в рамках предпринимательской или профессиональной деятельности в определенной сфере деятельности (аудиторской, оценочной и т.д.). Если заинтересованные лица — это лица, входящие в состав органов управления СРО, то исполнение их профессиональных обязанностей будет пониматься как осуществление управленческих функций в органах управления СРО в соответствии с правилами и стандартами саморегулируемой организации. Если же заинтересованные лица — это работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором, то их профессиональные обязанности заключаются в осуществлении трудовых функций либо исполнении обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством и гражданско-правовым договором.

Опять же обратим внимание на то, что ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что личная заинтересованность влияет или может повлиять. То есть в первом случае (влияет) личная заинтересованность напрямую отражается на исполнении заинтересованными лицами своих профессиональных обязанностей, а во втором случае (может повлиять) — личная заинтересованность влияет на исполнение профессиональных обязанностей при определенных обстоятельствах.

Во втором случае — конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность влечет возникновение противоречий между личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения такого противоречия. Иными словами, личная заинтересованность может содержать в себе такие интересы в получении материальной или иной выгоды, при которых соответствующий способ их получения, а также характер этих выгод несопоставим с целями деятельности саморегулируемой организации и интересами ее членов. Под угрозой возникновения противоречия следует понимать обстоятельство, при котором личная заинтересованность при определенных ее проявлениях может привести к возникновению противоречия между собственно личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации.

При этом ч. 3 комментируемой статьи определяет, что такое противоречие, возникающее в результате конфликта интересов, способно привести к причинению вреда законным интересам саморегулируемой организации. С учетом положений ст. 15 ГК РФ можно сказать, что вред может выражаться в виде убытков или упущенной выгоды. Так, ч. 2 ст. 15 ГК РФ предусматривает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Однако помимо материального вреда может быть причинен также и моральный вред (физические или нравственные страдания).

Необходимо обратить внимание на то, что ч. 3 комментируемой статьи, определяя понятие конфликта интересов, использует союз «и» («или»), что означает, что конфликт интересов — это ситуация, которая может одновременно повлечь влияние личной заинтересованности на исполнение профессиональных обязанностей и возникновение противоречий, указанных выше. А также может повлечь либо влияние на исполнение профессиональных обязанностей, либо возникновение указанных противоречий.

  1. Часть 4 комментируемой статьи содержит императивную норму, закрепляющую обязанность заинтересованных лиц соблюдать интересы саморегулируемой организации. Правовое содержание положения ч. 4 комментируемой статьи о соблюдении интересов заключается в том, что заинтересованные лица не должны совершать таких действий (бездействия), которые бы либо нарушали интересы саморегулируемой организации, либо им противоречили. Часть 4 комментируемой статьи также определяет, что прежде всего интересы саморегулируемой организации должны соблюдаться в отношении целей деятельности саморегулируемой организации. Целью деятельности саморегулируемой организации является, в свою очередь, осуществление самостоятельной деятельности, которая преимущественно направлена на обеспечение законных интересов членов саморегулируемой организации. Также необходимо отметить, что ч. 4 комментируемой статьи предусматривает, что соблюдение интересов должно осуществляться прежде всего в отношении целей деятельности саморегулируемой организации. Это означает, что интересы саморегулируемой организации должны соблюдаться заинтересованными лицами и в отношении иных аспектов деятельности саморегулируемой организации, но в первую очередь в отношении целей ее деятельности.

Также ч. 4 комментируемой статьи содержит еще одну императивную норму, которая заключается в том, что заинтересованные лица не должны использовать возможности, связанные с осуществлением ими своих профессиональных обязанностей. Думается, что данное положение было закреплено в целях реализации принципа, установленного ст. 19 Конституции РФ, — государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. С учетом данного положения Конституции РФ заинтересованные лица при реализации своих иных прав и соблюдении законных интересов иных лиц не должны использовать своего положения, которое связано с их членством в саморегулируемой организации. Например, лицо, являющееся членом саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности, не может использовать свои возможности, связанные с членством в данной саморегулируемой организации, для получения сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что заинтересованные лица не должны допускать использование возможностей, связанных с осуществлением ими профессиональных обязанностей, в целях, которые противоречат целям, указанным в учредительных документах некоммерческой организации. И здесь при применении положения ч. 4 комментируемой статьи возникает такая же проблема, как и с ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона, так как под некоммерческой организацией в соответствии со ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» понимается любая организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Саморегулируемая организация также является некоммерческой организацией, но исходя из указанной формулировки положения ч. 4 комментируемой статьи следует, что заинтересованные лица не должны использовать имеющиеся у них возможности, связанные с осуществлением профессиональной деятельности, в целях, противоречащих целям, указанным в учредительных документах всех некоммерческих организаций, являющихся членами конкретной саморегулируемой организации. Хотя на самом деле думается, что в такой формулировке имеется ошибка федерального законодателя, так как очевидно, что имеются в виду учредительные документы конкретной саморегулируемой организации, так как ч. 4 комментируемой статьи требует соблюдать интересы именно саморегулируемой организации.

  1. Часть 5 комментируемой статьи имеет по своему содержанию бланкетный характер, так как ссылается на устав некоммерческой организации, в котором устанавливаются меры по предотвращению или урегулированию конфликта.

Под мерами следует понимать определенные действия и (или) решения, направленные на снятие возникших или возникающих противоречий между личной заинтересованностью соответствующих заинтересованных лиц и интересами саморегулируемой организации, а также на предотвращение влияния личной заинтересованности на исполнение такими лицами своих профессиональных обязанностей. К таким действиям и (или) решениям стоит отнести принятие волевых решений органами управления саморегулируемой организации, меры императивного характера, например исключение при определенных условиях соответствующего заинтересованного лица из саморегулируемой организации.

При этом под предотвращением конфликта интересов стоит понимать такие действия и (или) решения, которые направлены на недопущение возникновения еще не возникшего конфликта интересов (например, когда создается угроза такого конфликта (угроза возникновения противоречия между личной заинтересованностью и интересами саморегулируемой организации)). Урегулирование — мера, которая направлена на полное устранение возникшего конфликта интересов.

И опять же, по мнению авторов, имеет место ошибка федерального законодателя при ссылке на устав некоммерческой организации, так как в этом случае должны будут приниматься во внимание уставы всех саморегулируемых организаций.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code