Статья 7. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации

Комментарий к статье 7 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Вопросы распространения информации в России регулируются ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с данным нормативно-правовым актом законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из указанного Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов (ст. 4 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

В Российской Федерации правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

— свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

— установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

— открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

— равноправие языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации;

— обеспечение безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

— достоверность информации и своевременность ее предоставления;

— неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

— недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

В ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается понятие общедоступной информации. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Частью 1 комментируемой статьи за саморегулируемой организацией закрепляется обязанность по созданию и ведению официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, под которым ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимает совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная обязанность, безусловно, закреплена за саморегулируемой организацией в целях обеспечения доступа к информации о ней.

Обратим внимание на то, что часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что в электронный адрес данного сайта должно быть включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации. Между тем такая норма не в полной мере соответствует положениям ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пункт 15 статьи 2 которого предусматривает, что доменное имя — это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Поэтому доменное имя автоматически включается в адрес сайта. Таким образом, необходимость установления дополнительного требования о его включении отсутствует.

Также следует отметить, что часть 1 комментируемой статьи устанавливает требование о том, что саморегулируемой организации должны принадлежать права на это доменное имя. Отметим, что, исходя из положений статьи 1484 ГК РФ, такие права являются исключительными.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает перечень сведений, которые саморегулируемая организация обязан размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Информация эта следующая:

1) сведения, указанные в статье 7.1 комментируемого Закона (см. комментарий к статье 7.1);

2) сканированные копии стандартов и правил саморегулируемой организации, а также внутренних документов саморегулируемой организации, перечень которых установлен пунктом 2 части 2 комментируемой статьи. Полагаем, что требование о размещении копий таких документов введено в связи с необходимостью обеспечения максимального доступа к информации о саморегулируемой организации, а также привлечения в нее новых членов.

Пункт 3 ч. 2 комментируемой статьи обязывает саморегулируемую организацию обеспечить доступ к информации о структуре и полномочиях органов управления саморегулируемой организацией. Указанная обязанность вытекает из положений ГК РФ, в соответствии с которым каждое юридическое лицо наделено определенной гражданской правоспособностью, выражающейся правом приобретать и осуществлять гражданские и иные права, а также нести обязанности. В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В составе органов саморегулируемой организации как юридического лица есть органы, управляющие деятельностью саморегулируемой организации, координирующие ее и органы, которые занимаются непосредственно осуществлением самой деятельности саморегулируемой организации. Пункт 6 ч. 2 комментируемой статьи требует от саморегулируемой организации предоставления информации именно о структуре и полномочиях ее управляющих органов, а также о деятельности и полномочиях ее специализированных органов. В данном случае законодатель, скорее всего, имеет в виду деятельность и полномочия тех органов СРО, которые на основании ст. ст. 9 и 10 комментируемого Закона могут привлекать к ответственности членов СРО и проводить проверки их деятельности. Фактически информация, указанная в п. 6 ч. 2 комментируемой статьи, содержится в учредительных документах саморегулируемой организации.

При этом пункт 3 части 2 комментируемой статьи содержит конкретизацию информации об указанных органах с целью упрощения принятия саморегулируемой организацией решения о том, какую именно информацию о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации СРО обязана размещать на официальном сайте.

Пункт 4 ч. 2 комментируемой статьи требует от саморегулируемой организации разглашения информации обо всех решениях, которые были приняты общим собранием членов СРО и постоянно действующим коллегиальным органом СРО.

Нормы ст. ст. 16 и 17 комментируемого Закона более подробно устанавливают правовой статус общего собрания участников СРО и постоянно действующего коллегиального органа управления. Основная отличительная особенность в правовом положении двух данных органов управления состоит в том, что в общем собрании участников (членов) СРО могут принимать участие собственно только сами члены СРО, а в постоянно действующем коллегиальном органе СРО есть еще и независимые лица, которые не состоят в трудовых отношениях с данной саморегулируемой организацией или с кем-либо из членов СРО. Такие лица должны составлять не менее 1/3 от всех членов коллегиального органа. Также компетенция общего собрания членов (участников) СРО значительно больше, чем у постоянно действующего коллегиального органа.

Пункт 5 ч. 2 комментируемой статьи обязывает саморегулируемую организацию публиковать в средствах массовой информации и (или) размещать в информационно-телекоммуникационных сетях информацию о любых исках и заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды.

Согласно ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Данное законодательное понятие некоммерческой организации закрепляет право саморегулируемой организации быть истцом и ответчиком в суде, отвечать всем своим имуществом по своим обязательствам, приобретать другие права и обязанности.

Необходимо также отметить, что Конституция РФ, гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46), одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (п. «о» ст. 71 и ч. 1 ст. 76). Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования — при обеспечении каждому возможности обратиться в суд — обязательны для заявителя.

Согласно пункту 6 части 2 комментируемой статьи СРО обязана разместить информацию об имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Данная информация представляет собой совокупность сведения возможного возмещения вреда потребителям произведенных товаров (работ, услуг) и иным лицам в случае его причинения членами саморегулируемой организации. Такая информация может включать в себя в том числе сведения о факте страхования ответственности члена саморегулируемой организации. При этом пунктом 7 части 2 установлено дополнительное требование о размещении информации об управляющей компании, с которой саморегулируемой организацией заключен договор, а также о специализированном депозитарии, с которым саморегулируемой организацией заключен договор, но такая информация размещается только в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и размещение средств компенсационного фонда осуществляется через управляющую компанию.

Пункт 8 ч. 2 комментируемой статьи требует от саморегулируемой организации предоставления информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда. Правовые нормы по регулированию отношений по созданию и управлению компенсационным фондом установлены в ст. 13 комментируемого Закона. Компенсационный фонд предусмотрен как один из возможных вариантов решения саморегулируемой организацией вопроса о возмещении вреда, причиненного членами СРО своим клиентам.

Следующий вопрос, по которому СРО должна предоставлять информацию, связан с осуществлением аттестации членов саморегулируемой организации или их работников в случае, если федеральным законом и (или) саморегулируемой организацией установлено требование о прохождении аттестации членами такой саморегулируемой организации или их работниками.

Саморегулируемая организация согласно ст. ст. 6 и 9 комментируемого Закона должна проводить проверку деятельности своих членов на предмет соответствия их предпринимательской деятельности требованиям и стандартам, которые установлены саморегулируемой организацией. В этой связи пункт 10 части 2 комментируемой статьи возлагает на саморегулируемую организацию обязанность размещать на официальном сайте в электронной форме план проверок членов саморегулируемой организации, а также общую информацию о проверках, проведенных в отношении членов саморегулируемой организации за два предшествующих года. Под результатами проведенных проверок можно понимать оглашение саморегулируемой организацией всех нарушений, которые были выявлены у конкретного члена СРО в ходе проведения проверки.

Пункт 11 части 2 комментируемой статьи требует от саморегулируемой организации предоставления иной информации, которая обязательна для предоставления всеми хозяйствующими субъектами, в том числе должна быть опубликована в определенных средствах массовой информации. Сюда же относится и предоставление информации о годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения в отношении указанной отчетности (при его наличии).

Правоотношения по составу и сдаче бухгалтерской отчетности организациями и проведению аудиторской проверки регламентированы ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ «О бухгалтерском учете»). Согласно статье 14 ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Пунктами 12 и 13 части 2 комментируемой статьи предусмотрено требование о предоставлении также информации, позволяющей идентифицировать саморегулируемую организацию, как-то: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование саморегулируемой организации, место ее нахождения, номера контактных телефонов и адрес электронной почты, полные и (в случае, если имеются) сокращенные наименования некоммерческих организаций, членом которых является саморегулируемая организация, места их нахождения, номера контактных телефонов и адреса электронной почты.

Кроме того, саморегулируемая организация обязана размещать и иную информацию, если это предусмотрено отдельными федеральными законами. Например, статья 22.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих наряду с информацией, предусмотренной комментируемым Законом, обязана размещать информацию о лицах, аккредитованных саморегулируемой организацией в соответствии с данным Законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

  1. Положения частей 3 и 4 направлены на определение порядка размещения саморегулируемой организацией информации и документов, указанных в части 3 комментируемой статьи. Указанными положениями установлены три срока размещения такой информации:

1) десять рабочих дней. В течение указанного срока должна размещаться общая информация, касающаяся идентификации саморегулируемой организации, основных направлений ее деятельности, членов, а также информация, касающаяся потребителей произведенных ей товаров (работ, услуг) и иных лиц;

2) пять рабочих дней — иная информация, касающаяся текущей деятельности саморегулируемой организации, а также изменений отдельных сведений о ней, указанных в пунктах 1 — 7 и 9 — 12 части 2 комментируемой статьи;

3) ежеквартальный срок, но не позднее чем в течение пяти рабочих дней с начала очередного квартала — информация о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Такие сроки установлены частями 3 и 4 комментируемой статьи в зависимости от таких критериев, как важность и значимость информации для органов государственной власти, потенциальных членов саморегулируемой организации, а также потребителей произведенных ей товаров (работ, услуг) и иных лиц.

  1. Часть 5 комментируемой статьи содержит бланкетную норму об установлении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций. В настоящее время такие требования установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N 803 «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций», согласно которому, в частности, документы и информация, подлежащие обязательному размещению на официальном сайте саморегулируемой организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, должны быть круглосуточно доступны пользователям для получения, ознакомления или иного их использования без взимания платы и иных ограничений. Доступ к официальному сайту должен осуществляться на основе распространенных веб-обозревателей без использования специального программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы. Доступ к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей или предоставления ими персональных данных.
  2. Положения ч. 6 комментируемой статьи посвящены обязанности представления саморегулируемой организацией информации в федеральные органы исполнительной власти. Данная норма является общей, ее конкретизация распределена по различным специальным нормативно-правовым актам.

Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 указанной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и об использовании иного имущества, которые в том числе получены от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  1. Помимо общедоступной информации, предусмотренной ч. 1 комментируемой статьи, ч. 7 этой же статьи предоставляет право саморегулируемой организации раскрывать и другую информацию о своей деятельности и о деятельности своих членов. Саморегулируемая организация может в своих учредительных документах, внутренних правилах или разрабатываемых саморегулируемой организацией стандартах и нормативах предусмотреть и другие вопросы, по которым информация считается открытой и доступной для неопределенного круга лиц. При этом в комментируемой статье упоминается о двух ограничениях:

1) первое условие состоит в том, что подобная информация не должна относиться к категории коммерческой тайны или иной охраняемой законом тайны (например, та же аудиторская тайна);

2) второе условие связано с тем, что раскрытие подобной информации не должно вести к возникновению конфликта интересов между членами СРО и самой саморегулируемой организацией.

  1. Часть 8 комментируемой статьи устанавливают общие требования к саморегулируемой организации в отношении ее обязанности по сбору, обработке и хранению информации, порядку обеспечения ее открытости и защиты.

Основу правового регулирования указанных отношений составляет ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые установлено общее правовое регулирование в отношении информационных ресурсов. Статья 16 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет содержание и цель меры по защите информации:

— обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

— соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

— реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации, в данном случае СРО, в случаях, установленных законодательством РФ, обязан обеспечить:

— предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

— своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

— предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

— недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

— возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

— постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

  1. Неправомерное использование информации саморегулируемой организацией и ее должностными лицами может привести к нанесению ущерба членам саморегулируемой организации. В связи с чем ч. 9 комментируемой статьи возлагает на саморегулируемую организацию гражданско-правовую ответственность перед своими членами за действия работников СРО, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения. Гражданско-правовая ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником, установлена п. 1 ст. 1068 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Саморегулируемая организация, привлеченная к ответственности за действия своего работника, связанные с неправомерным использованием информации, которая стала ему известна в силу служебного положения, может со своей стороны привлечь этого работника к ответственности.
  2. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает общее основание ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по раскрытию информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в настоящее время ответственность предусмотрена только за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках (статья 15.9 КоАП РФ).

 

Статья 7.1. Ведение реестра членов саморегулируемой организации

 

Комментарий к статье 7.1

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи содержит определение понятия «реестр членов саморегулируемой организации», согласно которому реестр — это прежде всего информационный ресурс, то есть совокупность сведений, как правило, структурированных, в данном случае о членах саморегулируемой организации. В отношении данного реестра часть 1 комментируемой статьи устанавливает два основных требования:

1) должен соответствовать требованиям комментируемого Закона, а именно комментируемой статьи;

2) должен содержать информацию о членах саморегулируемой организации. Здесь имеется в виду, что информация должна включать в себя как сведения о действующих членах саморегулируемой организации, так и о так называемых «бывших членах», то есть лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации. При этом информация о данных лицах должна включаться в реестр независимо от оснований прекращения членства, то есть независимо от того, было ли прекращение членства добровольным, либо оно имело место в связи с нарушением членом саморегулируемой организации законодательства либо правил, установленных саморегулируемой организацией.

Такая информация необходима саморегулируемой организации в целях планирования своей дальнейшей деятельности и эффективного ее осуществления.

Обратим внимание на то, что согласно части 1 комментируемой статьи информация о действующих членах саморегулируемой организации, а также о «бывших» должна быть систематизированной, то есть информация о каждом члене саморегулируемой организации должна быть включена в реестр в той последовательности указания о нем сведений, которая предусмотрена частью 3 комментируемой статьи (см. комментарий к ч. 3).

  1. Часть 2 комментируемой статьи содержит норму о правоспособности лица, изъявившего желание быть принятым в члены саморегулируемой организации, а именно определяет момент, когда такое лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации. Полагаем, что включение данной нормы в статью о порядке ведения реестра членов саморегулируемой организации необоснованно.

Согласно части 2 комментируемой статьи лицо приобретает права члена саморегулируемой организации с даты внесения о нем сведений в указанный реестр, что, на наш взгляд, представляется правомерным, поскольку реестр — это перечень сведений о членах саморегулируемой организации, поэтому если субъект включен в этот перечень, то, соответственно, он является членом саморегулируемой организации и может приобрести все права ее члена.

Отметим также, что из буквального толкования части 2 комментируемой статьи следует, что субъект приобретает права члена саморегулируемой организации начиная именно с даты включения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации, а не на следующий день, как это предусматривает общий порядок течения срока, предусмотренный статьей 191 ГК РФ.

  1. Часть 3 комментируемой статьи содержит структурированный перечень сведений о членах (лицах, ранее являвшихся членами) саморегулируемой организации, которые должны быть включены в реестр членов саморегулируемой организации. К числу этих сведений относятся:

1) регистрационный номер члена саморегулируемой организации — цифровое обозначение (неповторяющаяся комбинация цифр), присвоенное члену саморегулируемой организации при внесении о нем сведений в реестр членов саморегулируемой организации;

2) дата регистрации члена саморегулируемой организации в реестре членов саморегулируемой организации — указание на число, месяц и год внесения записи о члене саморегулируемой организации в реестр;

3) сведения, позволяющие идентифицировать члена саморегулируемой организации, — уникальные сведения, которые позволяют с точностью определить того или иного члена саморегулируемой организации. Исходя из пункта 2 части 3 комментируемой статьи, эти сведения можно разделить на три группы: сведения, касающиеся физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей); сведения, касающиеся индивидуальных предпринимателей; сведения, касающиеся юридических лиц.

К первой группе сведений относятся:

а) фамилия, имя, отчество физического лица (согласно статье 19 ГК РФ);

б) место жительства — исходя из статьи 20 ГК РФ, статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства);

в) дата рождения — указание на число, месяц и год момента рождения;

г) место рождения — указание, как правило, на муниципальное образование, в котором имело место рождение;

д) паспортные данные — исходя из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, к паспортным данным относятся серия, состоящая из четырех цифр, номер, состоящий из шести цифр, указание на орган власти, выдавший паспорт, дата выдачи паспорта;

е) номера контактных телефонов — в соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310, это номера, однозначно определяющие (идентифицирующие) абонента, которым в данном случае является член саморегулируемой организации;

ж) почтовый адрес — согласно пункту 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, это место нахождения в данном случае члена саморегулируемой организации с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи;

з) идентификационный номер налогоплательщика — согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N МН-37-6/146@ «По вопросу обеспечения приоритетного порядка приема обращений пользователей Портала государственных услуг» это персональный номер каждого человека в налоговых органах Российской Федерации.

Вторая группа включает в себя все вышеперечисленные сведения, за исключением сведений о почтовом адресе. При этом дополнительно к таким сведениям в реестре членов саморегулируемой организации в отношении индивидуальных предпринимателей указываются следующие:

а) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — указание на число, месяц и год внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя — совокупность чисел, отражающих факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) место фактического осуществления деятельности — указание на территориальное расположение, как правило, на городской округ, в котором индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность.

К третьей группе относятся сведения такие, как:

а) полное и сокращенное наименование юридического лица. Исходя из статьи 54 ГК РФ полное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. При этом наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В то же время у юридического лица может быть и сокращенное наименование, и в случае его наличия оно указывается в реестре членов саморегулируемой организации. Так, например, согласно статье 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Акционерное общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Также согласно статьям 9 и 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ «Об организованных торгах» фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания «биржа труда». Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже. Использование словосочетаний «торговая система» или «организатор торговли», производных от них слов и сочетаний с ними в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается;

б) дата государственной регистрации юридического лица — указание на число, месяц и год внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица — совокупность чисел, отражающих факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица;

г) место нахождения юридического лица — согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Далее в реестр членов саморегулируемой организации в отношении юридического лица вносятся сведения, аналогичные сведениям о физических лицах и индивидуальных предпринимателях, а именно:

— номера контактных телефонов;

— идентификационный номер налогоплательщика;

— фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица;

4) сведения, которые подтверждают факт соответствия члена саморегулируемой организации положениям законодательства, а также внутренним документам саморегулируемой организации, устанавливающим условия членства в саморегулируемой организации. Как правило, эти сведения должны включаться в реестр членов саморегулируемой организации путем указания фразы «соответствует» или «не соответствует».

С этой точки зрения правовая позиция федерального законодателя для установления данных сведений представляется неопределенной, так как в случае несоответствия члена саморегулируемой организации условиям членства он не будет принят, собственно, в члены саморегулируемой организации и включен в реестр членов саморегулируемой организации. Так, например, согласно пункту 7.1 Устава саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство проектировщиков Приморского края» членами партнерства могут быть созданные в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также иностранные юридические лица, признающие положения указанного Устава и осуществляющие деятельность в сфере строительного проектирования, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено Общим собранием к сфере деятельности партнерства. Поэтому в реестр членов саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство проектировщиков Приморского края» могут быть включены только, в частности, те, которые осуществляют деятельность в сфере строительного проектирования, соответствуют требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ по подготовке проектной документации;

5) сведения об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами. Как правило, такие сведения должны включаться путем указания на имеющееся у члена организации имущество (опись имущества), на которое может быть обращено взыскание в случае причинения членом саморегулируемой организации вреда потребителям произведенных им товаров (работ, услуг) и иным лицам. Так, например, согласно пункту 2.2.9 Устава саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство проектировщиков Приморского края» предметом деятельности саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство проектировщиков Приморского края» является обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов партнерства перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Отметим, что имущественная ответственность члена саморегулируемой организации в зависимости от условий членства в саморегулируемой организации может включать в себя разные составляющие.

Например, если условием членства в саморегулируемой организации является наличие договора страхования ответственности, то дополнительно в реестр членов саморегулируемой организации включаются сведения о страховщике, которым согласно пункту 1 статьи 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» являются страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке. Страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию, являются перестраховочными организациями. В частности, указываются такие сведения, как:

— сведения о месте его нахождения, как правило, указание на почтовый адрес либо указание на место осуществления его деятельности;

— сведения об имеющейся лицензии, то есть сведения о наличии или отсутствии таковой;

— информация, предназначенную для установления контакта. В качестве данной информации могут выступать номера контактных телефонов, указание на почтовый адрес, а также электронный адрес и (или) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Помимо вышеуказанных сведений указываются также сведения о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации.

Также согласно пункту 4 части 3 комментируемой статьи в случае, если способом обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) является формирование компенсационного фонда, то в качестве сведений об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации указывается размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, то есть определенная денежная сумма (или указание на порядок ее определения), которую необходимо внести в компенсационный фонд саморегулируемой организации, предназначенный для возмещения ущерба в случае его причинения потребителям произведенных товаров (работ, услуг) и иным лицам, при вступлении в члены саморегулируемой организации.

Так, например, статья 17 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривает, что в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников — участников (членов) саморегулируемой организации саморегулируемая организация вправе создавать компенсационные и иные фонды. Также, например, пункт 2.7 Устава саморегулируемой организации — «Некоммерческое партнерство «Содействие в области управления многоквартирными домами» предусматривает, что партнерство в пределах средств компенсационного фонда партнерства несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом партнерства работ;

6) сведения о результатах проверок, проведенных в отношении члена саморегулируемой организации. Очевидно, что такие сведения могут включаться в реестр членов саморегулируемой организации только в отношении тех членов, которые уже в этот реестр включены, поскольку на момент включения проверки еще проводиться фактически не могут. Как правило, проверки в дальнейшем проводятся на предмет соответствия члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, а также соблюдения им законодательства. В этой связи пункт 5 части 3 комментируемой статьи содержит оговорку о том, что такие сведения о проверках включаются в случае, если они проводились.

Фактически сведения о результатах проверок представляют собой указание на факт соответствия либо несоответствия члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, а также факт соблюдения либо несоблюдения им законодательства;

7) сведения о результатах применения к члену саморегулируемой организации дисциплинарных, административных и иных взысканий. Аналогично сведениям о результатах проверок, проведенных в отношении члена саморегулируемой организации, данные сведения включаются при условии применения таких взысканий. Результаты же таких взысканий представляют собой факты устранения допущенных членом саморегулируемой организации каких-либо нарушений, а также факты положительного изменения вариантов поведения члена саморегулируемой организации;

8) иные сведения, предусмотренные собственно саморегулируемой организацией. Такие сведения могут быть предусмотрены в уставе саморегулируемой организации или в ее внутренних документах. Так, например, согласно пунктам 2.2.5 и 2.2.6 Правил ведения реестра членов саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Балтийское объединение проектировщиков» и предоставления содержащихся в нем сведений в реестр членов указанной саморегулируемой организации включаются сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске.

  1. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает дополнительные сведения к тем, которые указаны в части 3 комментируемой статьи, но эти дополнительные сведения касаются только тех членов саморегулируемой организации, которые прекратили свое членство в саморегулируемой организации. Сведения эти следующие:

1) указание на число, месяц, год прекращения членства;

2) указание на перечень оснований прекращения членства в саморегулируемой организации (как правило, добровольные, то есть в силу волеизъявления члена саморегулируемой организации, и принудительные, то есть нарушение положений законодательства либо несоответствие условиям членства в саморегулируемой организации).

  1. Часть 5 комментируемой статьи содержит норму, направленную на обеспечение доступа к информации о саморегулируемой организации, заключающуюся в том, что саморегулируемая организация обязана обеспечивать размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о ее членах, за исключением той информации, защита которой обеспечивается в соответствии с федеральным законодательством, в частности законодательством о персональных данных (место жительства, паспортные данные (для физического лица, в том числе для индивидуального предпринимателя) и иные сведения, если доступ к ним ограничен федеральными законами). Полагаем, что данная норма введена в целях, с одной стороны, обеспечения реализации нормы о раскрытии информации о саморегулируемой организации, а с другой стороны, обеспечения исполнения требований законодательства о защите особо охраняемой законом информации.
  2. Часть 6 комментируемой статьи определяет момент начала ведения саморегулируемой организацией реестра членов саморегулируемой организации. Этим моментом является день внесения о ней сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций, то есть с того момента, когда Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии примет решение о включении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и, соответственно, включит эти сведения. Иными словами, это момент признания в официальном порядке некоммерческой организации саморегулируемой.

Учитывая, что в части 6 комментируемой статьи используется формулировка именно со «дня», то здесь общий порядок, предусмотренный статьей 191 ГК РФ, исчисления сроков не применяется, а началом является именно день внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

  1. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает обязанность члена саморегулируемой организации об уведомлении саморегулируемой организации о любых сведениях, которые вносятся в реестр членов саморегулируемой организации. Данная обязанность закреплена в целях включения в указанный реестр достоверной информации, а также в целях его совершенствования и актуализации.

Уведомление должно направляться в письменной форме в виде письма на официальном бланке юридического лица либо обычного письма индивидуального предпринимателя. Но в таких письмах информация должна отражаться в точном соответствии с действительностью и должна однозначно свидетельствовать о наличии тех или иных необходимых сведений.

Срок для направления такого письма — три рабочих дня, исчисляемых со дня после дня наступления соответствующих событий, то есть, например, перемены места жительства, почтового адреса, фамилии, контактного телефона и т.д.

  1. Часть 8 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о возможности установления дополнительных требований к составу сведений, включаемых в реестры членов саморегулируемых организаций, в отношении тех субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, по поводу которых федеральное законодательство предусматривает случаи обязательного членства в саморегулируемой организации. Соответственно, такие дополнительные сведения могут устанавливаться только в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Полагаем, что введение данной нормы является обоснованным, поскольку, если в отношении субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности установлено обязательное членство в саморегулируемой организации, то соответственно и в реестр членов саморегулируемых организаций могут быть внесены особые сведения. Так, например, согласно пункту 6 Положения о порядке ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, составе сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, порядке предоставления информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, заинтересованным лицам и ее размещения в информационных системах общего пользования, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 69, в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков вносятся сведения о каждом члене саморегулируемой организации оценщиков, в том числе:

1) трудовой стаж;

2) стаж оценочной деятельности;

3) сведения об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков, в том числе дата принятия решения об исключении и основание для этого решения;

4) сведения о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, в случае наличия такого.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code