Статья 3. Саморегулируемые организации

Комментарий к статье 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет общий правовой статус СРО в системе юридических лиц. К числу основных признаков СРО следует отнести:

1) СРО — некоммерческая организация. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Законодательство о некоммерческих организациях предусматривает значительное количество организационно-правовых форм и видов некоммерческих организаций, при этом действующий ФЗ «О некоммерческих организациях» не предусматривает такой самостоятельной организационно-правовой формы, как СРО;

2) СРО создается для достижения определенных целей, а именно для разработки и установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также контроля за соблюдением требований данных стандартов и правил;

3) СРО основана на членстве. Требования к членам саморегулируемых организаций закреплены в ст. 5 комментируемого Закона. Кроме того, учитывая положения ст. 2 и положения ч. 3 ст. 3 комментируемого Закона, можно сказать, что саморегулируемые организации могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, предусматривающих членство. К таким организациям в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства и др.;

4) СРО — это объединения предпринимателей, построенные по профессиональному или отраслевому признаку. Как правило, объединение субъектов предпринимательской деятельности осуществляется исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо по совокупности признаков, объединяющих субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

  1. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует условия образования и членства в СРО. Указанная норма предусматривает возможность объединения субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида в одной саморегулируемой организации. Однако такое объединение допускается, только если об этом специально предусмотрено соответствующим федеральным законом, регулирующим тот или иной вид деятельности.
  2. В ч. 3 комментируемой статьи содержатся существенные дополнительные признаки СРО, отсутствие которых может привести к отказу во внесении данной организации в государственный реестр СРО. К ним относятся:

1) порядок образования СРО должен соответствовать требованиям ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и всем установленным комментируемым Законом требованиям.

При этом необходимо отметить, что некоммерческая организация, исходя из анализа положений действующего законодательства, создается постепенно. Этот процесс имеет ряд последовательно связанных между собой стадий. Одни стадии являются первичными, другие — вторичными.

Первая стадия — дорегистрационная. На указанной стадии происходит формирование воли лиц, которые впоследствии именуются учредителями, определяется людской (субъектный) субстрат создаваемой некоммерческой организации, организационно-правовая форма создаваемой некоммерческой организации, формируется содержание учредительных документов, состав руководящих, контрольно-ревизионных и иных органов управления и др.

Вторая — стадия государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица. В соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного ФЗ «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

— учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

— решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

— сведения об учредителях в двух экземплярах;

— документ об уплате государственной пошлины;

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;

— заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Третья стадия — послерегистрационная. На указанной стадии происходит реализация целого ряда организационных отношений по обеспечению дальнейшего функционирования некоммерческой организации после ее государственной регистрации, в частности, происходит постановка некоммерческой организации на налоговый, статистический и иные виды учета, заключаются трудовые договоры с работниками созданной некоммерческой организации и др. То есть некоммерческая организация становится полноправным субъектом права;

2) в своем составе СРО должна иметь в качестве членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, федеральными законами не установлено иное;

3) в СРО должны быть разработаны стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;

4) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Саморегулируемая организация вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

— создание системы личного и (или) коллективного страхования;

— формирование компенсационного фонда. Создание компенсационного фонда обусловлено тем, что саморегулируемая организация в соответствии с законодательством РФ в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).

  1. Положения ч. 4 комментируемой статьи обязывают СРО (в случаях, если иное не установлено федеральным законом) создать специализированные органы. Данные органы не вправе выполнять функции руководящих и иных органов СРО, правовое положение которых определено комментируемым Законом.

По смыслу настоящего Закона специализированные органы СРО вправе осуществлять следующие функции:

— осуществлять контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности;

— рассматривать дела о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

  1. Часть 5 комментируемой статьи закрепляет комплексность правового регулирования деятельности СРО. Во-первых, требования комментируемого Закона, предъявляемые к СРО, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их СРО, являются обязательными. Во-вторых, федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО, а также могут быть установлены повышенные требования к данному виду некоммерческих организаций. То есть законодатель допускает специальное (дополнительное) регулирование правового положения СРО в Российской Федерации.

Так, например, ст. 55.4 ГрК РФ устанавливает, что некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличие утвержденных требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — свидетельство о допуске);

4) наличие утвержденных правил контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

5) наличие документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 ГрК РФ.

6. Нормами ч. 6 комментируемой статьи предусмотрен особый порядок приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации. Некоммерческая организация приобретает указанный статус с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО. Такая формулировка Закона предполагает необходимость двойной регистрации некоммерческой организации: и как юридического лица, и как саморегулируемой организации. Таким образом, если некоммерческая организация не пройдет вторую регистрацию, то, соответственно, она не может иметь статус СРО.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code