Статья 2. Понятие саморегулирования

Комментарий к статье 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Особенностью комментируемой статьи является то, что она направлена на определение процесса саморегулирования, но не понятия «саморегулируемая организация», «членство в саморегулируемой организации» и собственно «деятельность саморегулируемой организации».

Часть 1 комментируемой статьи направлена на определение понятия такой деятельности, как саморегулирование. Данное понятие исходя из п. 1 комментируемой статьи определяется через четыре составляющие:

1) качественная характеристика;

2) основные признаки;

3) субъекты;

4) содержание.

Качественной характеристикой саморегулирования является то, что это деятельность. Деятельность же, в свою очередь, всегда предполагает совершение каких-то определенных активных действий, мер и принятие решений.

Основных признаков понятия «саморегулирование» два:

— самостоятельная деятельность;

— инициативная деятельность.

Самостоятельная деятельность предполагает осуществление субъектами необходимых действий, проведение необходимых мероприятий за счет собственных сил и средств. При этом данный признак означает, что такая деятельность обязательно осуществляется на добровольной основе, то есть потенциальные члены СРО добровольно, то есть по своему усмотрению, принимают решение о вступлении либо невступлении в саморегулируемую организацию, что подтверждается положением ст. 5 комментируемого Закона, которая предусматривает, что членство в СРО является добровольным.

Инициативная деятельность предполагает, что для осуществления деятельности СРО, то есть непосредственно для саморегулирования, необходимо прежде всего собственно создание СРО. Очевидно, что для создания организации в целом, в том числе и саморегулируемой, необходимо объединение будущих членов СРО. Но для того, чтобы их объединить, необходим так называемый организатор (инициатор создания объединения), который бы объединил в одну организацию (в будущем саморегулируемую) тех субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, которые добровольно хотят в нее вступить. Также инициативная деятельность предполагает то, что деятельность СРО не является обязательной, т.к. ее обязательность не следует из каких-либо законодательных актов. Законодательные акты лишь предоставляют правовую возможность для создания и деятельности таких организаций, а также обеспечивают правовые гарантии и деятельность таких саморегулируемых организаций. Таким образом, саморегулируемых организаций в определенной сфере деятельности может и не быть, и это не будет нарушением законодательства, поскольку, чтобы создать саморегулируемую организацию, необходимо наличие организатора такой СРО, который объединил бы ее членов на добровольных началах. Но для того, чтобы СРО действовала, необходимо, чтобы внутри нее постоянно развивались идеи о реализации ее функций, направленных в том числе на осуществление взаимодействия между членами СРО, между членами СРО и саморегулируемой организации в иной сфере.

Субъектами такой деятельности являются:

1) субъекты предпринимательской деятельности;

2) субъекты профессиональной деятельности (см. комментарий к ч. 3 ст. 1 комментируемого Закона).

Содержание деятельности по саморегулированию заключается в разработке и установлении внутренних документов, которые определяют деятельность СРО, а именно правил и стандартов деятельности по саморегулированию, а также в осуществлении контроля за соблюдением саморегулируемой организацией и ее членами требований, которые содержатся в таких правилах и стандартах.

Разработка указанных правил и стандартов предполагает проведение специальных организационных мероприятий (совещаний, коллегий) членами СРО, направленных на составление проектов таких правил и стандартов, согласование требований (условий), которые будут прописаны в этих правилах и стандартах, устранение возникающих разногласий.

Установление правил и стандартов деятельности СРО означает утверждение саморегулируемой организацией указанных документов. В свою очередь, процедура утверждения таких документов саморегулируемой организацией предполагает придание им обязательности для их использования, соблюдения и исполнения саморегулируемой организацией в целом, органами СРО и членами СРО. Согласно п. 1 ч. 7 ст. 17 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 17) утверждение правил и стандартов саморегулируемой организации отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления СРО.

Контроль за соблюдением требований правил и стандартов направлен на обеспечение использования, соблюдение и исполнение данных требований путем проведения необходимых проверок. Причем необходимо отметить, что проведение таких проверок возможно только в том случае, если указанные правила и стандарты утверждены, то есть они обязательны для исполнения и соблюдения саморегулируемой организацией, ее органами и членами. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона таким органом, осуществляющим контроль, является специализированный орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил саморегулируемой организации (см. комментарий к ст. 19).

Вообще, как отмечает И.Г. Журина, из определения саморегулирования вытекает, что саморегулирование — это, иными словами, регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль за соблюдением установленных ими же правил <1>.

———————————

<1> Журина И.Г. К вопросу о правовой природе саморегулирования // Законодательство и экономика. 2009. N 5.

 

Такого же мнения придерживается Е. Петрушина, определяя саморегулирование как регулирование предпринимательской и профессиональной деятельности самими субъектами этой деятельности посредством разработки и принятия обязательных для соблюдения стандартов осуществляемой этими субъектами деятельности, организации постоянного контроля за соблюдением этих правил и законодательства и применения санкций за их нарушение <2>.

———————————

<2> Петрушина Е. Управление в саморегулируемых организациях // Управление персоналом. 2006. N 11. С. 47.

 

Считаем, что с вышеуказанными мнениями стоит согласиться. То есть саморегулирование — это, можно сказать, дополнительный способ обеспечения соблюдения и выполнения всех требований и правил, связанных с особенностями осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности в той или иной сфере.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет основное условие осуществления такой деятельности, как саморегулирование. И таким условием является объединение субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в… Однако стоит отметить, что ч. 2 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что деятельность по саморегулированию осуществляется на условиях объединения. Такую формулировку положения комментируемого Закона, с учетом вышесказанного, можно определить двумя способами:

1) условие осуществления саморегулируемой деятельности — объединение, которое, в свою очередь, предполагает единство и согласованность действий членов СРО;

2) условия, которые необходимо соблюдать при объединении будущих членов СРО. В этом случае речь идет о соблюдении требований, предъявляемых к членству в саморегулируемой организации, так как, вступая в саморегулируемую организацию, ее потенциальный член объединяется с иными членами саморегулируемой организации и, соответственно, подчиняется установленным в ней требованиям, правилам и стандартам. При этом такие условия объединения могут быть установлены как внутренними документами саморегулируемой организации (например, уставом), так и отдельными федеральными законами.

Авторы считают, что наиболее правильным толкованием из вышеприведенных будет толкование, которое предполагает объединение потенциальных членов СРО в соответствии с требованиями, которые предъявляются к объединению субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, поскольку именно эти требования изначально будут обеспечивать организованную и согласованную деятельность СРО в целом, ее органов и членов. И, как справедливо отмечает Ю.Г. Лескова, являются организационной основой осуществления саморегулирования, предусмотренного и регламентированного комментируемым Законом <3>.

———————————

<3> Лескова Ю.Г. Саморегулирование как экономическое и правовое явление // Журнал российского права. 2011. N 5. С. 50.

 

  1. Часть 3 комментируемой статьи направлена на определение понятий:

1) субъекты предпринимательской деятельности;

2) субъекты профессиональной деятельности.

При анализе ст. 1 комментируемого Закона были даны определения этих двух понятий (см. комментарий к ч. 1 ст. 1). Между тем стоит отметить, что определения, данные ч. 3 комментируемой статьи, не содержат существенных отличий от определений в приведенных толкованиях (ч. 1 ст. 1).

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые зарегистрированы в качестве таковых согласно положениям законодательства и осуществляют предпринимательскую деятельность, определяемую гражданским законодательством. Исходя из положений ст. 23 ГК РФ, индивидуальный предприниматель — это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в таком качестве в соответствии с федеральным законодательством. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

При этом ч. 3 комментируемой статьи содержит уточнение о том, что индивидуальные предприниматели и юридические лица должны быть зарегистрированы в этом качестве в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Что касается индивидуальных предпринимателей, то ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») определяет перечень документов, необходимых для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает, что аналогично порядку государственной регистрации юридических лиц государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Что касается юридического лица, то в данном случае безусловно будет иметь место такой вид образования юридического лица, как создание СРО, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона это некоммерческие организации, созданные в определенных целях. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Регистрация в данном случае осуществляется в те же сроки, то есть не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Далее ч. 3 комментируемой статьи определяет, что индивидуальный предприниматель и юридическое лицо должны осуществлять предпринимательскую деятельность, которая определяется в соответствии с ГК РФ. И здесь возможны два варианта толкования данного положения комментируемого Закона:

1) имеется в виду предпринимательская деятельность, которая соответствует признакам, указанным в статье 2 ГК РФ;

2) имеется в виду предпринимательская деятельность в тех сферах, которые определены в ГК РФ.

Вместе с тем стоит отметить, что собственно ГК РФ никаких конкретных видов предпринимательской деятельности не устанавливает. В связи с этим считаем, что положение о том, что субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, определяемую в соответствии с ГК РФ, заключается в том, что осуществляемая указанными лицами предпринимательская деятельность должна прежде всего отвечать тем признакам, которые закреплены в статье 2 ГК РФ, а также должна соответствовать и всем иным нормам ГК РФ, которые можно применить при регулировании предпринимательской деятельности, например положениям ГК РФ о договорах поставки и договоре возмездного оказания услуг.

Под субъектами профессиональной деятельности ч. 3 комментируемой статьи понимает физических лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность в соответствии с комментируемым Законом. И здесь следует отметить два момента:

1) в отличие от субъектов предпринимательской деятельности субъекты профессиональной деятельности — это только физические лица, то есть граждане;

2) эти граждане осуществляют профессиональную деятельность, то есть деятельность в рамках одной (определенной) сферы деятельности, определенной профессии. При этом ч. 3 комментируемой статьи содержит уточнение о том, что данная профессиональная деятельность регулируется комментируемым Законом. Между тем собственно комментируемый Закон не содержит каких-либо положений, направленных на регулирование профессиональной деятельности, поэтому в данном случае такое положение комментируемого Закона следует понимать как осуществление профессиональной деятельности в рамках саморегулируемой организации, деятельность которой регулируется комментируемым Законом.

Следует обратить внимание на то, что ч. 3 комментируемой статьи эти понятия определяет только «для целей комментируемого Закона». Буквально это означает то, что понимание субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, которое дано в ч. 3, должно применяться только в отношении положений комментируемого Закона. Между тем те определения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, которые приведены в ч. 3 комментируемой статьи, являются с правовой точки зрения верными, и поэтому если в иных федеральных законах, федеральных правовых актах, законах субъектов РФ, нормативных актах субъектов РФ эти понятия будут использоваться в таком же понимании и определении, то такое понимание не будет противоречить федеральному законодательству.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code