Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

 

  1. Комментируемая статья направлена на определение прежде всего предмета правового регулирования комментируемого Закона, а также на определение содержания правового регулирования и действия комментируемого Закона.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает круг общественных отношений, которые регулируются комментируемым Законом. При этом из положений, определяющих данный круг, можно выделить субъекты и объекты этих правоотношений. Субъектами правоотношений, регулируемых комментируемым Законом, исходя из части 1 комментируемой статьи, являются саморегулируемые организации (далее — саморегулируемые организации, СРО), объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.

Понятие саморегулируемых организаций закреплено в ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 3). Основное содержание саморегулируемых организаций как субъектов правоотношений заключается в том, что организации некоммерческие. Эти некоммерческие организации объединяют субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Исходя из определения предпринимательской деятельности, данного ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), субъектами предпринимательской деятельности являются лица, которые зарегистрированы в установленном порядке в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и осуществляют на свой риск самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Что касается субъектов профессиональной деятельности, то к ним следует отнести только граждан, поскольку профессиональная деятельность связана со знаниями, умениями и навыками, которые приобретены в рамках конкретной профессии, а профессия может быть приобретена только гражданами, поэтому субъекты профессиональной деятельности — это граждане, которые осуществляют те или иные виды деятельности, исходя из полученных (приобретенных) ими знаний, умений и навыков в рамках определенного рода профессии. Однако обратим внимание, что ч. 3 ст. 2 комментируемого Закона уже содержит определение субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности (см. комментарий к ст. 2), но, на наш взгляд, данное в указанной статье определение по смыслу не содержит каких-либо отличий от приведенного нами.

Таким образом, можно сделать вывод, что субъектами правоотношений, регулируемых комментируемым Законом, являются субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности (граждане и юридические лица). Что касается объектов этих правоотношений, то к их числу относятся:

1) приобретение и прекращение статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация является некоммерческой организацией, в связи с чем на нее распространяется действие положений ГК РФ о некоммерческих организациях, Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — ФЗ «О некоммерческих организациях»). В соответствии со ст. 3 указанного Закона некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации. Таким образом, приобретение, а также прекращение статуса некоммерческой организации осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях;

2) деятельность саморегулируемой организации. Данный объект правоотношений предполагает совершение саморегулируемой организацией в целом, а также ее членами определенного рода действий (принятие решений, проведение мероприятий, участие в собраниях, конференциях, созывах, иных организационных мероприятиях, оказание помощи, содействия и т.п.) в рамках определенной сферы предпринимательской или профессиональной деятельности;

3) осуществление взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов. Взаимодействие всегда предполагает совместное осуществление согласованных действий (например, проведение собраний, советов, конференций, участие в выездных мероприятиях и т.д.). При этом данный объект правоотношений, регулируемых комментируемым Законом, предполагает осуществление таких согласованных действий, как со стороны конкретной саморегулируемой организации и ее членов, так и совместно несколькими саморегулируемыми организациями в разных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, а также их членами;

4) осуществление взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов и потребителей товаров (работ и услуг), произведенных саморегулируемыми организациями. Под потребителями товаров (работ и услуг) следует понимать граждан и юридических лиц, которые используют товары (работы и услуги) в своих личных целях либо в целях, связанных с осуществлением предпринимательской или иной деятельности. Соответственно важное значение имеет то, для каких целей и в какой сфере деятельности могут быть использованы товары (работы и услуги), создаваемые саморегулируемой организацией. Но собственно предназначение таких товаров (работ и услуг) зависит от сферы деятельности самой саморегулируемой организации. Например, подп. 4 п. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации») предусматривает, что СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов разрабатывает рекомендации и иные касающиеся деятельности кооперативов и их союзов документы, примерные уставы кооперативов, их союзов и образцы их внутренних документов (положений). Таким образом, члены сельскохозяйственных кооперативов будут являться потребителями работ, которые осуществляются, в частности, саморегулируемыми организациями ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, а работами (или результатами работ) будут разработанные данными саморегулируемыми организациями рекомендации, примерные уставы сельскохозяйственных кооперативов, а также образцы их внутренних документов. Что же касается взаимодействия СРО и их членов и потребителей товаров (работ и услуг), производимых саморегулируемой организацией, то такое взаимодействие может осуществляться в виде надлежащего обеспечения саморегулируемой организацией и ее членами потребителей товаров (работ и услуг) соответственно товарами, работами или услугами;

5) осуществление взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В данном случае осуществление взаимодействия СРО и их членов с указанными органами может осуществляться путем предоставления саморегулируемой организацией и ее членами необходимой информации в соответствующие органы, направления обращений в такие органы, оказания такими органами необходимого содействия саморегулируемой организации в определенной сфере. Например, п. 3 ст. 16 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривает, что СРО профессиональных участников обязана сообщить в Центральный банк Российской Федерации об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.

Что касается непосредственно конкретных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, то вопрос о том, с какими же органами власти взаимодействуют их члены, зависит от того, в какой сфере деятельности действует конкретная СРО. Например, из указанного Закона следует, что СРО профессиональных участников взаимодействует с Федеральной службой по финансовым рынкам, в сфере кадастровой деятельности взаимодействуют с органами кадастрового учета, а именно с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. При этом на уровне субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в сфере кадастровой деятельности могут взаимодействовать с органами, уполномоченными в сфере имущественных вопросов, а по вопросам, связанным с постановкой на учет земельных участков, — соответственно с органами, уполномоченными в сфере земельных отношений.

  1. Часть 2 комментируемой статьи в целом имеет бланкетный характер, поскольку ссылается на федеральные законы, которые регулируют отдельные вопросы, особенности, связанные с деятельностью СРО. Причем данная часть не содержит отсылки на конкретную статью или пункт определенного федерального закона и даже отсылки на конкретный федеральный закон, в ч. 2 комментируемой статьи содержится ссылка в целом на федеральные законы, которые устанавливают особенности правового регулирования вопросов, связанных с деятельностью СРО.

Особенности приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций. Указанные особенности предполагают наличие особых требований к членству в саморегулируемой организации при ее создании, требования к самой саморегулируемой организации, к ее деятельности и т.п. Например, статья 55.4 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) содержит особые требования к саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые необходимы для приобретения ею статуса некоммерческой организации, то есть именно саморегулируемой организации, а именно некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

— объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

— наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

— наличие необходимых документов.

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличие необходимых документов.

При этом ГрК РФ устанавливает и перечень оснований прекращения статуса саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) добровольный выход члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;

2) исключение из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;

3) смерть индивидуального предпринимателя — члена саморегулируемой организации или ликвидация юридического лица — члена саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:

1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;

2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО и (или) требований правил саморегулирования;

3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;

4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;

5) отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

6) неоднократного в течение одного года привлечения члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Также, например, ст. 18 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — ФЗ «Об аудиторской деятельности») устанавливает требования к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов. Такими требованиями, в частности, являются:

1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;

4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;

5) безупречная деловая репутация;

6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

  1. Особенности правового положения саморегулируемых организаций. Правовое положение любого субъекта, в том числе и саморегулируемых организаций, предполагает совокупность прав, обязанностей и ответственности саморегулируемой организации. Например, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ») определяет основные права и обязанности саморегулируемой организации оценщиков, а именно, в частности:

Саморегулируемая организация оценщиков вправе:

— представлять интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

— оспаривать в судебном порядке акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и действия (бездействие) этих органов, нарушающие права и законные интересы всех или части своих членов.

Саморегулируемая организация оценщиков обязана:

— соблюдать требования ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;

— формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами;

— осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

— применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные указанным Законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, в отношении своих членов.

  1. Особенности деятельности саморегулируемых организаций. Особенности деятельности саморегулируемой организации, на наш взгляд, связаны с правовым положением саморегулируемой организации и, соответственно, предполагают наличие особых функций, обязанностей, ответственности, которые определяют специфику деятельности саморегулируемой организации. Например, ст. 36 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — ФЗ «О кредитной кооперации») предусматривает, что СРО кредитных кооперативов осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает и устанавливает в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации обязательные для членов саморегулируемой организации правила и стандарты;

2) разрабатывает примерные уставы кредитных кооперативов — членов СРО, примерные формы их внутренних нормативных документов, рекомендации и иные касающиеся деятельности кредитных кооперативов документы;

3) организует обучение сотрудников кредитных кооперативов, являющихся членами саморегулируемой организации;

4) разрабатывает и устанавливает условия членства в саморегулируемой организации, в том числе условия приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации;

5) осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства РФ в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации;

6) рассматривает жалобы на действия (бездействие) своих членов;

7) ведет с соблюдением требований комментируемого Закона реестр кредитных кооперативов — членов саморегулируемой организации и предоставляет доступ к содержащейся в этом реестре информации заинтересованным лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уставом саморегулируемой организации;

8) взаимодействует с Центральным банком Российской в порядке, предусмотренном законодательством РФ о саморегулируемых организациях, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

9) выполняет иные функции, предусмотренные ФЗ «О кредитной кооперации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и уставом саморегулируемой организации.

  1. Особенности приема в члены саморегулируемой организации. Такие особенности прежде всего связаны с особыми требованиями, предъявляемыми к субъектам предпринимательской и профессиональной деятельности, которые хотят вступить в ту или иную саморегулируемую организацию. Например, ст. 55.6 ГрК РФ устанавливает особые требования к приему в члены саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
  2. Особенности прекращения членства в саморегулируемой организации. Особенности прекращения членства в саморегулируемой организации заключаются в особенностях выхода из состава членов саморегулируемой организации. Такие особенности могут устанавливаться в зависимости от сферы деятельности саморегулируемой организации, а также от особенностей приема в члены саморегулируемой организации. Так, ст. 55.7 ГрК РФ устанавливает случаи прекращения членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) добровольный выход члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;

2) исключение из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;

3) смерть индивидуального предпринимателя — члена саморегулируемой организации или ликвидация юридического лица — члена саморегулируемой организации.

Также устанавливает и случаи исключения из числа членов саморегулируемой организации:

1) несоблюдение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшее за собой причинение вреда;

2) неоднократное нарушение в течение одного года или грубое нарушение членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;

3) неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов;

4) невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;

5) отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

6) неоднократное в течение одного года привлечение члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства.

  1. Особенности осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов. Такой контроль прежде всего направлен на пресечение такими членами нарушений стандартов и правил, которые устанавливаются саморегулируемой организацией, а также каких-либо правонарушений в отношении потребителей товаров (работ и услуг), производимых саморегулируемой организацией, а также иных правонарушений законодательства РФ. Например, ст. 24.3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» определяет порядок осуществления саморегулируемой организацией оценщиков контроля за оценочной деятельностью, осуществляемой ее членами. Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований комментируемого Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований комментируемого Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

  1. Особенности осуществления саморегулируемой организацией контроля за применением мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов. В данном случае речь должна идти не о контроле в целом за саморегулируемой организацией, а о контроле за применением мер дисциплинарного воздействия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия. Так, например, ч. 2 ст. 55.15 ГрК РФ установлены виды мер дисциплинарного воздействия:

1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

5) исключение из членов саморегулируемой организации.

Таким образом, при осуществлении контроля за деятельностью указанного органа при применении им мер дисциплинарного воздействия необходимо в том числе контролировать вопрос о том, какие меры дисциплинарного воздействия он применяет, а именно не выходит ли данный орган за рамки имеющихся у него полномочий.

  1. Особенности порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в определенных сферах деятельности. Такие особенности могут быть установлены прежде всего в связи с особенностями осуществления тех видов деятельности, в рамках которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, а также лица, осуществляющие профессиональную деятельность, создали (вступили в) саморегулируемую организацию. Например, ст. 23.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве») устанавливает, что контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном регулирующим органом.

Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность СРО арбитражных управляющих. Контроль (надзор) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводится органом по контролю (надзору) не чаще чем один раз в два года. Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих является представленная в орган по контролю (надзору) мотивированная жалоба на действия или бездействие саморегулируемой организации, нарушающие требования указанного Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также имеющиеся в документах саморегулируемой организации, представленных в орган по контролю (надзору), несоответствия таким требованиям.

Таким образом, основное правовое значение ч. 2 комментируемой статьи заключается в том, что она определяет действие положений комментируемого Закона в отношении саморегулируемой организации, за исключением вышеуказанных особенностей, устанавливаемых иными федеральными законами. Между тем норма, содержащаяся в ч. 2 комментируемой статьи, носит императивный характер, поскольку устанавливает, что все эти особенности могут устанавливаться федеральными законами. Из этого следует, что в случае, если специальными федеральными законами не определены вышеуказанные особенности, применяется в общей части комментируемый Закон (его соответствующие положения).

  1. Часть 3 комментируемой статьи содержит положения, исключающие из-под действия комментируемого Закона отдельные СРО в области определенных видов деятельности. Авторы считают, что ч. 3 комментируемой статьи имеет некоторое соотношение с ч. 2 комментируемой статьи, поскольку ч. 2 (см. комментарий к ч. 2) определяет отдельные вопросы, связанные с деятельностью СРО, членством в саморегулируемых организациях, контролем за их деятельностью и иными аспектами, которые регулируются иными федеральными законами. Из этого следует, что в отношении таких саморегулируемых организаций действуют общие положения комментируемого Закона, а в части, касающейся регулирования отдельных вопросов, — положения соответствующих федеральных законов. При этом положения, содержащиеся в ч. 3 комментируемой статьи, предусматривают, что в целом на регулирование вопросов, касающихся создания, деятельности, правового положения и иных вопросов, связанных с саморегулируемыми организациями отдельных видов и действующих в определенных сферах, положения комментируемого Закона не распространяются. В отношении их действуют специальные федеральные законы.

В целом следует отметить, что положения ч. 3 комментируемой статьи носят так называемый «исключающий характер», то есть предусматривают исключение из такого вида действия нормативных актов, рассматриваемого в теории права как действие нормативного акта «кругу лиц», то есть определяет такие юридические лица, на которые действие комментируемого Закона не распространяется.

К числу таких «исключенных» саморегулируемых организаций относятся:

1) саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Согласно ст. 48 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ «О рынке ценных бумаг») саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с указанным Законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг;

2) саморегулируемые организации акционерных инвестиционных фондов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — ФЗ «Об инвестиционных фондах») акционерный инвестиционный фонд — открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные указанным Законом, и наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд». При этом данный Закон не содержит определения понятия «саморегулируемые организации акционерных инвестиционных фондов». Но можно сказать, что такой организацией является некоммерческая организация, основанная на членстве субъектов, осуществляющих деятельность в сфере инвестирования имущества в ценные бумаги и иные объекты, и осуществляющая определенные полномочия по управлению в данной сфере;

3) саморегулируемые организации управляющих компаний. Согласно ст. 57 ФЗ «Об инвестиционных фондах» саморегулируемой организацией управляющих компаний является некоммерческая организация, имеющая соответствующее разрешение Центрального банка Российской Федерации, основанная на членстве управляющих компаний;

4) саморегулируемые организации специализированных депозитариев инвестиционных фондов. Исходя из ст. 44 ФЗ «Об инвестиционных фондах» саморегулируемые организации специализированных депозитариев инвестиционных фондов — это некоммерческие организации, которые объединяют акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, которые осуществляют контроль за деятельностью акционерного инвестиционного фонда или управляющей компании акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда;

5) саморегулируемые организации паевых инвестиционных фондов. В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Таким образом, саморегулируемые организации паевых инвестиционных фондов — это некоммерческие организации, которые объединяют на основе членства субъектов (учредителя (учредителей)), осуществляющих доверительное управление имуществом с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией;

6) СРО жилищных накопительных кооперативов. Согласно ст. 56 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» саморегулирование деятельности жилищных накопительных кооперативов осуществляется на условиях их добровольного объединения в жилищных накопительных кооперативах. Саморегулируемая организация жилищных накопительных кооперативов может учреждаться для разработки и установления правил и стандартов, обеспечивающих соблюдение членами такой саморегулируемой организации интересов членов кооперативов и осуществление эффективной деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, контроля за соблюдением требований законодательства РФ и дополнительных требований, установленных указанными правилами и стандартами;

7) саморегулируемые организации негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 36.26 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» саморегулируемой организацией фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, именуется добровольное объединение фондов и (или) указанных организаций, действующее в соответствии с указанным Законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемая организация учреждается фондами и (или) организациями, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, для обеспечения условий профессиональной деятельности, защиты интересов клиентов фондов, установления правил и стандартов проведения операций, обеспечивающих эффективную деятельность;

8) саморегулируемые организации кредитных организаций. Согласно ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации» саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в кредитные кооперативы, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов СРО. Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с указанным Законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию;

9) саморегулируемые организации бюро кредитных историй. В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» бюро кредитных историй — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с указанным Законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. При этом указанный Федеральный закон не содержит понятия «саморегулируемые организации бюро кредитных историй». Но тем не менее можно сказать, что бюро кредитных историй — это некоммерческие организации, которые на основе членства объединяют юридических лиц, предоставляющих услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

В отношении всех указанных саморегулируемых организаций ч. 3 комментируемого Закона указывает, что федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности, определяются отношения, которые связаны с:

— приобретением статуса;

— прекращением статуса;

— деятельностью;

— осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов;

— осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов с потребителями производимых ими услуг и работ;

— осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Как видим, практически все указанные особенности перечислены также и в ч. 2 комментируемой статьи (см. комментарий к ч. 2), которая предусматривает, что эти аспекты могут регулироваться иными федеральными законами. Вместе с тем в отличие от ч. 2 комментируемой статьи ч. 3 содержит императивную норму, которая устанавливает, что все вышеуказанные аспекты определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. В совокупности с положением ч. 3 комментируемой статьи об исключении из круга саморегулируемых организаций, подпадающих под действие комментируемого Закона, указанных выше саморегулируемых организаций это означает, что даже общие положения комментируемого Закона не могут применяться к саморегулируемым организациям, указанным в ч. 3 комментируемой статьи, в случае, если отдельными федеральными законами, регулирующими определенный вид деятельности, не урегулированы вышеуказанные аспекты создания, деятельности и взаимодействия СРО. Между тем отдельные федеральные законы в сфере определенных видов деятельности содержат бланкетные нормы, ссылающиеся на комментируемый Закон. Например, ч. 2 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации» устанавливает, что деятельность СРО регулируется указанным Федеральным законом и законодательством РФ о саморегулируемых организациях. Таким образом, между нормами комментируемого Закона и нормами отдельных федеральных законов имеются существенные противоречия, поскольку комментируемый Закон исключает из-под своего действия отдельные виды саморегулируемых организаций, определяя, что их деятельность регулируется специальными федеральными законами. В то время, как специальные федеральные законы, наоборот, устанавливают, что деятельность таких саморегулируемых организаций регулируется в том числе комментируемым Законом.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code